схиархимандрит Иоанн (Маслов)

БЛАГОЧЕСТИЕ

Благочестие – признак «духовно живущего» человека (2:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 363).

Благочестие и ИСТИНА пребывают неизменными

Благочестие всегда одинаково; как от начала мира было, так и ныне, тоежде есть, и всегда тоежде будет. Истина бо всегда истина есть, всегда непременна и была и есть и будет (4:118).

Прославляется имя Божие благочестивым житием (3:78, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 368).

В благочестии – истинное счастье христианина (4:109, см. СЧАСТЬЕ, 1029).

Чем более к Богу благочестием приближаемся, тем более прославляемся

Видишь, что когда идем к солнцу, тень за нами идет: и чем более к солнцу от тени убегаем, тем более тень за нами бежит; так имеются люди благочестивые. Приближаются они к Богу, последует за ними и слава: и чем более к Богу приближаются, тем более и слава за ними следует. И хотя они от славы убегают, но слава за ними бежит, и от ней уйти не могут. Напротив того, когда отходим от солнца, тень от нас отходит, и чем далее от солнца отходим, тем более тень от нас отступает; и хотя бежим за тенью, но достигнуть ее не можем (2:66).

Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво (4:150, см. ВОСКРЕСЕНИЕ, 185).

Благочестие есть путь в Царство Небесное (2:57, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1148).

Христианин, если благочестиво живет, идет в вечную жизнь (4:180, см. ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ, 357).

Благочестивые, яко плод слова Божия, соберутся в Небесное Царствие (4:174, см. ПОРОКИ, 746).

Различие смерти благочестивого и нечестивого (13:449, см. СМЕРТЬ, 932).

Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения

Ибо истинное благочестие есть как свет, в нощи мира сего сияющий, который хотя и таится, однакож сокрытися не может, но издалеча видится. Сим благочестивого жития примером не менее люди созидаются, как и словом. И хотя сей благочестия пример необходимо нужен родителям ради детей, пастырям, то есть, епископам и иереям, ради словесных Христовых овец, которых словом Божиим пасут; властям ради подвластных; учителям ради учеников; старым всем ради юных; однакож и всем христианам не должно о том пренебрегать, но друг другу в подвиге христианском противу плоти и диавола примером своим помогать и поощрять (2:377–378).

Истинное благочестие сокрыто в сердце (5:131, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 46).

Внешнее БЛАГОЧЕСТИЕ без сердечного исправления не помогает и есть ЛИЦЕМЕРИЕ

Тако имеются лживые христиане: мнятся Богу благодарить, когда в церковь ходят, поют и хвалят Его; но понеже страха Его не имеют, и не любят Его (что показуется от злых дел их и преступления святых Его заповедей, что с страхом Божиим и любовию поместиться не может), то хождение в церковь, песни и славословия их не ино что суть как лицемерство, которое Бог, «сердца и утробы испытуяй», ясно видит, и тако песней, славословия и молитвы их не приемлет и отвращается, пока не исправят сердца своего... Сие научает тя искать благочестия внутрь в сердце, а не в наружности, и ПОЧИТАТЬ Бога не токмо устами и церемониями, но и сердцем, – что бывает верою, страхом Божиим, любовию к Богу и ближнему, без чего истинное БОГОПОЧИТАНИЕ быть не может (2:60).

Притворство благочестия есть лицемерие (3:24, см. ЛИЦЕМЕРИЕ, 448).

Многие мнятся быть нечто: вид благочестия показуют (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496).

Благочестие ложное, когда внешнее исполняется, а внутреннее пренебрегается

Многие, по-видимому, и тщатся благочестивыми быть; но понеже не внимают Божию слову, яко истинному и совершенному правилу, то не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, но в том, что слепому своему разуму и плоти угодно видят, и так заблуждают. Многие от них тое, что человек написал ненарушимо хранить тщатся; но что Бог запретил, или повелел, о том небрегут. Слово и заповедь человеческую соблюдают, но слово и заповедь Божию оставляют и пренебрегают. Много такого заблуждения везде примечается. У многих в среду, пяток и прочия дни от некиих снедей воздерживаться, а у иных и совсем ничего не ясти в тыя дни, за благочестие поставляется; но от злобы, зависти, клеветы, злословия и прочиих христианства язв, и единаго часа воздержаться не хотят. Многие созидают высокие храмы Божии и украшают, высокия колокольни и великие колокола делают, богатое платье в церкви шьют, книгу Евангелия и образа святые, и образ креста Христова сребром и златом складывают, и сим веществом хотят, невещественному Богу угодить; но бедных, нищих, в тюрьмах за долги заключенных, оставляют и презирают. И так делают тое, чего Бог не повелел, но не делают того, что Бог повелел (3:207).

Благочестие передается или уменьшается из поколения в поколение

Древние христиане детей своих обучали в законе Господни, страсе Божии и всяком благочестии: у нынешних нет того, но вместо того обучают детей танцам, политике светской и прочей суете. Откуду бывает, что в отцах нет, а в детях и внуках и искать благочестия нечего. Тако нынешнии христиане первых любовь оставили, и с любовию веру и благочестие истинное. И хотя многие от христиан нынешних созидают храмы Божии, как видим, каменные или деревянные, но одушевленные разоряют. Украшают Евангелие златом и сребром, но, что Евангелие учит, того и перстом коснуться не хотят, или паче, и не знают. Иные дают милостыню, но у других отнимают. И какая от того польза? Ибо сие не богоугодное, но богопротивное дело есть. И тако в христианство нынешнее языческое состояние вошло (2:382).

Благочестие в детях прежде всего необходимо воспитывать (1:119, см. ВОСПИТАНИЕ, 187).

Благочестие с нечестием постоянно враждуют

Белое бо с черным не ладит, тьма с светом не согласует, и у благочестия с нечестием непрестанная брань. Какому быть тамо согласию, когда един на гору стремится и нудится взыти, другий под гору катится?.. От сажи и смолы удаляемся, чтоб не очерниться; и заразительной болезни убегаем, чтоб не заразиться; и от прокаженных уклоняемся, чтоб и самим тогожде не пострадать. Откуда и сказано: «изыдите от среды их, и нечистоте их не прикасайтеся» (Ис. 52, 11; 2Кор. 6, 17; Апок. 18, 4). Кто от таких удаляется, тот приближается к Богу; и чем ближе приближается, тем более люди от него удаляются, а чем люди более удаляются от него, тем более Бог к нему, яко от человек оставленному, приближается (5:331–332).

Благочестие есть юродство для мира

Нечестие всегда благочестию смеется и ругается ему. Пусть какой богатый человек продает богатый дом свой и вси принадлежности, и все имение свое расточит и раздаст убогим, и возлюбит нищету Христову; сам увидит, что ему будет от злаго мира. Вот-де дурак, что сделал! что люди собирают, тое он расточил. Тако сынам века сего благочестие буйство показуется! (4:164).

Благочестие преследуется ДИАВОЛОМ

Когда святыя и благочестивыя души от мира сего оскудевают, жесточае на них вооружается диавол и озлобляет их то чрез себе самого, то чрез своих служителей; и чем ближайший мира конец, тем большее и жесточайшее благочестивым следует страдание; диавол наипаче восстает на тех, которые противу его стоят и подвизаются; а о тех небрежет, которые воле его повинуются. Он все силы на то употребляет, чтобы сие «малое стадо» озлобить. Израильтяне, исходя из Египта, хотя и озлоблял их Фараон, однакож вышли с сребром и златом по писанному: «изведе я с серебром и златом» (Пс. 104, 37); тако христиане, хотя и много от диавола и служителей его при конце страждут, однакож от мира исходят с безценным вечнаго блаженства сокровищем (4:385).

Благочестие в мире гонимо

Мир, во зле лежащий, благочестия истиннаго не любит и гонит. Христос, самое благочестие и неповинность, только что в мир показался, и, как младенец незлобивый, никому зла не может сотворити, хотя то и никогда не сотворил, – и гонение начал терпеть, и от града в град, и от страны в страну бежал. Отсюда последует, что в ком начнется духовно Христос – истина, за тем следует гонение, как за истиной тень. «Вси бо хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2Тим. 3, 12), по словеси апостольскому. Сего ради, аще тебе гонение приключается и ненависть от мира, не смущайся о том. Истинное бо богопочитание и благочестие миру есть камень претыкания и камень соблазна. Мир ненавидит тое, что противно ему и глаза колет, сего ради отвергает от себе, и гонит противнаго себе: но благо есть гонимым от мира, что Бог их приемлет. Сим утешайся, когда от мира гонение терпишь за благочестие (5:89–90).

Что Христу Сыну Божию приключилось, тое и рабам Его приключается. Христос делает добро, но от языков человеческих гоним был: видим тое и на духовных удах Его, видим, како добрыя их дела хулят и порочат злые языки. Молитву, воздержание, терпение, кротость, милостыню, смирение и молчание лицемерством и лукавством называют. И чудно дело: тоежде дело в иных хвалят, или молчанием минуют, но в богобоязненном человеке хулят. Оттуда произошли негодные слова, или паче укорения: «богомол», «святоша», «пустосвят», и проч. Тако мир нечестивый не любит благочестия, и злый ненавидит добра. БЛАГОЧЕСТИЕ истинное есть в сердце и сокровенное есть (5:130–131).

Всех озлобляющих благочестивых постигнет суд Божий (4:242, см. ЗАВИСТЬ, 378).

Удел благочестивой души – скорби

Паки отсюда примечаем, что за благочестием, как за телом тень, гонение следует. Сего ради благочестивой души не веселия, но скорби в мире сем ожидать должно (5:128).

Признак истинного благочестия – скорби и искушения

Благочестивии не суть от мира сего, но отечество их небо, ибо мир сей презирают: того ради мир их ненавидит, яко не своих: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир», глаголет Христос (Ин. 15, 19). Добрые злым не сообщаются, но злобу их обличают своим святым житием; того ради злые добрых гонят. Так гордый смиреннаго, лукавый простосердечнаго, лихоимец щедраго, злобный кроткаго гонит; добрый бо злому, как рожон в глазах (1:173).

Благочестивые укрепляются в СКОРБЯХ

Добрые и благочестивые приемлют наказания, да в благочестии утвердятся; в доброденствии бо человек, яко слаб, удобно с пути добраго совращается; такожде наказуются, да лучшими будут. Как бо древо, чим более очищается, тем более плодов приносит: тако добрый христианин, чим более наказуется, тем лучшие добродетели плоды творит. О сем глаголет Господь: «Всяку розгу, творящую плод отребит ю (Отец), да множайший плод принесет» (Ин. 15, 2). Тако благочестивые люди учатся прекрасных добродетелей: смирения, терпения, кротости и любви, и теми Господу своему последовати и сообразоватися (5:77) (также 2:289, см. СКОРБИ, 863).

Благочестие есть терпение, кротость, смирение (5:90, см. ТЕРПЕНИЕ, 1045).

Венец благочестия есть терпение (2:289, см. СКОРБИ, 863).

Сила благочестия в отвращении сердца от мира

В отвращении СЕРДЦА от мира сего почти вся сила христианскаго благочестия состоит (5:44).

Путь благочестия – узкий путь

Какой-де путь благочестивых и нечестивых? – Господь наш указует во Евангелии Своем, велит сего уклониться, а тем ити. «Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 13 и 14). Узкий путь есть путь СМИРЕНИЯ, ПОСЛУШАНИЯ, ТЕРПЕНИЯ, КРОТОСТИ, и самого себе, т. е. воли своей ОТВЕРЖЕНИЕ; широкий путь есть путь ГОРДОСТИ, НЕПОСЛУШАНИЯ, НЕТЕРПЕНИЯ и САМОЛЮБИЯ. Сей к АДУ, оный к небу ведет. Избирай убо – которым хочешь идти путем, или узким и низким к небу, или широким и высоким ко аду, – а третьяго в Святом Писании не видим (2:57).

Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям

Чим более кто Бога и Христа Сына Божия познает, тем более в благочестии успевает. Познание же зде разумеется действительное, о каковом вкратце сказано выше, а не такое, о каком Апостол написал: «Бога де исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви и на всякое дело благое неискусни» (Тит. 1, 16). Ибо НЕ ЗНАЕТ тот Бога, кто Бога страхом, любовию и послушанием не ПОЧИТАЕТ. Бога бо знать и Его не почитать, то есть, не бояться, не любить и не слушать, есть дело невозможное (3:327– 328).

Благочестия нет, когда нет желания усердно о Христе Иисусе жить (2:56, см. СЕРДЦЕ, 837).

Корень благочестия – истинное богопознание

Корень убо и источник всего благочестия есть истинное богопознание; и якоже благочестивое житие знания Божия свидетельством есть, так греховное и беззаконное житие доказательством есть неведения Божия и безбожнаго сердца, хотя бы таковый Бога и Христа исповедывал, в церковь ходил, молился, таин причащался, и прочие знаки христианства показывал (2:147).

По мере роста богопознания увеличивается благочестие (5:61, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99) (3:76, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99).

От познания свойств Божиих последует благочестие (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 189).

Благочестивая жизнь способствует богопознанию (3:76, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99).

Благочестие истинное начинается с познания своего недостоинства

Научаемся истиннаго благочестия искать от познания нашего недостоинства, то есть, когда хощем истинное благочестие в сердце иметь, должны всяческие познавать свое недостоинство и ничтожество, и тако смиряться, да и нас призрит Господь, «на смиренныя призираяй», и подаст БЛАГОДАТЬ Свою (2:67).

Признак благочестия – познание своей немощи и ГРЕХОВНОСТИ

Знамение успевающаго есть, когда кто более и более познает сердца своего немощь, слабость, растление и окаянство. Ибо от таковаго познания последует сердечное смирение, самого себе уничтожение, на каковое смирение милостиво призирает Господь, и изливает на него благодать Свою, «смиренным бо дает благодать» Бог (1Пет. 5, 5), – и самого себе в лучшее и тщательное исправление. Якоже бо человек, узнавши телесную немощь, старается излечить ее: тако христианин, познавши души своея немощь и растление естества своего, будет искать посредствия, которым немощь тая исцеляется и растленное сердце исправляется (3:328).

Признак благочестия – пребывание в ЛЮБВИ

«Исполнение закона любы есть», по свидетельству Апостола (Рим. 13, 10), «конец завещания есть любы от чиста сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя» (1Тим. 1, 5). Аще убо кто в христианской любви успевает, сей успевает и в благочестии. Любовь зде разумеется такая, о каковой Апостол написал выше, то есть «от чиста сердца», и проч.; и Иоанн святый: «чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною» (1Ин. 3, 18) (3:328).

Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496).

Благочестие основывается на вере и состоит из страха Божия и любви

Страх и любовь Божия – два состава, из коих истинное состоит благочестие; а основание того – истинная и живая вера, в сердце человеческом живущая (1:207–208).

Благочестие без СТРАХА БОЖИЯ не бывает

Когда у человека нет благочестия внутрь, то и вне нет, каким бы себя ни оказывал. Нет истиннаго страха Божия: нет и благочестия истинного. Ибо Бог не токмо внешняя дела, но и паче сердце смотрит, и судит потому (5:68).

В подвиге благочестия святые укрепляли себя надеждою на получение благ вечных (3:248, см. НАДЕЖДА, 584).

Надежда на вечное блаженство утверждает в благочестии (3:279, см. НАДЕЖДА, 585).

Благочестие неотлучно от смирения

Истинное смирение от истинного благочестия неотлучно, но всегда с ним сопряжено. Чем благочестивейшее сердце есть, тем смиреннейшее есть. Яко чем более просвещается человек БЛАГОДАТИЮ Божиею, тем более видит свое недостоинство: якоже чем более просвещаемся естественным светом, тем более усматриваем пороки на лице, руках, и сор и сметие в покоях. Откуду, видя человек свое недостоинство, смиряется. В котором СЕРДЦЕ нет СМИРЕНИЯ, но паче ГОРДОСТЬ имеется, в том нет и БЛАГОЧЕСТИЯ. Ибо таковый человек не познает своего недостоинства, того ради и БЛАГОЧЕСТИЕ в нем не вмещается. БЛАГОЧЕСТИЕ бо истинное без Бога быть не может; «гордым Бог противится», по Писанию (1Пет. 5, 5) (2:67).

Благочестие истинное представляется в Божием слове (2:56, см. СЕРДЦЕ, 837).

Благочестие укреплять в себе и людях чтением слова Божия (1:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 913) (1:186, см. СЛОВО БОЖИЕ, 911).

Благочестие без слова Божия оскудевает и угасает (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ, 119).

Чтобы преуспевать в благочестии, нужно усердно молиться (3:323, см. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, 955).

Благочестие бо истинное без Бога быть не может (2:67, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 49).

Благодать Божия помоществует в деле благочестия (2:47, см. СЕРДЦЕ, 853).

Хотящему расти в благочестии усердно просить у Господа помощи (3:323, см. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, 955).

Благочестие увеличивается от размышления о Боге

Ты думай и держи так, неотменно, что Он есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель, хотя и всех Он есть Бог, и, хотя равно повелевает уклоняться от зла и творить благое, повеление тое как бы тебя единаго касалося. Тогда с помощью Его породится в тебе новое движение и новый дух; и чим чаще в сем размышлении и поучении упражняться будеши, день от дне большее усердие к БОГОПОЧИТАНИЮ и благочестию внутрь себе почувствуеши. Но везде нужна МОЛИТВА. Мы бо без БОГА и РАЗМЫШЛЯТЬ о Боге не можем по надлежащему (5:63).

Благочестие укрепляется рассуждением о распятии Христа

Видишь образ распятого на древе крестном Христа. Зде довольную имеешь, христианине, материю поучитися в деле христианскаго благочестия. На сие бо и представляет нам святая Церковь страшное и спасительное сие позорище, да на тое взирая, верою взираем на Христа, нас ради распятаго, и поминаем, что мы были, что силою распятаго Христа сделалися (2:73).

Благочестие – удаляться от развращенных обществ

Наконец хотящему хранить благочестие и успевать в том, должно от дружб и бесед мирских удаляться. В собрании бо сынов века сего не иное что делается, как слова и дела, воле и святому закону Божию противныя бывают. В том собрании о том, в другом о ином переговаривают и пересуждают. Тамо того поносят и проклинают... В том пиршества, пиянства, безчинные кличи и прочая, пьянству последующая; в другом собрании ссоры, свары и взаимная ругания совершаются, и тако закон Божий то словом, то делом разоряется и соблазн подается. Все сие ударяет и почти уязвляет совесть нашу, и лишает ее мира и покоя своего. И уже не таковым, христианине, возвратишися в дом свой, каковым вышел из дома. Как бо входящие в аптеку, благовонными мастьми исполненную, и несколько времени медлящие, выносят с собою и благовоние мастей оных: тако благочестивая душа, вшедши в собрание людей, по плоти и миру живущих, и умедливши, выносит несколько злонравия, яко зловония, от них прилепившагося. ЧУВСТВА бо наши, наипаче слух и видение, суть как двери, которыми всякое зло входит в СЕРДЦЕ наше, и хощем ли, или не хощем, ударяет тое, и влечет к тому, что или ухо слышало, или око видело (3:323–324).

Благочестие оскудевает, кто слепо и безумно подражает порочному пастырю (2:15, см. ПАСТЫРЬ, 1331).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle