Азбука веры Православная библиотека священник Иоанн Белюстин Николаевский Антониев монастырь по воспоминаниям неизвестного: «И понял я это дивное спокойствие, эту невозмутимую тишину…»

Николаевский Антониев монастырь по воспоминаниям неизвестного: «И понял я это дивное спокойствие, эту невозмутимую тишину…»

Источник

К 560-летию Николаевского Антониева монастыря

А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его… (Мал.4:2).

7 февраля Русская Православная Церковь праздновала Собор новомучеников и исповедников Российских. В списке новомучеников и исповедников Бежецкой епархии по Красному Холму упомянуто только два имени – священномученика Александра Ивановича Талызина и мученика Сергия Матвеевича Бородавкина 1. Но сегодня, в год 560-летнего юбилея Краснохолмской Николаевской Антониевой обители, мы можем назвать имя еще одного небесного покровителя и монастыря и Красного Холма – преподобномученика Макария (Миронова).

Впервые упоминание имени прпмч. Макария (Миронова) в связи с Краснохолмской обителью встречается в публикациях 2016 г. – в книге «Помнят стены монастыря» А. Н. Головкина (без конкретных ссылок на источники) и в статье «Православной энциклопедии», посвященной святому, игумена Дамаскина (Орловского)2. И хотя по документам прослеживается ряд незначительных, но вполне объяснимых нестыковок фактов (напр., в «Послужном списке монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря» за 1918 и 1920 гг. записаны разные даты одних и тех же событий; в «Послужном списке» приводится мирское имя Михаил, а в карточке базы данных ПСТГУ по новомученикам стоит многоточие, что позволяет предполагать имя Макар), нам еще предстоит многое изучить, согласовать, уточнить в вышедших за последние годы публикациях, но мы не можем не вспомнить сегодня этого святого.

Преподобномученик Макарий, в миру Михаил3 (по другим данным – Макар4) Федорович5 Миронов, родился 3 июля6 1878 г. 7 в деревне Филино Егорьевской волости Дорогобужского уезда Смоленской губернии8. О семье и ранних годах его жизни нам пока ничего неизвестно. Клировых ведомостей, в которых, как правило, содержится подобного рода информация, по Смоленской области сохранилось крайне мало, а за интересующий нас год их и вовсе нет. Возможно, «Клировые ведомости церквей Дорогобужского уезда за 1880 год»9 смогут в дальнейшем приоткрыть эту тайну, а пока «Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря» сообщает нам, что происходил он из крестьян10. Сам отец Макарий в своем «Послужном списке» указал, что получил домашнее образование, но игумен Дамаскин (Орловский) приводит сведения, что он окончил 3-классную сельскую школу11. Действительно, в ближайшем к Филино селе с церковью – в Ново-Михайловском (Михайловском) – во вт. пол. XIX ст. имелась школа12. Известно, что в брак Михаил не вступал, избрав путь монашеского служения. 8 октября (здесь и далее по ст.ст.) 1909 г. был зачислен послушником Кишиневского Архиерейского дома и 9 декабря пострижен в монашество в Крестовой церкви с именем Макарий. Выбор имени, по всей видимости, соответствовал первой букве имени мирского, такое имянаречение для монашествующих уходит корнями в начало XV ст.13. 13 декабря того же года новоиспеченный инок был рукоположен в иподиакона, а 26 декабря – в иеродиакона. 28 марта 1914 г. по личному прошению зачислен в число братии Тверского Архиерейского дома. 25 апреля 1917 г. рукоположен в иеромонаха, 21 июля зачислен в число братии Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 11 апреля 1917 г.14 резолюцией преосвященнейшего Серафима, архиепископа Старицкого, назначен исполняющим должность монастырского казначея, 14 декабря утвержден в этой должности. И его же резолюцией 20 сентября 1918 г. по случаю ареста настоятеля монастыря Иоанна (Гречникова) назначен управляющим Николаевского Антониева монастыря. 26 ноября 1919 г. награжден набедренником. В отпусках не бывал, под следствием и судом вплоть до революционных событий не состоял.

В 1922 году над оставшимися в обители монахами состоялся судебный процесс, на котором они были объявлены классовыми врагами и обвинены в контрреволюционной деятельности15. В тот же год иеромонах Макарий был арестован во время кампании по изъятию церковных ценностей и приговорен к 9 месяцам лишения свободы16. Вторично был арестован в 1923 г. за «сокрытие церковных ценностей на дому». Но ввиду того, что эти ценности были уже описаны, он их не скрывал, через 3 месяца его освободили. В 1929 г. отец Макарий был снова арестован и приговорен к 8 годам высылки в Северный край. В 1935 г. он был освобожден досрочно по болезни. Вернуться в родную обитель он уже не мог: в 1930 г. Никольский Антониев монастырь окончательно закрыли и начали разбирать его строения17. Потому с 1936 г. отец Макарий стал служить в церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня села Завидово Кесовогорского района Калининской области, поскольку проживал рядом в деревне Завидовская Горка. 21 декабря (по н. ст.) 1937 г. иеромонах Макарий был арестован и заключен в тюрьму в г. Кашине. Обвинялся в том, что «сгруппировал вокруг себя церковников, устраивал в доме нелегальные сборища верующих, проводил контрреволюционную агитацию, распространял провокационные слухи о насилии, беззаконии и арестах». В предъявленных ему обвинениях виновным себя не признал и 30 декабря тройкой при УНКВД по Калининской области по обвинению в «антисоветской деятельности» был приговорен к расстрелу. Мученическую кончину иеромонах Макарий принял 5 января 1938 г., погребен в безвестной могиле.

16 марта 1989 г. был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий18. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских ХХ века по представительству Тверской епархии Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г.19. Память иеромонаха Макария отмечается 5 января (23 декабря по ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящий)20.

В настоящее время Бежецкой епархией все материалы о прпмч. Макарии (Миронове) переданы в Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» архим. Дамаскину (Орловскому) для всестороннего изучения и написания официального жития святого.

* * *

1

Дамаскин (Орловский), иг. Новомученики и исповедники Бежецкой епархии. Бежецк, 2014. С. 61.

2

Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. Тверь, 2016. С. 203; Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов) // Православная энциклопедия. Т. 42. М., 2016. С. 474–475.

3

Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1918 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4618. Л. 2 об.; Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1920 год // ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4620. Л. 1 об.

4

Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

5

ПСТГУ: http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuAc8eUs8Wd60WAeC0ifOuW60wi9Wsj67GZd8vUfe8ctmY*

6

Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

7

ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4620. Л. 1 об.

8

ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4618. Л. 2 об.; ГАТО. Ф. 186. Оп. I. Д. 4620. Л. 1 об.; Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов); Сборник статистических сведений по Смоленской губернии в 6 т. Т. 5: Дорогобужский уезд. Смоленск, 1889. С. 62:68; Административно-территориальное устройство Смоленской области. С. 47.

9

ГАСО. Ф. 48. Оп. 2. № 968.

10

Здесь и далее см.: Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. 1461–1920 гг. (Материалы к биографиям). Тверь, 2017. С. 135–136.

11

Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

12

https://web.archive.org/web/20151006084307/http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/199-derevnya-i-selo-dorogobuzh-rayon#Ново-Михайловское

13

Мельник А. Г. Конец XIV – начало XV века в истории Руси – время новаций // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2020. Вып. 25. С. 9.

14

В «Послужных списках» путаница с датами.

15

Брагин В. И. Так погибали Бежецкие церкви: Книга-покаяние. СПб., 2008. С. 491.

16

Здесь и далее см.: Дамаскин (Орловский), иг. Макарий (Миронов).

17

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы. Изд. 2. Красный Холм–Санкт-Петербург, 2017. С. 25.

18

Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т. 1. Тверь, 2000. С. 292; Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. С. 203.

19

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г. // Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html

20

В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в России относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 г. определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (7 февраля по н. ст.), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января приходится на дни от четверга до субботы.


Источник: Тарасова Н. П. Преподобномученик Макарий (Миронов). К 560-летию Николаевского Антониева монастыря // Сельская новь. 2021. №14 (13067). С. 7.

Комментарии для сайта Cackle