схиархимандрит Иоанн (Маслов)

БЛАГОДАРНОСТЬ

Благодарность есть сердечное и радостное чувствование благости Божией

Благодарение Богу есть внутреннее, сердечное и радостное чувствование благости Его и милости, нам недостойным от Него туне показанныя и показуемыя, – и сердцем и устами засвидетельствование. Сердечнаго сего благодарения образ показал нам Сам Христос Сын Божий, «егда возрадовася духом и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли!» (Лк. 10, 21) (2:302).

Благодарность есть память благодеяний

Должник заимодавца, яко милостиваго своего благодетеля, любит и благодарен ему бывает чрез все житие свое, и помнит его благодеяние даже до смерти: тако грешник, чувствуя великую на себе Божию милость, сердечно любит Его и от сердца благодарит Ему, и помнит тую благодать Его даже до смерти. Благодарность бо есть память благодеяний. Где память благодеяний, тамо и благодарность: где забывается благодеяние, тамо вступает и неблагодарность. Должник, видя милость, сотворенную себе от заимодавца и памятуя тую милость, и сам должнику своему, ежели его имеет, являет милость и отпущает ему долг, – и сие знак добронравнаго человека и благодарнаго: тако Христианин благодарный и добросердечный, видя являемую себе Божию милость и чувствуя грехов своих оставление, и сам являет ближнему своему милость, и отпущает ему согрешения его (4:88).

Благодарнаго бо сердца есть всегда помнить благодетеля и благодеяния его; якоже неблагодарнаго – забывать и благодеяния и благодетеля, якоже пишется о Израильтянах неблагодарных: «и забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им» (Пс. 77, 11). И понеже благодарный человек помнит благодетеля и благодеяния его, то часто пред другами своими о нем хвалится, и им показует благодеяния благодетеля своего... Тако Христианину должно Бога и благодеяния Его безчисленная во всегдашней памяти иметь (4:235).

Благодарность есть христианская ЖЕРТВА Богу

Жертва хваления и благодарения, когда мы от сердца благодарим Ему за показанныя и показуемыя от Него нам неисчетныя благодеяния. Он нас создал, и разумною душею и образом Своим почтил, да славим Его. Он нас падших возставил, и заблуждших взыскал и погибших искупил «не сребром или златом, но честною кровию Сына Своего» (1Пет. 1, 18–19), да усердно и от любви благодарим Ему. Он, яко Отец чадолюбивый, милостиво ПРОМЫШЛЯЕТ о нас, питает, напаяет, одевает, от козней вражиих сохраняет нас, Духом Своим Святым просвещает и оживляет нас, движет нас к желанию и исканию небесных Его благ, поощряет к истинному покаянию, и кающимся отпущает грехи, и верующим отверзает двери небеснаго царствия, и прочая благая туне подает нам, да «принесем жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его» (Евр. 13, 15) (3:84).

Эта ЖЕРТВА более всего угодна Богу

Таковыя жертвы требует от нас Бог: «пожри Богови жертву хвалы». Такая жертва Ему благоугодна, якоже глаголет Пророк: «восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении; и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти» (Пс. 68, 31). Сию жертву должно христианам приносить в вечер, утро и полудне, по примеру Псаломника: «в вечер и заутра, и полудне повем и возвещу» (Пс. 54, 18), – паче же на всякое время благословить Господа, якоже тойже Пророк Божий о себе глаголет: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33, 2). Аще убо кто хощет Бога хвалить в вечной жизни, той да не оставляет Его зде хвалити и славити (3:84–85).

Нужно воздавать Богу благодарность чаще, чем дышать (5:18, см. ЧЕЛОВЕК, 1169).

Благодарность есть признак живой ВЕРЫ

Благодарить Ему за вся оказанныя и показуемыя благодеяния от сердца, которых без числа много, так что и жить минуты без Его благодеяний не можем. В благодеяниях Его заключены мы, и окружены ими; телом, и душею, и дыханием и всем составом нашим Его должны мы, и проч. (5:284–285) (также 2:72, см. ВЕРА, 135).

Искренней благодарностью прославляется имя Божие

Прославляется имя Божие искренним благодарением за показанныя Его и показуемыя благодеяния. Ибо в благодарении признаем наше недостоинство и Божию милость и благость, которая и недостойным благая Своя подает, якоже Псаломник поет: «исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего» (Пс. 85, 12–13). И сие наипаче бывает, когда Ему в СКОРБИ и под крестом благодарим и исповедуемся, якоже Давид святый делал: «благо мне, Господи, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71). Ибо его же любит Господь, наказует (Евр. 12, 6) (3:78).

Благодарный бо к благодетелю своему не токмо любит его и почитает, но и хвалится им пред другими, прославляет и превозносит его и благодеяние его. Тако, кто к Богу благодарность имеет, не скрывает в сердце благодеяния Его, но устами исповедует тое, и Самого Его поет, хвалит и величает. Отсюда толико благодарных и похвальных песней произошло и написано в книгах Пророческих, во псалмах, в Новом Завете и в церковных книгах, которыя святии Божии радостным духом Богу, Благодетелю своему, пели, и нам на тоежде оставили. Отсюда на многих местах Cвятаго Писания, и наипаче во псалмах повелевается нам хвалить и петь Господа: «хвалите имя Господне, хвалите раби Господа» (Пс. 134,1). И сие-то есть христианская жертва, которую христиане во вся дни Богу приносить должны, якоже Апостол глаголет: «тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь, плод устен исповедующихся имени Его» (Евр. 13, 15). Аще убо кто не творит сего, тот неблагодарное к Богу имеет сердце: напрасно созданием Божиим называется, яко не хвалит Создателя своего, Которого «все создание хвалит» и хвалить должно (Пс. 148, 1–13) (3:253).

В чем выражается благодарность Богу?

От нас требуется, христиане, чтобы мы сию небесную и сладчайшую весть, с небеси присланную, благодарно приняли, и Богу, благодетелю нашему, туне и тако нас помиловавшему, всегда от чиста сердца благодарили, и Ему от благодарности святое послушание и угождение показывали. Самая бо совесть увещавает и убеждает быть благодарным к благодетелю. Возлюбил Он нас недостойных: возлюбим и мы Его, достойнаго всякия любве. Любовь требует, дабы любимаго не оскорблять. Всяким грехом Бог оскорбляется. Уклонимся от всякаго греха, и сотворим святую волю Его, да не оскорбим Его, так благоутробнаго нашего Отца и Благодетеля (5:216–217).

За что должно благодарить Бога?

За что наипаче должно христианам «благодарить» Богу?

Ответ: Хотя и за вся благая, однакож наипаче от всего сердца благодарить Богу должны за сия: 1) Что Сына Своего Единороднаго послал в мир на искупление и спасение рода человеческаго, и Того предал на смерть. 2) Что «их призвал из тьмы в чудный Свой свет. Иже иногда не людие, ныне же людие Божии; иже не помиловани, ныне же помиловани суть» (1Пет. 2, 9–10)... 3) Что возжигает в них светильник ВЕРЫ елеем милости Своея, подает им благодать Свою и отпущение грехов... 4) Что подает НАДЕЖДУ вечнаго живота о Христе Иисусе, за что Апостол Петр благодарит и поет Бога, и христиан научает... 5) Что хранит от ВРАГА диавола, «который, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8). 6) Что предостерегает от ГРЕХА, в который непрестанно бы падали, яко немощнии, аще бы милость Его не предваряла и не сохраняла, и проч. Аще убо кто хощет благодарным быть Богу, Создателю и Искупителю своему, и не напрасно христианское имя имеет, и по окончании временнаго живота вечный живот получити, сия да помышляет и благодарным сердцем да поет благость Божию. Вера бо христианская сего от всякаго христианина требует (3:255).

...учимся, любезный христианине, Богу благодарить от сердца за три знатные Его к нам благодеяния – за создание, искупление и дивные Его о нас промыслы, и глаголати Ему радостным духом: Слава Тебе, Боже, создавшему нас! Слава Тебе, промышляющему о нас, недостойных! Благословен еси во веки, аминь! (2:59).

Каждую минуту благодарить Бога за Его бесконечные благодеяния

Бог наш есть высочайший Благодетель; создал нас, питает, одевает, сохраняет нас, солнце на нас сияет и дождит, домы и покой нам и прочая благая Своя подает нам, – и не любим Его, но раздражаем и преогорчеваем Его. Человека-благодетеля, который не своим, но Божиим добром благотворит нам (все бо Божие есть добро), любим и благодарим; но Бога благодетеля, Который Своим добром всегда и на всякую минуту снабдевает нас, так что без добра Его и минуты прожить не можем,– не любим и не благодарим, но паче оскорбляем и прогневляем. Толикая наша к Богу неблагодарность! (5:21).

Поучайся сердцем и устами благодарить Богу, Который тебе, бедному, окаянному, проклятому, отверженному, осужденному в себе самом, подает верою в Сыне Своем вместо греха твоего правду, вместо клятвы благословение, вместо окаянства блаженство, вместо смерти живот вечный, вместо ада и геенны наследие небесного царствия и всех вечных благ сокровища отверзает. Ум не постигает сея к нам Божия милости и благоволения. О, бедные и окаянные грешники! коль великия милости и человеколюбие Божия туне, без всяких наших заслуг, сподобилися мы. Кто за сие человеколюбие Божие Богу достойно возблагодарить может? «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде нам?» (3:20)

Как за сие человеколюбие Ему мы обдолжены! коль усердное благодарение воздавать должны не токмо устами, но и сердцем и усердным послушанием, без котораго не может быть истинное благодарение! Видишь, возлюбленный христианине, хотя и за вся благая, которая подает по благости Своей нам, как-то: за пищу, питие, одежду, и прочая, к житию временному нужная, но паче за сие, что нам толику явил Свою благодать, и позвал нас из тьмы в чудный свой свет; от всего сердца и непрестанно благодарить должно, что бывает от повседневнаго о той Его высокой милости размышления, как о том выше сказано (3:413–414).

Отсюду научаемся со смирением Ему благодарить от искренности сердца, и признавать свой недостаток и нищету в том, что от Него, яко благодетеля, получаем благодеяния на всякий день и час, но благодетелю воздать ничем не можем (4:233–234).

Богу, яко дателю всего добра, благодарить за все. От Него всякое получаем добро, яко нищие и убогие, и получаем без всяких наших заслуг. Достойно убо и праведно за все и всегда Ему благодарить (4:336).

Помнить, что все блага – Божии, и должны благодарить Бога

Памятуете ли, что пища, которую ясте, питие, которое пиете, одежда, которою одеваетеся, домы, в котором живете, скот, который служит вам, огнь, который согревает вас, вода, которая омывает и прохлаждает вас, воздух, который сохраняет жизнь вашу, земля, на которой живете, трава, зелие, которое служит нуждам вашим, солнце, луна, звезды, которыя просвещают вас, и прочая – Божия суть? «Господня бо земля и исполнение ея» (Пс. 23, 1). Вкушаете благости Божия, но памятуете ли благаго Бога? Насыщаетеся благодеяний, но благодарите ли и почитаете ли Благодетеля? Не видите Его, по видите благая Его (5:294).

Христианине! все и всякое добро, какое ни имеешь у себе, Божие добро есть и благодеяние. Все сие возбуждает тебе к воспоминанию Бога. Что убо ни видишь, помышляй и говори в себе тако: сей дом, в котором я живу и упокоеваюся; сия пища, которой я вкушаю и укрепляюся; сие питие, которым я прохлаждаюся и утешаюся; сия одежда, которою я прикрываюся и согреваюся; сей скот, который мне служит; сей огонь, который мене согревает и варит пищу мне, сии светила (солнце, луна и звезды), который мне и всей твари светят, и прочая, суть Божие добро и благодеяние. Всегда получаешь от Бога благодеяние, и всегда Божиим добром пользуешися и утешаешися так, что и минуты без того быть не можешь. Всегда убо и на всякое время должен ты Бога поминать, и Ему за все благодарить, и со Псаломником Его благословить: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33, 2). Погибает тое время, день, час и минута, в которое Господь от нас не благословляется: понеже безпрестанно, как реки, текут благодеяния Божия и на нас щедро изливаются (4:391).

Человек, согрешая, великую неблагодарность Богу показует. От кого бытие свое, человече, имееши? от Бога. От кого тело и душа твоя? от Бога. От кого весь состав твой? от Бога, якоже Давид поет Богу: «состав мой от Тебе есть, Боже» (Пс. 38, 8)... От кого получаешь пищу, питие, одежду, дом и прочая блага? от Бога. Чий свет, солнце, луна и звезды тебе просвещают? Божии. Чия вода напаяет и омывает тебе? Божия... Чии скоты, птицы, рыбы, древа, травы нуждам твоим служат? Всё Божие. Кто различные плоды земле повелел приносить, и ради кого? Бог, тебе ради. Кому прочая тварь вся повелением Божиим работает? тебе. Не ради себе бо тварь Божия работает, но ради нас... Нам убо все создание Божие служит, да мы Создателю приносим благодарение, хвалу, словесное служение, и работаем верою и любовию. – Ради кого великое оное дело, то есть воплощение Сына Божия, совершилося? Ради тебе и мене и всякаго человека... Аще убо человек грешит и беззаконнует: вся сия Божия благодеяния пренебрегает, и весьма Богу, благодетелю своему, неблагодарен является, и Его зело оскорбляет, прогневляет и раздражает (5:335).

Человек должен усердно благодарить Бога за освобождение от погибели (3:117, БОГ, 80).

Христианин должен иметь ко Христу сердечное благодарение (5:11, см. ХРИСТИАНИН, 1105) (1:28, см. ЛЮБОВЬ, 459).

Благодарность – единственное, что мы можем воздать Христу за искупление

Он не златом и сребром и не иною какою ценою, но честною Своею кровию искупил тебе от смерти вечныя; что разсуждая, неотменно убедишися благодарить Его от чистаго сердца, и от благодарности угождать Ему, яко своему великому благодетелю. Нет и не может быть большаго, паче сего благодеяния. Сие Христово благодеяние, нам недостойным показанное, так велико есть, что за него никак и ничим и никогда воздать не возможно, так что хотя бы ты сто или два ста лет жил, и на всякий день жесточайшее мучение страдал и терпел ради имене и чести Христовой, то ничто бы было противу Его благодеяния. Понеже я и ты и вси люди ничто против так высокаго и великаго лица Христова. Ибо мы – человецы, есмы земля и пепел: Он Господь и Бог наш есть, Который толикое к нам показал снисхождение. Требуется убо и от нас всеусердное за то благодарение. Чим бо большее благодеяние, тем большая за то должна быть благодарность (4:28).

ВЕРА возбуждает благодарность за спасительный подвиг Христа

Вера сия спасительное Христово смотрение, рождение, на земли пожитие, страдание, смерть и воскресение дорого и высоко почитает, яко едино такое посредствие, которым вечно спасаемся. Она со благоговением на распятого Христа взирая, помышляет: кто и колик есть, Который тако за подлаго Своего раба пострадал, и что сим страданием ему приобрел! Откуду верующий возбуждается ко взаимной ЛЮБВИ и сердечному благодарению, и тщится всяким образом тое исполнять. Но понеже видит, что не может того учинити («что бо воздам Господеви о всех, яже воздаде нам?» Пс. 115, 3), падает пред Ним со СМИРЕНИЕМ и ЛЮБОВИЮ, сердечно исповедая свои недостатки, и единое сердечное к благодарению желание, усердие и любовь, какую может в веке сем приносить высочайшему своему Благодетелю. От сего возбуждается в верном желание все ТЕРПЕТЬ за имя Господа Иисуса, что воля Божия восхощет. Откуду Апостоли святии в своих посланиях везде почти высокую сию благодать нашим душевным очесам предлагают: «весте благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища, богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» (2Кор. 8, 9 и на прочих местах), и тем к благодарению возбуждает верных (3:19).

Благодарить Бога за отеческое Его наказание

«Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданиям Твоим» (Пс. 118, 71). Надобно от сердца признать, что великую милость делает с нами Бог, когда нас отеческим наказания жезлом биет, хотя плоти нашей немощной и горестно. «Ибо егоже любит Господь, наказует» (Евр. 12, 6). Чего ради не роптать, но благодарить Ему за сия должно (3:117).

Ведает бо премудрый и преблагий Создатель наш немощь нашу, а потому, когда одного лишает нас, другое оставляет, чтобы возмогли искушение понести без изнеможения, а притом искушаемым руку помощи подает. Так, когда отнимает богатство, оставляет здравие; отнимая здравие, оставляет другое какое утешение. И тако ежели терпишь нищету, а здоров, благодари, что здравие имеешь и можешь трудами себе снискать хлеб... Ежели терпишь злословие и клевету, благодари, что еще не биют, в ссылку не посылают, не заключают в темницу... Тако по примеру сему и в прочей противности поступай. А притом знай, что мы никакого добра у Бога не заслужили, но напротив того, всякаго наказания достойны; и какое бы наказание ни было, грехи наши большаго еще достойны (2:308).

Когда Бог не наказывает за грехи, в этом милость Его, за что благодарить

Видим паки, многие христиане, когда отцы их, или власти, или господа, за преступление не накажут их, радуются, утешаются и благодарят им; но Богу, Которому на всякий день и час согрешают, и безконечнаго милосердия Его сподобляются, так что оная милость, с сею Божиею милостию сравненная, ничтоже есть, однакож Ему не благодарят. Суд бо, гнев и наказание человеческое тела единаго касается, души же повредити и погубити не может: но Божий суд и гнев может и душу и тело в геенну огненную низринути (Мф. 10, 28). Но грешник ослепленный того не примечает, и человеку, малую ему милость являющему, благодарит; но Богу, Который на каждый день и час ему безконечную являет милость, не благодарит (3:349).

Пример, как и за что Бога благодарить

Слава Богу о всем! – Слава Богу, яко мене создал по образу Своему и по подобию! Слава Богу, яко мене падшаго искупил! Слава Богу, яко о мне недостойном промышлял! Слава Богу, яко мене согрешившаго в покаяние признал! Слава Богу, яко мне подал слово Свое святое, яко «светильник, сияющий в темном месте», и тем мене на путь истинный наставил! Слава Богу, яко мои очи сердечныя просветил! Слава Богу, яко подал мне в познание святое имя Свое! Слава Богу, яко банею крещения грехи моя омыл! Слава Богу, яко показал путь к вечному блаженству! Путь же есть Иисус Христос, Сын Божий, Который о Себе глаголет: «Аз есмь путь, истина и живот». Слава Богу, яко согрешающаго мене не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, что при бедственных и смертных случаях мене сохранял! Слава Богу, яко мене от врага диавола защищал! Слава Богу, яко мене лежащаго возставлял! Слава Богу, яко мене печалующагося утешал! Слава Богу, яко мене заблуждающаго обращал! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу, яко мне объявил страшный Свой суд, да того боюся и каюся за грехи моя! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которою немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось, подал дом, в котором я упокоивался! Слава Богу и о прочиих Его благих, которыя мне к содержанию и утешению моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал! Слава Богу о всем! (5:374–375).

Каким образом можно постоянно воссылать Богу благодарность

Каким образом преблагому Богу, Благодателю нашему и Промыслителю, за вся Его к нам благодеяния должно нам благодарить, зде представляется. Куды ни посмотрим, куды ни обратим очи и ум наш, везде имеем довольные случаи благость Божию прославлять. В нощи смотришь на небо чистое, звездами аки бисером украшенное, и между звезд луну сияющую, – тебе сия служат: благодари «Сотворившему луну и звезды во область нощи» (Пс. 135, 9). Возсиял день; солнце лучи свои по всей вселенной распустило, – тебе свет его сияет: благодари «Сотворшему солнце во область дне» (Пс. 135, 8). Облака дождь кропят, – тебе кропят: благодари «Одевающему небо облаки и Уготовляющему земли дождь» (Пс. 146, 8)... (и т.д. смотри 2:308–310).

Как настроить себя на молитвенную благодарность

«Благодарить» ли хощешь Богу? Исповедайся в уме твоем, начни от самаго исхода твоего, от самаго твоего начала вспомни благодеяния Его. Ибо что ты живешь на свете, то благодеяние Его; что ты образом Божиим почтен, то благодеяние Его; что ты падший восставлен; что ты имеешь «власть сыном Божиим быть» (Ин. 1, 12), то благодеяние Его. Что благодать Его от Тебе не отступает, толчет в двери сердца твоего; что тя во дни и в нощи соблюдают ангели Его, «ополчаются окрест тебе во всех путех твоих»; то благодеяние Его. Что ты повседневную пищу, потребную к житию твоему имеешь: то благодеяние Его. Сия помышляя, купно и разсуждай, достоин ли ты всего того, что тебе так Господь жалует? Но кто достоин может быть? Ибо, что Он так нас жалует, то туне, за едину благость Свою жалует. Тако признавая свое недостоинство, пади ниц пред Господом, хвалу Ему воздая, якоже благодарный оный самарянин сделал некогда (Лк. 17, 16). А Он, видя твою благодарность, множайшими тебе одарит благами. БЛАГОДАРНОСТЬ бо виновна бывает и других благодеяний (1:66).

Благодарности научает БЛАГОДАТЬ

Не знает человек истинно и сердечно Богу благодарить: Божия благодать его научает того, показуя ему безчисленная Божия благодеяния, ему поданная и подаваемая, которых он подлый, убогий, нищий и ничего недостойный, туне и без всяких своих заслуг, от благости Божия сподобляется... Сию благость и человеколюбие Божие и свою подлость и недостоинство разсуждая, человек сердечно Богу благодарит, яко своему высочайшему благодетелю, сердечныя колена преклоняет пред Ним и падает, и хотя не устнами, но сердцем вопиет к Нему: кто есмь аз, Господи, что Ты мне толикая и толикая благая Своя подаеши?.. У благодарнаго бо сердца всегда благая благодетеля своего пред душевными очами обращаются, и, на тыя смотря и свое недостоинство, усердно благодетелю своему благодарит; якоже неблагодарнаго сердца знак есть забвение благодеяний, якоже пишется о Израильтянах неблагодарных: «и забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им» (Пс. 77, 11). Божия благодать от того зла отвращает человека, и на всяко время напоминает ему Божия благодеяния, и тыя в памяти содержать, и за них усердно Богу – Благодетелю благодарить, и свое признавать недостоинство (4:343).

Благодарность рождается от размышления о благодеяниях Божиих

Рождается сие чувствование от размышления благодеяний Божиих, которыя нам показал и показует. Благодеяния Божия к нам не только неисчислимы, но и умом непостижимы суть (2:303).

От осознания благодеяний Промысла Божия рождается благодарность к Нему (5:281, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, 767).

Вера и почитание Бога требуют, чтобы за все Его благодарили

Должность сия требует, чтобы мы имя Его святое, подражая небесным силам, славословили, и за вся Его благодеяния усердно благодарили, и для того в церковь на славословие, наипаче во дни праздничные, собирались бы. Убо грешат противу должности сея тыи, которыи, оставив дело сие благочестивое, или на охоту отъезжают, или в карты в домех играют, или в кабаках шумят и безчинствуют, или иным чим житейским забавляются, или работу отправляют, нерадя о славословии Божием (1:58).

Все творения, указывая на благость Божию, научают истинной любви и благодарности (2:80, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 477).

От всего сердца благодарить Бога за избавление от диавола (4:22, см. ХРИСТИАНИН, 1105).

Благодарить Бога за дар слова Божия (2:6, см. ХРИСТИАНИН, 1115).

Пищу принимать с благодарностью как дар Божий (3:244, см. ПИЩА, 676).

Благодарность Богу исходит через слова (4:324, см. СЕРДЦЕ, 836).

Благодарность без любви и ПОКОРНОСТИ не бывает

Тяжка неблагодарность человеку, от котораго малое какое добро получаем и не благодарим ему: несравненно тяжчайшая неблагодарность Богу, когда от Него все и всякое добро приемлем, но неблагодарны Ему являемся. Без любви благодарность Ему быть не может; и неблагодарен Ему тот, кто воле Его святой не угождает (4:186).

Без любви бо к Богу и почитания, от любви происходящего, благодарность быть не может. Ибо и человеку-благодетелю без любви и истиннаго почтения ничто неприятно. Любовь бо ничем иным довольствоваться не может, как любовию взаимною (2:318).

Без соблюдения заповедей благодарности Богу не бывает (3:352, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 34) (5:281, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, 767).

Без покорения духа и послушания не может быть благодарения Богу (5:62, см. ПОСЛУШАНИЕ, 751) (3:54, см. ПОСЛУШАНИЕ, 751).

Должно благодарить Бога не только устами, но и сердцем

Многия-де ходят в церковь на молитву, славословие, и поют Бога и благодарят. И то им не пользует. Ибо устами поют и благодарят Бога, но сердцем отстоят от Него, якоже о них глаголет Бог: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» (Мф. 15, 8), – и житием беззаконным безчестят и хулят имя Божие... Они-де веруют в Бога? Никак. ВЕРА бо истинная благоплодна, и от дел злых удаляется. А они «исповедуют Бога, но сердцем и делами отмещутся Его», якоже учит Апостол (Тит. 1, 14) (3:87).

Человек бо, истинно к своему благодетелю благодарный, не токмо его на устах, но и в сердце его поминает, и благодеяния его помнит: тако христианин не токмо на устах носить имя Божие, но и в сердце иметь память Его, и любить Его и благодарить Ему должен. Память бо и благодарность и любовь суть неразлучны. Кто любит благодетеля своего, тот всегда поминает его; кто поминает, тот к благодарению благодеянием его возбуждается. Не возможно бо не благодарить благодетелю, и искренно не помнить благодеяния его. Ибо самое благодеяние возбуждает благодарность. Самые скоты помнят благодеяние, и любят благодетеля и услуживают ему. Аще убо, Христианине, устами не забываешь Бога, то не забывай и сердцем: без того память твоя ничто (4:390).

Со ВНИМАНИЕМ рассмотреть, есть ли в душе благодарность за бесчисленные Божии БЛАГОДЕЯНИЯ

Бог есть высочайший твой Благодетель, Каковаго не было, нет и не может быть больше. Он как создал тебе из ничего, так и все и всякое добро подает тебе. Без Его добра и минуты жить не можем. Солнце, луна и звезды, которые тебе сияют, суть Его добро. Воздух, который сохраняет жизнь твою, Его добро есть. Земля, на которой ты живеши, которая плоды тебе и скотам твоим раждает, Его добро есть... Пища и питие, которыми укрепляется и прохлаждается немощное тело твое, Его добро суть. Огнь и дрова, которыми варится пища твоя и согревается дом твой, суть Его добро. Одеяние, которым покрывается и согревается нагое тело твое, Его добро есть. Все сие и прочее Он подает тебе невидимою и всесильною и щедрою рукою Своею; и подает от единой благости и любви к тебе. Естество бо Его такое есть, которое не может не благотворить. Видишь Его к тебе любовь, но чувствуеши ли в себе взаимную к Нему ЛЮБОВЬ? Любовь ничем иным, как только любовию награждается. Получаеши благодеяние от Него: но помниши ли Благодетеля, и благодариши ли Благодетеля? (4:186).

Благодарность привлекает новые благодеяния

Благодарность, понеже благоприятна есть, больших и множайших благодеяний сподобляется от Бога. И сие, кажется, являет Христос, когда глаголет: «иже имать, дастся ему и преизбудет ему» (Мф. 13, 12) и паки: «имущему везде дано будет, и преизбудет» (Мф. 25, 29). Благодарность бо в дар Себе поставляет преблагий Владыка наш, и за сей дар новыя воздаст дарования (2:310) (также 1:66, БЛАГОДАРНОСТЬ, 31).

Благодарящий более приносит пользу себе, а не Богу (3:254, см. НЕБЛАГОДАРНОСТЬ, 600).

Кто принимает благополучие и неблагополучие с терпением и благодарением, тот имеет мир души (4:198, см. МИР ДУШИ, 533).

Кто только в благополучии благодарит Бога, тот не имеет любви к Нему (3:142, см. ЛЮБОВЬ, 470).

Грешник не показывает Богу благодарности, пока не исправится

Всякий бо грешник как послушания, так и благодарности не показывает Богу, доколе в звании и должности христианской неисправен пребывает. Ибо как ПОСЛУШАНИЕ, так и БЛАГОДАРНОСТЬ Богу без соблюдения ЗАПОВЕДЕЙ Его, соблюдение же заповедей без любви Его не бывает (3:352).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Благодарность (Благодарение) святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Благодарность святитель Игнатий (Брянчанинов)

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – БЛАГОДАРЕНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – БЛАГОДАРЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

5. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благодарение преподобный Ефрем Сирин

6. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Отречение от мира святитель Тихон Задонский

7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Благодарение святитель Василий Великий

8. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Благодарение Бога преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – УНЫНИЕ святитель Феофан Затворник

10. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Благодарение святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс