Азбука веры Православная библиотека архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Цена нашего спасения. Размышления пред Крестом Христовым
Распечатать

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Цена нашего спасения. Размышления пред Крестом Христовым

На Кресте, пред священным изображением которого мы с вами предстоим с глубоким благоговением, совершилось избавление человеческого рода от власти греха! Совершилось примирение Бога с людьми.

Мы с вами знаем, что за грехопадение первых людей Бог на определенное Им время отдалился от людей. Но было дано людям и обетование, что придет на землю Мессия, Который примирит людей с Богом и восстановит прежние отношения. И вот наступило это время. На землю пришел Христос Спаситель, чтобы вернуть людям утраченное ими сыновнее достоинство.

Но очерствели сердца людей вдали от Бога, и, когда пришел

на землю Спаситель, многие иудеи не признали в Нем

обетованного Мессию. Они не только не приняли Его и

принесенного Им Божественного учения, но восстали

на Него и предали Его на позорную казнь.

Как понять и чем объяснить это страшное событие?

Вожди иудейского народа ожидали восстановления земных прав своего народа. Их не интересовало духовное возрождение людей. Не думали они и о примирении с Богом, от Которого в своем жестокосердии и эгоизме все более и более удалялись. В таком настроении воспитывали они и народ свой. Но Сын Божий, пришедший спасти погибающее человечество, принес на землю учение, которое должно было совершенно изменить духовный облик человека.

Людям было дано обетование о пришествии Мессии,

Который примирит человека с Богом.

За Христом устремились люди, которые духовно изголодались в своем удалении от Бога. Его учение о безграничной любви и правде влекло к Нему многих. Творил невиданные до тех пор чудеса. Еще никогда в Израиле не было пророка большего, чем Он. Поэтому люди хотели провозгласить Его своим царем, но Он уклонялся от этого.

Фарисеи и книжники, видя, что Христос привлекает к Себе все больше людей, боялись потерять свое влияние и сумели восстановить иудеев против Него. Достигнуть этого было нетрудно. Люди, восхищавшиеся Его учением и удивлявшиеся чудесам, не проникали глубоко в это учение и потому сделались послушным орудием в руках врагов Христа. А Христос строго обличал фарисеев и книжников за искажение закона (в тексте написано «зако на»), развращение народа и злоупотребление своим положением. Фарисеи же клеветали на Христа, будто Он нарушал закон Моисеев и этому учил народ.

Сын Божий принес на землю учение,

совершенно изменившее духовный облик человека.

Сбылось предсказание Симеона Богоприимца: Сей лежит на падение и восстание многих (Лк. 2, 34). Кто же пал?

Пали гордые, самолюбивые, тщеславные и своекорыстные вожди народа иудейского! Им надлежало бы раньше других принять Божественное учение Христа, но помешало их суемудрие.

Народ иудейский не способен был правильно понять вражду фарисеев к Учителю. Он склонен был слепо повиноваться своим вождям. А потому оказался способным восстать на Того, Кто творил добро, перед Кем он благоговел, Кого собирался провозгласить своим царем. В этом причина того, что иудейский народ восстал на своего Мессию. Люди, мало внимательные к путям Божиим, заглушившие в себе высшие духовные потребности, не узнали в Христе Спасителя мира и по наущению вождей предали Его на позорную смерть.

А Господь Спаситель безропотно исполнил возложенную на Него миссию искупления человеческого рода. Примирил нас с Богом. Сделал нас опять возлюбленными и близкими Ему.

Но как неизмеримо велика была тяжесть приятого Спасителем на Себя Креста! Горька была чаша, испитая Им.

Спаситель на Кресте искупил человеческий

род, примирив нас с Богом.

Мысленно следуя за Господом по Его пути, начиная от Сионской горницы, в Гефсиманский сад, затем на суд первосвященников, к Ироду и Пилату, и до самой Голгофы, мы видим, что страдания Его начались уже в самом начале этого скорбного пути. И тяжесть этого страдальческого подвига чувствовал Сам Божественный Страдалец. Уже в Гефсиманском саду Он начал ужасаться и тосковать (Мк. 14, 33), о чем сказал своим ближайшим ученикам: Душа Моя скорбит смертельно (Мк. 14, 34). И начал молиться Своему Небесному Отцу.

Сильно было Его молитвенное обращение к Богу. Кровавый пот выступил на лице. А впереди ожидали Его еще большие страдания, ожидала Голгофа. Ему, безвинному и безгрешному, предстояли не только тяжелые физические боли, но и душевные страдания от позора, который предстояло перенести.

Мы можем спросить: « Зачем Он вознесен на Крест? Зачем такая бесславная смерть?» Но ничего не бывает случайного. В ветхозаветном слове Божием было сказано: Проклят всякий, висящий на древе (Гал. 3, 13).

И Господь Иисус Христос, взойдя на Крест, показывает, что Он Своей смертью снимает тяготевшее над миром проклятие, берет на Себя грехи всего человечества, и что теперь уже не будет стены, отделяющей людей от Бога.

Господь, взойдя на Крест, снял проклятие,

взял на Себя грехи всего человечества.

Но не только в этом причина страданий Спасителя. К концу страдальческих часов близкие люди оставили Его. Он мучается в предсмертном огне один. Кругом проявление злобы и насмешек. Он взывает к Небу, к Своему Небесному Отцу, но и оно молчит. По человечеству Он оставлен в эти минуты и Своим Отцом.

Какова, значит, сила зла и греха человеческого, если для искупления ее понадобилось такое ужасное наказание!

Скорбная чаша была так горька, что в конце страданий исторгла страшный предсмертный вопль: Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15, 34). Не ропот и не отчаяние выразил Умирающий, а показал Безмерность страданий и уничижения Своего во плоти. Но какую великую любовь к нам показал Бог, отдав Своего Единородного Сына на такие муки.

Теперь уже не будет стены,

отделяющей людей от Бога.

О Господи, чем и как благодарить на Тебя? Какие мы неоплатные должники перед лицом Твоей Божественной святости и чистоты. Слышите, что произносят умирающие уста Спасителя, о чем Он молится Своему Небесному Отцу? Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Из умирающего сердца, из холодеющих уст льется молитва за врагов, поток любви Божественной к грешному миру.

Можно ли без трепета внимать этим словам? О ком молится умирающий Спаситель? О всех, кто осудил Его на смерть. Во все времена жизни Господа на земле Его всегда окружали люди – множество народа следовало за Ним (Мф. 4, 25). Ближайшие ученики никогда не оставляли Его. Но когда Он был взят и предстал пред беззаконными судьями, Он остался один. Где же были все окружавшие Его прежде люди? Где исцеленные Им, больные и многочисленные слушатели, где ученики?

Какую великую любовь к нам показал Бог,

отдав Своего Единородного Сына на такие муки.

Один предстоял Христос перед Своими судьями. Он не нуждался в свидетелях, Он Сам свидетельствовал об истине (Ин. 18, 37). Свидетельствовал о том, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Мы знаем, что так угодно было Божественной воле. Но наше сердце остается неудовлетворенным: неужели не было ни кого, кто бы решился доброе слово сказать о Господе, кто бы свидетельствовал в Его защиту! Нас поражает зрелище неблагодарности, ослепления и жестокости современников Христа.

Рядом с благим и кротким ликом Христа нас изумляют та злоба и ожесточение, с которыми и архиереи, и книжники, и народ преследуют Праведника. Поражает то неистовство и безумие, с которыми толпа кричит: Распни, распни Его! (Ин. 19, 15). Озлобленность иудеев была так велика, что привела в недоумение даже язычника Пилата.

На найдя за Христом вины, Пилат пытается отпустить Его, пытается пробудить в иудеях хотя бы простое человеческое сострадание к ни в чем не повинному человеку. Он умывает перед толпой руки в знак того, что неповинен в смерти Праведника. Но это вызывает еще большее озлобление, и толпа вопиет: Кровь Его на нас и на детях наших! (Мф. 27, 25). Любвеобильный и кроткий Спаситель молча, со скорбью, смотрит на народное безумие. Не эти ли люди недавно следовали за Ним толпами, слушали Его, приносили к Нему своих больных, и Он исцелял их. Ни эти ли люди совсем недвано встречали Его восторженными криками: Осанна Сыну Давидову! (Мф. 21, 9). Как они могли забыть Его знамения, Его чудеса, Его учение? Пилат уступил требованиям народа. Господь Спаситель уже пригвожден ко Кресту. Раны от гвоздей причиняют боль и страдание. На пречистом лице Его струйки крови. Это терновый венок ранил Его святую главу, и кровь сочится из ранок. Человеческое сердце сжимается от боли при одном только взгляде на Распятого. Но не трогает эта картина ожесточенных сердец иудеев. Проходя мимо Голгофы, они продолжают хулить Бога и злобными насмешками увеличивают душевную боль распятого Христа. А безгрешный, не винный Страдалец кротко просит Своего Небесного Отца: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 24). Молит Отца Своего за тех, кто предал Его на распятие, кто, исполняя повеление начальников, сам, возможно, и не знал, Кого распинает. Он молился, имея в виду и нас с вами, дорогие мои, ибо и мы продолжаем распинать Его.

На протяжении нашей сознательной жизни мы много раз слышали и читали в Святом Евангелии об этом жестоком и страшном преступлении человечества по отношению к Сыну Божию. Слышали и о величайшей любви и милосердии Спасителя к людям. Всякий раз эта трагедия производит огромное впечатление на нашу душу. Вызывает сокрушение о наших грехах.

Господь молился на Кресте за врагов, имея в виду нас,

ибо и мы продолжаем распинать Его своими грехами.

Проверим себя, дорогие мои! Иудейский народ не знал истины. А м ее знаем! Мы крещены и просвещены Духом Святым. С детства мы хорошо знаем, что такое добро и что зло. И, зная это, часто сознательно идем по пути греха. Как же нам надо каяться в этом и молить Бога о прощении! Хоть и стыдно нам в этом признаться, но мы должны сказать: «Господи, мы знали, что делали плохо, знали и то, как надо поступить, и все же делали плохое и неугодное Тебе. Прости по неизреченной Твоей любви наши грехи! Прости, что по немощи естества нашего мы продолжаем распинать Тебя!»

Взирая на изображение Креста Господня, мы должны со всей строгостью проверить себя, не подражаем ли мы в поведении иудеям, отвергшим возвышенное учение Христа Спасителя о любви ко всем людям и милосердии. Путь каждый из нас проверит – носил ли он в себе любовь? Творит ли с искренним желание дела милосердия? Не тягоится ли своим личным крестоношением, посылаемым каждому из нас Богом? Помните, дорогие мои, что звание христианина, которое мы носим, обязывает нас в подражание Христу безропотно и с радостью нести посланный на Богом крест.

Господь принес на землю возвышенное учение

о любви ко всем людям и милосердии.

Мы искуплены величайшим Крестными страданиями Спасителя. Через крещение мы вошли в Церковь Христову. Но если мы не будем истинными христианами по жизни, это не даст нам права на вечную блаженную жизнь в Царстве Божием. И пусть Крест Христов, перед которым мы совершаем великопостное моление, не только напомнит нам о событиях двухтысячелетней давности, но путь вызовет в нас искреннее желание жить так, чтобы не наносить новых ран пострадавшему за нас Господу. И Господь, видя искренность нашего благого намерения, укрепит на на этом пути Своею благодатию.

Крест Христов – великая цена искупления

человека от вечной смерти.

Взирая на Крест Христов, не будем забывать о том, какой великой ценой мы избавлены от вечной смерти. Мысленно падем ниц пред Крестом Спасителя и поклонимся Божественным ранам, которыми исцелен весь мир. И дай Бог нам с обновленными душами, с сердцем, полными любви, возыметь твердое намерение жизнью своей подражать Христу Спасителю!

***

Крест – наша жизнь, наше спасение, наша сила, наша слава, наша победа; наше непрестанное обновление, наше примирение с Правосудием Божиим.

«Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста).

Без Креста нет никому спасения. Будем же усердно чтить Крест Христов и с любовью полоняться распятому на нем Начальнику жизни нашей, помня вечный завет Его нам с Креста: любите друг друга.

Святой праведный Иоанн Кронштадский


Источник: Цeнa нашего спасения: Размышления пред Крестом Христовым. – М.: Местная религиозная организация Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского). 2012.–16 с.

Комментарии для сайта Cackle