епископ Илия Минятий

Период I. Поучения во Святую и Великую Четыредесятницу

Неделя первая Великого Поста, о предопределении

Во утрие восхоте Иисус изыти в Галилею: и обрете Филиппа, и глагола ему: гряди по Мне. Ин.1:43.

Нет ничего так гордого, и так любопытного, как человеческого ума: и хотя грех привел его в великое бессилие, хотя вера не велит ему всячески испытовать недоведомых; то однако распускает он сто крил, чтоб возлететь на самую высоту; раскрывает сто очей, чтоб испытать самую сокровенность. И пусть так, когда столько он трудится о откровении здесь на земли толь чудных дел естественных: ибо сие природное в человеке есть устремление, чрез которое он приводится к уразумению всего сущего: но понуждаться ли ему проникнуть невидимую глубину Божиих недоведомых судеб, чтоб постигнуть, как управляет всепремудро, да и что определяет о человеческих вещех непреложно, высочайший промысл Божий? сие есть дерзновение неизреченное. В бездне Божия разума и премудрости скрывается таинство зело непонятное, и Божие предопределение. И об оном, пусть рассуждает, сколько хочет, пусть толкует, сколько хочет; то никак не может его постигнуть ум человеческий, яко краткий в разумении, недостаточный в понятии. Схоластические Богословы! я знаю все, что вы о Божии предопределении ни говорите: вы говорите, что предопределение есть проразумение и предуготовление благодеяний Божиих, чрез которые твердо спасаются все спасаемые: вы говорите, что оно есть прехождением словесные твари к вечной жизни: вы говорите, что оно есть избранием к благодати и славе: да только вы не знаете, когда предопределение бывает, прежде ли как Бог дела познает, или уже по познании оных? Вы не разумеете, что Бог предвидит от века действуемая от человек во времени: и что от века предуведение Божие есть твердо, а во време ни человеческое действие свободно. Вы не ведаете, что между собою Божий непреложный совет, и словесных тварей свободное самовластие согласны: что Божие определение иеизменно, и не подвергается нужде; что оно самое совершенное, и не подъемлет случаем бывающего. Впрочем отложим мы, отложим испытания и недоумения Богословские. Испытания, что не довольствуют, но смущают ум: недоумения, что не просвещают, но помрачают разум. В непостижимом сем деле, едину только вещь разумеем мы, слышателие, а именно, что предопределение не иное есть что, как только присовокупление к благодати Божией и человеческого хотения. Благодать есть Божия, призывающая: а хотение человеческое, ей последующее.

Пришедши Иисус Христос в Галилею, обрел там Филиппа, и стал звать его, глаголя ему, гряди по мне. Филипп веровал, и пошел за Ним, говоря к спутешественнику своему Нафанаилу: Егоже написа Моисей в Закон и Пророцы, обретохом Иисуса, Сына Иосифова, Иже от Назарета1. И так предопределился Филипп в честь Апостольского достоинства и в славу небесного Царствия. О сем-то я хочу сего дни поговорить, и доказать о двух вещах: Первое, что в Боге есть все хотение ко спасению всякого человека. Второе, что в человеке находится вся свободность спасену ему быть благодатию Божиею. Хочет Бог, когда хочет и человек. Человек есть предопределен.

Что в Боге есть все хотение, ко спасению человека

По имеющемуся догмату веры, основанному на Божественном Писании, есть предопределение; и нет у православных никакого в том сомнения: ихже бо предуведе, говорит явно Павел, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего: а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави2.

В непостижимой книге сокровенно тайного Божеского предуведения, одного написал Бог в живот, которого он возлюбил: а другого осудил на смерть, которого возненавидел. Иакова убо возлюбих, Исака же возненавидех3, упоминает сам Бог. Как скудельник из брения, или горшечник из глины, иной сосуд к употреблению в честь, а иной не в честь делает4: так всесамовластный Бог из создания Своего иных прославляет, яко честных: а других отвергает, яко негодных. Егоже убо хочет милует: а егоже хочет, ожесточает5. Бог делает, что хочет; и кто может Ему прекословить? воли бо Его кто противитися может6? Но от сего, есть ли какая неправда у Бога? Да не будет. Сие все учение Павлово; учение темное и высокое, о котором сколь больше испытуем, столь меньше умом понимаем! В деле предопределения хочу я, чтоб мы не разумели ни того, что написано во Святом Писании, потому что оно превосходно: ни того, что толкуют Святые Отцы, потому что оно трудно; ни того, что проповедают схоластические Богословы, потому что оно темно. Сему да будет виною ум наш, который немощен есть и слеп, и не может ни на высокая взойти, ни невидимых видеть. Не разумел того ни сам Святой Павел, восходивший до третьего неба: и в толикой высоте блаженных откровений, иного он не видел, кроме неисследимой глубины Божеской недоведомой премудрости. От чего пришедши во ужас, выговорила таковое слово: о глубина богатства и премудрости и разума Божия7! Наипаче прилагает Святой Златоуст, что хотя об оном истолковать нам и не невозможно, однако изыскивать пребеззаконно: «аще и не невозможно сия решити, обаче пребеззаконно сия испытовати8». Довольно знать нам сии две вещи, которые явны, легки и наитвердейши: одну, что Бог хочет нам спастися, потому что Он человеколюбив; другую, что мы можем спасены быть, потому что мы свободны. Хотение Божие, и произволение человеческое, составляют предопределение. Хочет Бог, когда хочет и человек. Человек есть предопределен.

Так подлинно, человеколюбец Бог хочет всем нам спастися; о чем доказуется тремя беспрекословными доводами: Божиим правосудием, Божиим милосердием и Божиим смотрением. Бог предал равно закон Свой всем человекам; Бог равно же хочет от всех человек оному и храниму быть. Нет такого человека, кто бы не должен был хранить закон Божий. Еллины и варвары, нечестивые и православные, Иудеи и Христианы, имеют ту же должность. Но когда сохраняют человецы Божий закон, то какой они мзды себе ожидают? Спасения и Царствия небесного. Аще хощите и послушаете Мене: благая земли снесте9, так обещает Бог устнами Исаиевыми. Не было ли бы какой нибудь великой неправды у Бога, когда б Он хотел с одной стороны храниму быть от всех закону Его, а с другой бы не хотел всем спастися: но одну бы только часть предопределил ко спасению, а другую бы осудил на мучение? Как? Всех бы призывал к сражению? а нескольких бы только к награждению? всех бы заставлял сряду Себе работать, а не всем бы давал равную за труды плату? Нет, не так. Бог есть праведен, наипаче же самая Правда. Когда дает Он всем закон Свой, то всем же хочет и спасенным быть. Хощет всем спастися, упоминаешь Апостол10. "Всем бо давый закон, толкует Святой Амвросий, никого же исключает от Царствия Своего». Еще: кто понудил Бога сойти с неба на землю, и быть человеком? Крайнее Его милосердие. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть11, свидетельствует Богослов Иоанн. Во все тридцати-трехлетнее время, которое прожил в мире Богочеловек Иисус, колики труды Он понес? колики страсти претерпел? какую смерть восприял? Говорили священные Богословы, что чрез Ипостасное соединение человечества Христова с Божеством, всякое деяние Христово было бесчисленной цены и достоинства, так что всякая наименьшая страсть Христова, довольна б была ко уплате за всемирный грех; одна капля пречистой Его крови, была бы достаточна ко угашению пламеней вечных мук; одна смерть естественная и легкая, довольна б была спасти весь человеческий род. Но когда Он пострадал столько, столько не пострадал иной человек, когда Он пролил Свою кровь до последней капли, когда Он умер с толиким мучением, и с толиким поношением на кресте: то думаете ль вы, яко бы Он сие для спасения токмо одной части людей претерпел, а другую часть в погибели оставил? Толь ли малым мог Он спасти всех: а толь многим восхотел спасти немногих? Истощил ли Он бесчисленно сокровище на малое искупление? и излиял ли все Божеские Свои Благости богатство на облагодетельствование толь немногих? Нет: на всех, на всех разливается море Божьего дара. Язвы Иисус-Христовы учинилися исцелением всех. Крест Иисус-Христов стал быть лествицею чудною к восхождению всем в рай. Един Бог, един Ходатай Бога и человеков, человек Иисус Христос, глаголет ІИавел, давый Себе избавление за всех12,един за всех умре13. А когда Он за всех умер, то хочет всем и спасенным быть. Хощет всем спастися14. «Праведное солнце, свидетельствует Богослов Григорий, всем возсия, всем поживе, всем умре, всем воскресе». К тому же несомненно, да еще претвердо есть и сие, что высочайший промысл Божий простирается обще на вся твари. Ничто же бо не предуведано, или пренебрежено есть у Бога, упоминает великий Василий, а наипаче во всем человеческом роде. Сие-то есть оное отеческое Божие прилежание, на которое увещевает нас Святой Петр возвергать все наше попечение. Всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас15. Бог повелевает сиять солнцу как на верные, так и на неверные. Соделал пристанище для плавающих по морю, как благочестивых, так и нечестивых: здравие, благополучие, богатство, чести, дает без отличения всем народам: так тем, кои Ему покланяются, как и оным, кои Его не знают. И когда Бог хочет, и дает обще всем те вещи, для коих мы не созданы, то есть, земные и временные; то не паче ли даст всем обще оной, для коих мы созданы, то есть, небесные и вечныя? Сей небесный Отец, когда имеет о всех промышление, то хочет и всех спасения. Бог хочет всем спастися. Чего ради и солнцу Своему возсиявати творишь на злыя и благия, и дождить на грешныя и праведныя16. Бог, потому что Он праведен, и что милосерд, и что имеет промышление о всех, хочет всем спастися: и елико до Него касается, то не хочет ни единому малейшему погибнуть, о чем утверждает Сам Сын Божий во Священном Своем Евангелии: несть воли Отца Моего, Иже на небесех, да погибнет един от малых сих17. Всем Он хочет спасенным быть: и того-то ради (по речению Давидову), Бог богов Господь глагола, и призва землю18. Глаголал Он сперва и с начала, устнами Пророков, глаголал в последние дни, в Сыне; и призвал на спасение не одну только Европу, или Азию, не один только Иерусалим, или Рим, но обще землю. От сего-то небесный Иерусалим, преславный град Божий, рай, якоже видел его Иоанн во Апокалипсисе, имеет двенадцать ворот, каждая приотворены ко всякой стране земли. И показа ми град великий Святый Иерусалим, имущий врат дванадесять: от востока врата три, от севера врата три, от юга врата три, и от запада врата три19, дабы мы ведали, что Бог имеет отворен рай для всей четвероконечной вселенной. Бог богов Господь глагола, и призва землю, потому что Он хощет всем спастися.

Поистине, сие хотение есть оное, которое со Святым Дамаскиным, от всего лика Богословов имянуется предходящее: сиречь, что оно едино не довольно спасти человека. Оно есть как огненный столп, ночию Евреям путь в пустыне показывавший: сиречь, показывает только дорогу, а не влечет к пути спасения. Оно есть дар Божий предходящий; но надобно и произволению человеческому за ним последовать. Ведь Бог есть Оный, Который призывает: но надлежит и человеку слушать. Хотение Божие одно колесо только, одно крило только; да надобно и другое колесо и другое крило, хотение наше, для шествия нам на путь спасения, для возлетения на небо. Хотение Божие, и хотение человеческое, составляют предопределение. Хочет Бог, когда хочет и человек.Человек есть предопределен. Бог от начала создал человека свободным, глаголет Дух Святой устнами премудрого Сираха: из начала сотвори человека и остпави его в руце воли его20. Оставил Он его в воли своей: и в свободности человеческой не хочет иметь никакой власти сам Бог. Остави его в руце воли его. Всесилен Бог во власти Своей, всесилен и человек в свободности своей, с сим только различием, что Бог еже хочет, то творить, и нет никакой силы к помешанию Ему; а человек чего не хочет, того не делает, и нет никакой силы к принуждению его. Невозможно не соделать Богу того, что Он хочет: тако же невозможно сделать человеку того, чего он не хочет. И посему, как человеку не возможно спастися без благодати Божией: так ни Бог может спасти человека без свободного хотения человеческого. Благодать, глаголет Святой Златоуст, аще и благодать есть, хотящих спасает21. Спасение наше делом есть нашим и Божиим, как научает Богослов: подобает бо и еже в нас быти, и от Бога спасатися. Выпадает на землю дождь; но земля плода не приносит, буде земледелец труда не приложит. Сияет везде солнце; но надобно отверсть очи, хотящему свет солнечный увидеть. Сие значить, что Бог дает всю благодать и помощь: но надлежит совокупляться с благодатию Божиею, содействовать с помощию Божиею и хотению человеческому. Восхотел Бог спасти Ноя от всемирного потопа; но повелел, чтоб и сам Ной, художеством своих рук построил ковчег. Восхотел очистить от прокажения Неемана; да однако повелел, чтоб и сам Нееман пошел обмыться во Иордане. Восхотел отверсть очи от рождения слепому; но повелел, чтоб и сам слепой пошел для умытия себя в Силоамской купели. Хочет Бог спасти всякого человека; но также хочет, чтоб и всякой человек споспешествовал спасение своему. Всякий человек свободен, имеет у себя пред очми воду и огнь, живот и смерть22. Всякий человек словесен, имеет у себя предводителя, ум: и может своим рассуждением различить добро с худом, свет со тьмою. Всякий человек имеет на сердце своем написан закон естественный, ко спасению истинный путь ему показующий. Впрочем, что иное потребно к предопределению, кроме токмо Божией туне даемые благодати, и человеческого свободного произволения? Хочет Бог, когда хочет и человек. Человек есть предопределен. Но знаю я какое в деле предопределения недоумение может возыметь человек. Бог-де, сказать кто-либо может, да и как в Священном Писании упоминается, прежде нежели как родилися, или сделали что добро или худо, два брата, Исав и Иаков, Иакова возлюбил, а Исава возненавидел. Бог, егоже хощет, милует, а егоже хощет, ожесточает23. Бог из того же брения делает два сосуда: один в честь, другой не в честь: еже значит, что Бог иному дает преизобильно благодать Свою, а иному ее не дает. И что Бог всевластен делать то, что хочет, и никто, по слову Павлову, не можешь Ему в том, для чего Он так сделал, воспрекословить: Воли бо Его кто противитися может24? II по сему, как-де Бог хочет всем обще спастися, когда Он к одной стороне всю Свою любовь, а к другой весь Свой гнев показует? Да и буде Он меня еще прежде моего рождения возненавидел яко Исава, ожесточил яко Фараона и создал яко сосуд бесчестен с развращенным мнением: то какую свободность к деланию добра, или к произведению в действа спасения моего, я уже имею? Правда, слышателие, что вышеобъявленные речения Священного Писания рождают таковые, и подобные сомнения: однако оной имеют другое разумение. Таинственное то благословение, кое учинил Патриарх Исаак детям своим, было воистинну по Божию смотрению: но, испытуя оное по человеческому рассуждению, видится быть весьма погрешительно. Исав и Иаков, два брата, дети Исааковы: Исав больший, Иаков меньший сын. И так надлежало Исаву по натуральному закону, яко первому принять родительское благословение, да однако сперва получил оное Иаков: к чему совокупилися три обстоятельства, кои видятся тремя великими погрешениями. Первое, что Исаак от старости ослеп, и ничего не видел: бысть по еже состаритися Исааку, помрачистеся очи его, еже видети25. И так ли слепо дает он благословение, не разведав прежде, кто-то подлинно был большой сын? Второе, Исаак за то, чтоб дать ему благословение, восхотел сперва подарка, попросил от ловли сына своего себе кушания: улови ми лов, и сотвори ми яди, якоже люблю аз, и принеси ми, да ям26. И так ли продает он то благословение, кое надлежало дать ему даром? Третье, Исаак обманут был от жены своей Ревекки, которая больше по той причине, что любила Иакова, нарядила его в платье Исавово: и потому Исаак благословил Иакова с тем мнением, якобы благословляет Исава первородного, о чем как известился после обманутый оный старый муж, то ужасся, и стал быть вне себя: и ужасеся Исаак ужасом велиим зело27. И в такой ли вещи священнолепной обманывается столь легко от жены Патриарх? Будучи он слеп, и обманут хитростию другого, дает Иакову за принесенную им ядь то благословение, кое надлежало было дать Исаву. Но, коротко сказать, Исаак что был? Человек, и человек подлинно, так дает благословение, так жалует честно. так делает выбор, или будучи ослеплен от безумия, или побежден от сребролюбия, или обманут по простоте. А советы Божии не так, как советы человеческие: совети бо Мои, не якоже совети ваши28. Как отстоит земля от неба, так судьбы чсловеческие с судьбами Божиими не сходственны. Инако Бог предопределяет, инако благодать Свою дает, инако славою одаряет, инако избирание производит. Бог есть Всевидец, и видит всепроницательным оком наименьшее и сокровенное. Бог есть Праведен, и судит всякого по достоинству; не смотрит Он на лице, не взирает на дар: не зрит на лице, ниже вземлет дара29. Бог есть Всепремудр, и не проводится от хитрости, не побеждается от страсти, не изменяется от немощи. И так Всепремудрый, Праведный, Всевидящий Бог, Иакова за то возлюбил, что предуведал его Богоугодную мысль: а Исава за то возненавидел, что предуведал его злонравное намерение. Егоже убо хощет, милует, потому что провидит доброе и благопокоренное произволение; а егоже хощет, ожесточает30: потому что предвидит злое и непокоренное сердце. Иного творит сосудом избранным, якоже Павла, а иного сосудом бесчестным: потому что предвидит его сосудом гнева, влекома к погибели, как Фараона. Так-то разумеются оной вышеобъявленные речи, и так их толкуют все, все Богоносные Отцы, наипаче Златоуст в 16 слове, на 9 главу к Римляном послания. Впрочем те речения не доказуют, что или в Боге нет всего хотения спасти тебя, или что в небе нет всей свободности спастися: но всегда тебя хочет Бог, Который есть человеколюбив. Имей хотение и ты, яко свободный: и таким образом всегда ты предопределен. Исповедуем мы, что Бог творит, что хочет, потому что Он Всемогущ; но притом и то ведаем, что Бог делает, что надобно, потому что Он Праведен А хотя судеб Господних, кои суть бездна многа, и не разумеемы да однако несумнительно веруем, что в Боге нет лицеприятия.

Когда восходил Иисус Христос во Иерусалим, тогда Иаков и Иоанн, двоюродные братья Христовы, дети Зеведеовы, вместе с материю своею Саломиею, пришедши к Нему, кланялись, просили Его и говорили Ему: хощем, чтоб Ты, когда сядешь Царем в славе Своей, повелел одному из нас сесть возле Себя по правую руку, а другому по левую, дабы имели мы пред прочими в заседании первое себе место: хощева, да един одесную Тебе, и един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей31. Вознегодовал Иисус о несмысленном сем прошении, и ответствовал им: не знаете вы, о чем просите: не веста чесо просита; несть Мое дати32. А чего ради? и не самовластный ли Он Бог, предпочтить честию кого хочет? Кто может Ему в том воспротивиться? Воли бо Его кто противитися может33? Иаков и Иоанн, хотя подлинно такие же Апостолы, как и прочии: однако над всеми другими Апостолами имеют они отменную милость Христова свойства? Хорошо. Но в Боге, паки я подтверждаю, нет лицеприятия. Бог не взирает ни на ходатайство, ни на сродство. Могла Ревекка обмануть Исаака, и учинить обиду, потому что он был человек. Саломия не может склонить Христа ко учинению лицеприятия, потому что Он Бог. Не веста чесо просита; несть Мое дати, но имже уготовано есть34. Яко бы сказал: что Я с Моей стороны, как от Моей славы никого не отгоняю, так и в славе никого не различаю: достойнейший предпочитается. Имже уготовано есть, толкует Богослов, приложи сущим достойным, иже по бытию своему таковым, не точию от отца восприяша, но и сами ceбе дадоша35. И так, хотя Бог и нелицеприятен есть, хочет всем быть в Царствии Своем; не различает Он никого; однако предпочитает тех, кои достойны. Будь достоин и ты, и имеешь быть предопределен.

Мне ли-де быть достойну, когда Бог уже наперед ведает, что либо предопределен я в рай, либо осужден в муку? И так, буде я назначен в рай, то более трудиться мне для получения оного не нужно: буде же в муку, то стараться мне о отбытии от нее суетно. И я между тем не свободен ни в одном, ни в другом. Предуведение-де Божие беспогрешительно есть, и непременно надлежит тому сбыться, что предвидит Бог. Напротив же, буде я свободен в сделании того, что сбудется со мною иное, а не то, что Бог предвидит; по оному Бог в предуведении Своем обманывается, чему статься не возможно. Что ты говоришь, о человече! то ли, что когда я свободен, то Бог обманывается; а когда не свободен, то Бог обманывает меня? Обманывает-де Он меня, потому что устнами ІІророков и Апостолов, устнами Своими, зовет меня на покаяние; а Сам ведает, что не имею я никакой свободности к покаянию. Обманывает Он, что призывает меня к ношению креста моего, и чтоб я за Ним последовал; а Сам имеет связано мое хотение. Обманывает меня, что велит мне хранить заповеди Своя: а отнял у меня предуведением Своим всю силу. И так когда я не свободен, то что есть вера, не одно ли только обманство, и комедия Евангелие? Нет. Бог не обманывается, потому что Он самая премудрость: ниже обманывает, потому что Он самая истина. Не разумеешь ты, что то есть, и что чинит предуведение Божие. Впрочем послушай. Сие истинно есть, камень претыкания, о которой многие споткнулися, и пали: и кто рассуждает так, тот весьма погрешает, и далеко от истины отстоит. Когда ты болен, то не правда ли, что Бог предвидит исцелишься ль ты, или умрешь? Но для того, не уже ли ты перестанешь призывать к себе врача, и не будешь принимать лекарств? да и иного ничего ни делать, как поджав только руки, ожидать либо здравия, либо смерти своей: был бы ты в том весьма несмыслен и глуп. Иное, провидеть Богу исцеление ль твое, или смерть, и то есть истинно; а иное, что якобы предуведение Божие производило либо здравие, либо смерть, сие самая ложь. Ежели ты себя побережешь, то исцелишься: ежели же не побережешь, то умрешь. Бог предвидит и одно и другое: но ни одного, ни другого не делает. Предуведению Божию, исцелишься ль ты, или умрешь, одно из двух есть известно; но ни одного из двух Им не определено. Выразумей о том из последующего лучше. Подлинно, Бог тебя предвидит или в раю, или в муке: но надобно тебе знать, что из сего следует: когда мы смотримся в зеркало, то каковы находимся, таковы и видимся: ежели хороши, то и в зеркале хороши же; а ежели дурны, то и в зеркале дурны же. Так-то пред чистейшим предуведением Божиим, как мы находимся, так и видимся: или записаны ясными характерами в книге живота, или замечены в несчастливой книге смерти. Ежели мы праведны, то в лике спасенных праведников: а ежели грешны, то в росписи осужденных грешников. Зеркало уподобляется зрению нашему: а предуведение Божие произволению нашему, по следующему разумению Григория Нисского: праведный Божий суд нашим произволениям уподобляется: яже от нас суть, сицева нам от своих подает.

И как зеркало, показующее хорошего и дурного, не делает никого ни хорошим, ни дурным; так и предуведение Божие, где видится предопределенной в рай, и осужденной в муку; ни первому производить спасение, ни другому в муку падение. Предуведение Божие, как научают Богословы, есть просто феорическое, а не практическое, то есть, примечательное, а не действом исполнительное. Ведь не того ради, что тебя предвидит Бог спасена, спасен ты бываешь; или что предвидишь мучима, в муку попадаешь: но того ради, что добрыми твоими делами, чрез содействие благодати Божия, имеешь ты спастися, Бог тебя предвидит спасена: или злыми твоими делами, что убегая ты от благодати Божией имеешь в муку попасться; Бог тебя предвидит мучима. Ведь не для того, что Христос предвидел предательство Иудино, Иуда предал Христа, но что Иуда имел предать Христа, то Христос предвидел предательство Иудино. Так о том упоминает Иустин Философ и Мученик сими словами: не предуведение есть виною имущаго быти, но имущее быти виною предуведения. Нe предуведению бо последует будущее; но будущему предуведение, не Христос виновен предательству Иудину, но предательство, Господню предуведению. Ежели ты поживешь Богоугодно, то спасешься; а ежели развращенно, то в муку попадешься. Бог и одно и другое предвидит; но ни одного, ни другого предуведение Божие не производит. Спасешься ль ты, или в муку попадешься, одно из двух известно; но ни единого из обоих не определено.

Но сказал бы я тебе, что определено, учинено уже решение, либо спасену, либо мучиму тебе быть: то неужели ты перестанешь в церковь ходить? будешь ли уже исповедаться? станешь ли исправлять какую-нибудь Христианскую добродетель и покаяние? или без всякого уже собою действа, имеешь ожидать либо спасения, либо мучения? И ежели бы ты так поступил, был бы самым преглупым человеком. Посмотрись еще пожалуй однажды в зеркало; сегодня ты здоров, и зеркало тебя кажет добрым видом: завтра болен, и оное кажет тебя худым видом: опять ли оздоровеешь, то опять оно тебя покажешь прежним видом. Как пременяется в лице вид твой, так и в зеркале зрение твое, зеркало уподобляется виду твоему. Подобным образом и я тебе сказываю, теперь что живешь ты добродетельно, Бог тебя предопределяет в рай; завтра согрешишь, и Бог тебя присуждает в муку; опять ли покаешься, то сызнова предопределяем бываешь. Как пременяешь ты житие, так пременяет и Бог Свое определение. Суд Божий нашим произволениям уподобляется. Два малые примера скажу вам на сие от Священного Писания, и тем окончаю. Когда везен был в Александрийском корабле Святой Павел узником в Италию, для представления Кесаря; то вдруг наступила стужа превеликая, ветер прежестокий, ночь претемная, буря морская страшная, бедство смерти многое, а ниедина надежда спасения. Но Бог, восхотевший сохранить раба Своего, послал Ангела с таковым ему объявлением: Павел! не бойся: Бог определил всех плавающих с тобою сохранить, для тебя никто не погибнет: не бойся, Павле, се дарова тебе Бог вся плавающия с тобою36. От такова Божия обнадежения, взяли смелость корабельщики, и утвердяся в том, что не погибнут, похотели было покинуть корабль, и лодкою переправиться на сухо. Нет, сказал Павел, буде они не останутся в корабле, то не спасется никто: аще не сии пребудут в корабли, вы спасти не можете37. Что ты говоришь, Павле? ведь уже определил Бог спасти всех; и так останутся ль они, или не останутся в корабле, от того что сделается? Нет. Хотя Бог и определил всех избавить, однако же хочет, чтоб и сами они содействовали. Ежели они не останутся все в корабле, и не будет из них всякой смотреть своего дела; то пропадут. Пропадут ли те, коих определил Бог спасти? разве пременяется Божие определение? Пременяется подлинно: Аще же не сии пребудут в корабли, вы спастися не можете38. Другой пример: заболел Царь Езекия, Бог определил ему тогда умереть, и послал Пророка Исаию к нему с объявлением, чтоб он учинил завещание, по тому что не осталось ему уже надежды к жизни: Тако глаголет Господь: заповеждь дому твоему, яко умреши ты, и не будеши жив39. Оборотился лицем к стене бедный Езекия, и стал вздыхать, плакать, просить Бога о милости. Что ты делаешь, бедный царю? вить не определил ли Бог тебе умереть? и так ты просишь, и плачешь по пустому: ибо может ли больше тот человек жить, которого уже определил Бог на смерть? и пременяется ли Божие определение? Определение пременилося, слышателие! Бог сжалился, видя слезы Езекиины, и определил ему живу быть, наипаче прибавил еще ему пятнадцать лет жития. Тако глаеолет Господь: се Аз исцеляю тя, и приложу к летам твоим пятьнадесять лет40. От сего примера скажу я тебе, человече: пусть что уже учинено определение о спасении твоем, однако же тебе объявляю, что, ежели ты не будешь содействовать, ежели не станешь жить Богоугодно до конца, пребывая твердым в благодати и любви Божией: то чрез все определение спасения твоего, ты в муку попадешься. Тако же, пусть уже учинено определение о мучении твоем: однако объявляю, что ежели обратишься ты, и покаешься: то не взирая на все определение мучения твоего, ты спасешься. Как пременяется произволение твое, или от доброго на злое, или от злого на доброе; так пременяется и определение Божие, или от спасения на мучение, или от мучения на спасение. Праведный суд Божий нашим произволениям уподобляется: яже от нас суть, сицева нам от своих подает. И так между сим, предуведение, и определение Божие не мешает Богу в хотении, кое Он имеет о спасении тебя, ни тебе в свободности, которою имеешь ты спастися.

Но я хочу, как сперва упомянул, чтоб ты не разумел ничего в высоком деле предопределения, дабы не смущало тебя какое-либо сомнение; а имей только за самые твердые, последующие два наставления: одно, что Бог всегда хочет спасти тебя, потому что Он человеколюбив; другое, что ты всегда можешь спастися, потому что ты свободен. Благодать Его, и произволение твое, сочиняют предопределение. Хочет Бог, имей хотение и ты: и таким образом предопределяем бываешь.

Что в человеке находится вся свободность, спасену ему быть благодатию Божиею. Хочет Бог, когда хочет человек: человек есть предопределен

Для вящего утверждения того, о чем говорил я до сего часа, прошу вас выслушать и оное, что говорит Бог к Иеремии в 18 главе. Иеремия! встань, и поди в дом к горшечнику, где Я имею сказать тебе некоторое слово: востани, и сниди в дом скудельничий, и тамо да услышиши словеса Моя41. Пошел ІІророк, и вошедши в дом к горшечнику, застал его делающего горшок, которой из рук у него выпал, и расшибся; но он его опять поднял и переделал, как ему угодно было. Тогда сказал ему Бог: Иеремия! видишь ли ты оную глину, которая в руках у горшечника? так то вы находитесь в руках Моих: якоже брение скудельниче, тако вы есте в руку Моею42. То есть как горшок будучи целой упал, и разбился, и опять разбитой переделан художеством горшечника, так-то ты, человече, впадаешь в грех, и опять по принесении покаяния, благодатию Божиею исправляешься. Учинился ли ты сосудом честным, то можешь быть сосудом бесчестным: и опять из сосуда бесчестия, превратишься сосудом чести. Да и еще Бог продолжает речь к Пророку, говоря: определил Я дать много добра людем сим; но ежели они не послушают слов Моих, то Я мое определение отменю, и не дам его им. Аще сотворят лукавая предо Мною, еже не послушати гласа Моего: и Аз раскаюся о благих, яже глаголах сотворити им43. Определил же Я еще навесть на них много зла; но ежели они обратятся, то Я Мое определение оставлю, и не наведу на них ничего. Аще обратится язык сей от всех злых своих, и Аз разкаюся о злых, яже помыслих сотворити им44. Видишь ли, что Бог так пременяет определение, как человек пременяет намерение; определил Бог спасти праведных, а в муку осудить грешных. Праведен ли ты? берегись, чтоб тебе в грех не впасть; ибо определение спасения твоего, бывает определением мучения твоего. Грешен ли ты? старайся принесть во грехах покаяние; ибо определение мучения твоего, бывает определением спасения твоего. Праведный Божий суд нашим произволениям уподобляется, яже от нас суть сицева нам от своих подает. И для того не смотри ты на то, что определил Бог о тебе, или что провидит Он в тебе: сие ни пользует, ни вредит. Хочешь ли знать; что есть предопределение? ІІредопределением, благодать есть Божия, с хотением вкупе человеческим. Хочет Бог, потому что Он человеколюбив; когда хочет и человек, потому что он свободен. И каким образом человек предопределен.

Но что будет о мне, душе моя? в рай ли ты, или в муку определена? кто мне о том объявит? кто меня в том утвердит, слышателие мои! Пока мы в здешней бедной жизни находимся странствующими, то никто не известен, что впредь имеет быть. Сие увидено будет при кончине, когда мы каковыми найдемся, праведными, или грешными: как от праведного Судии и восприимем, или мзду славы, или осуждение в муку; сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в еоскрешение суда45. Однако между тем, могу я тебе малое нечто сказать, окончавши поучение одною баснею, которая кажется прилична к делу. Некоторый человек злопытливой ходил в Делфы к Аполлонову идолу, держа в руках у себя прикрытого платьем воробья, и вопрошал идола, чтоб ему сказал, живой ли у него воробей, или мертвый? Человек сей был лукав, и имел такое намерение, что, ежели б идол ему сказал, что воробей у него мертвый, то он показал его живого; а ежели б сказал, что живой, то его задавил, и показал мертвого: и так бы обманул Аполлона. Однако узнано лукавство его, и дан ему от идола такой ответ: в воли твоей состоит, человече, показать воробья, как ты хочешь, или мертвого, или живого: от тебе зависит сие соделати, или жива, егоже имееши, или мертва показати.

Спрашиваешь ты, слышателю, что душа твоя к вечной ли жизни есть годна, или к вечной смерти? В твоей воли то состоишь: от тебе зависит сие соделати. Предопределение твое зависит от хотения Божия, и от твоего. Хотение Божие всегда готово, остановляется только за хотением твоим. Бог хочет, имей хотение и ты: и таким образом к вечной жизни ты предопределен.

* * *

8

Слово 16. К Рим. На гл. 9

12

Тим. 2:5–6.

19

Апокал. 21:10–13.

21

Слово 18 на Посл. 1 к Римл.

35

Слово 314.

39

4 Царств. 20:1.

40

4 Царств. 20:5–6.

41

Иерем. 18:2.

42

Иерем. 18:6.

43

Иерем. 18:10.

44

Иерем. 18:8.


Источник: Часть первая. Издание седьмое. Москва, в Синодальной типографии, 1842.

Комментарии для сайта Cackle