протоиерей Василий Жмакин

Жизнь святителя Иннокентия дo 1816 года

Святитель Иннокентий родился 30 мая 1784 г. недалеко от Москвы, в селе Павлове Богородской округи Вохонской десятины, где отец его, Димитрий Егоров, состоял причетником при церкви Воскресения Христова. При святом Крещении будущему архипастырю дано было имя Иларион. Рано стали пробуждаться в нем богатые от природы способности. Некоторые начатки образования он получил еще в доме своего родителя. Собственно школьное образование его началось в московской Перервинской семинарии, где за мягкость и кротость своего характера он получил фамилию Смирнов.

Из Перервинской семинарии для усовершенствования богословского образования благочестивый юноша перешел в главную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре, славившуюся высоким уровнем получаемых знаний. В Лаврской семинарии он, помимо русского и латинского языков, обучался церковной и гражданской истории, философии, богословским наукам и, наконец, греческому и французскому языкам. Еще прежде окончания полного курса Иларион Смирнов за отличные способности и блестящие успехи в науках в феврале 1805 года, на двадцать первом году жизни, определен был учителем Сергиевской семинарии, вначале в грамматический класс, а в марте 1808 года – на вакансию учителя поэзии9.

Будучи учителем поэзии, молодой богослов в то же время занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподаванием катехизического учения для всей семинарии. В январе 1809 года он был поставлен учителем высшего красноречия и риторики, а в августе того же года на него возложены были должности префекта семинарии и учителя философии, исполняемые им до 1812 года.

Иларион Смирнов еще в цветущей юности обнаруживал сильную склонность к монашеству. Будучи учителем Сергиевской семинарии он последовал давнему влечению своего сердца и по благословению Московского митрополита Платона 13 октября 1809 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре с именем Иннокентий в честь первого святителя Иркутского; на следующий день был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. В августе 1810 года иеромонаха Иннокентия назначают игуменом Николаевского Угрешского монастыря, откуда 14 октября того же года его переводят настоятелем в Московский Знаменский монастырь.

В начале 1812 года игумен Иннокентий был вызван Св. Синодом по представлению Комиссии духовных училищ в Санкт-Петербург и определен бакалавром в Санкт-Петербургскую Духовную Академию по кафедре церковной истории. В июне того же года на основании указа Св. Синода он был посвящен в сан архимандрита. В 1813 году архимандрит Иннокентий осуществлял надзор за студентами Академии в звании инспектора, при этом он был членом внутреннего и внешнего академических правлений. Наконец, в сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был избран и утвержден ректором и профессором богословских наук в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию с оставлением за ним академической кафедры по предмету церковной истории. В то же самое время он стал настоятелем второклассной Сергиевой пустыни.

Неутомимая деятельность архимандрита Иннокентия на ниве духовного просвещения скоро обратила на себя внимание и была оценена по достоинству. В августе 1814 г. архимандрит Иннокентий, в уважение его ученых трудов и заслуг, был возведен Комиссией духовных училищ на степень доктора богословия и в то же время всемилостивейше пожалован драгоценным наперсным крестом и орденом св. Анны второго класса с алмазными знаками.

В марте 1816 года по указу Св. Синода он был возведен на степень первоклассного архимандрита с оставлением в Сергиевой пустыни, а в июне того же года назначен архимандритом Новгородского Юрьева первоклассного монастыря. В 1818 году всемилостивейше пожалован орденом св. равноапостольного князя Владимира второй степени10.

В это время деятельность архимандрита Иннокентия была сосредоточена, главным образом, на занимаемой им должности ректора С.-Петербургской Духовной семинарии. Одновременно он исполнял и другие должности и имел немало посторонних занятий.

Архимандрит Иннокентий был назначен членом цензурного комитета, учрежденного при С.-Петербургской Духовной Академии. Как ректор семинарии он был членом С.-Петербургской Духовной Консистории11. С января 1814 года на о. Иннокентия возложена была должность благочинного над законоучителями, состоявшими при светских заведениях столицы12. В 1813 и 1814 гг. архимандрит Иннокентий проходил череду священнослужения и приобрел известность даром проповедания слова Божия.

В 1814 году о. Иннокентий был членом комитета, составленного для испытания студентов перед окончанием первого учебного курса после преобразования семинарии. Кроме того, с 1817 года он стал членом академической конференции13.

Летом 1817 года на о. Иннокентия возложено было особого рода поручение – ревизия С.-Петербургской армейской семинарии; в октябре он представил отчет о произведенной им ревизии, в котором с одобрением отзывался о состоянии дел в учебной и нравственно-воспитательной работе этой семинарии14.

Архимандрита Иннокентия, как образованнейшего человека своего времени, приглашали к участию в ученом комитете министерства народного просвещения15. С апреля 1817 года он состоял членом главного правления народных училищ.

В июне 1816 года вышло особое Высочайшее повеление о назначении архим. Иннокентия вместе с ректором С.-Петербургской Академии, архимандритом Филаретом, членом комиссии по финляндским делам. Приведем письмо князя А. Н. Голицына к митрополиту Амвросию16, в котором объявлялось о смысле этого назначения.

«Высокопреосвященнейший Владыко, милостивый государь и архипастырь! Святейший Синод рассмотрел заключение комиссии по финляндским делам о том, что по существующим там законам допускаемые в присутствие судебных мест депутаты со стороны Греко-Российской Церкви по следственным делам о людях духовного звания не могут иначе быть признаваемы, как только в качестве поверенных, и потому не имеют права ни заседать, ни иметь голоса. Мне было поручено довести до высочайшего сведения, что по нашим законам во всех случаях, когда человек духовного звания подлежит суждению светского правительства, он не может быть судим иначе, как при духовном депутате, который имеет право заседать и подавать голос.

Его Императорское Величество, получив по сему предмету представление и от комиссии по финляндским делам, высочайше повелеть соизволил: учредить комиссию из двух членов греко-российского исповедания и двух лютеранского для рассмотрения и представления на высочайшее утверждение вопроса о том, каким образом должны впредь производиться в финляндских судебных местах дела о людях духовного звания греко-российского исповедания. Государь Император соизволил назначить в сию комиссию с нашей стороны ректора С.-Петербургской Духовной Академии архимандрита Филарета и ректора семинарии архимандрита Иннокентия.

Имею честь быть с истинным почтением и преданностью Вашего Высокопреосвященства, милостивого государя и архипастыря покорнейший слуга князь Александр Голицын. 2 июня 1816 года»17.

9

В семинариях того времени преподавалась поэзия: свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский (1783–1867) был учителем поэзии в Свято-Троицкой Лавре в 1806–1808 гг.

10

Послужной список архимандрита Иннокентия. Архив Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 1818 г.

11

Послужной список архим. Иннокентия.

12

Архив Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 20 декабря 1816 года. № 56.

13

И.А. Чистович. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. 392. Дела внутреннего правления Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1814. № 24.

14

Дела внешнего правления Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1817. 23 октября. № 35.

15

Воронов. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа. СПб. 1849.

16

Митрополит Амвросий (Подобедов) (1742–1818) занимал С.-Петербургскую кафедру с 1799 по 1818 годы.

17

Архив С.-Петербургской Духовной семинарии. 1816 г. 3 июня. № 35.



Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle