преподобный Иоанн Дамаскин

Канон на Успение Пресвятой Богородицы

Песнь 1-я.

Ирмос. Отверзу уста мои и они исполнятся (Святаго) Духа; изреку слово Царице Матери; явлюсь светло торжествующим и в радости буду воспевать ея Успение.

Юныя девы, воспойте ныне с пророчицею Мариамною надгробную песнь: ибо единственная Дева и Богородица преставляется в небесное селение (Исх. 15:20).

Небесныя божественныя обители достойно приняли тебя, как одушевленное небо, Пречистая, и ты в светлом украшении, как пренепорочная невеста, предстала Царю и Богу (Пс. 44:9).

Песнь 3-я.

Ирмос. Богородица, живый и неоскудевающий источник! Укрепи певцов твоих, составивших духовное торжество в (день) божественной памяти твоей, и удостой (их) венцев славы.

Происшедши от чресл смертных, Чистая, ты имела и кончину, сообразную с природою: но (как) родившая истинную Жизнь, ты переселилась к Жизни Божественной и ипостасной (Ин. 14:6).

Сонм богословов (Апостолов) от концев (земли), и множество Ангелов с высоты стеклись к Сиону по мановению Всемогущаго, чтобы достодолжно послужить при твоем погребении, Владычица (Ис. 30:19).

Песнь 4-я.

Ирмос. Созерцая неизследимый Божий совет о твоем, Всевышний, воплощении от Девы, пророк Аввакум восклицал: слава силе Твоей, Господи.

Дивно было видеть, что одушевленное небо Вседержителя нисходит в недра земли; как чудны дела Твои! – слава силе Твоей, Господи! (Пс. 102:19, 138:14).

Если непостижимый Плод ея, для Kоего она соделалась небом, добровольно подвергся погребению, подобию смертному; то и безбрачно Родившая отвергнет ли погребение? (Лк. 1:42).

В преставлении твоем, Матерь Божия, Ангельския воинства со страхом и радостию покрывали священнейшими крылами пространнейшее, Бога вместившее тело твое (Пс. 90:11).

Песнь 5-я.

Ирмос. Все изумилось при честном успении твоем: ибо Ты, непознавшая брака Дева, от земли преставилась в вечныя обители и к безконечной жизни, даруя спасение всем воспевающим тебя.

Да звучат в день сей трубы богословов, и многоречивый язык человеков да возвещает ныне; да огласится воздух, озаряясь безмерным светом, и Ангелы да воспевают успение Девы (Пс. 80:4).

Достоин был воспеть тебя, Дева, (св. Иерофей) сосуд избранный; будучи весь в изумлении, в восторге, и всецело освящен Богом, он и видим был всеми и действительно был боговдохновен, преславная Богородица! (Чет.-Мин.)

Песнь 6-я.

Ирмос. Совершая божественное сие и всечестное празднество Богоматери, приидите, богомудрые, восплещем руками и прославим родившагося от Hея Бога.

Из Tебя возсияла Жизнь, не разрешив ключей девства: как же пречистое и живоначальное тело Tвое соделалось причастным смерти? (Ин. 14:2; Иез. 44:2).

Соделавшись храмом Жизни, Tы сподобилась жизни безсмертной: ибо чрез смерть Tы прешла к жизни, (как) родившая Жизнь ипостасную (Ин. 11:25, 14:6).

Песнь 7-я.

Ирмос. Богомудрые (отроки) не послужили твари вместо Творца, но мужественно презревши угрозу огнем, в радости воспевали: благословен Ты, препрославленный Господи и Боже отцев.

Юноши и девы, старцы и князи, и цари с судиями, почитая память Девы и Богоматери, воспойте: благословен Ты, Господи и Боже отцев (Пс. 148:11–12).

Да вострубят трубою Духа небесныя горы; да возрадуются ныне холмы, и божественные Апостолы да ликуют: Царица преселяется к Сыну, чтобы с Ним царствовать (Пс. 148:9).

Священнейшее преставление божественной и нетленной Матери Tвоей собрало горние чины высших сил – радоваться вместе с поющими Tебе на земле: благословен Tы, Боже (Лк. 15:10).

Песнь 8-я.

Ирмос. Благочестивых отроков в пещи сохранило рождество Богородицы; будучи тогда образуемым, а ныне действительным, оно всю вселенную побуждает петь: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки.

Память Tвою, пречистая Дева, прославляют Начала, Власти и Силы, Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Херувимы и страшные Серафимы, а (с ними) и мы, род человеческий, воспеваем и превозносим во веки (Лк. 1:48).

Чудно вселившийся при воплощении в пречистое чрево Tвое, Богородица, Сам принял священнейший дух Tвой и упокоил в Себе, как сын обязанный; посему Tебя Деву мы воспеваем и превозносим во все веки (Кол. 3:3–4).

О как непостижимы чудеса Приснодевы и Богоматери! Вселившись во гроб, она соделала (его) раем; пред ним предстоя ныне, мы в радости поем: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки.

Песнь 9-я.

Ирмос. Всяк земнородный да возвеселится духовно просвещаясь, да торжествует и естество безплотных умов, чествуя священное преставление Богоматери, и да восклицает: радуйся всеблаженная, чистая Богородица, Приснодева!

Приидите, возрадуемся, созерцая Богородицу на Сионе, на сей божественной и утучненной горе живаго Бога; ибо Христос преселяет ее, как матерь (свою), в жилище гораздо лучшее и божественнейшее, во Святое святых (Пс. 67:16; Евр. 9:11).

Приидите верные, приступим ко гробу Богоматери и обнимем (его) искренно, прикасаясь сердцем, устами, взорами и лицами, и будем почерпать обильные дары изцелений, проистекающие из источника неоскудевающаго.

Приими от нас надгробную песнь, Матерь живаго Бога, и осени (нас) светоносною и божественною Tвоею благодатию, подавая Царю победы, христолюбивому народу мир, и воспевающим (Tебя) отпущение (грехов) и душевное спасение.


Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Книга вторая. - СПб.: В Синодальной Типографии, 1855. - С. 53-60.

Комментарии для сайта Cackle