протоиерей Василий Жмакин

Окончание земного пути

По возвращении из Саратова свт. Иннокентий уже не поднимался с одра болезни. Ненастная погода скоро наступившей осени усилила его болезнь и ускорила кончину Силы начали быстро таять. За несколько недель до смерти он уже был не в силах поднять и стакана с водой, но зато не оставлял пера для пастырских трудов почти до самой кончины. Перед глазами болящего архипастыря постоянно находился крест Христов на особо устроенном пьедестале. Этот крест был даром графини А.А. Орловой-Чесменской. Именно на нем чаще всего останавливал свой взор святитель Иннокентий. При этом по лицу его нередко струились слезы, но тут же отражалась и светлая небесная радость, которую он сопровождал всегда молитвой: «Помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

За несколько дней до своей кончины святитель пожелал, чтобы его духовник находился при нем неотлучно. Маститый старец, иеромонах Аркадий, весьма уважаемый святителем, не смел сидеть в его присутствии; но болящий упросил его сидеть у самого его изголовья. Главным предметом взаимной беседы их, часто переходящей далеко за полночь, была бесконечная любовь распятого за нас Господа. После одной из таких бесед святитель однажды сказал своему духовнику: «Недавно начал я писать свои мысли при Кресте. Мысли мои несвязны, и рука перестает служить. Возьми, старец мой, на память эти записки. Они плод наших с тобой собеседований у подножия достопоклоняемой святыни»182.

С благоговением готовясь к отшествию в вечность, епископ Иннокентий утром 10 октября потребовал совершить над ним Таинство Елеосвящения. Три архимандрита с соборным протоиереем исполнили сие; больной употреблял последние усилия для повторения молитв и несколько приподнимался при помазании елеем его тела. По окончании сего священнодействия язык болящего стал неметь, дыхание начало прерываться, он сложил крестообразно руки на своей груди. Окружавшие одр из предосторожности развели руки его, чтобы не затруднялось дыхание, но он опять их сложил по-прежнему. До шести часов вечера продолжались страдания умирающего, но мирно было лицо его. Он взирал на смерть, как на переход к лучшей жизни для любящих Господа Бога Иисуса Христа.

О, как сердце его всегда стремилось к Господу! Один из находившихся тогда при нем, зная, как святитель Иннокентий любит чтение псалмов, раскрыл книгу, начал читать пятьдесят четвертый псалом: Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего (Пс.54:2). И читал медленно, четко произнося каждое слово. При чтении стиха 17-го: Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня – капли слез выкатились из очей свт. Иннокентия. При словах же: Господи, уповаю на Тя! – он вздохнул в последний раз и тихо отошел в вечность, как будто заснул, предав дух свой Господу.

Погребение святителя происходило 13 октября. При этом наблюдалось довольно редкое и любопытное явление: предшественник свт. Иннокентия, преосвященный Афанасий, совершил погребение своего преемника. После отпевания тела покойного инспектор Пензенской семинарии Василий Алявдин (впоследствии епископ Тобольский) произнес глубоко трогательную надгробную речь183.

Погребение было и торжественным, и умилительным, и трогательным одновременно. При совершении его общая скорбь народа перешла в неудержимые рыдания. Плакали и женщины, и мужчины, и духовные, и светские,– плакали все, более или менее знавшие покойного. В приделе Пензенского кафедрального собора, устроенном во имя святой великомученицы Екатерины, в том самом месте, над которым утвержден престол, было предано земле тело почившего епископа184.

182

Мысли при Кресте. Преосвященный Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский. Странник. 1868. Сентябрь. С. 139–141. Сообщение протоиерея А. Росницкого.

183

См.: Сочинения преосвященного Иннокентия. Ч. 1. XXVIII-XXXI.

184

В других источниках придел назван во имя иконы Бо-жией Матери «Казанская». Житие преосвященного Иннокентия, составленное архим. Фотием. Жизнеописание преосвященного Иннокентия. Сочинения преосвященного Иннокентия. Ч. 1. С. XXXI.



Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle