Азбука верыПравославная библиотекасхиархимандрит Иоанн (Маслов)Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие


схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие

Часть I. Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия

Содержание

Введение
Часть I. Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия 1. Детство, годы учебы, преподавательская деятельность 2. Прохождение послушаний в Оптиной пустыни и скиту 3. Пострижение и служение в священном сане 4. Начало старческого служения 5. Внешний образ жизни старца Амвросия 6. Дары благодати 7. Духовное окормление монашествующих и мирян 8. Старец Амвросий и интеллигенция второй половины XIX в. 9. Литературно-издательская деятельность Оптиной пустыни при старце Амвросии 10. Учреждение Шамординской общины и заботы старца Амвросия о её благоустройстве 11. Последние дни жизни и блаженная кончина старца Амвросия Часть II. Эпистолярное наследие иеросхимонаха Амвросия Общие сведения о письмах 1. Учение о спасении по письмам старца Амвросия 2. О покаянии 3. О смирении 4. О терпении в скорбях 5. О молитве 6. О страхе Божием 7. О страстях и борьбе с ними 8. О монашестве 9. Частные наставления мирянам Заключение Библиография  

 
Введение
С самого начала существования Церкви Христовой прослеживается тесная связь между духовным руководством и внутренним состоянием христианства. Всегда периоды расцвета и упадка духовной жизни были связаны с возрастанием или уменьшением роли духовного руководства.
Духовное руководство, несомненно, берёт свое начало от святых апостолов. Святой апостол Иаков заповедует всем христианам: «Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5, 16). Эти слова апостола свидетельствуют о том, что каждому христианину, шествующему по пути к жизни вечной, нужен советник, который помогал бы ему безбедно пройти тернистое поприще земной жизни и достичь Царствия Небесного. «Спасение есть во мнозе совете»,– подтверждает ту же мысль священный автор книги Притчей (11, 14).
Но особенно большое значение духовное руководство приобрело в среде монашествующих; здесь оно выдвигается на первый план и называется старчеством. Старчество есть духовный дар, который апостол Павел называет «даром рассуждения» (1 Кор. 12,10). Оно выражается в духовном руководстве пасомых на пути спасения и требует от носителя этого дара мудрого и любвеобильного попечения о вверившихся ему душах. Сущность старчества заключается в том, что из среды братии обители избирается один опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывают пред ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивая его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли, беспрекословно, без размышлений повинуются старцу и выполняют все его указания1. Это старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуту уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его мощному содействию.
Духовное руководство процветало во всех древних обителях. Сам основатель монашества преподобный Антоний Великий придавал духовному руководству в жизни монаха весьма большое значение. Он пишет: «Монах должен откровенно сказывать старцам, сколько он делает шагов, или сколько пьёт капель воды в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом. Я знаю монахов, которые после многих трудов пали потому, что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: „...Вопроси отца твоего, и возвестит тебе“ (Втор. 32,72.
Многие святые отцы и подвижники последующих веков также подчёркивали важность старчества в жизни инока и мирянина. Св. Василий Великий, например, пишет: «Каждый из подчинённых (братий в обители), если хочет оказать значительный успех (в иноческой жизни) и привести жизнь свою в состояние, согласное с заповедями Господа нашего Иисуса Христа, должен ни одного душевного своего движения не оставлять в скрытности, ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажать пред теми из братий, кому поручено прилагать милосердное «сострадательное попечение о немощных»3. Великий учитель монахов – преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии – благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы был сам и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира»4 4. О необходимости духовного руководителя-старца учат также преподобные: авва Дорофей, Варсонофий Великий, Феодор Студит, Симеон, Новый Богослов, Каллист, Игнатий. Кассиан Римлянин, Феодор Эдесский и другие, а из наших русских подвижников – святитель Феофан, затворник Вышенский.
В Россию старчество пришло с Востока, можно сказать, со времени принятия христианства. Преподобный Антоний Печерский, положивший начало своего иноческого пути на Афоне, несомненно, был одним из насадителей духовного руководства в России, которое в среде русского монашества процветало в течение нескольких веков. Однако ко времени преподобного Нила Сорского (XV в.) старчество, из-за ослабления духовной жизни, крайне оскудело в монастырях. Восстановителем его (во второй половине XVIII в) явился преподобный схиархимандрит Паисий (Величковский) – настоятель Нямецкого монастыря в Молдавии. Со временем его многочисленные ученики разошлись по многим российским монастырям и возродили здесь духовную жизнь на началах старческого руководства.
В XIX в. центром этой новой жизни была Оптина пустынь5. Начало духовному руководству в этой обители положил иеросхимонах Лев (Леонид), который был учеником ученика преподобного Паисия – схимонаха Феодора6. Он явился родоначальником замечательной плеяды оптинских старцев. Одним из выдающихся представителей этой плеяды был ныне прославляемый во святых – преподобный иеросхимонах Амвросий.

* * *

1 Григорий, архим. Сказание о житии оптинского старца Амвросия. М., 1893, с. 16.
2Достопамятные сказания о подвижничестве отцов. М., 1845, с. 8.
3Св. Василий Великий. Творения, в русск. пер. М., 1858, ч. 5, с. 157–158.
4Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1869, Слово XXVI.
5Оптина пустынь расположена в трёх километрах от древнего города Козельска, на правом берегу р. Жиздры. По преданию, обитель была основана покаявшимся разбойником Оптою в начале XV в. Существует и другое мнение, что это был первоначально общий монастырь, в котором жили монашествующие – старцы и старицы. Это мнение подтверждается древними синодиками пустыни, в которых записаны имена схимонахов и схимонахинь. Русское слово «опт» выражает общее количество чего-либо. Отсюда «Оптин монастырь» – в смысле общий монастырь. Достоверные сведения об Оптиной пустыни появляются в XVI в. В XVIII в. обитель пришла в запустение. Только в конце того же столетия усилиями Московского митрополита Платона Оптина пустынь возрождается и в XIX в. приобретает известность и славу благодаря подвизавшимся в ней в это время великим старцам: Льву, Макарию, Амвросию и другим.
6Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной пустыни. 1912, с. 59.

Часть I. Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия