схиархимандрит Иоанн (Маслов)

МИЛОСЕРДИЕ

Милосердие есть плод христианской любви

Истинная милость есть плод христианский любве. Коль же высоко милость превозносится в Святом Писании, и как ублажаются милостивии и творящие дела милости, и тем самым, как сильно к сей добродетели поощряемся, читающему Писание Святое видно, так что и Христос, праведный Судия, добродетели сея плоды превознесет на всемирном оном суде, и как сокровища драгая, в избранных Своих сокровенная, всему миру в явление произнесет (2:343–344).

Милость есть плод ЛЮБВЕ, неотлучный и всегда с нею сопряженный, как теплота с огнем, и как огонь теплоту, так любовь милость издает. Сия теплота любве в случаях себе оказывает. Милостивый не отречется бедствующему помощи, когда может; когда не может соболезнует бедствию его. Милостивый не отречется нагаго одеть, когда имеет чим, не отречется страннаго в дом приять и удовольствовать, печальнаго утешить, больнаго посетить, бедствующему руку помощи подать, а когда не силен того учинить, сердечное желание и усердие к тому имеет. Не всяк бо все может. Кто может помощи, но не хощет, тот подлинно милости не имеет, может просящему дать, но не хощет дать, и проч.; тут милость места своего не имеет, но немилосердие (2:355).

Видя неблагополучие ближняго, соболезнует ему, и аки свое вменяет: страждущему состраждет, болезнующему соболезнует, с плачущими плачет, с сетующими сетует, и тщится утешить; не щадит себе, чтобы ближняго бедствию помощи, и так бедность его за свою бедность вменяет. К сему Христос: «будите милосердии», якоже святый Павел «плакати с плачущими» учит (Рим. 12, 15) (1:163).

«ЛЮБЫ милосердствует»: истинный бо любитель, видя бедность ближняго своего, кто бы он ни был, не может сердцем не сострадати страждущему, почему со плачущими плачет. Он видит нагаго и одевает, видит алчущаго и питает, видит страннаго и вводит в дом свой, больнаго и в темнице седящего посещает, печальнаго утешает, сомнящаго наставляет, заблуждшаго исправляет; не думает и не говорит, как-то бывает: «что мне до него нужды?»... Но сам с бедным бедствует, пополам делит счастие и несчастие, не щадит себе, чтоб ближняго бедствию помочь, и так бедность его за свою бедность считает (1:89).

ЛЮБОВЬ, видя неблагополучие ближняго, соболезнует ему и аки свое вменяет, страждущему состраждет, с бедствующим бедствует и тщится помощи бедствию его; не щадит себе, чтобы ближняго бедствию пособить, и так бедствие его, а свое благополучие с ним пополам делит. Так делают те, которые убогим свое истощают богатство, нищих награждают, от себе отнимая, и так своего временнаго благополучия убавляют, а тем у бедных бедствия убавляют (2:332).

Взаимная любовь требует быть милосердным

Требует того братская любовь, дабы брат заблуждающий не погибл, но на путь истины обратился, в покаяние пришел, и тако бы спасение получил (2:344).

Требует того христианская любовь, чтобы над бедным умилосердитися, и брату в нужде помощь подать, нагаго одеть и алчущаго напитать, жаждущаго напоить, и проч. (Мф. 15, 35–36) (2:347).

Милосердие – плод истинной веры (3:18; см. ВЕРА, 138).

Милосердие от духовного рождения и мудрования (3:57; см. БРАНЬ, 116) (2:19, см. МУДРОСТЬ, 568).

Милосердие есть благоприятная ЖЕРТВА Богу

Жертва милости и милосердия. Якоже бо Сам Господь есть щедр, долготерпелив и многомилостив; тако за приятное приношение Себе вменяет, когда мы братии нашей милость являем, страждущим состраждем, бедствующим подаем руку помощи. «Таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13, 16). Откуду Сам Господь глаголет: «милости хощу, а не жертвы» (Ос. 6, 6). К чему Христос Иудеев отсылает: «шедше научитеся, что есть? милости хощу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Сие жертвоприношение пред всем миром превознесет Христос, и к приносившим любезно возглаголет: «взалкахся, и даете Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; наг, и одеясте Мя; странен бех, и введосте Мене», и проч. (Мф. 25, 35–36) (3:85).

Господь выше всякой жертвы предпочитает милость

Из приведеннаго слова Божия: «милости хощу, а не жертвы», видим, что Богу наипаче приятно, то есть милость ближнему, от нас показуемая. Не отвергнет Бог и жертву, но жертве всякой предпочитает милость, ближнему творимую, яко Сам милостив есть. Сего ради кто творит милость ближнему, тот подражает Ему, а тако лучшую паче всякой жертвы приносит Ему жертву. Ничто бо так Богу не приятно, как кто подражает Ему (5:120).

Милосердие есть свет

Милость, милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный; но немилосердие и жестокосердие есть тьма душевная. Щедрое подаяние милостыни от чиста сердца есть свет душевный; но СКУПОСТЬ есть тьма душевная (4:379).

Быть милосердным – воля Божия

Требует того от нас Христа Бога нашего спасительная воля, и как бы жажда спасения нашего, чтобы мы как своего, так и ближняго спасения искали, и друг друга к покаянию и богоугождению поощряли. Аще убо кто хощет со Христом едино мыслить, должен как о своем, так и о ближняго спасении пещися (2:344).

Слово Божие ублажает милостивых

Святое Божие слово похваляет и ублажает тех, которые милостивы и щедры к убогим: «блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). «Блажен разумеваяй на нища и убога» (Пс. 40, 1). Дела милости пред всем миром превозносятся от праведнаго Судии Христа и на прочиих Писания Святаго местах (Мф. 25, 33). Христианине! аще хощеши сего блаженства участником быть, буди милостив и щедр убогим. Много имеешь, много и давай: мало имеешь, мало и давай, но давай от усердия. МИЛОСТЫНЯ судится не по числу даемых, но по усердию дающаго: «доброхотна бо дателя любит Бог» (2Кор. 9, 7). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых сторицею приимешь. Давай убо. Не бойся: не погибнет данное; верен бо есть Обещавый (5:181).

Христианин должен ПОДРАЖАТЬ Богу в милосердии

Бог твой и Господь любит тебе и всех, и милует всех; хощет и от Тебе того; и тебе, по примеру Его, должно всех любить, по увещанию Апостола: «аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любити» (Ин. 4, 11), и любви плод – милость показывать всем, которые требуют милости.– Бог и Господь твой щедр есть, подает тебе и всем благая Своя; хощет, чтоб и ты Ему в том подражал, от благих Его, данных тебе от Него, уделял требующим, алчущих питал, жаждущих напоял, нагих одевал, странных в дом свой вводил, и проч.-Бог твой и Господь твоего и всех спасения хощет и ищет, «Иже всем хощет спастися, и в разум истины прийти» (1Тим. 2, 4); покажи и ты сей человеколюбия на себе нрав; последуй воле благой и человеколюбивому хотению Небесного Отца; тщись о своем и ближняго твоего спасении (3:93–94).

Христиане должны быть подобно Отцу Небесному милосердными (4:14; см. ХРИСТИАНИН, 1065) (3:91; см. ПОДРАЖАНИЕ БОГУ, 699).

Быть милосердными требует от нас имя христианина

Требует того честь Христова, чтобы мы друг друга исправляли. Брат брата по плоти увещевает, когда видит его безчинствующаго, дабы безчестия отцу и дому их не было; тако должно и духовным братиям, то есть христианам, друг друга увещевать и отводить от безчиннаго жития, чтобы имя Божие и христианское учение не терпело поношение от язычников. Коль бо «добрым» христиан «житием славится» (Мф. 5, 16), так «злым безчестится имя Его» (Рим. 2, 23 и 24) (2:344).

Христиан же не токмо родство естественное, то есть что вси человецы есмы, но и родство духовное к сожалению и милосердию подвигнуть должно; а паче всего имя Христово, которое как велико, почтенно и сладко знающим Его должно быть, христианам не безъизвестно, – имя, глаголю, Христово, от беднаго упоминаемое и к умилостивлению предлагаемое, всякую милость и помощь от христиан просящему получить должно. Аще бо ради имени любимаго друга или благодетеля упоминаемаго не щадим ничего, но прошения исполняем, кольми паче ради Христа, Которого не может быть большим благодетель нам, всякое прошение, только бы непротивное было воли Его, исполнять должны (2:348).

Христиане должны быть милосердными друг к другу

Христиане должны быть друг другу милосердными. В вещественном теле, «аще страждет един уд, с ним страждут вси уди» (1Кор. 12, 26). Когда болит рука, или нога, или голова, или глаз, или какий другий уд, соболезнуют ему и прочие вси уды: тако и в теле духовном христиане должны друг другу соболезновать и сострадать. Когда един христианин бедствует и страждет, его бедствием и страданием подвигнуться должны и прочие христиане и ему сострадать. К сему увещавает христиан Апостол: «поминайте юзники, аки с ними связани; озлобляемыя, аки и сами суще в теле» (Евр. 13, 3). И паки: «бывайте друг другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам» (Еф. 4, 32). И Христос глаголет: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36) (3:365–366).

Естество человеческое требует быть милосердным

Требует того закон естественный, чтобы делать ближнему нашему тое, чего хощем себе. Сами хощем есть, пить, одеваться, упокоеваться: убо должны и братии нашей тоже делать. Тоеждо бо естество, плоть и немощь имеют, какую и мы; такожде хотят ясти, пити, одеваться, как и мы, и жить без того не могут. Аще убо кто требующему в нужде отрицает, а имеет, сей и последнюю закона естественнаго искру потерял, ибо никакого к подобному себе естеству сожаления не имеет, и есть не человек, но точию внешний образ человеческий носит, самою же вещию, как зверь, или как камень, который никому, никакого плода не приносит, и ни жалостью, ни гласом плачевным не подвигается (2:347–348).

Помогать друг другу, как члены в одном теле

Когда в вещественном теле един уд немоществует, тогда другий немощному помогает; напр. рука другую руку или ногу больную врачует: так и в духовном теле, то есть христианстве, един здоровый другаго немощнаго должен лечить и тщаться о здравии его (2:345).

Помогать друг другу, как воины на брани

Общество христианское или Церковь странствующая на земли, подобно есть воинству, подвизающемуся противу неприятеля. На брани мира сего один воин другаго изнемогающаго поощряет и подкрепляет: тако и в брани христианской... должно единому другаго изнемогающаго и падающаго укреплять и восставлять. ДИАВОЛ и аггелы его единодушно на христиан вооружаются и погибели их ищут: так должно и христианам с помощью Божиею противу их стоять и друг друга побуждать (2:345).

Милосердие должно быть и духовным и телесным

Как человек из двух частей, тела и души, состоит, так и дела милости, которыя ближнему являются, двоякия суть: «душевныя и телесныя». Дела милости, которыя телу показуем; суть: алчущаго напитать, жаждущаго напоить, нагаго одеть, и проч. Дела милости душевныя суть: скорбящаго утешить, заблуждшаго на путь истины наставить, сумнящагося вразумить, и проч. И к той и другой милости одолжает и поощряет святое Божие Слово (2:344).

Как человек из двух частей состоит, так и милость должна быть двоякого рода

Человек состоит из двух частей: тела и души, потому и милость, ему показуемая, двоякая: душевная и телесная. Милость телесная есть, когда телу дается милость, напр. алчущаго напитать, жаждущаго напоить, и прочая. Милость душевная, когда душе делается милость, напр. увещати грешника от греха, и приводить к лучшему житию, скорбящаго утешать, и прочая (1:169).

Забота о спасении ближнего есть дело милосердия (2:345; см. СПАСЕНИЕ, 980).

Отсутствие милосердия свидетельствует об отсутствии христианского духа

Милосердым же быть не ино что есть, как сердцем соболезновать болезнующему, сострадать бедствующему и страждущему, и «плакать с плачущим» (Рим. 12, 15). Аще убо какий христианин над бедствием брата своего милосердием не подвигается: свидетельствует о себе, что христианскаго духа не имеет. Таковии суть, которые за обиды на других гневаются и отмщевают им; которые братии своей в нуждах не помогают, а могут помощи; которые нищих и бедных, могучи снабдить, отсылают от себя без удовольствия их, и прочиих милосердия дел, о которых поминается Матфея главы XXV в 35 и 36, не делают им. ХРИСТИАНИН бо не может быть без веры, без любви, ЛЮБОВЬ же без милосердия. Ибо любовь не токмо над братом своим единоверным, но и над неверным и врагом своим милосердствует, и не может не благотворити всякому, кого ни видит требующаго благотворения (3:366).

Неимеющие милосердия далеко отстоят от Христа

Сердца и нрава христианскаго не имеют, и от Христа далеко отстоят тии христиане, которыи милосердия и сострадания к бедным не имеют, и руки помощи в нуждах не подают им, но имение свое на прихоти и роскоши иждивают... Кто что или кого любит, ради того ничего не жалеет, и все ради его, что хощет, делает. Знамение есть несумнительное, что и сии христиане мир, плоть и кровь свою любят, а не Христа, хотя Он и умер за них. Чего ради и услышат пред всем светом страшный глас Его: «идите от Мене проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41) (4:251).

Непомогающий ближнему не чувствует его нужды, и поэтому не находится в одном теле Церкви

Видишь, христианине, как от благотворения познавается христианин истинный и живий уд духовнаго тела Христова, так от неблаготворения, много паче от злотворения, примечается лицемерный, гнилый и мертвый, или паче отсеченный уд. Единаго бо тела уды друг друга чувствуют болезнь и нужду, и потому друг другу помогают. А когда христианин другому не помогает, то знамение есть, что он не чувствует его болезни, яко несоединеннаго себе уда, и потому не чувствуя, не соболезнует и не помогает ему. Иначе бы не оставил его без помощи в нужде его (3:367).

Некоторые не хотят оказывать милосердие из-за роскоши, а не из-за жизненных необходимостей

Иный мыслит: «ежели де мне от имения убогим давать, то чим мне жить?»

Не жить тебе нечем будет, но нечем будет роскошно жить; нечем будет расширять и украшать зданий, палат, стен; нечем набирать богатых столов, нечем запасать драгих вин, нечем принимать частых гостей; нечем шить различной и драгой одежды... понеже на все сии суетные и непотребные расходы много иждивения потребно. Не до милостыни, не до нищих, когда так пространно себе хощешь содержать. А когда отъимется излишество, прекратится роскошь, то и тебе и требующим у тебе довольно будет, ибо естество немногим довольствуется (2:351).

Оставлять милосердие до смерти неразумно и опасно

Иный отзывается: «яде при смерти имение раздам». Неизвестно, как скончаешь житие; неизвестно, возможеши ли слово сказать в день смерти твоея; а хотя и напишешь духовную о имении своем, но учинится ли по духовной твоей, такожде неизвестно. «Тако смерти твоей, глаголет Василий Великий, приписуется милость, а не тебе» (в сл. к богатым). Ибо ежели бы смерть не побудила тебе к тому, не делал бы ты милости... Тогда ли хощешь милостивым и щедрым быть, когда престаешь жить и от людей отлучаешься?..

«Ежели не дерзаешь знатных людей останками трапезы твоея подчивать, глаголет Василий Великий; како дерзаешь Бога останками твоими на милость преклонять» (в слове к богатым). Отложи убо все сии мысли, которыя тебе отвлекают от добродетели, и связуют сердце твое скупостью и сребролюбием (2:350).

Когда сам не можешь помочь ближнему, найди человека, который сделает это

Когда отец твой, или мать, или жена, или сын, или брат по плоти болит, – ищешь такого человека, кто б им в болезни помогл: так поступай с духовным твоим братом, который душею немощствует. Поищи такого, который бы могл ему пособить; объяви ему болезнь брата твоего; болезнь объяви, а не оклеветай его, – с сожалением и любовию к нему, а не с ненавистию и злобою, как многие обыкли делать, чтобы он, узнавши немощь его, приличное немощи лекарство подал. Тако приобрящешь брата твоего; а когда не приобрящешь, сам благодатию Божиею лучший будеши. Ибо Бог как дело, так и намерение и тщание доброе милостиво приемлет и венчает (2:345– 346).

Господь принимает не только дела, но и усердие и желание к деланию милости

За милость почитается не токмо дело милости сотворенное или творимое, но и самое усердие и желание к творению милости. Милость бо, как и всякая добродетель, на сердце имеет место, и потому хотя в дело и не производится, однако ж почитается, так, как бы делом самым исполнена была. Как бо не токмо тот только хищник, который самым делом похищает; но и тот, который хощет похитить, но не может: так не токмо тот милостив, который делает милость, но и тот, который хощет делать милости, но не может, – хощет подать просящему, но не имеет что дать, – хощет помощи бедствующему, но не может. По сердцу бо и намерению всякое дело судится (2:355).

Милость проявлять ко всем одинаково

Милость должно делать всем, то есть сродникам и несродникам, другам и врагам, всякому, кто ни требует милости. Истинная бо любовь и над врагами бедствующими умилостивляется: она не на лице, но на бедность смотрит (2:356).

Все, что имеешь, – Божие; поэтому уделять неимущим

Какое ни имеем добро, не свое имеем, но от Бога данное нам имеем, которое дано нам не ради нас единых, но и ради ближних наших: чего ради вверенное нам добро не должны мы при себе удерживать, но верной братии нашей требующей в славу Божию разделять. Следственно воздадят Богу ответ, которые данное от Бога добро не разделяют в честь Даровавшаго, но или при себе удерживают, или расточают на роскоши и прочие непотребные расходы (2:347).

Милосердие оказывать в зависимости от нужды

Милость должно делать, смотря на нужду требующаго. У кого большая нужда, большую должно и милость показать: алчущаго напитать копейка или две могут: нагаго одеть, хижину построить неимущему где главу подклонить – не двух копеек требуется. Однако ж кто сколько может, смотря по своим достаткам. У кого более прихода и достатка, более должен и уделять требующим (2:356).

Милосердие истинное, когда оказывается людям, не заслужившим его

Милость есть, когда делаем добро недостойным, то есть тем, которые ничем у нас того не заслужили, разве бы было выше заслуги награждение. Например, кто бы день трудился, а труд его стоит не более двадцати или тридцати копеек, а дано бы более, пятьдесят копеек, или рубль, то бы милость была. Иначе не милость, но воздаяние будет. Такожде, когда делаем милость без всякия нашея оттоль корысти... (1:169).

Милосердие оценивается по усердию

Милостыня или милость судится по усердию дающаго: «доброхотна бо дателя любит Бог», глаголет Апостол (2Кор. 9) (1:169).

Милосердие оценивается не от количества, но от усердия

Милость судится не от количества подаваемых, но от качества дающаго, то есть с каким кто усердием и произволением подает (2:354).

Милосердие истинное, когда оказывается без принуждения

Милость есть истинная, которая делается не с принуждения, но от любовнаго произволения, усердия и сердечнаго сожаления над требующим милости. «Доброхотна бо дателя любит Бог», глаголет Апостол (2Кор. 9,7) (2:354).

Милосердие необходимо иметь в сердце (5:234; см. ЛЮБОВЬ, 464).

Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя

Милость есть, когда делается добро недостойным, то есть тем, которые никак у нас того не заслужили, иначе не милость, но воздаяние будет. Тако не называем милостию того, что дается наемникам за труд, но мздою, разве сверх заслуженного дается; напр. труд наемника недостоин более как пятидесяти копеек, а дастся сто копеек: тогда такое даяние милость есть. Когда делается добро без всякия чаемыя корысти от того, кто приемлет оное. Ибо «любы», которыя есть плод милость, «не ищет своих» (1Кор. 13, 5) (2:354).

Милосердие оказывать ради славы Божией

Милость должно делать не ради того, чтобы похвалу от человек иметь, но во имя Христово, во славу Божию и пользы ради ближняго, чтобы имя Божие, а не подающаго славилося, и ближний требующий милости созидался. Сие намерение должно быть дающаго милостыню (2:355).

Не превозноситься оказанной милостью, а для этого забывать о своих добрых делах

Милостию сотворенною не должно возноситься, понеже, что ни имеем, не свое имеем, но Божие, и ради того, что даем, Божие даем, а не наше собственное. Строители бо есмы, которые поверенного от Него нам добра по воли Его должны расход чинить: рабы есмы, которые должны делать тое, что Господь наш хощет и повелевает. Горе же нам, когда не слушаем Господа нашего и не делаем повеленнаго. Тако рог высокоумия может сломиться.

Сделанное добро, сколько возможно, забывать должно, дабы не восхитила «шуица, что творила десница». Ибо едино о грехах память нам полезна, понеже смиряет нас. А добродетелей память не полезна, яко в высокоумие фарисейское приводит, что показует притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) (2:356).

Не допускать ТЩЕСЛАВИЯ, чтобы не потерять награду

Милость должно делать не ради тщеславия, иначе мзды не будет от Отца небеснаго (Мф. 6, 1)... Милость, сделанную, сколько можно, должно забывать, чтобы тщеславием не повредилася (1:169).

Милосердие ради самолюбия не истинное

Непохвально делают, и самолюбием недугуют, которые другим благотворят ради того, чтобы их любили; и зде бо не ради имени Христова, но ради своей пользы благотворение бывает. Истинный Христолюбец и нелюбящим себе благотворит, внимая слову Христову: «просящему у тебе дай» (Мф. 5, 42) (3:149).

То, что создание Божие всем одинаково служит, побуждает к милосердию

Создание Божие повелением Божиим всем равно служит. Солнце, месяц, звезды богатому и нищему равно сияют; облака богатому и нищему равно дождят; воздух богатаго и нищаго равно сохраняет; огнь богатаго и нищаго равно греет; вода богатаго и нищаго равно напаяет; земля богатому и нищему равно плод подает. Убо тем научаемся, что благими мира сего равно богатые и нищие довольствоваться должны. Следственно худо делают, которые богатством мира сего сами довольствуются, а нищим не сообщают его; хуже того делают те, которые не токмо не сообщают своего, но и отнимают у других и к себе привлекают (2:347).

Обращение к Богу с молитвой о милости побуждает самих быть милостивыми

С какою надеждою молитися будешь Богу, когда сам молитвы подобных тебе людей не слушаешь? Как скажешь: «Господи помилуй», когда сам не милуешь? Как будешь просить с прочиими: «подай Господи», когда сам не подаешь, а можешь подать? Какими устами скажешь: «услыши мя, Господи», когда сам не слышишь беднаго или паче в бедном Самаго Христа вопиющаго к тебе? С каким упованием прострешь руце твои к Создателю твоему, когда сам подобнаго себе простирающаго руце отвращаешися? Милостив Бог и преклоняется естественным милосердием на молитву, но на молитву милостивых (2:348).

Размышления, побуждающие к милости

Милость – великая добродетель, которою милостивому Богу человек уподобляется. «Милостивыи сами помилованы будут» (Мф. 5, 7). За милость Царство небесное обещается (Мф. 25, 34). Кто милует нищаго, взаим дает Богу, от Котораго в будущем веце восприимет непременно мздовоздаяние. Чем большая милость, тем большее и награждение будет за милость: «сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет» (Кор. 9, 6). «Суд без милости» будет «не сотворшим милости». И Христос немилостивых в огнь вечный отсылает. Ежели немилостивых отсылает Христос в огнь вечный, которые не дают от своего: а тем что будет, которые чуждое добро грабят? (1:169–170).

Милость к ближнему. См. глава 11-я, 3-й статьи, 2-й части, 1-й книги «О истинном христианстве» (2:343–359).

Милость. См. «Плоть и дух» (1:167–170).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Старость святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – МИЛОСЕРДИЕ святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Милость (милосердие) Божия преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Осуждение святитель Тихон Задонский

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ЛЕСТЬ праведный Иоанн Кронштадтский

6. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Ближний святитель Василий Великий

7. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Старость святитель Григорий Богослов

8. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Несчастье святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – ПОДВИГ святитель Феофан Затворник

10. Отечник Проповедника – Милосердие игумен Марк (Лозинский)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс