схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ОБИДА

(см. также ОСКОРБЛЕНИЕ)

Обида бывает душевная и телесная

Как благодеяние и милость, являемая человеку двояка есть – душевная и телесная: таки и обида двоякая бывает – иная тело, иная душу озлобляет. Телу обида делается, когда биется, ранится, уязвляется, лишается пищи, одежды и проч.: душа обиду терпит, когда опечаляется, поносится, злословится, безчестится, оклеветается, и проч.; хотя то, ради совершеннаго между телом и душею союза, как тело душевную, так душа телесную обиду чувствует. Откуду бывает, что когда страждет тело, и душа страждет и болезнует душа, состраждет и соболезнует тело: чего ради и недугует, ослабевает, увядает, бледнеет, изсыхает, – что случается печалующим и сетующим (2:201–202).

Обида родителям, когда дети не оказывают им достойного почитания, покорения и послушания. (5:238, см. ЛЮБОВЬ, 481).

Обида рождает злобу (5:229, см. ЗЛОБА, 392).

Обида препятствует молитве (2:329, см. МОЛИТВА, 552).

Обижающий ближнего подобен языческим мучителям

Чего себе ожидаешь в будущем веке, который таковое мучительство человеку, подобному тебе, показуешь? Разве хощешь с теми безчеловечными людьми быть, которые некогда христиан, как мясо снедное пекли, и в огне жгли, и в воде потопляли, и зубам звериным предавали, и прочее безчеловечное мучение им делали (4:388).

Обижающий бедного подобен тому, кто погружает утопающего в воду

Обиждающий бо беднаго подобно делает тому, который утопающаго в воде более в воду погружает, и тако беду к беде, печаль к печали, язвы к язвам придает, что не токмо беззаконное, но и безчеловечное дело есть, и знамение есть человека, нравом в свирепаго зверя преобразившагося (2:202–203).

Обижающий ближнего вредит самому себе

Сказывают, что пчела, когда жалом своим кого уязвит, то уже сама погибает. Тоежде страждет и христианин, когда как-нибудь ближняго своего обидит и озлобляет. Не может он обидеть ближняго своего без большия и тяжчайшия своея обиды; и чем большую ближнему своему делает обиду, тем более себе обиждает; и чем более другаго уязвляет, тем более себе уязвляет... Почему? потому, что другаго на теле, а себе самого на душе обиждает; другаго тело, а свою душу уязвляет и озлобляет. Чем бо лучшая и честнейшая душа паче тела, тем большая обида, язва и озлобление ея паче телеснаго. Всяким бо грехом, какий ни делает человек, душа его уязвляется и озлобляется. Согрешает к ближнему своему; убо и язву на душе своей приемлет. Грехом своим, яко жалом, себе уязвляет (4:386).

Обижающий ближнего разоряет заповедь и является противником Божиим

Кто обиждает ближняго, то есть всякаго человека, тот разрушает заповедь Божию, которою не токмо не обиждать, но и любить нам его повелено, как самих себе: «возлюбиши искренняго твоего, яко себе самого» (Мф. 19, 19), – в чем является таковый «преслушник Божий». Бог человеку всякое делает добро и благодеяние, как выше сказано, а обиждаяй ближняго, делает ему зло и всякий вред наносит. И так, что Бог созидает, тое он разоряет, в чем он является «Божий противник» (1:61).

Бог, яко преблагий Промыслитель и Отец, всякое добро делает, пищу и одежду всем подает. Следственно, кто человеку обиду делает, тот противится Богу благодетельствующему: ибо, что Бог подает, тое он отнимает; что Бог созидает, тое обидяй разоряет. Бог благодеянием созидает, а он злодеянием разоряет. «Иже не созидает со Мною, разоряет», глаголет Христос (2:202).

Обида человеку есть обида Богу

Грех противу человека не может быть без греха противу Бога, и оскорбление человека не бывает без оскорбления Божия. Ненавидишь человека, котораго Бог любит и велел тебе любить: ненавидишь и Самого Бога. Делаешь обиду человеку, что Бог тебе запретил: делаешь обиду Самому Богу. Видишь, куда грех твой к человеку, оскорбление твое и обида твоя ему показанная, видишь, куда восходит? К Самому Богу. А отсюду последует, что когда хощешь покаяться и примириться Богу, то надобно тебе прежде примириться ближнему твоему, котораго ты обидел и оскорбил (4:382).

Обижающий ближняго делает «обиду и самому Богу»: понеже всякий господин вменяет себе обиду тую, которая рабу его является. Всяк же человек есть раб Божий, котораго, яко раба Своего, обиду и Себе вменяет. Бог, яко Господь его. Сего ради отмщением грозит обидящим: «Мне отмщение: Аз воздам», глаголет Господь (Рим. 12, 19) (1:61).

Обижающий ближнего досаждает Христу, Который пострадал и умер за него, Который оправдал его

За человека Христос Сын Божий дражайшую Свою кровь излиял. Ты ли убо, о окаянне (к обиждающему говорю), ты ли ненавидишь того, когораго Сам Бог так возлюбил? Ты ли уничтожаешь и дешево становишь того, за котораго великая цена заплачена? Сын Божий за него кровь Свою излиял!! Ты ли гонишь того, котораго Сам Бог приемлет? Ты ли гнушаешься тем, которым Сам Бог утешается? Ты ли разоряешь того, котораго Сам Бог созидает? Ты ли злословишь того, котораго Сам Бог благословляет? Ты ли осуждаешь того, котораго Сам Бог оправдает? Ты ли оскорбляешь, слезы проливаешь того, котораго Сам Бог утешает?.. О дерзновения! о, неистовства! о, безстудства! о, крайняго ослепления!!... (1:61–62).

Обида ближнему, за которого Бог пострадал, есть воровство (1:82, см. ВОРОВСТВО, 180).

Обижающий ближнего задевает и Бога, то есть бесчестит Его

Всяк, кто с ближним хитро, лукаво и лицемерно поступает и его обманывает, и как-нибудь его обиждает, к тому же числу принадлежит. Вси таковые пред Господем Богом людей Его обиждают. Обида, творимая рабу пред господином его, касается и господина его, и досаждение ему не малое соделовает: тако обида, христианам показываемая, и Самаго Христа Господа касается, и Ему не малое досаждение делает. Как бо добро, творимое христианам, Себе вменяет Христос Господь, по реченному: «понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40): тако и обиду, творимую христианам, Себе вменяет Господь (4:170) (также 4:43; см. ГРЕХ, 250).

Обижающий ближнего бесчестит Бога

Бывает, что глупый какий человек обиду делает рабу пред господином его: тако грешник, когда какую-нибудь обиду делает христианину, делает тую пред Господом Богом, яко вездесущим и вся видящим (4:169).

Обиду ближнего Господь вменяет Себе

Как благодеяние, являемое ближнему, Христос Бог вменяет Себе, по оному: «еже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40): тако и обида, чинимая ближнему, Самаго Христа касается: «Савле, Савле, что Мя гониши?» глаголет Христос (Деян. 9, 4). Савл церковь Христову и верных Его озлоблял, но Христос Себе тое приписует озлобление: «Савле, Савле, что Мя гониши?» Обида бо самаго отца касается, когда сын обиждается, и господин себе за обиду вменяет, когда раб его озлобляется. Бог же есть Отец и Господь всех: следственно чинимая обида людям, яко рабам Его, и Самаго Его, яко Господа и Отца, касается. Коль же сие страшно, всяк может видеть (2:202).

Обижающий ближнего есть сообщник диаволу

Когда человек ближнему своему какое показует озлобление, в том сообщник бывает диаволу, который всякия пакости делает человеку. И так с сатаною сообщается, вооружается противу человека (1:61).

Сатана, яко дух злобы и неприязни, всех и всяким образом ищет озлобить и озлобляет. Убо кто озлобление и утеснение ближнему делает, единаго с сатаною духа есть, едино с ним мыслит, едино согласие имеет с ним. Обида бо умышленная не может быть, как от злобнаго духа, и ядом древняго онаго змия напоеннаго (2:202).

Сии люди, которые на людей востают и обижают и гонят их, диавольский дух в себе имеют, и от диавола обладаеми суть. Чего ради сожалеть о них должно, да не вечными пленниками его будут (4:305).

Обижающий хуже диавола

Диавол и аггели его злые вси на человека ополчаются, и озлобить хотят, а не друг на друга вооружаются, яко сатана на сатану не возстает: но человек ослепленный подобнаго себе человека гонит. Так-то заразил сердце наше и ослепил ум наш человекоубийца оный древний, чего довольно оплакать не можем (2:202).

Обижающий есть неверующий

Толикое безчеловечие являющии ближним своим, хотя устами и исповедуют Бога, но сердцем не признают Его, или о промысле Его не веруют, и наказания за беззакония свои не чают, якоже о них Дух Святый, глубину сердца их испытуяй, чрез Псаломника объявляет: «вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша, и реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль» (Пс. 93, 6–7) (2:203).

Отмщение предавать на Бога

Дети, когда кто их при отце безчестит, или како обижает, не отмщевают сами обидящему, но на отца своего взирают, и ему обиду свою поручают: тако должно христианам, когда их кто обижает, не самим за себе ОТМЩЕВАТЬ, но к небесному своему Отцу возводить умныя очи, и Тому, яко судящему праведно, отмщение предавать, Который глаголет: «Мне отмщение, Аз воздам» (Рим. 12, 19) (4:16).

Оставить ближнему, и Христос тебе оставит

Христос учит не отмщевать за обиды, но оставлять: «оставите», глаголет, «и оставится вам»; но многие христиане не оставляют, а отмщевают или делом, или словом, и друг на друга к суду доносят. А кто не оставляет ближнему, тому и от Бога грех не оставляется, и тако во гневе у Бога находится таковый, кому грех не оставляется (Мф. 6, 12, 14 и 15) (5:315).

Обида показывает, что в сердце: гнев или кротость (2:50; см. ИСКУШЕНИЯ, 407).

Обида убогих. См. десятая глава, четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2, 201–206).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Обида святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Обида святитель Василий Великий

3. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Обида святитель Григорий Богослов

4. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ОБИДА праведный Иоанн Кронштадтский

5. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Обида преподобный Ефрем Сирин

6. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПОМОЩЬ БОЖИЯ святитель Иоанн Златоуст

7. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Любопытство святитель Тихон Задонский

8. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Осуждение святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – УНЫНИЕ святитель Феофан Затворник

10. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Государство преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

Комментарии для сайта Cackle