протоиерей Василий Жмакин

Приложение

В заключение приведем некоторые выдержки из писем Сергея Александровича Ширинского-Шихматова (в иночестве иеромонаха Аникиты) к своему брату, князю Алексею Александровичу, относящиеся к судьбе свт. Иннокентия.

Читаем в письме от 30 мая 1818 года: «В наши времена разными новоизданными книгами хулится православие нашей Апостольской Церкви. Размножаются тайные общества разных степеней масонства, которые в большей или меньшей степени стремятся истребить христианство и заменить оное сперва естественной верой, а потом никакой. Несчастный пример сего злоумышления случился на днях в нашем корпусе: пример ужасный, открывающий непостижимо хитрую деятельность масонов, мартинистов и проч. Сплетаемые ими сети настолько искусно расставляются повсюду, что надобно особенное действие благодати Господней, дабы избавить от них уловляемого ими верующего.

Домашний наш пример следующий. Иеромонах о. Иов, заслуживающий своими Познаниями и благими нравами всякое почтение, по несчастью, познакомился с людьми сего рода и, долгое время внимая их поучениям, приведен был в такое достойное жалости состояние, что почел себя в духовных вещах совершенно слепотствующим и заблуждающимся. Дабы избавиться от отчаяния, он обратился к мартинистам и стал просить у них совета и наставления на путь истины. Просьба сия, как плод их долговременных внушений, не осталась без исполнения: он был введен в ложу и принят в число братии. Сие давно ожидаемое им благополучие настолько его восхитило, что, придя через несколько дней в сумасшествие или в исступление, он не мог скрыть в себе духа мартинистов и обнаружил его поруганием святыни в церкви.

Местночтимый образ Божией Матери, писанный на холсте, прорезал он ножом крест накрест и на прочих иконах положил знамение своего хуления. Когда его обыскивали, опасаясь, что он имеет при себе смертоносное оружие, нашли у него в карманах масонские знаки всех степеней. Позже в бумагах его обнаружили подробное описание принятия его в ложу и переписку с начальником оной. Самого его отправили в Невский монастырь, где он несколько дней оставался в своем исступлении, но потом выздоровел; знаки и бумаги препровождены к его начальству, и какой оборот примет его дело, неизвестно.

Вот один из многих опытов нечестия, тайно подрывающего здание веры. Против сего чудовища со славой подвизается своими писаниями знакомый мне по переписке некто Смирнов Степан Федорович, московский житель, достойный всякого уважения и всякой благодарности. Если тебе придется ехать в Москву, неплохо бы познакомиться с ним».

30 января 1819 года С.А. Ширинский-Шихматов пишет брату: «Ты помнишь, любезный друг, моего приятеля Е.И. Станевича и помнишь, конечно, что он писал книгу духовную. Он действительно ее написал и доставил мне один экземпляр. Я читал ее с сердечным удовольствием, то удивляясь ее глубокомыслию, для которого чувствовал ум мой недостаточным, то пленяясь ее ревностью к Православию. Вся его книга дышит сей ревностью. Защита нашей видимой Церкви от нападений лжемистиков было главнейшей его целью, и он достиг ее с торжеством, обличил все хитрости противников и обнаружил их тайные козни и ковы на христианство под личиной христианства.

Книга сия прошла духовную цензуру, и почтеннейший архимандрит Иннокентий утвердил ее своей подписью. Но враг, завидуя добру, воздвиг на нее гонение. Книга сия запрещена; все розданные экземпляры, в том числе и мой, отобраны полицией. Сочинитель же в 24 часа должен был покинуть столицу, несмотря на свою весьма немаловажную болезнь. Почтеннейшему архим. Иннокентию через министра духовных дел и Комиссию духовных училищ объявлен Высочайший выговор за пропуск в печать этой книги, в которой с великой натяжкой некоторые, и то весьма немногие и маловажные изречения, противники истолковали в худую сторону Но всякий сад, который не насадил Отец Небесный, искоренится. Потому будем спокойны».

3 февраля 1819 года: «Я сегодня был в Синоде и присутствовал при обряде наречения почтеннейшего нашего отца Иннокентия в епископы, но только уже не Уфы, а Пензы и Саратова. Господь через добрых людей склонил к нему сердце царево. По окончании краткого, но важного сего обряда, новонареченный епископ произнес Синоду речь красноречивую, дышащую духом христианского смирения, при которой сам проливал слезы и нас всех привел в умиление. Хиротония будет совершена в воскресенье в Казанской церкви; если буду здоров, постараюсь присутствовать при сем священнодействии»193.

* * *

В г. Москве, в Бибиреве, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II строится новый большой храм во имя собора Московских святых, рассчитанный на несколько тысяч прихожан. Храм крупных спонсоров не имеет. Мы обращаемся к простым русским людям, которым небезразличны судьбы Православия в нашем Отечестве. Если этот храм сегодня не очень нужен Вам, примите участие в его строительстве ради Ваших детей и внуков. Храмоздатели хотели бы, чтобы он был построен на честные народные деньги.

Желающие помочь в этом святом деле могут перечислять пожертвования по следующим реквизитам:

ИНН 7715130579, КПП 771501001 Приход храма прп. Сергия в Бибиреве, гор. Москвы,

р/сч. 40703810500800022102

в ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК» г. Москва,

БИК 044525243, к/сч. 30101810000000000243.

В графе «назначение платежа» просим указать следующее: Пожертвование на строительство храма во имя собора Московских святых в Бибиреве. Сумма .... НДС не облагается. С благодарностью примем другие виды пожертвований, в т.ч. строительными материалами и продуктами, по адресу: 129272 Москва, ул. Советской Армии, д. 12, стр.1 и 2. Спросить старосту или настоятеля. Тел.: (495) 689–24–75, 689–23–09, 689–32–05. E-mail: lazarevskoe@mail.ru Также можно присылать почтовые переводы по вышеуказанному адресу на имя Рыбко Ю.И. Имена всех жертвователей будут поминаться за Божественной Литургией.

Приглашаем всех желающих посетить богослужения в храме прп. Сергия Радонежского в Бибиреве.

Храм открыт ежедневно с 800 до 2000. Божественная Литургия совершается ежедневно в 800, по двунадесятым и великим праздникам две Литургии: в б30 и 930. Вечернее богослужение ежедневно в 1700. В воскресенье вечером совершается вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому. Адрес: ул. Костромская, 7. Проезд: м. Бибирево. Тел: (495) 689–24–75.

193

Фамильные бумаги князей Ширинских-Шихматовых.



Источник: Обличитель масонства. Жизнеописание святителя Иннокентия Пензенского / Протоиерей Василий Жмакин. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006 г., 194 с.

Комментарии для сайта Cackle