Источник

Пасха. Светлое Христово Воскресение

Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит в своем слове и св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху Великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает торжествовать ее землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Св. Григорий Богослов в своем 45-м слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых, восстаньте с Ним и вы, Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова «песах» («проходит мимо») – для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви: «...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия»187.

История праздника

Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления, и вводится новое название – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до 1-го Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Особенности пасхального богослужения

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – Святая Церковь бодрствует «в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова» – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

В день Пасхи и во всю Светлую седмицу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом – в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. (В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню.)

На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, и великое славословие не поется. (На Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в день праздника Благовещения, храмового праздника или великомученика Георгия, 23 апреля.)

Полунощница

Эта служба относятся еще к Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до пасхальной утрени. Перед этим священнослужители совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение.

Начинается полунощница перед Плащаницей возгласом священника: «Благословен Бог наш...». Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» (3), 50-й псалом. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...». По 3-й песни – седален, по 6-й – кондак Великой Субботы. На 9-й песни, при пении ирмоса: «Не рыдай Мене, Мати...», бывает каждение вокруг Плащаницы188, затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Плащаница полагается на Престоле, и совершается каждение вокруг него. Плащаница лежит на Престоле до отдания Пасхи – в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

После канона чтец читает Трисвятое по «Отче наш», хор поет тропарь: «Егда снизшел еси...» (обычным распевом, на 2-й глас). Затем произносится (перед царскими вратами) краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и малый отпуст (вне алтаря): «Христос, истинный Бог наш...»189.

Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди

Пасхальная утреня предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима 190.

Перед началом утрени священник в полном облачении, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестам, а в правой – кадило, совершает вместе с диаконом каждение Престола (трижды).

В 12 часов ночи – удар в колокол.

После каждения священник становится на Горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды): «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата, и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: «И нас на земли сподоби...»191. Старший священнослужитель берет Евангелие (с правой стороны Престола), а с левой – икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе...», крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается192. Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника.

После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени193 (без возгласа диакона: «Благослови, Владыко»): «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе...», и хор трижды повторяет тропарь. Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог...», «Яко исчезает дым...», «Тако да погибнут грешницы...», «Сей день, его же сотвори Господь...», «Слава...» и «И ныне», а хор после каждого стиха – тропарь: «Христос воскресе...». После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых...», а хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря: «Христос воскресе...» входят в храм, ликуя и радуясь, «узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща». Священник входят в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.

После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанн Дамаскин (VIII в.)194. Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например, духовенство поет первые слова ирмоса «Воскресения день...», а хор продолжает «Просветимся, людие...». После каждого тропаря канона припев: «Христос воскресе из мертвых...».

Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: «Христос воскресе...» (трижды)195.

На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих196. Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе» и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: «Христос воскресе».

После каждой песни и заключительного пения тропаря: «Христос воскресе...» диакон произносит малую ектению, а священник – особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге «Служба на Пасхальную седмицу».

После 3-й песни поется ипакои: «Предварившия утро...».

По 6-й песни – кондак: «Аще и во гроб...» и икос: «Еже прежде солнца...», затем – «Воскресение Христово видевше...» (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды).

На 8-й песни перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю...» поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

На 9-й песни вместо припева: «Христос воскресе из мертвых...» поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): «Величай, душе моя, Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца» и т.д.

По 9-й песни – эксапостиларий: «Плотию уснув...» (трижды)197.

Затем поются хвалитные стихиры и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»198, «Пасха священная нам днесь показася...». При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы.

Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив...», в котором – на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1–16) – все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: «Уст твоих...» (единственное песнопение святому в службе Пасхи).

Затем произносятся две ектении – сугубая и просительная. После возгласа: «Твое бо есть...» диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь», «Утверди, Боже». Священник (вместо возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...») поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст199: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец»200.

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению», а затем многолетие.

Пасхальные часы

Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. На Светлой седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией, 9-й час – перед вечерней.

1-й час во всю Светлую седмицу начинается сразу после утрени. Возглас священника: «Благословен Бог наш...»201. Хор поет тропарь: «Христос воскресе...» (трижды), «Воскресение Христово видевше...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро...», кондак: «Аще и во гроб...», тропарь: «Во гробе плотски...», «Слава» – «Яко Живоносец...», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное Селение...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь», «Христос воскресе...» (трижды), «Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови». Иерей – отпуст: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...».

Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы202.

3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: «Благословен Бог наш...», 6-й и 9-й часы оканчиваются отпустом 203.

Во время пения пасхальных часов совершается проскомидия, и бывает обычное каждение. Тотчас за ними совершается литургия св. Иоанна Златоуста204.

Литургия

Литургия в день Св. Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго».

Начало литургии205 – такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: «Благослови, владыко». Священник: «Благословенно Царство...». Хор: «Аминь».

Затем священник перед Престолом, имея в левой руке Крест и трисвечник, а в правой – кадило, и диакон на Горнем месте со свечой поют трижды тропарь: «Христос воскресе...». Хор трижды повторяет.

Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог...». Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: «Христос воскресе...». Священник с диаконом в это время совершает каждение Престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе».

Возвратившись в алтарь и стоя у Престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Затем – мирная ектения и пение праздничных антифонов: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы).

Малый вход с Евангелием бывает не через царские врата, а как обычно206. Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: «Христос воскресе...», ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» – кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...»207. Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». Затем чтение Апостола (Деян., зач. 1) и Евангелия (от Ин., зач. 1). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк. 16, 15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке208.

После чтения Евангелия произносятся ектении сугубая и об оглашенных; заупокойной ектении не бывает (до вторника Фоминой седмицы).

Задостойник на литургии поется с припевом: «Ангел вопияше Благодатней...» и ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме...».

Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите».

Перед причащением народа – диакон: «Со страхом Божиим...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды). Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую...». После причащения – священник: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Хор: «Христос воскресе...» (один раз). Священник: «Всегда, ныне и присно...». Хор: «Христос воскресе...» (один раз). Ектения: «Прости приимше...», возглас. Затем священник: «С миром изыдем» и заамвонная молитва, после которой освящается артос по особому чину (см. ниже). Затем хор поет трижды: «Христос воскресе...», священник: «Благословение Господне на вас...» и затем, после «Аминь», поет с диаконом в алтаре «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает. Отпуст – такой же, как и на утрени, только без трисвечника209.

Но если совершается крестный ход (а это бывает со второго дня Пасхи), то отпуст священник творит по его окончании. После возгласа: «Благословение Господне на вас...», духовенство поет в алтаре «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает его, и сразу начинается крестный ход. Впереди идет свещеносец с фонарем, за ним несут запрестольный Крест, иконы, хоругви и идут певцы210. Священник идет с Крестом и трисвечником и кропит народ святой водой. В это время хор поет пасхальные ирмосы. По выходе из храма, возле притвора, священник читает Евангелие. Диакон произносит: «И о сподобитися нам...». Хор: «Господи, помилуй» (3), затем – «Премудрость, прости». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Священник: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи...», и читается Евангелие. По окончании его диакон возглашает: «Господу помолимся, рцем вси». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Священник кропит народ св. водой со словами: «Христос воскресе». Верующие отвечают: «Воистину воскресе». Таким же образом чтение Евангелия совершается и на других сторонах храма. По возвращении в храм диакон произносит на амвоне сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...». Возглас: «Яко милостив и Человеколюбец Бог...». Затем священнослужители поют «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Священник творит отпуст211.

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни.

Обычай дарить пасхальные яйца, согласно древнему церковному преданию, ведет свое начало от св. Марии Магдалины, которая преподнесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе».

Чин освящения артоса

В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса (в переводе с греческого означает «хлеб»). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода на этой седмице обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В светлую пятницу вечером, т.е. на субботу, артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи).

Исторически употребление артоса возникло в подражание Апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни212.

Чин освящения артоса совершается следующим образом. На солее, на приготовленном аналое или столе, полагается артос (может быть их и несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: «Господу помолимся». Священник читает молитву на освящение артоса (из Требника, часть 2-я): «Боже Всесильный и Господи Вседержителю...»213. Хор: «Аминь». Священник окропляет артос св. водой, произнося трижды: «Благословляется и освящается артос сей, окреплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Хор поет вместо «Буди имя Господне...» – «Христос воскресе...» (трижды). Затем священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Священник поет вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии.

В этот день также освящаются куличи, пасхи, яйца и «брашна мяс». Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во Святую и Великую Неделю Пасхи» и затем окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до светлой утрени), то пасхальных песнопений петь нельзя; следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...».

Великая вечерня в первый день Пасхи

Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается во все священнические одежды214.

По окончании 9-го часа священник, став перед Престолом с кадилом в руке, «знаменует (им) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следует начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах...». Вход с Евангелием. «Премудрость, прости». «Свете тихий...». «Вонмем. Мир всем». Далее: «Премудрость, вонмем», и произносится великий прокимен, гл. 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса»215. После прокимна – диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» и прочее.

Священник в царских вратах, лицом к народу216, читает Евангелие от Ин., зач. 65 – о явлении Господа Апостолам вечером в день Воскресения.

После Евангелия – сугубая ектения, «Сподоби, Господи...», просительная ектения, стихиры на стиховне со стихирами Пасхи. Далее диакон: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник (с Крестом) творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...».

Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице

Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила 6-го Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день217. Крестный ход бывает после литургии, начиная с понедельника.

К пасхальному канону, в конце каждой песни, присоединяются Богородичны (преп. Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Каждение священник совершает с трисвечником и Крестом.

Литургия218 совершается точно так же, как и в первый день: прокимен, Апостол, Аллилуарий и Евангелие положены на каждый день Светлой седмицы особые. Причем Евангелие читается только одним диаконом.

Причастен для всех один и тот же: «Тело Христово приимите...».

В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса.

Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Евангелие не читается.

Примечание: Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого (например, великомуч. Георгия – 23 апреля или храмовой праздник), то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерни читаются паремии, на утрени бывает полиелей, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Канона – два. Первый пасхальный, на 8, и святому, на 6. Катавасия пасхального канона. Великого славословия не бывает. По 9-й песни – светилен Пасхи. «Слава» – святого, «И ныне» – Пасхи. На хвалитех стихиры воскресны – 3, гл. 2-й, и святого – 3, гл. 2-й. Стихиры Пасхи со стихами их. «Слава» – святого, гл. 2-й: «Да помавают праведная...», «И ныне» – «Воскресения день...». «Христос воскресе...» (трижды). «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа. Ектении и отпуст со Крестом, как в 1-й день (поминается святой)219. На литургии – прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дня и святого.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерни и утрени к пасхальным песнопениям присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрени – канон Никифора Каллиста (XIV в.).

На литургии – прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородицы.

После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок его таков (в богослужебной практике Троице-Сергиевой Лавры). После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: «Благослови, владыко». Священник: «Благословен Бог наш...», и священнослужители поют трижды: «Христос воскресе...», затем стихи Пасхи: «Да воскреснет Бог...». В это время совершается малое каждение. Далее – «Бог Господь...», тропари: «Еже радуйся, Ангелом приимшая...» и прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется обычный тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и сразу бывает крестный ход.

По другой практике, освящение воды совершается по заамвонной молитве. Хор поет (трижды): «Христос воскресе...», настоятель произносит возглас: «Благословение Господне на вас...», и сразу хор поет тропари: «Еже радуйся, Ангелом приимшая...» и т.д.

Неделя Антипасхи (Фомина)

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»).

В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, Апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением Апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название «Неделя о Фоме».)

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомою искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

Уставные особенности в Неделю Антипасхи

Богослужение посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба – праздника (по Цветной Триоди). Не поются и пасхальные песнопения220 за исключением тропаря «Христос воскресе...» в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей).

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерня, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь: «Христос воскресе...» (об этом подробнее см. ниже).

На утрени – «Бог Господь...» и тропарь праздника трижды: «Запечатану гробу...». По полиелее тропари: «Ангельский собор...» не поются, а сразу величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго»221.

Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Мф., зач. 116. После Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды). «Слава» – «Молитвами Апостолов...», «И ныне» – «Молитвами Богородицы...», «Помилуй мя, Боже...», «Воскрес Иисус от гроба...».

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие...». Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день...».

На 9-й песни «Честнейшую...» не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу».

Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем».

На литургии – изобразительны. По входе – тропарь: «Запечатану гробу...», «Слава, и ныне» – кондак: «Любопытную десницею...». Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол – Деян., зач. 14. Евангелие от Ин., зач. 65. Задостойник: «Ангел вопияше...», «Светися, светися...».

В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь: «Христос воскресе...» (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже...» – «Христос воскресе...» (трижды).

Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу – отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе...», Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» и прочее последование 9-го часа.

На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».

После прокимна – сугубая ектения, «Сподоби Господи...» и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши...» – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» – тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна – обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «Радоница»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

В храме Московской Духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрени, по 6-и песни канона, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.

После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: «Благословен Бог наш...», «Христос воскресе...» (трижды), стихи: «Да воскреснет Бог...» с пением тропаря: «Христос воскресе...»222. В это время – малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»), После 3-й песни – малая ектения и ипакои: «Предварившия утро...». По 6-й песни – малая ектения заупокойная, кондаки: «Со святыми упокой...» и «Аще и во гроб...». По 9-й песни – малая заупокойная ектения. Затем: «Плотию уснув...» и воскресные тропари: «Благословен еси, Господи...», «Ангельский собор...». Совершается полное каждение. Далее – стихиры Пасхи, сугубая ектения, «Премудрость», «Христос воскресе...» (трижды). Затем священнослужители запевают до половины: «Христос воскресе...», а хор заканчивает, и бывает отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...». Далее диакон возглашает: «Во блаженном успении...». Пением «Вечной памяти» служба заканчивается.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.

Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи

В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словам «Пасха», например, «канон Пасхи».

Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны».

Песнопения Триоди обозначается словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящий Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом «дне», например: «седален дне».

Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самарянына.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением совершаются на повечериях.

В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяется с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе...»

От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе...».

Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе...» поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор.

На литургии после возгласа: «Благословенно Царство...» священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе...», хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются.) «Христос воскресе...» поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный...» и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже...» – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

Тропарь «Христос воскресе...» поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, Венчания, Отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стиховных (воскресных) стихир великой вечерни, причем порядок пения их таков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на «Слава» поется стихира снова воскресная, на «И ныне» – пасхальная «Воскресения день и просветимся торжеством...». В конце последней стихиры Пасхи «Христос воскресе...» поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше...» поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше...» поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе...» (трижды) в конце каждой песни не поется.

9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни – ирмос: «Светися, светися...», припев «Христос воскресе из мертвых...» и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем припев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

После канона – светилен Пасхи и Триоди.

В седмичные дни канон Пасхи не поется223, но и в полиелейные праздники на катавасии поются только ирмосы Пасхи. Указание Типикона относительно пения в седмичные дни (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) «канона праздника» следует понимать в том смысле, что в эти дни поется из Цветной Триоди канон настоящей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.) или Преполовения (от праздника Преполовения до отдания его) 224.

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую...» не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую...» поется.

Эксапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же Неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и эксапостилария царския врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе...» – кондак: «Аще и во гроб...».

В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны.

После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше...», «Светися, светися...».

Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш...». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.

Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его

Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.

1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – св. жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныне, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев 1-го Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья Неделя по Пасхе носит название св. женмироносиц.

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на «Бог Господь...», поются три тропаря Великой Субботы: «Егда снизшел еси...» (дважды), на «Слава» – «Благообразный Иосиф...», «И ныне» – «Мироносицам женам...».

Евангелие, читаемое на утрене (Мк., зач. 71) и на литургии (Мк., зач. 69), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя – о расслабленном.

В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы.

В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».

Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж...», а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон – Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море огустил еси...». «Честнейшую...» не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство...». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы.

В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство...». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше...», «Светися, светися...».

Пятая Неделя – о самаряныне.

В эту Неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (Евангелие на утрени – от Ин., зач. 63).

Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.

Шестая Неделя – о слепом.

В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновления храма (Мф., зач. 67).

Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день).

Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и литургии – то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог...» и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб – обычный воскресный отпуст.

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше...». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.

На 9-й песни «Честнейшую...» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды) и эксапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

* * *

187

Пасхальный канон, песнь 1, ирмос.

188

К. Никольский. Цит. соч., с. 624.

189

См. свящ. А. Неаполитанский. Церковный Устав. Цит. соч., с. 102.

190

В древнейших Уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные, и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в XV веке, а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в XVII веке по обычаю Церкви Иерусалимской, где крестный ход перед началом пасхальной утрени завершается у кувуклии Св. Гроба Господня. В остальных Восточных Православных Церквах начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным н Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах.

191

К этому времени несущие фонарь, запрестольный Крест, хоругви и образ Воскресения должны стать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи, сюда же становятся и певцы. Все стоят сначала лицом к востоку; когда начинается шествие, то сразу все обращаются на запад и спокойно выходят из храма. За ними идет священник с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой и диакон со свечей.

192

У закрытых западных дверей участники крестного хода становятся лицом на запад. Священник становится напротив образа Воскресения, лицом к востоку.

193

См. Типикон. «Во святую и великую Неделю Пасхи», с. 459.

194

Объяснение пасхального канона см. в статье проф. М. Скабаллановича. Журнал «Проповеднический листок», 1913, № 1 (иммется отдельный оттиск).

195

По Уставу, канон положено петь на 16, ирмосы на 4 и тропари на 12.

196

Полагается каждение и всего храма.

197

Если утреня совершается на середине храма, то духовенство входит в алтарь после вторичного пения эксапостилария: «Плотию уснув…», а хор поет третий раз.

198

В богослужебной практике хвалитные стихиры обычно опускаются; сразу после эксапостилария поются стихиры Пасхи.

199

К. Никольский. Цит. соч., с. 630; Богослужебные указания на 1949 г., с. 100.

200

Этот отпуст бывает на всю Светлую седмицу. Святые храма, дня и даже составитель литургии не поминаются (см. Богослужебные указания на 1958 г., с. 125).

201

В. Розанов. Цит. соч., с. 655; срав. А. Неаполитанский. Цит. соч., с. 104. Но Типикон не предписывает возгласа перед первым часом.

202

Повечерие и полунощница заменяются песнопениями часа.

203

См. Последование в день Святыя Пасхи.

204

Священник, служащий литургию вместе с утреней в день Пасхи, должен совершить входные молитвы перед полунощницей или непосредственно после нее, а затем облачиться (читая положенные молитвы) в полное облачение. В последующие дни Светлой седьмицы священники выходят читать входные молитвы не через царские врата, а боковыми, т.е. как и в обычное время. Что касается содержания входных молитв, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни Светлой седмицы, по обычаю большинства монастырей, совершать входные молитвы по следующему чину: после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» читать «Предварившая утро…», «Аще и во гроб…», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец...», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное Селение», затем – «Пре¬чистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...» (см. Сборник решений недо¬уменных вопросов из пастырской практики, вып. II. Киев, 1903, с. 177–178, 181–182).

205

Ввиду того, что до Пятидесятницы «Царю Небесный...» употреблять за богослужением не полагается, вместо этой молитвы перед началом литургии на Светлой седмице священнику рекомендуется читать трижды тропарь: «Христос воскресе...», а от Фоминой Недели до отдания Пасхи также добавлять: «Слава в вышних Богу...» и «Господи, устне мои отверзеши...». От Вознесения до Троицы вместо «Царю Небесный...» обычно читают «Святый Боже...».

206

Примечание: Если служит епископ, то все выходы из алтаря и вход в него на Светлой седмице совершаются не через царские врата, а боковыми, т е. как в обычное время.

207

На литургии антифоны, входной стих: «Елицы...» во все дни Светлой седмицы бывают как на Пасху (см. Типикон, 1-й день Пасхи).

208

О порядке чтений Евангелия на разных языках – см. подробные указания у В. Розанова («Богослужебный Устав») и К. Никольского, а также в Богослужебных указаниях на 1949 г. и на 1950 г., вып. II. Изд. Московской Патриархии. Настоятель по Уставу должен читать Евангелие перед Престолом – лицом к востоку. Диакон – на амвоне также лицом к востоку. Кроме того, по Уставу, положено перед каждым чтением Евангелия ударять один раз в колокол, а по прочтении всего Евангелия – во все колокола (Типикон, гл. 50; К. Никольский. Литургия в день Святой Пасхи, с. 631–632: В. Розанов. Литургия в день Святой Пасхи, с. 656–657).

209

К. Никольский. Цит. соч., с. 633.

210

Если совершается соборное служение, то вслед за певцами идут младшие священнослужители, причем первая пара несет артосы, а старшие несут Евангелие (с правой стороны) и икону Воскресения Христова (с левой). Старшие диаконы идут впереди настоятеля со свечами и кадилом.

211

Такое окончание литургии бывает во все дни Светлой седмицы. Отпуст священник совершает с Крестом в руках, как и на утрени, и осеняет им народ.

212

О значении артоса см. в «Молитве на благословение артоса».

213

Молитва помещена также в Богослужебных указаниях на 1949 г. Изд. Московской Патриархии.

214

Если служит архиерей, то он облачается на кафедре, как перед литургией, диакон читает положенные на облачение молитвы. Священнослужители, облачившись в фелони, в преднесении Креста на блюде, встречают архиерея, как на литургии. Диакон с кадилом, трикирием и дикирием произносит: «Премудрость». Хор поет: «Ангел вопияше...» и «Светися, светися...», после чего возглас на 9-й час.

215

На великой вечерни во все дни Светлой седмицы бывает свой великий прокимен (см. Служебник и Триодь Цветную).

216

К. Никольский. Цит. соч., с. 633.

217

В Типиконе, «В понедельник Светлый седмицы на утрени», сказано, что иеромонах облачается только в мантию и епитрахиль: а иерей в фелонь и, таким образом, совершается утреня во всю Светлую седмицу. В практике – на утрени предстоятель облачается в полное облачение – как для совершения литургии. См. С.В. Булгаков. Цит. соч., с. 583.

218

Так как по Уставу, в Пасхальную седмицу не отправляются обычные седмичные службы, посвященные каждый день седмицы особым святым и священным воспоминаниям, то священнику и диакону, готовящимся к служению литургии, нет основания вычитывать обычные каноны (бесплотным Силам, св. Иоанну Предтече и другим), назначаемые Церковным Уставом для правила ко Св. Причащению. Обычно в Пасхальную седмицу священник и диакон вычитывают вечером пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Св. Причащению и пасхальный 1-й час (вместо вечерних молитв). Утром – пасхальный 1-й час и молитвы ко Св. Причащению.

219

Богослужебные указания на 1956 г., с. 158.

220

Примечание: На вечерни и утрени в это воскресенье не поются стихиры Пасхи, а также не бывает пасхального канона, но в последующие недели (воскресенья) канон поется.

221

К. Никольский. Цит. соч., с. 641; см. Ирмологий. «Псалмы избраннии», с. 209.

222

Во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником.

223

Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом, а также в отдание Пасхи.

224

Подробнее о соединении служб Триоди и Минеи в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы см. Богослужебные указания на 1950 г. и 1951 г., вып. II.


Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди / Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с.

Комментарии для сайта Cackle