схиархимандрит Иоанн (Маслов)

КЛЯТВА

I. КЛЯТВА БОЖИЯ ЗА ГРЕХ

За грех человек подвергается клятве и вечной казни

Страшна клятва, страшен и грех. Клятва вечному осуждению и мучению предает, а ГРЕХ клятве подвергает грешника. Страшно убо грешить и Божий ЗАКОН нарушать, яко ЗАКОН нарушенный клятвою поражает грешника, клятва же вечной подвергает казни. Сладок людям ГРЕХ, но горек плод его. Услышат люди согрешившие и непокаявшиеся: «Идите от Мене, проклятии, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). Убоимся убо, возлюбленне, клятвы, и уклонимся от греха, да не паки подпадем клятве, от которой Христос искупил нас кровию Своею. Лучше все на всякий день терпеть, лучше во всякой болезни и страдании быть, лучше на всякий день биение и мучение страдать, лучше на всякий день умирать, когда то возможно и нужно будет, нежели согрешать, и под клятвою быть (5:10).

Через непослушание Адам подпал под клятву (3:71, см. НЕПОСЛУШАНИЕ, 605).

Человек вместе с прародителями подвергся клятве и казни (1:22, см. ЧЕЛОВЕК, 1167).

Никто не мог исполнить закон, все были под клятвой и осуждением (3:220, см. ЗАКОН, 385).

Клятвы законной никто не может избавиться без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ, 972).

Сын Божий избавил нас от законной клятвы (5:9, см. СЫН БОЖИЙ, 1032).

Вера освобождает от клятвы (3:17, см. СВОБОДА, 825).

Через клятву законную познается немощь (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).

II. КЛЯТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Духовный слепец не видит греха в суетной клятве. У многих в злый обычай вошло во всяком слове великое и страшное имя Божие примешивать: «Бог-де знает, Бог весть!» Иныи по томужде злому обычаю, что-нибудь говоря, тем же страшным именем клянуться, хотя бы дело самое и не требовало того, как-то: «ей Богу, Бог свидетель, Бог видит, на то Бог, на то Христос»!.. и прочая, и в том своего порока не чувствуют; а как откроют свои внутреннии глаза, увидят, что они тем являют имени Божию великое непочтение. Но таковых Писание обличает, глаголя: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе; не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе» (Исх. 20, 7) (1:53).

Ложной клятвой и ложным свидетельством хулится имя Божие

Хулится имя Божие ложною присягою, когда люди не тое в сердце имеют, что словом объявляют; кленутся именем Божиим, Бога в свидетеля совести своей призывают и обещают правду хранить, на честь восходя, но в сердце замышляют, как бы, на чести будучи, обогатиться мздоиманием и неправдою. Такожде свидетельством ложным хулится имя Божие, когда свидетели кленутся именем Божиим, что истину объявляют, но в самой вещи лгут. И прочии, которые ни кленутся именем Божиим во лжи, имя Божие хулят. Ибо вси таковые помышляют в сердцах своих, что или нет Бога, или есть, но не знает тайн человеческих, или неправосудлив, или иное что злое и хульное о Нем думают (3:80).

Крест свой должен нести тот, кто хочет быть последователем Христа (1:44, см. ПОДРАЖАНИЕ, 695).

Что значит: взять крест и нести его?

Что есть «взяти крест свой»? Ответ: готовым быть на все противное, что ни приключается, то есть на всякое злострадание, даже и до самой смерти, ежели тое нужно будет ради чести имене Божия. – Что есть «нести крест свой»? Ответ: терпеть всякое злострадание безропотно и великодушно, хотя бы сердце и весьма уязвлялось (5:145).

Взять крест означает терпеливое перенесение всего находящего

Тако на Иова святаго от диавола нашедшее искушение, и от него великодушно претерпенное, показало, что он истинный был богопочитатель. И диавол не сыскал более чим его оклеветать, который прежде клеветал и говорил: «егда туне чтит Бога Иов»? (Иов. 1, 10). И тако, терпением его побежден и посрамлен, умолкнул. И сие-то есть «взять свой крест», то есть быть готову к терпению всего, что ни приключится противное, даже и до самой смерти, аще сие нужно будет ради Бога. Что есть «нести крест свой»? Ответ: терпеть безропотно и великодушно все, что ни приключится (5:327).

Человек должен нести свой крест и идти за Христом, т. е. подражать Его смирению, терпению, любви и т.д. (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 878) (4:43, см. ХРИСТИАНИН, 1069).

Христианин позван в мир сей для крестоношения (4:160, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1147).

Верные последовали за Христом, с радостью переносят все СКОРБИ и ИСКУШЕНИЯ.

Коль радостно люди ходят за царем земным, и куда идет, последуют ему – сам ты сие видел, или слышал, или может быть и случилось самому тебе: как несравненно радостнее христианам итить за Христом, Царем небесным, и последовать стопам Его, и сообщаться Христовым страстем, поношение Христово носить, со Христом страдать и терпеть и сообразоваться Ему. Сие миру есть буйство, но христианам премудрость, честь, похвала и слава. Не в том состоит честь и похвала воина, чтобы ему только воином слыть, но в том, чтобы храбро противу врагов подвизаться; и христианина, воина Христова, слава и похвала в подвиге состоит, не в имени, но в самой вещи, когда он не токмо имя Христово носит на себе, что христианин есть, но что он следует царю своему, что сообразуется Ему, что делает тое, что делал Царь его и Господь. На таковаго воина и подвиг его Царь небесный с небес смотрит, и похваляет его, и радуется о нем. Какая большая радость, какое утешение большее может быть духу христианина, как сообразоваться Царю своему небесному, и сие пред очима Его делать и благоугождать (5:141–142).

Кто не следует за Христом, взяв крест свой, того Он отвергается

Не признает за раба Своего, кто не последует Ему, Господину своему: «Иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38). Аще Христа несть достоин, то кого достоин, как не противника Его? Тяжко было и Христу Господу нашему крест нести, нашими грехами отягощенный, но с радостью понес, чтобы нас видеть спасенных: нам ли рабам, достойным всякия казни и мучения, стыдиться и отрицаться терпеть все, ради имене Его и своея великия пользы? Крест и страдание христианское миру есть буйство, но христианам есть премудрость и слава. Плоть и кровь сего стыдится и ужасается, но дух радуется о том. Да уступим убо плоть, и покаряемся духу, а дух да торжествует. Христианская ДОБРОДЕТЕЛЬ в победе себе самого и плоти и мира состоит (5:141).

Кто живет не так, как учит Крест, тот враг Креста

«Враги креста Христова суть», ибо противятся кресту Христову. Как? Крест бо Христов учит тесным путем итить: они идут пространным. Крест учит смиряться: они гордятся. Крест учит прихоти свои отсекать: они совершают. Крест учит терпеть: они гневаются и злобствуют. Крест учит плоть со страстьми и похотьми распинать: они плотская мудрствуют. Крест учит греху умирать, а Богу жить: они себе и греху живут. Крест учит небесных искать: они земная мудрствуют (3:167–168).

О воздвижении честнаго Креста (1:43–49).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle