схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЗАПОВЕДЬ

Заповеди, что они есть (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 383).

Заповеди изображают волю Божию (2:276, см. ЛЮБОВЬ, 463).

Отвергнув сатанинское иго греха, следует взять легкое Христово иго Его заповедей

Работает Христу, кто, отвергше тяжкое сатанинское иго, грехами обремененное, носит благое иго Христово, по словеси Его: «возмите иго Мое на себе» (Мф. 11, 29). Благое иго Христово значит заповеди Его святыя и легкия, яко «заповеди Его тяжки не суть» (1Ин. 5, 3). Что легчае, как любить, как выше сказано? Он заповедает нам друг друга любить: «се заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17). А от любви все добрыя дела, как от источника ручьи, проистекут; любовь бо есть «корень добрых дел» (1Кор. 13, 1–8 и 13). Аще убо кто истинную христианскую любовь имеет, сей носит иго Христово и заповеди Его исполняет, и тако Ему работает (3:174).

Помни о Боге, помнить и о Его заповедях

Когда убо говоришь, христианине, о Боге, «как мне Бога забыть»: то не забывай и ЗАПОВЕДЕЙ Его святых, но имей их всегда пред собою, яко заповеди Божия, и помни творити их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самаго Бога не будешь забывать. Иначе хотя на всяку минуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога благодетеля своего, и тако Ему неблагодарным показуешися. Память бо твоя о Нем только на устах и языке: а в сердце нет ея, но забвение (4:390).

Почитать Бога нужно через исполнение Его заповедей (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 107).

Христианин тот, кто исполняет заповеди Божии (5:15, см. ВЕРА, 140) (4:22, см. ХРИСТИАНИН, 1105).

Тот познал Бога, кто заповеди Его соблюдает (5:59, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 100).

Кто заповеди Божии исполняет, тот Богу живет (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА, 367).

Исполняя заповеди, христианин приносит себе пользу, а не Богу (4:23, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Со ВНИМАНИЕМ наблюдать, исполняются ли заповеди

Бог, говорю, толикий любитель твой и благодетель, хощет и велит, чтобы ты любил ближняго твоего, т. е. всякаго человека, якоже себе любишь: удовлетворяеши ли убо святому хотению толикаго любителя твоего и Благодетеля? угождаеши ли святой воли Его? показуеши ли усердное послушание Ему? любиши ли любимаго Богом ближняго твоего? не делаеши ли ему того, чего себе не хощешь? подаеши ли ему в нуждах его руку помощи, чего себе хощешь? «Осмотрись!» (4:187–188).

Необходимо знать заповеди и исполнять их (5:280, см. СЛОВО БОЖИЕ, 923).

Тот исполняет заповеди, кто имеет послушание Богу (3:68, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 471).

От послушания последует соблюдение заповедей Божиих (3:189, см. ПОСЛУШАНИЕ, 748).

Заповеди евангельские исполняет тот, у кого есть вера Евангелию (1:69, см. СЛОВО БОЖИЕ, 923).

Кто исполняет заповеди, у того истинная любовь (1:69, см. ЛЮБОВЬ, 955) (3:162, см. ЛЮБОВЬ, 471).

Исполнение заповедей Божиих должно исходить от любви к Нему (4:275, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 461).

Без соблюдения заповедей послушания и благодарности Богу не бывает (3:252, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 34).

Молиться Богу, чтобы научил творити заповеди

Псалом 118-й весь научает нас, како подобает усердно просить нам Бога, чтобы Сам наставил нас на путь заповедей Своих, и отверзл ум разумети чудеса от закона Своего (3:117).

Прародители нарушением заповеди потеряли свободу и стали рабами диавола (3:169, см. СВОБОДА, 824).

Человек нарушил заповедь и был изгнан из рая (1:22, см. ЧЕЛОВЕК, 1167).

Нарушение заповедей прогневляет Бога

Человеку-христианину едино только несчастье, едина беда сия есть, по словеси святаго Златоустаго, Бога прогневать. Ибо христианину как едино только зло есть – душевное зло: так едино только несчастье, которое от гнева Божия последует: гнев же Божий преступление заповедей его святых соделовает. У царя земнаго во гневе находящийся телесное только несчастие претерпевают, то есть, или казнь смертную, или ссылку, или отъятие имений, или лишение чести, или на теле наказание, или иное какое; а несчастие то душе безвредное, паче же и полезное бывает, ибо человек тем может очувствоваться, и так спасение получить вечное (1:34).

Нарушающий заповеди есть должник пред Богом

Всяк человек, когда заповедь Божию разоряет и согрешает пред Богом, в долг пред Богом впадает, и Ему должником делается; и чем более заповедей Божиих разоряет, и Создателю своему согрешает, тем большее бремя долгов собирает и величеству Божию должнейшим делается. Откуду ГРЕХИ человеческие долги пред Богом называются, а грешники должники, якоже читаем в молитве Господней: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12) (4:86).

Неисполняющие заповеди отвращаются от Бога

Бог на всяком месте есть, и потому, где ни ходим, пред лицем Его ходим. Но люди, когда не слушают Божиих повелений и беззаконнуют, – отвращаются от Него, и как бы, вместо лица, хребет Ему обращают, якоже глаголет Бог о беззаконниках, «обратиша хребет ко Мне, а не лице» (Иер. 32, 33); и во Псалмах читаем: «не предложиша Бога пред собою» (Пс. 53, 5); и паки: «не предложиша Тебе, Боже, пред собою» (Пс. 85, 14), что не иное значит, как сердце от Бога отвратившееся, Бога не слушающее, не почитающее и презирающее. Как бо, хотя кого почтить, обращаемся к нему лицем, а отвращением лица непочтение и презрение ему показуем: так, отвращаяся от послушания к Богу, великое Ему непочтение и презрение являем, хотя того и не примечаем, ослепленнии; тако бо, вместо лица, хребет Ему обращаем (2:58).

Неисполнение заповедей есть проявление неблагодарности (3:252, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ, 598).

Неисполняющий заповеди есть ГЛУХОЙ

Имеет тело слух: имеет и ДУША свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух; не всякая и душа. Бог душе глаголет: «не убий, не укради, не прелюбодействуй, уклонися от зла и сотвори благо», и проч. И которая душа отверстый слух свой имеет, слышит и слушает Бога глаголющаго и творит, что повелевает Бог. Не возможно бо душе, воистину не возможно не послушать Бога и не творить, что Он повелевает, аще уши свои отверстыя имеет. Царя земнаго и низшую власть слушает человек и творит, что велит: Бога ли не послушает душа глаголющаго, когда отверстый слух имеет? Ей! со всяким усердием и сладостию послушает и возглаголет ему: «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 107, 2)... Отверстый слух имели вси тии, которым сказано от Христа: «грядите по Мне; и по Нем идоша» (Мф. 4, 19–22). Отверстый слух души и всяк тот имеет, кто со усердием тщится заповеди Божии исполнять. Не напрасно Христос Господь глаголет во Евангелии: «имеяй уши слышати, да слышит» (4:66–67).

...Кто заповеди Его святыя презирает, и не тщится должнаго Ему показывати ПОСЛУШАНИЯ. Кто сия делает, тот унижает Бога (5:132).

Христианин, не живя по заповедям, является противником Христа (2:71, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Грешник отвергает заповеди Божии (5:337, см. ГРЕШНИК, 465).

Кто нерадит о заповедях, в том нет любви Божией (5:234, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 477).

Заповеди, слышанные и нарушенные ожесточенным христианином, будут обличать его (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 927).

Нарушающий заповеди отрицается от Бога

Бог, Который глаголет мне и тебе: Аз есмь Господь Бог твой, и повелевает иных богов не имети: «да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх. 20, 2–3), – тойжде Бог повелевает и в следующих заповедях. Следственно как первую заповедь разоряя, грешим пред Богом, так и прочия не соблюдая, равно грешим; и как тогда, когда оставляя Его, к иным богам обращаемся, отрекаемся ВЕРЫ и Бога, так и другия следующия заповеди разоряя, отрицаемся веры и Бога, хотя не устами, но делом и непослушанием. Едино бо есть словом или делом отрицаться. Ибо и вера должна быть в сердце, и вне делами себе оказывать; которой сердечной вере устное исповедание последует и объявляет оную, как сердечную всякую мысль слово произносимое, по писанному: сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10). И потому отвержение, словом или делом бываемое, равно есть отвержение. Отвергается бо и самого повелевающаго, кто отвергается его повеления; и хотя языком не дерзает произносити: не знаю и не слушаю тебе, но сердцем непокоривым и преслушливым и самым делом показует тое (3:191).

Христу противится не только тот, кто отрицается от Него, но и не исполняющий Его заповеди

Не токмо бо тот противится Христу, кто учения Его не приемлет и не признает Его за Христа, Спасителя миру: но и тот, кто воли Его и заповедей Его не исполняет, и противно учению Его святому живет, не делает того, что Христос повелевает. Всяк таковый – противник есть Христу, хотя и имя Его исповедует, и глаголет Ему: «Господи, Господи!» Каковым отвещает Он: «Что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» (Лк. 6, 46)... Кто убо есть «противу Христа»? Тот, кто противу воли Его, мысли и хотения делает. Всяк убо христианин беззаконный, миру сему прилепившийся, и в нем все свое утешение полагающий, есть противник Христу; ибо, как от грехов, так и от любви мира сего учением Своим и делом отводит нас Христос (1:195).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle