Азбука веры Православная библиотека святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского



протоиерей Василий Жмакин

Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского

Содержание

Предисловие

Жизнь святителя Иннокентия до 1816 года Управление церковными делами при Императоре Александре I Распространение мистицизма в России Российское Библейское общество Отношение Церкви к мистицизму, к деятельности Министерства духовных дел и Библейского общества Взаимоотношения святителя Иннокентия с представителями высшей духовной иерархии Отношение святителя Иннокентия к мистицизму и его приверженцам Святитель Иннокентий и архимандрит Фотий Архимандрит Иннокентий как ректор С.-Петербургской Духовной семинарии Деятельность архимандрита Иннокентия в других сферах Архимандрит Иннокентий как проповедник В цензурном комитете Перед вступлением в открытую борьбу с мистицизмом Столкновение с А.Ф. Лабзиным О полемике с мистиками С.Ф. Смирнова Начало борьбы святителя с мистицизмом О книге Е.И. Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души» Судьба книги Е.И. Станевича Удаление архимандрита Иннокентия из Петербурга Прощание с Петербургом Пребывание в Москве. Болезнь Путешествие из Москвы в Пензу Встреча в Пензе Состояние Пензенской епархии Деятельность святителя Иннокентия во вверенной ему епархии Последние дни жизни Борьба продолжается Окончание земного пути Чествование памяти святителя Иннокентия Дальнейшая борьба с мистицизмом Приложение  

 

Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

Предисловие

Личность святителя Иннокентия (Смирнова), епископа Пензенского и Саратовского, этого замечательнейшего по учености и еще более по нравственной высоте мужа своего времени, до сих пор остается как-то в тени, в забытьи, несмотря на то, что он был славой и красой Русской Православной Церкви, как метко и верно выразился о нем священник Морошкин1, и являлся для многих своих современников не иначе как «светильником, подававшим собой надежду и светящим во благо Церкви». Между тем некоторые современники свт. Иннокентия, уступавшие ему в духовных качествах, сошли в могилу, оставив потомству громкое имя в истории Русской Церкви нового времени. Дарования же свт. Иннокентия не раскрылись во всей своей полноте. Только одно событие из жизни свт. Иннокентия – его столкновение с обер-прокурором Св. Синода князем Голицыным2 по поводу пропуска им как цензором книги Е.И. Станевича «Беседы на гробе младенца о бессмертии души»,– довольно хорошо известно обществу как по запискам и воспоминаниям современников, так и по ученым историческим монографиям.

Первые биографические сведения о святителе Иннокентии опубликованы в 1821 г. в первом издании его сочинений, составленном его современником и почитателем о. Владимиром, впоследствии архиепископом Тобольским3. Эта биография святителя Иннокентия отличается краткостью и официальным характером.

В середине сороковых годов XIX века вышло второе издание сочинений свт. Иннокентия, сделанное Кораблевым и Сиряковым4. Во введении к нему напечатана новая биография свт. Иннокентия, дополненная данными, взятыми из записок ученика святителя, известного архимандрита Фотия5. Это второе издание сочинений свт. Иннокентия замечательно тем, что в третьей его части помещено значительное число писем Владыки, послуживших одним из источников для составления его жития.

Совершенно особую группу писем святителя Иннокентия, самую драгоценную по богатству содержащегося в ней исторического материала, представляет собрание его писем к княгине Софье Сергеевне Мещерской, изданное в 1874–1875 гг. О. Бодянским6.

Преосвященный Филарет Черниговский в «Обзоре русской духовной литературы» дал краткие биографические сведения о свт. Иннокентии и сделал перечень его учено-богословских трудов7. Самый замечательный ученый труд святителя Иннокентия – это, бесспорно, «Начертание Церковной истории от библейских времен до XVIII века», изданный Комиссией духовных училищ еще при жизни автора, в 1817 году. Церковная история свт. Иннокентия на долгое время сохранила за собой значение классического сочинения. Первое издание ее разошлось с необыкновенной быстротой. Трудолюбивый автор, находясь уже в Пензе, по поручению Комиссии духовных училищ взялся было сам за подготовку нового издания своей книги, но смерть, последовавшая в 1819 г., пресекла его труды.

После свт. Иннокентия остались еще экзегетические сочинения8, каковы: объяснения первого и второго Псалмов, изъяснение Символа веры.

Мы не ставили своей задачей сделать обзор трудов свт. Иннокентия, а предполагали дать его жизнеописание.

Одним из главных источников для настоящей книги послужило житие свт. Иннокентия, написанное его учеником архимандритом Фотием: «Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 г. октября 10-го дня», составленное по живым воспоминаниям о святителе.

Другим источником для настоящей книги была автобиография самого архимандрита Фотия. В ней приводится много новых данных о свт. Иннокентии, по сравнению с теми, которые сообщаются в житии святителя, специально составленном тем же автором. Это легко объясняется тем, что архимандрит Фотий и святитель Иннокентий были долгое время сослуживцами и всегда поддерживали самые близкие отношения.

Многие сведения почерпнуты нами из писем святителя, частью изданных в печати, частью же найденных в разных рукописных сборниках, и из архивов.

1

Свящ. М.Я. Морошкин. Иезуиты в России. СПб. 1870. Т. 2.

2

Князь Александр Николаевич Голицын (1773– 1844) был обер-прокурором Св. Синода с 1803 г. по 1824 г.

3

Отец Владимир, в миру Василий Алявдин, состоял инспектором Пензенской Духовной семинарии в бытность свт. Иннокентия епископом Пензенским. Архиепископ Филарет Черниговский. Обзор русской духовной литературы. 1863. Кн. 11.

4

СПб. 1845–1847.

5

Архимандрит Фотий (Спасский) (1792–1838) – церковный деятель, духовный писатель; был учителем Алек-сандро-Невского духовного училища, с 1822 – архимандритом Юрьева монастыря.

6

Письма преосвященного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского к княгине С.С. Мещерской, 1817–1819 гг. Издание Императорского общества истории и древностей российских при Московском Университете. М. 1875.

7

Архиепископ Филарет Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Второе издание. Кн. 11.

8

Экзегетика (в переводе с греческого – разъяснять) – толкование текстов.


Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в четвертую неделю св. Великого поста митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Нравственное Богословие в России в течении XIX-го столетия – II. Состояние данной науки с появления опыта еп. Пензенского Иннокентия до обнародования системы о. Кочетова Александр Александрович Бронзов

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Езекия профессор Александр Павлович Лопухин

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Еофинон профессор Александр Павлович Лопухин

5. Письма – 104. Беглянок лучше не принимать обратно преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Письма – 195. Надо и свою собственную немощь понести и потерпеть преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

7. Седмица 6-я (ваий) Великого поста. Лазарева суббота священномученик Сергий Мечёв

8. «Творите дела правды»: проповеди святитель Николай Сербский

9. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

10. Слова и речи. Том II – Слово в день Казанской Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle