А. Леднев, Е. Лукьянов

Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн

Содержание

Вступление

Епископ Василий (Родзянко). Слово о владыке Иоанне Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Истоки Детство и юность (1896 – 1921) Югославия (1921–1934) Китай (1934–1949) Филиппинский архипелаг (1949–1951) Западная Европа (1951–1962) Америка (1962–1966) «Хотя я и умер, но я Жив» Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Творения святителя Иоанна Как св. православная Церковь чтила и чтит Божия Матерь Происхождение закона о престолонаследии в России Проповеди, доклады и статьи святителя Иоанна Россия Праздничный круг Святительское слово Ангел Сан-Францисской паствы Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна Предварительное исследование гробницы архиепискова Иоанна Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Пир веры. Торжество святости глазами паломника Вместо послесловия. О почитании святителя Иоанна в России  
 

Сборник посвящён современному русскому святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Его прославление состоялось недавно, а почитание давно уже приобрело ха­рактер вселенский. В Америке, России, Франции, Сербии, Греции, Австралии, Голландйи и многих других странах возно­сятся молитвы святому Владыке.

В сборник помимо проповедей и указов архиепископа Иоанна вошли его богословские и исторические произведения. Житие Святителя, составленное Владимиром Шохиным, и ряд материалов о прославлении публикуются впервые.

Вступление

Пока неспешно складывался сборник, что вы держите в руках (основанием его послужило жизнеописание, составленное в 1993 году), имя святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, стало хорошо известно верующим в России благодаря публикациям последних лет. На Родине Святого появилось множество его почитателей и, судя по многим свидетельствам, почитателей не напрасных. Но и в прежние десятилетия святитель Иоанн был у нас известен и почитаем, правда, в довольно узком кругу церковных людей. Так, в бумагах духовной дочери отца Сергия Мечёва, а затем архимандрита Бориса Холчева Елизаветы Александровны Булгаковой († 1995), родной сестры дивеевской монахини – исповедницы Серафимы († 1991), мы нашли машинописные копии двух статей из зарубежной церковной периодики 1966 года, посвящённых блаженной кончине владыки Иоанна. В тогдашней обстановке немного было известно о сём удивительном архиерее, но так же сложно (если не более) было что – то узнать о современных ему подвижниках в самой России. Карловчане тогда были для нас в полной мере своими. Очень важно было сознавать, что где – то православные русские люди в полноте сохраняют наше Церковное Предание, богослужение, продолжают русское богословие. Мы питали души книгами, издаваемыми «зарубежниками» и чудом попадавшими в Союз, мы перепечатывали их на машинках для себя и для надёжных знакомых. С этих книг печатались самиздатовские тиражи. В поддержании книжного церковного предания в советской России живое участие Зарубежной Церкви не подлежит сомнению.

Раньше имени владыки Иоанна многие узнали имя его духовного сына иеромонаха Серафима (Роуза). В работах приснопамятного отца Серафима, появившихся в русском переводе в Союзе в начале восьмидесятых и имевших особое значение не столько для Зарубежной Церкви, сколько для обращающихся в отеческую веру людей советских, нужно видеть действенное участие святителя Иоанна, благословившего начало трудов молодого американца Евгения Роуза.

Иеромонах Серафим (небольшую работу которого, посвящённую богословию архиепископа Иоанна, мы включили в сборник) в жизнеописании, составленном вскоре после блаженной кончины Владыки, отмечал три высочайшие проявления его деятельности, обычно редко сочетаемые: «как смелого и признанного иерарха Церкви; как подвижника, продолжающего традицию столпничества, принявшего на себя самую суровую аскезу; наконец, как Христа ради юродивого, наставляющего людей той «простотой», что находится за пределами мудрости мира сего»1.

Проблема юрисдикционной принадлежности здесь, в России, до недавнего времени для большинства верующих практического значения не имела, и потому чем чётче проступал образ владыки Иоанна (Максимовича), тем органичнее он вставал в ряд относящихся к его поколению замечательных русских архиереев – исповедников. Можно уточнить – из оставшихся в живых, поскольку очень многие их ровесники в России давно послужили Христу своею кровью. Оглядываясь сейчас на русскую церковную историю, современную святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, возникает желание поставить по таким качествам, как внутреннее неприятие конформизма и нерасположенностъ к начётничеству, неотделимым от подлинной духовной свободы, рядом с его именем имена архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), местночтимого Крымского святителя, знаменитого хирурга, епископа Афанасия (Сахарова), автора службы Русским святым, благословившего поминавших его на катакомбных Литургиях священников выходить на открытое служение в Патриархию после соборного избрания Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), митрополита Гурия (Егорова), восстановившего Троице-Сергиеву Лавру, а затем собравшего вокруг себя в Ташкенте сонм удивительных подвижников, архиепископа Ермогена (Голубева), которого Господь сподобил исповедовать неколебимую веру пред гонителем Церкви безбожным Хрущёвым, митрополита Николая (Могилевского), Алма-Атинского чудотворца, и его приемника митрополита Иосифа (Чернова), епископа Стефана (Никитина), унаследовавшего дух оптинского старчества и блаженно почившего у Царских врат после Святого Причастия...

Говоря об архиереях той поры, не хотелось бы в рамках краткого вступления поднимать вопрос о взаимных отношениях юрисдикций, прежде всего по причине его чрезвычайной запутанности, а кроме того, не желая затрагивать убеждений тех, кто помогал нам в работе над книгой. Ведь этих людей, относящихся к различным юрисдикциям, соединила любовъ к святому Владыке.

Святитель Иоанн вернулся на Родину зримо – во всё расширяющемся почитании его в нынешней России, и даже вещественно – в связанных с ним святынях, которые везут и присылают сегодня в Россию, в иконных его образах, украсивших и православные дома, и храмы. Но незримо он продолжал пребывать в России всегда. Вот как сам святой Владыка с верой, надеждой и любовью открывал своё упование в отношении Родины:

«Русская Зарубежная Церковь есть часть Русской Церкви, находящаяся вне границ Российского государства...

Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за неё молитвы, хранит её духовные и вещественные богатства и в своё время соединится с нею, когда исчезнут причины, разъединившие их.

Нет сомнения, что и внутри России многие иерархи, клирики и миряне с нами и сами рады были бы поступить как мы, если бы могли...

Мы верим и знаем, что сильна православная вера в России.

Господь Бог, сохранивший семь тысяч мужей, не преклонивших колен перед Ваалом в дни Илии, и ныне имеет множество рабов Своих, тайно служащих и молящихся Ему по всему пространству Русской земли. И среди архиереев, внешне покорных Советской власти, многие терзаются тем внутренне и при наступлении возможности поступят по примеру тех, кто на Халкидонском Соборе со слезами заявили, что вынужденно дали свои подписи на Разбойничьем соборе, по примеру св. Патриарха Павла, угнетённого совестью и принявшего схиму в сознании своей слабости при иконоборцах. О том свидетельствуют множество покинувших Родину во время Второй мировой войны. То знают и Советы и держат под явным и тайным надзором всех, особенно временно выпускаемых за границу...

Русские беженцы, рассеянные по всему свету, часто находясь в тяжёлых условиях, ждут того светлого дня, когда Отечество освободится от власти безбожников, терзающих душу и тело их братьев, и они смогут соединиться с ним. Русская Зарубежная Церковь несёт с ними тяжкий крест изгнания. Ни в чём не изменив Православию, храня предания и обычаи Русской Церкви и её материальное достояние, находящееся за границей, она по силе своей окормляет свою паству, удерживает её в Православии и воспитывает в ней новые поколения и распространяет Православие в народах, среди которых находится. В церквах зарубежных всегда возглашаются молитвы о страждущем Отечестве, о гонимой Церкви, о умученных и убиенных, за которых не смеют открыто молиться там, о спасении Отечества и избавлении от лютой власти, о восстановлении правоверия и благочестия...»2

Теперь эти прошения звучат как ектения, возглашаемая великим святым пред Божиим Престолом Церкви небесной.

Да сотворит Господь по святительской молитве.

Андрей Леднёв

Составители выражают сердечную благодарность схиигумену Илию (Оптика Пустынь), игумену Герману Подмошенскому (Братство преподобного Германа Аляскинского), священнику Леониду Калинину (храм Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря), диакону Павлу Иванову (Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилл), монахине Евфросинии Молчановой (Леснинский монастырь, Франция), иконописцу Дмитрию Александровичу Школьнику (Нью-Йорк), Святославу Николаевичу Забелину (Сан-Франциско), Александру Николаевичу Стрижеву, Людмиле Павловне Медведевой, старосте храма Воскресения Христова в Медоне (Франция) Ростиславу Николаевичу Первышину, Владимиру Георгиевичу Кириллову (Сен-Клу, Франция), Николаю Александровичу Оболенскому, Юрию Васильевичу Робинову, Татьяне Игоревне Никитиной, Марии Григорьевне Пейде, Светлане Георгиевне Зверевой и всем оказавшим помощь в подготовке предлагаемого сборника.

Проповеди, доклады, статьи, наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского почерпнуты из следующих источников:

«Архиепископ Иоанн (Максимович). Архипастырь, молитвенник, подвижник», Сан-Франциско, 1991; «Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского», Сан-Франциско, 1994;

Журналы: «Православная Русь» за 1991–1994 годы; «Пчела», 1990, № 6; «Русский паломник», 1994, № 9.

«Предварительное исследование гробницы архиепископа Иоанна» и «Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского» публикуются по предоставленным автором рукописям.

«Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского» – «Православная Русь», 1993, № 21.

«Пир веры. Торжество святости глазами паломника» – «Православная Русь», 1994, № 16.

* * *

1

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец.М.1993.С.27

2

Иоанн, Архиепископ Брюссельский и Западно – Европейский. Русская Зарубежная Церковь. Издание Общества «Православное Дело», 1960. С. 1, 13, 14, 15.


Источник: Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн [Текст] : [сборник / сост. А. Леднев, Е. Лукьянов]. - Москва : Паломник : Журн. "Глаголы жизни", 1998. - 702 с.

Комментарии для сайта Cackle