Азбука веры Православная библиотека протоиерей Сергий Дергалев Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни

Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни

Источник

В данной статье рассматриваются аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) на основании его писем к дочери Поликсении, которая была монахиней Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни. В статье описывается, какие советы святитель Иннокентий (Вениаминов) давал дочери по борьбе со страстями и овладению добродетелями. Статья дает хорошее представление о взглядах святителя Иннокентия в отношении аскетики и монашества.

В данной статье рассматриваются отношения святителя Иннокентия (Вениаминова) с дочерью Прасковьей Ивановной Вениаминовой, которая приняла постриг с именем Поликсения и подвизалась монахиней в Борисовском Тихвинском монастыре.

Данную тему рассматривал известный историк протоиерей Леонид Константинов в статье «Потомки святителя Иннокентия Московского (их связь с Белгородчиной)» из книги «Живое слово». В ней приведены три письма к дочери без попытки их анализа, а всего существует семь писем в I томе «Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского», пять писем во II томе и одно письмо в III томе – всего тринадцать писем.

Как известно, у будущего святителя было семеро детей, двое из которых умерло. Сыновья после смерти его жены Е.И. Шариной – Гавриил и Иннокентий – были определены в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Впоследствии Гавриил стал священником и главным помощником святителя. Что касается Иннокентия, то о нем святитель в одном из писем упоминает, что тот находится в тюрьме и деньги давать ему опасно [6, с.414].

Трое дочерей – Екатерина, Ольга и Прасковья – воспитывались в Санкт-Петербургском Доме Трудолюбия на иждивении их императорских высочеств государей Великих князей [6, с.276].

Екатерина Ивановна Вениаминова вышла замуж за будущего священника Илью Петелина. Ольга Ивановна Вениаминова вышла замуж за сына пресвитера Н.В. Музовского – духовника императора Николая I [6, с. 400], и лишь Прасковья Ивановна Вениаминова пожелала уйти в монастырь.

Именно о переписке с Прасковьей и пойдет речь. К сожалению, сохранились только письма святителя, но они дают достаточно полное представление об аскетических воззрениях святителя Иннокентия.

По письмам святителя мы видим, что он с необыкновенной радостью узнал о желании дочери вступить в монастырь и во многих письмах постоянно поддерживал это ее намерение.

В письме от 4 июля 1850 г. святитель пишет: «Хвалю, благословляю и одобряю твое намерение идти в монастырь… Прекрасно ты говоришь, что ты «хочешь идти в монастырь для спасения души», а не для чего-либо другого… Исполнение этого желания есть верх совершенства христианина» [6, с.262].

В другом письме от 18 июня 1851 г. есть такие слова: «Радуюсь и благодарю Бога, что ты избрала благую часть, которая не отнимется от тебя» [6, с.277].

В письме от 24 мая 1852 г. святитель снова говорит: «Да укрепит тебя Господь Бог до конца жизни твоей в твоем намерении посвятить себя Господу, Небесному Жениху» [6, с.366].

Когда святитель Иннокентий приводит аргументы в пользу принятия монашества, то высказывает следующие мысли: «Конечно, монастырь для молодой девушки почти то же, что гроб; но гроб этот может быть источником жизни и нетления» [6, с.277]; «посмотри ты на других: много ли достается радостей на долю женщин? Кажется, они счастливы и блаженны только до первого ребенка; а там – почти беспрерывные хлопоты, заботы, печали и скорби» [6, с.277]; «…сестра твоя Катя завидует тебе, что ты пошла в монастырь, если бы она знала, что значит быть замужем и иметь детей, то никогда бы не пошла замуж» [6, с.278]; «старшая сестра твоя завидует теперешнему твоему состоянию, при всем том, что муж ее человек кроткий, с которым у них в течение 13 лет не было перечного слова, и дети очень умные и здоровые; но при всем том она считает тебя счастливее себя» [6, с.366].

Когда у Ольги, сестры Прасковьи, умер муж, святитель написал Прасковье: «У тебя не будет болен и не умрет твой муж. Небесный Жених твой бессмертен» [6, с.399]. Интересно, что когда дочь просила отца о свидании, тот отвечал ей как истинный монах: «Ты желаешь со мною свидеться, – не знаю, едва ли мы когда увидимся с тобой здесь на земле, да и что в здешнем свидании? Несколько минут радости, а там – равнодушие. Надобно стараться, и дай, Господи, нам увидеться там, на небеси!» [6, с.262]. Подобные мысли в переписке с дочерью он высказывает не один раз. В отношении общения с дочерью выдерживается исключительно монашеский дух: «Не думай, что я оттого редко пишу письма, что забываю тебя; нет, моя возлюбленная, … да и притом монахам и монахиням почти и не следует писать писем, дабы не развлекать их» [7, с.174].

Теперь рассмотрим аскетические заветы святителя дочери.

Главный завет, который повторяется в каждом письме, – завет о молитве. Письмо от 4 июля 1850 г.: «Только прежде научись молиться» [6, с.262]. Письмо от 18 июня 1851 г.: «Только не будь беспечна; молись, как можно более, чаще и усерднее» [6, с 277]. Письмо от 24 мая 1852 г.: «Молись, друг мой, как можно более; принуждай себя к молитве; охота к молитве есть дар Божий, который дается не всегда, но непременно дается тем, кто принуждает себя молитве. Сначала тяжело и трудно кажется; а чем далее, тем легче и легче; а когда получишь дар молитвы, тогда ты ничего лучше не будешь желать, кроме молитвы» [6, с.367]. Письмо от 3 августа 1853 г.: «Молись, молись и молись, – и спасешься сама и спасешь многих, и мне поможешь» [6, с.400]. Письмо от 18 ноября 1854 г.: «Молись и терпи, терпи и молись, и трудись» [6, с.435]. Письмо от 18 октября 1858 г.: «Молись, дружок мой, молись… Без келейной молитвы не будет истинной молитвы и общественной» [6, с.132]. Письмо от 23 июля 1859 г.: «Молись, молись и молись – и Господь наставит тебя на путь спасения» [7, с.175]. 17 февраля 1861 г.: «Молись, молись и молись, и борись» [7, с.276]. Письмо от 20 января 1863 г.: «Читай Евангелие и молись» [7, с.361].

По приведенным цитатам видно, что ни одного письма святитель не отправляет без совета о молитве, а в некоторых акцентирует внимание на молитве, повторяя это слово трижды. Причем, в одном из приведенных писем он указывает на принуждение себя к молитве. Один из настойчивых советов святителя Иннокентия был посвящен борьбе со страстью сребролюбия. Когда сестра Прасковьи Ольга умерла, по завещанию Прасковье досталось 1000 руб. серебром, и у нее в руках оказалась сумма около 2500 руб. серебром. Об этом известно из писем святителя [6, с. 413]. Он просил 1000 руб. передать для сестры Екатерины и брата Иннокентия, которые находились на тот момент в сложном материальном положении: «Я бы советовал тебе, те деньги, которые тебе дала Оленька, разделить Кате и Иннокентию» [7, с.414]. Данная просьба от святителя прозвучала в письмах четырежды, но Прасковья ничего не отвечала отцу на нее по неизвестной причине.

В одном из писем дочь просит отца научить ее спасаться: «Ты в письме твоем просишь меня научить тебя спасаться» [7, с.39]. По своему смирению святитель пишет, что готов сам попросить у нее совета. В другом письме находим следующую фразу: «Учить тебя монашескому житию я не умею, потому что я никогда не был рядовым монахом, – значит, не знаю опытом, что значит быть под началом: подобным вещам может учить только опытный» [8, с.361], но при этом святитель дает ей несколько советов по борьбе со страстями.

В первую очередь, он предлагает понуждать себя к добродетели: «Ибо Царство Божие нудится, – без принуждения себя не достигнуть оного» [6, с.278].

Святитель советует утруждать тело поклонами: «Ежели нет никакой работы, то чаще клади поклоны в келье твоей, т.е. утомляй твое тело» [6, с.435].

Один из важных советов святителя дочери – борьба со страстями: «Вся задача, весь подвиг твой в том и состоит, чтобы бороться со своими страстями. Борись – помни, что ты в Борисовке: следовательно – борись» [6, с.478].

Он советует стремиться к главной добродетели христианина – смирению – таким образом: «Нигде, ни в чем не считать себя выше других, считать себя ниже других, никого не осуждать, ни на кого не сердиться, не считать себя правою, считать себя землею и пеплом» [7, с.39].

В отношении страсти гнева он дает такие советы: «После вспышки гнева по несколько времени молчать, а если кого оскорбишь во гневе своем, то проси прощения каждый раз» [7, с.40].

О борьбе с ленью святитель говорит: «А с леностью борись, по крайней мере, не поддавайся ей; положенное правило исполняй, – хоть и не хочется, но непременно исполняй; в этом мало-помалу будешь одолевать свою леность» [6, с.478]. В другом письме пишет: «Борись с собою и со своей ленью. Не отчаивайся, если иногда и она тебя поборет, – ничего; только не лежи, а вставай; по крайне мере употребляй все усилия встать – и Господь, видя твое усердное желание встать, поможет тебе» [7, с.40].

В отношении послушания святитель Иннокентий советует: «Благо тебе, если ты отсекаешь свою волю и исполняешь волю матушки-игуменьи. Чем более ты будешь послушна ей и чем менее будешь исполнять свою волю, какова бы она ни была, тем ближе будешь ты ко спасению» [7, с.175].

Если подойти к анализу аскетических воззрений святителя Иннокентия на основе приведенных отрывков из писем, становится понятно, что святитель не был знаком с аскетической свято-отеческой письменностью, к которой можно отнести «Поучения» аввы Дорофея, «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, «Добротолюбие» – собрание аскетических текстов восточных отцов IV–XV вв., ведь эти тексты появились на русском языке достаточно поздно: «Поучения» аввы Дорофея – в 1856 г. ; «Лествица» прп. Иоанна Лествичника – в 1861 г.; «Добротолюбие» было полностью издано только в 1890 г., уже после смерти святителя.

Вся жизнь святителя Иннокентия была посвящена миссии, и он много потрудился ради переводов текстов Евангелия и других богослужебных книг для народов, среди которых совершал миссионерское служение. Хотя у него не было возможности изучать аскетическую литературу, мы видим из писем к дочери, что святитель был настоящим монахом и аскетом. Он постоянно нацеливал дочь на молитву, на самопринуждение к духовной жизни, на борьбу со страстями гнева, сребролюбия, гордости и указывал общехристианские способы борьбы с ними. Подчеркивал необыкновенную важность смирения и способы научения ему. В самом последнем письме предлагал дочери поменяться кельями с игуменьей монастыря в связи с тем, что келья дочери была лучше, чем келья игуменьи [8, с.219]. Отказывал ей в свидании и мало писал, что также говорит о его сугубой монашеской настроенности.

Несомненно, святитель Иннокентий был выдающимся миссионером, глубоко настроенным на аскетическую жизнь.

«Святитель Иннокентий, моли Бога о нас, помоги иметь такое же стремление к проповеди Евангелия и аскетической жизни, какие имел ты».

Библиография

1. Бернацкий, М. М., Дорофей Газский // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/180299.html

2. Дионисий (Шлёнов), игум., Добротолюбие // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/178682.html

3. Дионисий (Шлёнов), игум., Кордочкин А., свящ., Иоанн Лествичник // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/471351.html

4. Константинов, Л., прот. Потомки святителя Иннокентия Московского (их связь с Белгородчиной) // Живое слово [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nikolo-ioasaf.ru/index.php?catid=59:zhivoeslovo&id=244:zhivoe-slovo-083&Itemid=94&option=com_content&view=article

5. Курляндский, И. А., Иннокентий // Православная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/389619.html

6. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 кн. / собр. Иваном Барсуковым. – СПб.: Синод. тип., 1897. – Кн. 1. – 500 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tvereparhia.ru/biblioteka-2/i/2363-innokentij-veniaminov/21708-pisma-innokentiya-mitropolitamoskovskogo-i-kolomenskogo-1828–1855-kniga-pervaya-1897

7. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 кн. / собр. Иваном Барсуковым. – СПб.: Синод. тип., 1898. – Кн. 2. – 506 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tvereparhia.ru/biblioteka-2/i/2363-innokentij-veniaminov/21709-pisma-innokentiya-mitropolitamoskovskogo-i-kolomenskogo-1855–1865-kniga-vtoraya-1898

8. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 кн. / собр. Иваном Барсуковым. – СПб.: Синод. тип., 1901. – Кн. 3. – 406 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tvereparhia.ru/biblioteka-2/i/2363-innokentij-veniaminov/21710-pisma-innokentiya-mitropolitamoskovskogo-i-kolomenskogo-1865–1878-kniga-tretya-1901


Источник: Дергалев Сергий, прот. Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахини Борисовской Богородицко - Тихвинской пустыни // Труды Белгородской православной духовной семинарии. 2017. № 6. С. 13-18.

Комментарии для сайта Cackle