епископ Илия Минятий

Неделя четвертая Великого Поста, о исповеди, третье инаковое

Душе немый и глухий! Аз ти повелеваю: изыди из него, и ктому не вниди в него. Мк. 9:25.

Нем есть, и не говорит, глух, и не слышит лукавый дух, мучащий бедного того сына, о коем повествует сегодняшнее Евангелие. Молод он, в цвете возраста, со младенчества учинился гнездом сему, овладевшему им бесу, который, когда его схватить, то терзает, бросает его на землю; а он бедный пены испускает, зубами скрежещет и цепенеет; встает же опять лицем свирепым, глазами мутными, со устремлением неисследимым, и иногда бежит на сгорение в огонь, иногда мечется на потопление в воду. – Апостоли, столько других беснуемых исцелившие, его токмо одного исцелить не могут; они заклинают его, запрещают ему; но дух есть нем и глух, не ответствует им, не слушает их; а для чего? Для того наипаче, что он дух немый и глухий. Когда больный нем и не обьявляет болезни своей врачу, когда глух и не слышит приказу его: то либо скоро он умирает, либо не скоро исцеляется. Надлежит придти самому Иисусу Христу, Который, яко Бог, имеет всемощную власть над духами нечистыми для повеления ему господственным образом: душе немый и глухий! Аз ти повелеваю, изыди из него, и ктому не вниди в него: и тогда лукавый дух, воскричавши крепко, востерзавшись страшно, выйдет, и оставит того юношу здрава и свободна. Не труден таинственный разум Евангельской сей истории; два коварства изобрела злохитрость душегубца диавола к мучению человека: первое, вязать у него язык, и делать его немым: второе, затыкать у него уши и делать его глухим: немым для того, чтобы не исповедал он страсти греха своего; а глухим, чтоб не услышал исцеления прощения своего. Как захватит он его к себе издетска, и возобладает им чрез многое время; то делает над ним, что хочет: мечет он его иногда в огонь, то есть, в опламененные страсти, ярости и похоти; иногда в воду, то есть, в море житейских попечений. Проповедники своими поучательными словами, Духовники наставлениями ничего его не пользуют; а для чего? Для того на иначе, что дух лукавствия глух есть и нем. Когда грешник нем, и не исповедывает греха своего духовному отцу, когда глух, и не слышит завещания духовного отца; то или легко в муку он попадается, или с трудом спасается. Чудно, да и весьма то неимоверно, если такой грешник из рук диавольских можешь вырваться! А для чего, слушатели, в такой беде мы находимся? для чего столь долго владеть нами лукавому духу мы допускаем? Ибо во власти нашей состоит отгонять его; а чем? Исповедию. И так да не будем мы немы, но разрешим язык, и исповедаем многовременный грех; не будем глухи, но отверзем уши, и услышим душеполезное себе наставление. Чего ради хочу я сегодня поговорить вам о исповеди, со обьявлением того, в чем состоит прямая и совершенная исповедь, которою дух немой и глухой изгоняется.

В чем состоит истинная и совершенная исповедь

Часть первая. Состоящая в одних только принадлежащих до сего поучения замечаниях.

Истинная и совершенная исповедь не в словах, по примеру Иуды, давшего только слова и сребреники, но в слезах и сокрушении сердечном, как в том Петр поступил, состоит. В исповеди надобно хранить две вещи: первую, не иметь стыда, другую, оговорки, а не так, чтоб находиться нам иными а показывать себя чрез укрывание пороков душевных инаковыми. Стыдиться нам тогда надобно, когда грех творим; а не во время исповедания нами оного пред Богом, Которого поверенный есть Духовник, уста у себя имеющий, но говорить не могущий, хотя уши на слушание и имеет.

Идучи Сократ по улице Афинской, увидел ученика своего, из дому некоторой блудницы исходящего. Покраснел от стыда оный юноша, увидя учителя, и начал назад во двор подаваться и прятаться. О юноше! сказал ему тогда Сократ, не стыдно выходить тебе из такова дома вон, стыдно быть тебе в нем. Ах, Христианине! говорю тебе и я: не стыдно выходить тебе вон, то есть объявлять грех свой во исповеди; но стыдно быть тебе в нем, то есть скрываться пред Духовником, Грех умолчавыемый, по речению великого Василия, болезнию неисцеляемою есть в души528; да еще и по слову Сираха, о души твоей не усрамися, есть бо стыд, наводящий грех, и есть стыд слава и дарование529. Не надобно нам скрывать себя во исповеди оговоркою, полагая вины на других: а наипаче женщинам, кои все другое объявляют, опричь падения своего. Одна из тех жен, коих определил Бог быть бедным мужьям временною мукою, пошла доносить на своего мужа к Грациану царю, предъявлял ему, что оный муж ее пьяница, мот, ругатель, вор, блудник, и прочее, что может язык жены злой выговорить и ум ее выдумать: да и что он ее бранит, что ее бьет, что с нею живет мучительски. Царь, узнав тотчас злую природу оной жены, не ответствовал ей на то ничего. Она, чтоб привесть его на гнев, еще примолвила: Государь, царь! еще муж мой поносит и ваше величество; тогда царь ей ответствовал: о злая жена! бранит ли муж твой тебя, что мне нужды до того? а ежели он поносит меня, тебе какое дело до того? и с тем ее от себя прочь отослал. Духовному отцу надобно иметь к исповедникам утробы щедрот; и как единым мирным вдохновением принял он власть вязания и решения от Иисуса Христа: так мирну же и кротку и быть ему надобно; ибо ко спасению исповедающемуся вельми полезно сожаление духовниково: нужно милосердие ко спасению. Больное исцеляется, а не сокрушается, научает Богослов530. Всего же более потребно твердое намерение, не делать нам уже впредь злого, и прочее: се здрав сотворился еси, ктому не согрешай, упоминаешь Христос, да не горше mu чmo будет531. А что хуже того быть еще может, о том объявляет сам Христос, а именно, хотя исповедию поистине дух немый и глухий прогоняется: но ежели ты не заключишь твердо сердца своего страхом Божиим, и опять дашь ему место ко вхождению; то приходит он уже не один, но совокупившись с другими седмию духами злейшими: тогда идет нечистый дух, и поемлет с собою седмь других злейших себе, и вшедше обитают тамо; и бывают последняя челоеку тому горша первых532. Нет, братец, наставляет тебя святой Златоуст: отступи ты от лукавствия, престани от злобы. восприими добродетель, и обещайся ктому их не творити: и довлеет ти по ответу. Аз свидетельствую и поручаюся, яко из согрешивших киждо, аще отступив первых зол, обещается Богу ктому им не припасатися, ничтоже ино Бог востребует к ответу большее: человеколюбив бо есть и милостив. И якоже болящая желает родити: тако и он желает милость Свою изливати533. Сия-то есть истинная и совершенная исповедь, которою дух немый и глухий прогоняется! Слушатели! Нет ли полно из вас кого, имеющего в себе духа немого и глухого? Боюсь я, чуть нет ли его и во всех нас, потому что все мы грешны; но мы прогоним его от себя святою исповедию; вот ныне время к тому благоприятное, ныне время покаяния; наступили святые дни, и проч. Не надобно нам терять времени: кто теряет время, тот находится всегда в великой беде. Многие возжелали времени к покаянию; но уже его не обрели, и проч. Великим безумием есть иметь кому время, а ожидать еще времени; согоднешний день наш, а о завтрешнем не знаем; не вемы, что породит утро534.

Часть вторая. Как нашлась написана, так и напечатана

Не вижу я, чтоб исполнялось в нас то, что обещал нам Господь наш Иисус Христос: говорит Он нам: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам535. Но мы Его просим, и Он не слушает нас; требуем, и не дает нам; толкаем в двери, и оных не отпирает нам. Не правда ли то, что мы молимся по всякой день? но всяк о том ведает, сколь мало услышаны бываем: сем, какая бы причина была? Обьявляет о ней Пророк Исаия: еда ли не можешь рука Господня спасти? или отяготе слух Его, еже не услышати536? Разве, говорит он; не может всесильная рука Божия спасти нас, и свободить от искушений и злоключений, ежедневно к нам приходящих, или утомилось ухо Его, что Он не слышит? Нет. Но грехи наши разлучают между нами и между Богом, и грех ради наших отврати лице Свое от нас, еже не помиловати537. То есть, грехи наши нас отлучают и отдаляют от Бога; они как стеною или как горою пред нами, кои во услышании молитв наших на небеси нам препятствуют; за грехи наши Бог нами возгнушался, отвратил Он лице Свое, чтоб нас Ему не видеть и не миловать: руци бо наши осквернены кровию, персты наши во гресех, устне наши возглаголаша беззаконие, и язык наш неправде поучается538; потому что все мы находится нечисты, осквернены руки наши кровию бедных, уста наши и язык беззакониями, неправдами, лжами, злоречиями, клеветами. Сие-то причиною есть, что просим мы Бога, а Он нас не слышит; требуем, и нам не дает; стучимся, и нам дверей не отпирает. Но мы отьимем сие великое препятствие, отвержем чрез прямую и совершенную исповедь грехи наши, примиримся с Богом; и тогда Он поистине прошения наша услышит; поистине дает Он нам то, чего мы просим, и дверь милости Своей нам отверзет. А пока мы Бога раздраженным к себе имеем; то что получить от Него уповаем. Когда нечестивейший царь Египетский Фараон увидел многие насланные на него за жестокосердие от Бога язвы: то град, то саранчу, то воды речные, в кровь преложенные, то мор, и прочее; тогда он спрашивал: что есть сие? Рука есть то Божия, ответствовали ему волхвы его, грехи Египтян наказующие: перст Божий есть539. Буде спрашиваете и вы: что есть сие? что то за град, побивающий посеянное? что то за саранча, поядающая хлеб; то многодождие, то бездождие, тo ветры, посеянное и посаженное вредящие? Ответствую вам; перст Божий есть. Какая то от недородия хлеба дороговизна, истощавающая города? какие то тяжбы, разоряющие до основания дома? какие то напасти, приключающиеся нечаянно? Перст Божий есть. А болезни, голод, война, мор, что суть? Перст Божий, наказующий грехи Христианские. Многи раны грешнику540, упоминает Давид: огнь, град, глад и смерть, все сие во отмщение грешникам создано. Сие-то есть все оное оружие, которое рука Божия к наказанию Христианских грехов употребляет. Впрочем, если мы хочем, чтоб миновали нас все те припадки злые, то должно нам отнять тех злостей вину, коею грехи наши суть. Исповедь же грехов наших обезоруживает Бога; из наказателя чинит Его другом, из Судии Отцем, всего человеколюбивым: оная прямая и совершенная исповедь, которая бывает не едиными только устнами, но и сердцем без стыда, без извинения себя, с твердым намерением, чтоб отстать от грехов, нами соделанных, творит нас достойными здесь милости и любви Божия, а там небесного Его Царствия.

* * *

528

Васил. Вел.

530

Слово 19 на списк. к Георг.

534

Пр. 27:1.


Источник: Часть первая. Издание седьмое. Москва, в Синодальной типографии, 1842.

Комментарии для сайта Cackle