схиархимандрит Иоанн (Маслов)

БЛАЖЕНСТВО

Подлинное блаженство было до грехопадения

Был человек подлинно блажен, но потерял свое блаженство. Был подобен Богу, по образу Божию и по подобию сотворен, но «приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс. 48, 21). Был нетленен, но сотворился тленным; был безсмертен, но сотворился смертным: «оброцы бо греха смерть» (Рим. 6, 23). Был премудр, но сделался безумен. Был богат, но сделался нищ. Был красен, но сделался безобразен. Был свят и чист, но сделался сквернен и нечист. Был храмом и жилищем Святаго Духа, но сделался обиталищем нечистых духов. Был господин и обладатель, но сделался рабом и пленником. Был жителем пресладкого рая, яко царь прекрасного дворца; но изгнан в мир сей, яко в ссылку. Толикаго блаженства лишился, и толикому неблагополучию подпал человек (4:217).

СЛОВО БОЖИЕ дает истинное представление о блаженстве

Много христиан таковых есть, которые блаженство свое полагают в чести, славе, богатстве и роскоши мира сего: но, когда со вниманием в Святое Писание посмотрят, и Божие слово прилежно послушают, в ином мнении находиться будут. Тамо бо Бог, Судия праведный, блаженство наше поставляет не в чести, славе, богатстве и прочиих веселостях мира сего, но в ином...

Бог, истинный Судитель всего и Источник всякого блаженства, ублажает тех, которые Господа за Бога «своего» имеют, и в Нем все блаженство свое полагают: <...> «Блажени людие, имже Господь Бог их» (Пс. 143, 12–15). Паки показуя нам Бог, что есть истинное блаженство, и хотя нас к тому привести, глаголет: «Блажени нищии духом», то есть, смиреннии сердцем; «блажени плачущии», то есть, ради грехов своих и окаянства своего душевного...

Видиши ли, христианине, како мнение человеческое погрешительное от святого Божия слова исправляется и немощь душевная исцеляется. Не тое бо есть истинное блаженство, которое люди мнят, но тое, которое есть согласно Божию слову. Ибо слово Божие есть достоверное правило мнений, помышлений и деяний человеческих, котораго неуклонно держаться должно нам, когда не хощем погрешить и заблудить (3:200–201).

В чем состоит блаженство пребывающих в Царстве Небесном?

Блаженство убо тамо будет сие: увидим Бога лицем к лицу; от чего неизреченное утешение, веселие, радость и восклицание сердечное произыдет. Увидим лице Божие и от радости будем восклицати. Увидим Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа в Божественной Его славе – Того, Который за нас так страшная пострадал и поносною смертию умер, и тако нас от смерти избавил. Насладимся тогда всех даров Святого Духа, яко Источника животворящаго. Будем иметь любезное дружество со святыми Ангелами и всеми святыми, от создания мира угодившими Богу. Будем торжествовать над всеми врагами нашими. «Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» (1Кор. 15, 55). «Богу благодарение, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (4:63).

Блаженство пребывающих в Царстве Небесном (4:62, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1143).

Если апостол Петр на горе Фавор испытал несказанную радость, то это только малая часть блаженства в ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ

Петр Апостол с сущими с ним так сильно обрадовался, хотя некую часть увидел славы оныя: какая уже радость в будущей жизни излиется в сердца избранных Божиих, когда не часть славы, но вся она откроется! Как сильно возрадуются, и радоватися будут во веки, когда Бога лицем к лицу и славу Христову увидят, и без конца и сытости будут видеть! Сея радости и сладости малую частицу и ныне святии Божии на земле чувствуют, и аки малейшия крупицы, от небесныя трапезы падающия, вкушают, и гортани душ своих услаждают (4:258).

Будущее человека невозможно изречь и умом постигнуть

Но что будет в будущей жизни человеку, по неложному обещанию Божию! Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Как река, непрестанно потечет умом непостижимое и языком неизреченное, вечное его блаженство. «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9). Возсияют люди Божии, яко солнце, во царствии Отца небеснаго; будут как ангели, будут как бози втории; будут царие и господие; будут царствовати во веки веков... Но знай точно, возлюбленне, что все сие блаженство погубляет человек, когда Богу неблагодарен показуется, и беззаконует, – и бывает подлейшим и беднейшим всякия твари. Берегись убо греха, как ядовитаго змия, да не лишит тебе христианскаго блаженства и вринет в беднейшее состояние (5:350).

Блаженство будущее

О сподоби, Господи, и тамо видеться, где Бог «видится лицем к лицу», и тем видящих оживляет, утешает, радостотворяет, увеселяет и вечно блаженными делает! Тамо люди, яко солнце, сияют; тамо истинная жизнь; тамо истинная честь и слава; тамо истинная радость и веселие, тамо истинное блаженство, и все вечное и безконечное (5:375).

Блаженство истинное в чем состоит

Не тое есть истинное блаженство, которое люди по слепому разуму мнят и утверждают, но тое, которое словом Божиим, которое есть правило и зерцало нашего разсуждения и христианскаго жития, поставляется и утверждается. Послушай убо, душа грешная, кому оно приписует блаженство. Глаголет оно: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1, 1 и 2). «Блажени вси надеющиися нань» (Пс. 2, 12). «Блажени, ихже оставишася беззакония» (Пс. 31, 1). «Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе» (Пс. 32, 12). «Блажен разумеваяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь» (Пс. 40, 2). «Блажен, егоже избрал еси и приял: вселится во дворех Твоих» (Пс. 64, 5). «Блажени живущии в дому Твоем, Господи, в веки веков восхвалят Тя» (Пс. 83, 5). «Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе, Господи» (Пс. 83, 6). «Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе, Господи» (Пс. 83, 6). «Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его» (Пс. 93, 12). «Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время» (Пс. 105, 3). «Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело» (Пс. 111, 1). «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его: всем сердцем взыщут Его» (Пс. 118, 1 и 2). И Христос, праведный судия, ублажает: «блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. Блажени плачущии: яко тии утешатся. Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 3–12).

Таковыя же блаженства и подобныя и на прочиих Святаго Писания местах видим. Видишь убо, что слово Божие не богатых, славных и в веселостях века сего находящихся ублажает, но поучающихся в законе Господни, надеющихся на Господа, нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, кротких, милостивых сердцем, миротворцев, изгнанных правды ради, поношение терпящих ради имени Христова, и проч. (3:157–158).

Блаженство бо состоит не во многом стяжании, но в покое душевном; не в том, чтобы много иметь, но в том, чтобы тем довольствоваться, что имеем (2:356–357).

Блаженство состоит в лицезрении Бога (3:330, см. БОГ, 115) (4:64, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1143).

Блаженство в том, что человек удостаивается беседовать с Богом

О коль великое утешение христиане верою почерпают отсюда, что с Богом удостаиваются беседовати, изъяснить невозможно! За великое счастие почитает человек с монархом своим, или князем, или каким высоким лицем дружески разглагольствовать, хотя то царь, князь, вельможа и всякий высокий человек такойжде человек, как и прочие, тая ж земля и пепел, как и прочие, и такия ж немощи имеет, как и прочие... однако ж за блаженство от всех почитается с таким лицом разглагольствие дружеское. Как несравненно блаженнее, утешительнее и любезнее пред Богом живым, безсмертным, вечным, великим и непостижимым, Творцем неба и земли, и вся в руце Своей содержащим, Иже есть Царь царей и Господь господей верою предстоять, верою на пресвятое Его лице смотреть, и советы сердечные, которые Он и прежде предложения нашего знает, предлагать (3:434).

Блаженство истинное – в ЕДИНЕНИИ с Богом

Якоже отроча все благополучие свое вменяет быть при матери, и неблагополучие поставляет удалиться от нея: тако верная душа за блаженство и утешение имеет единому Богу прилепляться, и за беду поставляет к созданию пристать и тако от Создателя отпасть. От сего случая учися, христианине, что есть христианская и живая вера, которая без страха Божия и любви не может быть. Читай псалмы святые, писания пророческая и апостольская и жития святых, верою угодивших Богу, и уразумееши истину, и тою верою, которая только на устах носится, а не в сердце, не прельщайся, – каковою верою многии исполнены (2:89).

Блаженство вечное состоит в насыщении славой Божией и слышании ангельского славословия

Видишь чертоги царские украшенные, и славу их. Тут да восхитит вера сердце твое к вечным чертогам небесным, праведным уготованным, и к обителям дому небеснаго Отца и славе Христа, небеснаго и вечнаго Царя, которою верные будут без сытости насыщаться в безконечные веки; купно и очи твои душевныя возведи к Сыну Божию, чтобы тебе части избранных Своих участников сотворил. Слышишь согласную и сладкую музыку или пение. Да восхитит вера дух твой в небесныя селения, в дом Бога Иаковля; и тамо душевными ушесами внуши, како АНГЕЛЬСКИЙ собор и святых лики согласное возсылают пение Триипостасному Богу. Сей случай подает тебе причину усердно молитися Ему, да сподобит тя зде и в будущем веце славить Его со всеми избранными Его (2:26).

Блаженство состоит в вере

Что в ВЕРЕ все существо христианскаго блаженства состоит, яко кто истинную живую веру имеет, тот имеет Божие БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ПРАВДУ Христову, СВЯТОСТЬ, избавление, СВОБОДУ духовную, ВЕЧНЫЙ ЖИВОТ и блаженство (3:20) (также 3:23, см. ВЕРА, 158) (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ, 919) (3:187, см. ВЕРА, 132).

Блаженны признающие Сына Божия за Спасителя

Блаженными пророк святый называет тех, которые сердечною верою признают Сына Божия за своего Искупителя и Спасителя, и на Него всю свою надежду полагают (1:196).

Христос через Свои страдания даровал миру вечное духовное блаженство (4:31, см. ХРИСТОС, 1130).

Без Христа истинного блаженства не может быть (3:148, см. ЛЮБОВЬ, 472).

Без Бога никакое не может быть блаженство истинное (5:146).

В Боге человек находит вечное блаженство (4:157, см. БОГ, 92).

БОГ по богатству БЛАГОСТИ Своея всем ГРЕШНИКАМ, кающимся и ВЕРУЮЩИМ во имя единородного Сына Его, отворил двери МИЛОСЕРДИЯ и вечного БЛАЖЕНСТВА (3:6).

Христианин всякое блаженство находит во Христе

Иисус Христос все блаженство у Себя имеет, какое может быть, и блаженство истинное и неподвижимое. Его Отец небесный подал нам, яко врача противу всякого нашего бедствия и источника всякого блаженства. Читай святое Евангелие Его, как должно, и познаеши истину. Аще убо прилепишися к Нему сердечною верою, будеши имети Его оправдание противу грехов твоих, избавление противу пленения твоего, мир противу злыя совести твоея, отраду противу скорби твоея; утешение противу печали твоея, защищение противу клеветников твоих, оправдание противу суда Божия, помощь противу врагов твоих, убежище противу гонителей твоих, разум и мудрость противу недоумения и безумия твоего, укрепление в слабости твоей, живот противу смерти твоей, – словом всякое блаженство противу окаянства твоего (3:153).

Истинное и вечное блаженство для человека у Христа (3:153, см. ХРИСТОС, 1123).

Христос награждает верных рабов

Видишь или слышишь, что монарх земный раба своего за верную услугу награждает изобильно. При сем размысли, как-то Христос, Царь небесный и вечный верных Своих рабов наградит и прославит в царствии Своем, по неложному обещанию: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9), – и паки: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Отца их» (Мф. 13, 43). Тогда они подлинно увидят и вознепщуют, «яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей явитися славе» (Рим. 8, 18). Тогда они увидят, чего зде око не могло видеть, и услышат, чего зде ухо не могло слышати, и почувствуют, что зде на сердце не могло взойти. Тогда «возрадуется сердце их, и радости их никтоже возмет от них» (Ин. 16, 22). Тогда утешатся ныне плачущии; тогда насытятся ныне алчущии и жаждущии правды; тогда обогатятся ныне лишеннии; тогда восприимут царствие ныне изгнаннии правды ради; тогда восприимут от руки Господни все, на что ныне верою, яко «зерцалом в гадании», взирали, и к чему надеждою воскриляеми стремились. Тогда возрадуется всяк о Господе, и в радости душа воскликнет: «облече мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко на жениха, возложи на мя венец, и, яко невесту, украси мя красотою» (Ис. 61, 10). Сие рассуждение учит тя славу мира сего презирать, и к оной славе всегда стремиться; Царю небесному Христу верно служить, да со избранными Его славу оную благодатию Его сподобишися наследити (2:26–27).

Блаженство вечное благочестивых

Будут видеть Бога Отца своего «лицем к лицу» (1Кор. 13, 12) и узрят его, якоже есть (1Ин. 3, 2); будет и Бог на них смотреть, яко Отец чадолюбивый на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившаго их кровию Своею; будут видеть в божественной славе Его, Которому зде смирением, любовию и терпением последовали, якоже Сам о сем молился: «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да, идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне» (Ин. 17, 24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святаго, яко живаго и животворящаго источника. Будут иметь любовную дружбу со святыми ангелами, и с ними купно во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертию, адом и диаволом; «где ти, смерте, жало? где ти аде, победа» (1Кор. 15, 55)? Будут петь пресладкую песнь: «аллилуиа!» (3:452–453).

Блаженство ощущают только те, кто вкушает его

Сие сладчайшее «увеселение» тии только чувствуют и познают, которых сердца им услаждаются. Как бо сладость меда вкушающим токмо чувствительна, не вкушающим неизвестна: тако духовная сия сердечная сладость самою вещию дознающим только и вкушающим известна; прочие же тоя не знают. И сия сладость есть «мир» оный «Божий», превосходяй всяк ум, котораго Апостол Филипписиям желал: «мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдает сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе» (Флп. 4, 7) (3:432).

Блаженство после смерти только для праведников (1:187, см. СМЕРТЬ, 932).

Блаженство вечное никогда не меняется, в то время как временное БЛАГОПОЛУЧИЕ изменчиво

Хотя бы кто, временное благополучие имея, и не желал более, но страхом смущается, чтобы того не потерять... Видит, что за богатством ходит нищета, когда его «тля тлит, и тати подкапывают и крадут» (Мф. 6, 19), – за славою безславие, за честию безчестие. Который ныне ездит на колеснице, утро затворяется в темнице; котораго ныне хвалят, утро проклинают; <...>. И мало есть таких, которые бы в едином постоянном счастии пребывали. Но хотя кому и служит редкая сия фортуна, так страх смертный, с часа на час ожидаемый, безпокойствует, и так все благополучие, как мгла солнечное сияние, помрачает. Но блаженная вечность все выключает противное. Оное доброе, единожды полученное, никогда не потеряется; оное богатство не боится нищеты; оная слава не опасается безславия; оная честь не блюдется бесчестия; оное здравие, мир, покой, веселие не страшится немощи, беспокойства, печали. Ибо все тамо безопасно, все мирно и покойно (2:249).

Блаженство вечное можно сравнить с БЛАГОПОЛУЧИЕМ временным, как вещь с тенью

Изъясняется блаженная вечность сравнением временнаго благополучия, которое хотя и ничтоже противу оныя, однакож показует ее нам так, как тень и подобие самую вещь. Всяк знает сие, как люди благополучием света сего уловляются, которое наипаче состоит в чести, славе, богатстве, мире, покое, дружестве с добрыми и почтенными людьми, и проч., и как ублажаются те, которые в тех процветают. Но однакож всякое нынешнее благополучие ничто в сравнении с вечным блаженством (2:248).

Блаженство вечное ни с чем временным не сравнимо

Поверь слову сему, что ежели бы человек частицу некую будущия оныя славы во мгновении ока увидел, тако бы к ней распалился желанием и любовию, что всю бы мира сего славу, честь, утеху и богатство как гной вменял, и тоя бы единыя со всяким тщанием искал, и не токмо бы похотьми мира сего, но и никакою бы бедою и злостраданием от той отвратиться не могл (2:144).

Если БЛАГОПОЛУЧИЕ временное никогда не бывает полным, то блаженная жизнь исключает отрицательные явления

Всякое временное благополучие не может быть так великое, которое бы не было растворено с какою-нибудь противностию. Многие богатство имеют, но не имеют здравия, мира, покоя, имени добраго, и прочая. Иные в мире и покое живут, но нищенствуют и в презрении находятся. Дружество без подозрения не бывает, ибо нет совершенной любви. Нет мира без опасности, ибо многие окружают враги. Нет здравия без немощи в тленном и смертном телеси... Но блаженная вечность всякую выключает противность: тамо царствие без страха, без трудов и попечения; тамо слава всегда сияет; тамо здравие без всякой болезни; тамо радость без скорби; тамо всякое добро непричастно никакого зла. Ибо Бог, Источник всех благ, «будет всяческая во всех» (1Кор. 15, 28) (2:248).

Блаженство земное, временное есть пустое и мнимое

«Вот в чем состоит мира сего блаженство, то есть, в «чести», которыя любители к вечному безчестию приходят; «в богатстве», которое рачителей своих вечно нищими и убогими делает; «в сласти», которой работающие вечно горести вкушают! А тако видишь, что троечастное есть блаженство, есть такое, какое того, который в сновидении нечто сладкое яст и пиет, от всех почитается и покланяется, великое сокровище нашел, но пробудившися алчбу и жажду чувствует, видит себе в презрении и нищете. Тоежде непременно и миролюбцам приключается, которые в кратком времени, как во сне, упиваются изобилием роскошей и веселостей мирских, утешаются честию и богатством, но при смерти и по смерти очувствовавшися, как от сна пробудившися, все противное видят. Вместо кратких сладостей, вечныя чувствуют горести; вместо богатства, убожество и нищету свою познают; вместо чести и славы, в вечном безчестии и безславии себе видят. Того ради праведно и истинно, но поздно каются и болезнуют, и в тесноте духа воздыхают; тогда признают, что то суть мирския утехи, коль ложныя и прелестныя суть века сего веселости, за которыми истинныя последуют скорби; тогда исповедуют свое заблуждение, но не во время (3:157).

Мир суетный дает блаженство, но ложное (3:154, см. МИР СУЕТНЫЙ, 529).

Человек, не любящий мира и идущий крестным путем, достигает блаженства (5:57, см. ЧЕЛОВЕК, 1166).

Ради будущего блаженства необходим подвиг (4:76, см. ПОДВИГ, 683).

Для вечного блаженства нужно здесь воскреснуть душой (4:247, см. ВОСКРЕСЕНИЕ, 184).

Путь к блаженству описан в Евангелии

Приметил я твоего молодаго сердца восхищение к будущему блаженству; желаю, чтобы оное в твоем сердце действовало и плод показало. Путь ко оному блаженству не тот, которым нынешняго века христиане идут, но писанный в святом Евангелии, которое ты у себя имеешь. Читай его с почтением, вниманием и молитвою, и оное тебе укажет, и, за руку вземши, поведет тебе к оному блаженству: только слушай его (5:358).

Когда убо хочем блаженства и мы участниками быть, да отвергаем от себе «советы нечестивые и да поучаемся в законе Господни во дни и нощи» (1:192).

Кто хощет в блаженную вечность внити, тот должен быть таковым всегда, каков хощет быть при смерти (1:207).

Начало блаженства – познание своей бедности и нищеты

Как начало здравия есть познание и признание немощи: тако начало Христианскаго блаженства, познать и признать свою бедность и окаянство. И сие бывает не от самаго познания и признания, но от того, что Бог, яко милосердый и человеколюбивый, на таковое познание и признание милосердо смотрит и тому ниспосылает Свою благодать, по писанному: «Бог смиренным дает благодать» (1Пет. 5, 5). Бог хощет от нас единаго того, чтобы мы познали и признали свою бедность и пред Ним смирилися, и в смирении ходили и жили: и тогда Сам поведет нас к нашему блаженству (4:217).

Человек, если почувствует будущее блаженство хоть немного, согласен СТРАДАТЬ всю жизнь, только бы не лишиться его

Временное сокровище так усердно ищет человек, которое вскоре оставит, – ищет, яко видит тое; вечнаго ли, словом несказаннаго и умом непостижимаго, которое сысканное никогда не потеряется, не будет усердно и прилежно искать, и все терпеть, чтобы того не лишиться, когда верою увидит тое? – Быть тому невозможно. – Поверь, возлюбленне, что человек чрез весь век страдать восхотел бы, ежели бы нужда была, только чтобы онаго блаженства не лишиться, ежели бы хотя частицу онаго увидел. Так оное велико, так красно, так сладко! Оно различно от Духа Святаго в Писании Святом описуется, и в пользу и утешение наше представляется нам, да усердно того поищем, и благодатию Его получим. Аще убо кто слову Божию верит, и в нем открытое оное блаженство оком веры видит, сей непременно все мирское сокровище оставивши, того единаго усердно ищет (5:23–24).

Блаженство вечное через СКОРБИ

Но кто хощет радости и славы оныя участником быть, тому надобно скорби и поношению Христову зде сообщаться. «С Ним (Христом) страждем, да с Ним прославимся» (Рим. 8, 17). «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Видишь, что не только скорбьми, но и многими скорбьми внити туда подобает (5:150).

Воздаяние за все скорби будет на небесах

«Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12). Видишь, что радоватися и веселитися в кресте и страдании велит Господь. Чего ради? «Яко мзда ваша многа». Где? Не на земли, где все отходит и печаль, и веселие, и наказание, и мзда, и блаженство, и страдание вскоре престает. Но где? На небесех. Тамо все постоянно и твердо, и вечно; тамо, где Сам Бог похваляет и венчает, прославляет и ублажает, обогащает, и увеселяет, упокоевает и утешает, и Божественное Свое лице светлое, милостивое, увеселительное рабам Своим являет: тамо мзда много, где уготована суть благая любящим Бога, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша» (1Кор. 2, 9); «где увидят Бога лицем к лицу» (1Кор. 13, 12); где «подобни Ему будут и узрят Его, якоже есть» (1Ин. 3, 2); где «праведницы возсияют, яко солнце» (Мф. 13, 43). Тамо где уготованное царство от сложения мира благословенным Отца небеснаго» (Мф. 25, 34) (5:142–143).

Надежда на блаженство утешает всякую скорбь (3:312, см. НАДЕЖДА, 584).

Умными нашими очами посмотрим на страсти Христовы, в которых все наше блаженство состоит (4:271).

Блаженство вечное возбуждает грешника к ПОКАЯНИЮ

Вечное блаженство, избранным Божиим уготованное, да привлечет нас к покаянию и прилежному тщанию в деле благочестия. Какое же оно будет, ум понять и слово изъяснить не может... Но входят в тое чистые и святии, покаянием и верою очищенные. Хотящему туды внити надобно «убелить ризы своя в крови Агнчей» (Апок. 7, 14) (2:221).

Блаженство христианского общества зависит от разумных и добрых пастырей и начальников (4:103, см. ПАСТЫРЬ, 653).

Как тяжело лишиться блаженства вечного и славы небесной

Но коль тяжело, коль нестерпимо лишиться той славы, пред которою вся мира сего собранная, как гной! Лишиться зрения того прекраснаго Лица, Котораго красота, любезность и благоприятие все сердце и дух весь в желание и любовь претворяет; Котораго блаженнии дуси от начала насытитися не могут, и во веки без сытости насыщаться будут! Отринутся от Царя славы Христа, Котораго красота солнечное сияние превосходит, Котораго сладости мало вкусив на горе, святый Петр возопил: «добро нам зде быти»! (Мф. 17, 4). Удалиться от града онаго прекраснаго небеснаго Иерусалима (5:240).

Человек по крещении лишается блаженства через грех (4:34, см. СЛЕПОТА, 884).

Грех лишает человека блаженства (4:154, см. ГРЕХ, 229).

Диавол лишает человека блаженства из зависти (4:136, см. ГРЕХОПАДЕНИЕ, 229).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – БЛАЖЕНСТВО праведный Иоанн Кронштадтский

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Святые отцы схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Святые святитель Димитрий Ростовский

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Агафон преп. пустынник Египет. профессор Александр Павлович Лопухин

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПАМЯТЬ святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Борьба (битва) святитель Тихон Задонский

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – АД (См. также ЖИЗНЬ ЗАГРОБНАЯ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Благородство святитель Григорий Богослов

9. Библейская энциклопедия – Сефар архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle