схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЗЛОБА

Злоба есть болезнь души (5:123, см. ДУША, 328).

Злоба происходит от САМОЛЮБИЯ

Злоба происходит от безмерного самолюбия. Самолюбец бо во всем своея корысти всяким образом ищет, в славе, чести и прочем. А когда видит в чем-нибудь желанию своему препятствие, крайне о том смущается, печалится и гневается на того, кто ему препятствует; почему и тщится гнев свой в действие произвести. Злоба бо не иное что, как желание мщения (1:131) (также 2:178, см. ГНЕВ, 218).

Злоба рождается от зависти или ОБИДЫ

Злоба рождается или от зависти, как-то Каин на Авеля, брата своего, имел злобу, которого благополучию завидя, злобился на него и убил его (Быт. 4, 8), или от обиды соделанныя человеку. Тако люди гневаются и злобятся на обидевших их, и хотят им зло за злое воздать, и тако обиду свою отмстить (5:229) (также 5:136, см. ЗАВИСТЬ, 381). Злоба – подруга зависти (3:129).

Злоба есть утвердившийся ГНЕВ

Злоба есть закоснелый и застарелый гнев. Гнев, когда вскоре не укротится, обращается в злобу. Откуда Апостол увещает нас и научает в самом начале и вскоре гнев отлагать: «солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу» (Еф. 4, 26) (5:229).

Гнев обращается в злобу и памятозлобие, когда долго удерживается и питается в сердце (2:178, см. ГНЕВ, 218).

Злоба есть исчадие злобного духа – диавола (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 380).

Диавол возбуждает в человеке злобу (4:53, см. БРАНЬ, 121).

Злоба есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257).

Злоба – злой плод злого семени диавола (3:18, см. ВЕРА, 138).

Злоба – суть стрела врага нашего (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Злоба – похоть мерзкого тирана (2:30, см. ДУША, 331).

Злоба – от плотского рождения (3:57, см. БРАНЬ, 116) (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 568).

Воздающие злом за благодеяния хуже бессмысленных скотов

Которые благодетелям своим злодеяние за благодеяние воздают, и вместо благодарности, которую им должны воздавать, имя их ядовитым языком терзают и самих их попрать и погубить умышляют, и самых безразумных скотов кажется хуждшии. Ибо скот познает господина своего питающаго, служит и работает ему, пес ласкается пред кормителем своим, охраняет и в случае защищает его, сохраняет стадо овчее от находящих зверей; неблагодарные же сея должности не показуют своим благодетелям, и для того в сей части безумнейшии суть от скотов (2:368).

Злоба затворяет двери милосердия

Разбойникам, убийцам, блудникам, мытарям и всяким грешникам кающимся отворяются двери Божия милосердия, а злобным заключаются: ибо нет в них истиннаго покаяния, без котораго к престолу благодати приступу нет. Злоба бо есть великий грех, который ими обладает и покаяние их недействительным делает. Понеже покаяние не есть истинное, но притворное, ложное, и не иное что, как прельщение, или паче умягчение грызущия совести, когда от греха кающийся чистосердечно отстать не хощет (2:361).

Злоба и ГНЕВ открывают вход в ДУШУ ДИАВОЛУ

А отсюда видим, что дает тот место диаволу, кто гнев и злобу на ближняго своего держит. Уже таковым диавол, яко дух злобы, возобладал, и водит его, как пленника своего (5:229).

У злобного угасла вера (4:165, см. ВЕРА, 151).

Злоба изгоняет веру из сердца человека (3:139, см. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ, 361).

Злоба препятствует молитве (2:328, см. МОЛИТВА, 552).

Злоба заключает двери к молитве (3:104, см. МОЛИТВА, 556).

Злоба проявляется в ненависти, гонении, клевете

Ненавистию и гонением другов того, на кого злоба питается в сердце. Злоба бо, когда не может повредить тому, на кого злобится, гнать и озлобить тщится приятелей и любителей его. Тако сатана, злобясь на Христа и ненавидя Его, гонит и озлобляет христиан, рабов Его, любящих Его и от Него любимых. Сему злому и злобному духу последуют люди, и по подобию его злобу совершают. Злословием и клеветою. Отсюду-то бывает, что так многии неповинно тяжкия хулы и клеветы страждут, котораго зла как церковныя, так и светския истории преисполнены. Да и в нынешнем веке многии на себе тоежде злобы действие и богомерзкие ея плоды дознают (2:178).

Злоба производит клевету. Злобный оклеветанием и злословием славу ближнего терзает (1:135, см. ОСУЖДЕНИЕ И КЛЕВЕТА, 629).

Злоба решается на убийство, клевету

Злоба различно совершается. Отъятием здравия, как-то делают тии люди, которые, злобясь на ближняго своего, дают ему яд, и тако здравие его повреждают, от чего человек почти непрестанно мучится, живет и умирает. Сие есть действие злобы и пагубный плод ея. Отъятием живота, как-то Каин убил брата своего Авеля, злословием и клеветою. Злобный человек, хотячи ближнему своему отметить, и не имея чим ему повредить, вымышляет порок на него, и так ложный злый слух проносит о нем, или из малаго великое делает и зная сучец, называет бревном. От сего то бывает, что многие люди ложныя клеветы и поношения терпят. Всего причиною злоба есть (5:229).

Злоба приводит к преступлению

Злоба различным образом совершается: отъятием живота, на кого зло бывает. Тако Каин, завистию и злобою подстрекаем, возстал на неповиннаго Авеля и умертвил единоутробнаго брата своего (Быт. 4, 8). Биением, отравою, отъятием здравия, имений, повреждением скотов и прочаго (2:178).

Злоба замышляет вред сделать различными способами

Понеже у злобных людей яд злобы сокровен в сердце, и различныя хитрости тайным образом соплетают на того, на кого злобятся, и то тем, то другим, то третьим образом злобу свою совершить умышляют; и потому уберещися их невозможно. Благочестивой душе едино остается убежище – молитва святая, терпение, непоколебимое упование на Промыслителя Бога, пред Которым ничто не сокровенно, Который всем воздает по делом (2:180).

От злобных людей уберещися никак невозможно, ибо они многия различныя и тайные хитрости соплетают на того, на кого злобятся, и то тем, то другим, то третьим способом исполнить злое свое намерение покушаются. Едино убежище есть МОЛИТВА святая и НАДЕЖДА на Божий Промысл, который всем по делом воздает в свое время (1:132).

Как проявляется злоба

Отъятием живота у того, на кого злоба бывает; отъятием здравия; злословием и клеветою. Злобствующий бо, не имея чим отмстить обиду свою, вымышляет порок какой на ближняго, и так ложный злый слух проносит о нем, хотя тем имя его честное помрачить, или из малаго великое делает и прибавляет. От сего-то часто и бывает, что многии напрасно терпят так злыя клеветы и поношения (1:131).

Желая гибели ближнего, человек становится хуже демона

Ты своею погибелию ближняго погибели ищешь, и потому не со Христом, но противу Христа еси, Который и тебе и ближнему твоему спастися хощет так, что и кровь Свою за то излиял, а тем самым показуешь, что единомудрствуешь с тем злобным духом, который тебе и ближняго твоего и всех людей всяким образом хощет привлещи в погибель. И, как кажется, горше делаешь, нежели демон. Ибо демон на демона не возстает, но вси они на единаго человека вооружаются и погубити ищут: а ты на подобнаго себе человека возстаешь, и брата твоего погубити хощешь, который тогожде Творца и Господа признает, как и ты; тогожде отца по плоти Адама имеет, и как ты, тогожде естества есть, как и ты; от тогожде Искупителя Христа искуплен от диавола и ада, как и ты; тоюжде банею крещения омовен, как и ты; к томужде вечному животу позван, как и ты; – однакож во огни гнева твоего кричишь: я сам погибну, а его доступлю! (2:179).

Злоба приносит много вреда

Когда в начале не пресечется, великия беды делает, не иначе как огнь усилившийся многие домы поядает. Таковая вещь есть злоба, что ежели кто оной в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, не иначе как огнь, сухие материалы нашедший, глаголет Златоуст (5:229).

Злоба, как смола, прилипчива и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их (2:209, см. СОБЛАЗН, 954).

Злобные погубляют общество

Ежели бы вси друг другу мстили, общество бы стоять не могло, ибо вси бы друг друга погубили. От взаимной бо вражды следует взаимная злоба и мщение, а от мщения взаимная пагуба, как то на брани бывает. «Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете», глаголет Апостол (Гал. 5, 15). И тако злобные вредят и погубляют общество: кроткие же пользуют и сохраняют своим терпением (2:362).

Кто за Христом идет, того злоба мира сего преследует (4:13, см. ХРИСТИАНИН, 1082).

Злоба в сердце, как смертоносная язва (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 382).

Злоба доводит до слепоты духовной, так как человек хвалится сделанным злом

Иные до такой злобы доходят, что исполнивши злобу и хвалятся: «вот-де я дал ему; пусть он мене знает». К таким людям вышеписанный псалом приличествует: «что хвалишися во злобе, сильне?» и проч. (1:132).

Злоба так помрачает человека, что он начинает хвалиться беззаконием

Многие такою злобою напоенное имеют сердце, что, исполнивши ее, и хвалятся. Великое безумие хвалиться тем, о чем должно жалеть! Ближнему своему вред сделали; закон Божий, святый и вечный, нарушили; Бога, Вседержителя великаго и страшнаго прогневали; себе сатане записали, и вечному мучению подвергли: и делом сим беззаконным хвалятся!.. Так злоба помрачает око душевное, что бедный человек явной своей пагубы не видит (2:178).

Злобные, совершивше злобу, часто тем хвалятся: вот я-де ему дал; пусть он мене знает. Таковым людям приличествует псаломническое слово: «что хвалишися во злобе, сильне?» (Пс. 51, 3). Сей есть запах гнусный и мерзкий злобы: радоватися и хвалитися о повреждении и погибели других (5:229).

Злоба в такое состояние приводит человека, что он готов погубить себя

Многие от злобы в такое безумие и ослепление приходят, что сами себе погубить лучше изволяют, нежели мщение оставить. Я-де сам погибну, а его доступлю!.. Что молвишь и яришься, ослепленная и бедная тварь? Сам себе хочешь погубить, чтобы брат твой погибл, за котораго Христос, Сын Божий, умер? Осмотрись, какой и чей дух в тебе сие действует? не того ли, который сам погибл, и прародителей наших, а с ними и нас погубил? Он всегда злобою дышет на погибель нашу. Христос хочет и тебе и его спасти: а ты хочешь и себе и его погубить (2:179).

Злобный мучится от своей страсти

Нет ничего тягчае, как работать СТРАСТЯМ. «Злобный» сколько мучится внутренним своим мучителем, которым обладаем бывает, то есть, гневом, сколько изобретает способов отмстить и обиду обидою наградить: знают таковые сами, и свидетельствуют судебныя места (3:430).

Премерзкий и смеха достойный грех есть злоба. Прочие грехи или корысть некую, или сладость согрешающему соделовают. Вор крадет, да душу свою насытит, блудник блудодействует, да плоти своей угодит: злобный без всего того злобится. Он грешит и мучится; беззаконнует и снедается; отмщевает, и отмщение терпит. Тако злобному самая злоба его есть наказание и биение. Ежели бы возможно было посмотреть в сердце злобнаго человека, то не иное что явилося бы тамо, как адское мучение. Откуда бывает, что люди злобные темнеют и изсыхают; злоба бо яко яд снедает плоть их (5:229).

Злобный, часто замышляя другим повредить, себя губит

Часто бывает, что злобные хотячи других повредить, сами себе прежде вредят. Тот яд, который другим готовят, сами снедают; тем мечем, который на других обнажают, себе умерщвляют, и меч их входит в сердца их; и в тот ров, который другим искапывают, сами впадают. И сие то есть, что Псаломник поет: «ров изры и ископа, и впадет в яму, юже содела» (Пс. 7, 16). «Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет». И Господь глаголет: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7, 2) (5:230).

Желающие мстить, сами погибают

Оскорбления сделанного не возвратить, а мстить не малого труда требует, да и то может быть не удастся. Ибо часто бывает, что хотящий мстить не токмо желаемого не получают, но и в большия беды впадают, и в которую яму ближняго хотят вринуть, в тую сами нечаянно падают. Тако Аман на том древе сам погибл, которое неповинному Мардохею приготовлено было (Есф. 7, 10) (2:362).

Кто злобится на ближнего своего, тот отстал от Христа (5:198, см. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА, 882).

Никакие подвиги не спасут злобного от муки

Многие в среду и в пяток ничего не ядят; но от злобы и на едину минуту попоститься не хотят: за что Бог вечною мукою претит. Так великое и страшное зло – злоба! так бедственно пленяет сердце и ослепляет ум злоба!.. Ничто бо человека не губит так, как злоба. Хотя бы какия ни имел добродетели, однакож все погубляет злоба. Да и тое бывает, что в ров, который ближнему изрывают злобные, сами нечаянно впадают, и прежде времени сами себе погибель снискивают (2:180).

Злобу отсекать словом Божиим

Противу злобы и ПАМЯТОЗЛОБИЯ помнить Христово слово: «оставите, и оставится вам; не оставляете вы, не оставится и вам» (Мф. 6, 14 и 15) (4:328).

Злоба есть зловоние в душе. Изгонять СМИРЕНИЕМ

Душа человеческая есть как храмина, которая до падения праотеческого была исполнена благолепием и добронравием, как благовонными ароматами, и была жилищем Святого Духа; но по падении вошла в нее злоба, как злосмрадная воня, и исполнила ее... Как же можем зловоние из души нашей выгнать, – как аще не противным тому благоуханием? Противное бо противным прогоняется: так тьма светом, холод зноем и проч. прогоняется. От падения Адамова вошла злоба и злонравие в души наши. Господь пришел на землю и показал нам образ святого Своего добронравия и благостыни, показал образ смирения, терпения, кротости, любве и прочиих святейших нравов, в божественном Его сердце бывающих; и, как орел птенцов своих учит летать, так Он верных научил в мире сем жити (2:113–114).

Злоба бо не иным чим, как только терпением, побеждается (2:297).

Злоба наша да изгоняется кротостью Его (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Злоба отсутствует у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569).

Кого Христос любит, тому злоба мира сего не вредит (4:13, см. ХРИСТИАНИН, 1083).

Следовать за Христом – значит отречься от злобы (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

Злоба. См. «Плоть и дух» (1:130–132).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle