схиархимандрит Иоанн (Маслов)

БЛАГОДАТЬ

Сию высочайшую благодать «заслужил» человекам Сын Божий Иисус Христос (3:413).

Источник благодати – ЛЮБОВЬ БОЖИЯ и уничижение ХРИСТА

«Источник сей спасительный», от которого проистекает нам Божественная благодать, есть: любовь Божия к нам недостойным. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3,16). Вольное Христа Сына Божия к роду нашему снисхождение и умиление (3:39).

Благодать есть жизнь душ наших;

без нее нет жизни

Божия благодать есть жизнь душ наших: без благодати Божией душа наша жива быть не может. Якоже бо тело наше душею, тако душа наша Божиею благодатию живет. Молися убо всегда и воздыхай ко Господу, чтобы подал тебе благодать Свою, и в ней бы тебе сохранил. Благодати Божией на всяку минуту требуем (5:163).

На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. Божия благодать есть живот душ наших; без благодати Божией душа жива быть не может. Сего ради повелено нам молиться, «просить, искать и толкать» (Мф. 7, 7) (4:330).

Душа дотоль живет, доколь Бог благодатью Своей в ней пребывает (2:234, см. ПОКАЯНИЕ, 727).

Как тело без души, так душа без благодати мертва

Как бо тело мертвое не движется, не чувствует и не делает ничего; так душа, лишившаяся Благодати Божией, не движется, не чувствует и не делает духовно. Но как тело оживет, начинает действовать все: так грешник, когда силою и благодатию Божиею оживет, начинает духовное движение иметь, духовно чувствовать, духовно делать. Божиею бо благодатию душа оживляема производит духовныя действия: видит Бога верою, осязает верою, слышит верою Бога глаголющаго, вкушает и обоняет любовию, и дела Ему угодныя тщится творить. Тако подобает кающемуся чрез покаяние новое житие начати, и как бы вновь родитися, питатися, расти и в мужа совершенна приходити! (2:235).

Что телу человеческому душа, тое душе Божия благодать. Как убо тело мертво есть, когда души в нем не имеется: тако душа мертва есть, когда не имеет Божией БЛАГОДАТИ, оживляющей ее. Якоже бо мертвый человек, хотя и имеет ноги, уши, глаза, руки, язык и прочие члены, однакож ими не действует, яко не имеет души, которая есть начало всех действий естественных: тако духовный мертвый, то есть во ГРЕХАХ живущий, и похотем плотским работающий недействителен к духовным делам, к слову Божию глух; имеет уши, но не слышит; Бога не боится, не почитает, не слушает слова Его, не любит Его и ближняго своего; сердцем или злое, или суетное только замышляет, и весь недействителен к делу Божию; лежит во грехах мертвый, как труп бездушный во гробе. Откуда бывает, что в таковом мертвеце слово Божие ничего не действует и, якоже в земле изсохшей, никакого плода не творит, хотя и сеется небесное тое семя. Надобно бо тому во тьме быть, кто удаляется от света; в смерти быть, кто отлучается от живота; изсохшей быть розге, которая отторгнется от лозы (3:232).

ДУША без благодати обнажена

Видишь, что нагий человек сам себе стыдится и срамляется, и другие его срамляются и отвращаются. Тако имеется душа, которая не имеет благодати Божия, покрывающия ее. САТАНА враг наш, как разбойник, обнажил нас, совлекши с нас одежду благодати Божия и спасения. Откуду ПРАРОДИТЕЛИ наши, лукавством его обнажившеся, познали наготу свою, которыя прежде падения своего не видали, и начали сами себе стыдитися и срамлятися, что было доказательством и свидетельством внутренняго их обнажения (2:100).

Благодать Божия, как прекрасная одежда, покрывает душу (2:29, см. ГРЕХИ, 248).

Без благодати душа подобна иссохшей земле (2:27, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901).

Благодать есть свет души

Что свет чувственный глазам нашим, тое душе нашей есть Божия благодать. Когда свет сияет, человек все добре видит, видит путь, ров, вредное, и бережется того; разделяет белое от чернаго и едину вещь от другой: тако, когда Божия благодать просвещает душу, душа все добре познает и видит: видит чудныя Божия дела, промысл и судьбы Его, распознает добро от зла, добродетель от порока, и пользу душевную видит и ищет ея, видит вред и уклоняется от него (2:139–140).

Без благодати в душе тьма

Видишь, что тьма и мрак в поднебесной, когда солнце зайдет, и ничего не видно, белаго от чернаго распознать, и где ров, где ровно, где опасно, где безопасно, – познать невозможно. Рассуди, какая то тьма бывает в ДУШЕ и какий мрак окружает ее, которая благодати Христовой в себе не имеет. Такая душа ЗЛА от ДОБРА, вреда от пользы своей не распознает, ходит и осязает как слепый. Сей случай научает тя МОЛИТИСЯ Христу, истинному Свету, чтоб и в твоей душе воссиял свет благодати Своея (2:23).

Благодать есть сокровище христианское

Имеют сыны века сего свое сокровище: имеют и Христиане свое сокровище. У сынов века сего сокровище есть богатство тленное, злато, сребро, медь и прочее вещество. У Христиан сокровище есть Божия благодать, и есть сие сокровище небесное, духовное, в сердцах их пребывающее, якоже Апостол написал: «имамы сокровище сие в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас» (2Кор. 4, 7). Люди, имеющие сокровище тленное, всякия свои нужды и недостатки тем исполняют. Не имеют хлеба, тем себе купят хлеб. Не имеют одежды, тем достают себе одежду, и прочая. Тако Божия благодать, небесное сокровище, в Христианских сердцах живущая, все нужды их и недостатки душевные исполняет (4:340).

Блажени суть, которым воссияет денница благодати (2:58, см. САМОПОЗНАНИЕ, 818).

Без благодати человек, как младенец (4:73, см. СЛОВО БОЖИЕ, 912).

Благодать Божию требуем на всяку минуту (2:47, см. СЕРДЦЕ, 853).

Евангелие обещает благодать Святаго Духа, Которым на сердцах верующих написуется закон и действуется (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Все духовные сокровища у человека по благодати Божией (4:337, см. НИЩЕТА, 614).

Благодать Божия обновляет человека (4:136, см. ГРЕХ, 257).

Благодатью человек из ветхого становится новым (1:47, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 336).

Благодать Божия возбуждает грешника идти на дело Господне, покаяние и труды в деле спасения (4:151, см. ГРЕШНИК, 270).

Благодать возбуждает ко спасению

Бывает, что человека лениваго возбуждает и говорит ему тако: востани, пора идти на дело! Тако спасительная Божия благодать возбуждает Христианина лениваго и нерадящего о своем спасении: «востани», и иди на дело, на которое призвал тебя Господь... «Востани!» время уходит, и не возвратится; житие твое сокращается, смерть нечаянно приходит: сатана, как хитрый тать, спасение твое крадет. Востани убо, и оттряси сон от очей твоих. «Востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14) (4:150– 151).

Без благодати СПАСЕНИЕ невозможно

Всякое тщание наше без благодати и помощи Божией не сильно. Может человек удобно развратиться, и тако себе погубить, но себе исправить и спасти не может без Бога; может удобно жить во плоти, как лодка вниз реки плыть, но противу плоти стоять, и духовно жить так не может сам собою, как судно противу быстрины речной плыть само собою не может, надобно тое или гребцам, или ветру с парусом подвигать; тако и человеку в духовном житии и деле спасения выше естественной и всемогущей силе помогать. Надобно бо себе самого побеждать: но как сие может быть без присутствующей силы Божией, которая все может? Тако то велико растление естества нашего есть! К тому ж диавол непрестанно человека борет, и тщится в грех привести, и в свою сеть уловить; соблазны мира окружают, и всяким образом прельщают его; такожде злый обычай или привычка к себе паки его привлекает. Откуда видим, что многие начинают каяться, и добре жить, но паки с добраго пути совращаются и развращаются. И начать убо доброе и христианское житие, и жить по-христиански, и кончать тако, без всесильной помощи Божией не может. Искусивыйся все сие знает. Сего ради глаголет Господь: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5) (5:166–167).

Туне, одной благодатью получают верные живот (3:187, см. ХРИСТИАНИН, 1117).

Через благодать Христову все получат спасение (5:10, см. ХРИСТОС, 1138).

Человек благодатию Христовою входит в Царство Небесное (5:105, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1149).

Бог и божественная Его благодать для души все (5:35, см. ДУША, 311).

Благодать Божия, как тихий дождь, снисходит, орошает сердце к плодоношению (2:324, см. МОЛИТВА, 536).

С помощью благодати от Священного Писания исходит просвещение (5:264, см. СЛОВО БОЖИЕ, 899).

Через благодать человек прозревает (4:340, см. СЛЕПОТА, 888).

Просвещенный благодатью не доверяет себе, но вверяет себя водительству Божию

Ведая слепоту ума человеческаго, которою часто прельщается человек и думает, что он на добром пути находится, но обманывается в мнении своем, – сего ради усердно и часто молится более и более просветитися, и, не веря ласкательству плоти своея, в правительство и руководство Богу себе предает (2:157).

Просвещенный благодатью душевными очами распознает добро и зло

Видишь, что во дни все ясно видится, и всяк познает вред и пользу, ров и путь, белое от черного разделяет, и едину вещь от другой различает. Разумей, что так просвещенный светом благодати Христовой видит душевными очами все ясно: распознает ДОБРО от ЗЛА, ДОБРОДЕТЕЛЬ от ПОРОКА, видит вред душевный, и уклоняется от него: познает ПОРОКИ на душе, и очищает их ПОКАЯНИЕМ и СЛЕЗАМИ с ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЮ (2:22–23).

Не просвещенный благодатью – слеп и безумен (3:70, см. НЕПОСЛУШАНИЕ, 606).

Не только делать, но и хотеть доброе человек не может без Бога

Без благодати Божией ничего благоугоднаго творити не может человек. «Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении», глаголет Апостол (Флп. 2, 13). И Христос глаголет: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Человек бо в духовных делах без Божией благодати есть как изсохшая ветвь, которая никакого плода творити не может. Богу убо, действующему и хотение и делание доброе, подобает всякая хвала и слава; а человеку стыдение лица и смирение приличествует, ибо не токмо делать, но и хотеть без Бога ничего добраго не может (2:261).

Благодать – жить добродетельно без помощи Божией невозможно (3:107, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 226).

Благодать смягчает СЕРДЦА и очищает их

Видишь, что железо огнем умягчается, и чим более жжется, тем мягчайшее бывает. Тако имеется человек: от природы человек всяк, как железо, жесток есть; злость греха сердце ожесточила и, как железо, твердым соделала. Откуду СЕРДЦЕ, благодатию Духа Святаго необновленное, в Писании Святом называется «каменное» (Иез. 11, 19)... Того ради от природы всяк человек весьма непослушливым и непокоривым Богу бывает; ничего не могут словеса, угрожения и увещания, когда Божия благодать не подвигнет: как железо холодное, молотом ударяемое, непреклонно и непременяемо бывает. Но когда огнь благодати Божией коснется сердца и согреет, начнет умягчатися; и чим более сим небесным огнем жжется, тем более умягчается, краснеет и чистейшим делается (2:103).

Сердце само собою без благодати делает только зло (2:119, см. СЕРДЦЕ, 853).

Сердце без благодати только зло замышляет (2:112, см. СЕРДЦЕ, 853).

Сердце без благодати не может принести плодов (2:47, см. СЕРДЦЕ, 853).

Сердце без благодати плода не творит (3:150, см. СЕРДЦЕ, 853).

Благодать распаляет сердце ЛЮБОВЬЮ

Божия благодать изменяет человека, и делает его любительным, милосердым, сострадательным, кротким, так, что таковый и над врагами своими умилостивляется и сожалеет и соболезнует им, и тако бывает терпелив к ним. Иногда Божия благодать тако запаляет любовию сердце человеческое, что хотел бы всех, без изъятия, любве своея объятиями обнять, и всех спасенных видеть. Сия и прочая суть действия Божия благодати, в сердце человеческом живущия! (4:344).

Благодать зажигает в СЕРДЦЕ ЛЮБОВЬ

Тако благодать Божия, просвещая сердце человеческое, зажигает в нем огнь любве Божия. Таковую любовь чувствуя человек в сердце своем, отрыгает словеса любве: «возлюблю Тя, Господи, крепосте моя!» и проч. (Пс. 17, 2)... Истинный бо Божий любитель ни на земли, ни на небеси ничего не желает, кроме единаго Бога... Таковому с Богом быть и во аде рай; без Бога быть и в небе мучение (4:342).

Просвещаемый благодатью любит всех без лицемерия и лукавства

Таковый человек обидеть никого не хощет ни делом, ни словом, но паче всякаго нелицемерно любить тщится, и как себе, так и всякому всякаго добра желает, и хощет всем, как и себе спастися, о чем и молится. Со всяким человеком ни лестно, ни лукаво, но просто обходится; что словом объявляет, тое на сердце имеет, и потому солгать и обмануть никого не хощет (2:156).

Чтобы вера не угасла, необходима благодать (3:213, см. ВЕРА, 158).

Благодать – сердечное упование и несумненная надежда в ее получении составляет спасающую веру (3:12, см. ВЕРА, 133).

Благодать научает благодарности (4:343).

Действие благодати – радость (4:344, см. РАДОСТЬ, 783).

Смирение есть плод действия благодати (4:342, см. СМИРЕНИЕ, 946).

Истинное покаяние от благодати (4:341, см. ПОКАЯНИЕ, 717).

Благодать научает молитве (4:342, см. МОЛИТВА, 542).

Благодать научает страху Божию (4:343, см. СТРАХ БОЖИЙ, 1001).

Просвещаемый благодатью вменяет материальные блага в сор (2:157, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 22).

Человек, не обновленный благодатью, по грехам подобен скоту (2:169, см. ГРЕХ, 258).

Просвещаемый благодатью бережется всякого греха

Всякаго греха бережется, и подвизается противу всякаго греха, и как прежде легко было ему грешить, так уже в сем состоянии тяжко ему и в малом согрешить и раздражить Бога и обезпокоить совесть. Ведает бо, что всяким грехом Бог прогневляется, и согрешающий лишается милости Его (2:156).

Благодать обличает в грехах

Многих грехов человек не видит в себе: «грехопадение бо кто разумеет» (Пс. 18, 13)? Таковые грехи Божия благодать обличает в нем. Все бо тое ГРЕХ ЕСТЬ, что противу воли Божией делается. Отсюду востает в сердце человеческом печаль, тоска и воздыхание, а иногда и мучение чувствуется. Отсюду сердце сокрушается, и знаки, свои горячия слезы, извергает, плачет и рыдает, аки бы нечто великое потерял. И самыя слезы таковому сердцу вместо прохлаждения и утешения бывают. Тако благодать Божия сокрушает сердце человеческое и исцеляет, опечаляет и утешает, мертвит и живит, и все на пользу нашу строит! (4:341).

Благодать тем более просвещает человека, чем он более замечает в себе недостатки и исправляет их

Чим более просвещается, тем более исправляет свои поступки, исправляет свои дела, слова и помышления, усматривает пороки и малые, и бережется. И якоже чим более естественным и чувственным светом просвещается человек, тем яснее усматривает все, дорогу, ров, лежащия по дороге и около вещи, и прочая; яснее бо видим при деннице возсиявшей, нежели при начинающей только восходити, и днем, нежели на заре: тако яснее видеть все начинает, и самые малые пороки усматривает, и уклоняется их, кто вышеестественным благодати Божия светом более и более просвещается. И уже ему праздное слово сказать не безбедно, которому прежде хулить, ругать, злословить, сквернословить, лгать, льстить, обманывать, красть, похищать и прочие тяжкие грехи творить легко было (2:157) (2:67, см. также БЛАГОЧЕСТИЕ, 48).

Благодать когда просветит сердце, человек познает свое заблуждение и сокрушается

Когда сия спасительная луча блеснет и начнет сияти в храмине сердца, тогда просвещаемый увидит, коль великою тьмою объят был, коль слеп и безумен был, хотя и мудрым себе казался, коль далеко от пути истиннаго блудил, хотя и право ступати мнился.. то есть, обратившийся и просвещаемый познает, как в бедном, плачевном и погибельном состоянии был, пока луча благодати Божия не коснулася сердца его. Тогда таковый дознает на себе тое, что человек тот, который, в ночи идучи по дороге не той, по которой должно было ему идти, думает, что он надлежащим трактом идет; но когда денница возсияет и просветит все, познает, что он с надлежащаго пути совратился и блудит; и так, видя свое заблуждение, и время напрасно потерянное, и свой безполезный труд, весьма жалеет и окаявает себе. Тако грешник, пока естественным разумом и мнимою своею мудростию довольствуется, думает, что он хорошо делает и путем правым идет; но когда денница Божия благодати возсияет ему, – узнает свою прелесть и заблуждение, жалеет, кается и сокрушается, что время напрасно потерял, весь труд его безполезен был (2:155).

Благодать крайне необходима для борьбы с грехом

Грешить и плоти угождать так удобно, как по быстроте речной плыть: но противу греха стоять, умерщвлять его и побеждать так неудобно нам самим, как противу быстрины плыть без гребцов или паруса с ветром помощным. Надобно неотменно противу быстрины речной пловущему или гребцов или парус с способным ветром иметь. Тако хотящему противу греха стоять, подвизаться и побеждать его, «и благочестно о Христе Иисусе жить», нужна сила Духа Святаго, помогающая и укрепляющая и поощряющая. От природы бо всяк человек стремится к угождению плотскому, угождению воли своей, самолюбию и всякому греху, которой склонности противиться и победить ее самому человеку невозможно (5:333).

Благодать изгоняет из сердца верою грех, страх, печаль и вселяет надежду и утешение (3:14, см. ВЕРА, 133).

Благодать Божия укрепляет человека в борьбе с грехами (3:135, см. ЗАКОН, 385).

Благодать стучится, желая пробудить от греховной смерти

К такому мертвецу Божия благодать, как чрез внешнее Божие слово, так и внутрь, в совести вопия, ударяет его: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14) (3:232).

Без помощи благодати не можем победить самого себя

Противу стремления страстей стоять и подвизаться и их усмирять и побеждать, сами собою, не можем. Надобно убо неотменно вышеестественной силе нам помогать, и нас, яко судно противу реки, подвигать, и на всякое время возбуждать и укреплять, и противу стремления страстей возбуждать, и тыя побеждать, и сердце наше к воздыханию и сердечной молитве и прочим Христианским добродетелям подвигать. Все сие действует Божия благодать, живущая в человеке. С нею все может человек; без ней ничего не может. Божия благодать подвигает человека и увещавает на всякое время, и помогает ему противу страстей стоять, и тыя побеждать, и по христиански жить, якоже гребцы подвигают судно противу быстрины речной (4:330).

Благодать необходима в борьбе с плотью (1:128, см. БОРЬБА, 126).

Благодать поддерживает от падения (2:28, см. ГРЕХ, 288).

От козней сатанинских едина Христова благодать спасает (1:243, см. ВРАГ, 206).

Благодать укрепляет человека в немощи (4:341, см. НЕМОЩЬ, 603), (2:50, см. ИСКУШЕНИЕ, 407).

Благодать помогает исполнять закон (3:427, см. СВОБОДА, 826).

«Благодать бо, аще и благодать есть, хотящих спасает, а не нехотящих» (3:167) (также 3:306, см. ПОКАЯНИЕ, 729) (4:277, см. СПАСЕНИЕ, 982).

Господь всем готов подать благодать (3:22, см. БЛАГОДАТЬ, 41).

I. СРЕДСТВА К ПОЛУЧЕНИЮ БЛАГОДАТИ

Благодать помогает СМИРЕННЫМ

Все в тебе благодать Божия будет исправлять, которая будет с тобою, когда будеши смирен. Се есть, христианине, алфавит христианскаго учения! Учись убо того, да с успехом будешь учиться христианской философии. «Всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется» (Лк. 18, 1) (4:219) (также 5:56, см. РУКОВОДИТЕЛЬ, 805) (5:166, см. САМОПОЗНАНИЕ, 820).

Благодать изливается на СМИРЕННЫЕ сердца

Видим, что вода с гор на места низкия стекает: тако благодать Божия от небеснаго Отца на смиренныя сердца изливается (4:194).

Познание нищеты и СМИРЕНИЕ – средства к получению благодати

Познаем убо, христианине, нашу нищету и богатство Божия благодати, и смиримся пред Господем нашим, да подаст нам Свою благодать. «Зане Бог гордым противится: смиренным же дает благодать» (1Пет. 5, 5). Смиренное сердце, и о любви мира и прихотей плотских испраздненное, удобно есть к восприятию Божия благодати, якоже праздный сосуд удобен есть прияти в себе воду или иное вещество. Вода всегда с гор вниз течет: и Божия благодать с небесных гор в праздное, умаленное и низкое сердце снисходит (4:344).

Благодать царствует в духовном человеке (1:46, см. ЧЕЛОВЕК ПЛОТСКОЙ И ДУХОВНЫЙ, 1164).

Бог подает благодать, когда видит сердце готовое

БОГ бо на лица не зрит, но на ВЕРУ и сердце человеческое. Всем готов подать БЛАГОДАТЬ и милость Свою, когда СЕРДЦЕ видит удобное к приятию благодати Его. А когда не получаем, чего желаем и просим, наша винность, а не Его (3:22).

Благодать вселяется в сердце верою (3:14, см. ВЕРА, 141).

Где истинная вера, там и благодать Святого Духа обитает (3:240, см. САМОИСПЫТАНИЕ, 807).

Благодать обещается верующим Евангелием (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 235).

Благодать Божию в душу верующего приносит таинство (1:1, см. ТАИНСТВО, 1033).

Чем более познается Христос, тем большая благодать Его ощущается в сердце верного (3:148, см. ЛЮБОВЬ, 472).

Терпение делает человека достойным благодати (2:298, см. ТЕРПЕНИЕ, 1037).

Покаяние возвращает благодать, полученную при крещении, но потерянную из-за нерадивой жизни (5:28, см. ПОКАЯНИЕ, 811).

Христианин должен бояться грешить, чтобы не лишиться благодати Божией (4:28, см. СТРАХ, 999).

Благодать Божия отступает от души грешной (2:29, см. ГРЕХИ, 248).

Душа, загрязненная грехами, не может вместить благодати (2:46, см. ДУША, 329).

Через грех человек лишается благодати (3:232, см. БЛАГОДАТЬ, 34).

За пренебрежение Словом Божиим отнимается благодать Божия (3:208, см. СЛОВО БОЖИЕ, 925).

За неисполнение слова Божия отнимается благодать (3:211, см. СЛОВО БОЖИЕ, 926).

От человека, нарушающего обеты, данные при святом крещении, отступает благодать, полученная при крещении (5:28, см. КРЕЩЕНИЕ, 445).

Через непослушание Адам лишился благодати (3:71, см. НЕПОСЛУШАНИЕ, 605).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – БЛАГОДАТЬ святитель Иоанн Златоуст

2. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Воздаяние святитель Димитрий Ростовский

3. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского святитель Тихон Задонский

4. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ГАРМОНИЯ праведный Иоанн Кронштадтский

5. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – БОГОМЫСЛИЕ святитель Феофан Затворник

6. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Благодарение святитель Василий Великий

7. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Зрение грехов святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благоразумие преподобный Ефрем Сирин

9. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Благодарение Бога преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

10. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Жена святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle