схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ПОДРАЖАНИЕ

ХРИСТИАНИН должен во всем уподобляться Первообразу

Якоже в зерцале таковое подобие изображается, каково смотрящее есть лице, и что делает первообразное лице, которое в зерцало смотрит, тоежде в зерцале сидится; словом, во всем подобится, во всем подражает образ в зерцале являющийся смотрящему лицу в зерцало; тако подобает христианам во всем, что возможно силе их, подражати Отцу небесному, яко своему первообразному (3:88).

Подражать Богу, так как Бог – Отец, и ХРИСТИАНИН носит образ Божий

Должность убо христианская того убо требует, чтобы христиане Богу, яко Отцу своему, подражали, и Ему, яко чада возлюбленная, своими подобилися нравами, якоже Апостол их к тому увещавает: «бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1). В христианине бо, который «водою и Духом рожден есть» (Ин. 3, 5), должен быть наченшийся образ, Божий по писанному: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27); образ же неотменно должен быть подобен первообразному, кто смотрит в зерцало. Иначе бы не был образ, когда бы не был подобен первообразному. Отсюда последует, что в христианах, которые благодатию Божиею и верою о Христе Иисусе сделалися сынами Божиими и образ Божий наченшийся в себе имеют, должны быть богоподобные нравы, и воля, елико возможно в сем веце, согласна с волею Божией (3:88).

Христиане должны подражать Отцу своему небесному (4:14, см. ХРИСТИАНИН, 1102).

Христианин, ставший в крещении сыном Божиим, должен иметь нравы и свойства Божии (3:236, см. ХРИСТИАНИН, 1078).

Если христиане – чада Божии, то должны иметь свойства и нравы Божии, так как дети должны быть похожи на родителей

«Бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1). Он толико благ, что «солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя», – и нам должно не токмо другов, но и врагов наших любить (Мф. 5, 43–44). Он свят есть, – и нам должно святыми быть, якоже глаголет: «святи будете, яко Аз свят есмь» (1Пет. 1, 16). Он милосерд есть, и мы да будем милосерди, якоже глаголет Христос, «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36). Он прощает нам грехи – и мы друг другу простим, якоже написано, бывайте друг ко другу благи, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Еф. 4, 32), и проч... Таковая вера и таковые ея плоды когда будут в нас, то и Бог Отец наш будет, и мы будем Его сыны и дщери, якоже глаголет Господь: «и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери» (2Кор. 6, 18). «Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны, плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии», увещевает нас Апостол Христов (1Кор. 7, 1–2) (3:256–257).

Истинно РОДИВШИЙСЯ от Бога подобен нравами Отцу Небесному

Видишь, что всякое семя такой плод рождает, каково само есть: от ржи рожь, от пшеницы пшеница, от ячмени ячмень родится. Такожде и в животных; от человека человек, от волка волк, от медведя медведь, от овцы овца, от гуся гусь рождается. И неотменно в плоде, от семени рожденном, подобие показуется: например, волк подобнаго себе волка в хищении, лисица подобнаго себе лиса в лукавстве, свинья подобную себе свинью в обжорстве и нечистоте рождает. Тако имеется и духовное рождение, которым христиане рождаются свыше. Рождаются от Бога, и в них неотменно должен плод показываться подобен Богу, от Которого духовно родилися, должны нравами своими подобитися Отцу своему небесному, от Которого водою и Духом родилися: «быть подражателями Богу, якоже чада возлюбленная» (Еф. 5, 1), святыми быть, якоже Он свят есть, якоже глаголет Сам: «святи будите, яко Аз свят есмь» (1Пет. 1, 16); быть милосердыми, любительными, терпеливыми, кроткими, праведными и проч. Ибо от святого праведного, милосердого, терпеливого, кроткого Бога таковыя и чада рождаются. Нравы бо отцовские в детей преходят (2:63).

Христианин должен во всем уподобляться Богу, чтобы засвидетельствовать свое духовное рождение в КРЕЩЕНИИ

Христианам подобает в Cвятом Писании, как в зерцале, взирать на образ Отца небеснаго, «да якоже облекохомся во образ перстнаго, облечемся и во образ небеснаго» (1Кор. 15, 49); да тако засвидетельствуют христиане новое свое и духовное рождение; да покажут, что они истинно «водою и духом рождены суть» (Ин. 3, 5), истинно «от Бога родишася» (Ин. 1, 13), истинно и нелицемерно Бога Отцем своим нарицают и молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех» и проч. (Мф. 6, 9; Лк. 11, 2), – истинно «суть сынове Божии верою о Христе Иисусе» (Гал. 3, 26), яко Ему, яко сынове Отцу подобятся нравами своими, и образ Его Божественный в себе носят. Якоже бо от Адама рождаемся грешными, скверными, тако от Бога рождаемся водою и духом святыми и чистыми. И якоже от Адама рождаемся злонравными, лживыми, грехолюбивыми, нелюбительными, завистливыми, злобными, гордыми, похотливыми, славолюбивыми, сластолюбивыми и самолюбивыми; тако от Бога, яко благаго Отца, рожденным должно быть добронравными, истинными, правдолюбивыми, любительными, милосердыми, кроткими, терпеливыми, смиренными, смиренному дренными, воздержными, благолюбивыми и братолюбивыми. Якоже от Адама рождаемся плотская и земная мудрствующими, тако рожденным от Бога подобает быти духовная и небесная мудрствующими, яко «Дух есть Бог» (Ин. 4, 24). «Рожденное бо от плоти, плоть есть; и рожденное Богом от духа, дух есть», по словеси Христову (Ин. 3, 6). Ибо какое кто рождение имеет, того и свойства иметь должен (3:92–93).

Христос – образец для подражения каждому ХРИСТИАНИНУ

Ученики в школах смотрят на регулы и пример, от учителей показанный, и тако научаются художеств и наук. Христиане, нам регула есть Евангелие святое, и житие и нравы Спасителя нашего Иисуса Христа суть живый пример. На сие священное правило и живый пример добродетелей должно нам смотреть и учиться художеству христианскому; то есть, добродетельному житию. Все, что ни видим в нас противное Евангелию и житию Христову, есть порок. Евангелие и житие Христово есть свет. Все убо, что свету сему противно есть в нас, есть тьма... тако должно нам представлять души наша пред зеркалом Евангелия и жития Христова, и все тому противное, яко порок, покаянием и сокрушением сердца очищать (4:328).

Желающий быть истинным христианином должен поступать так, как Христос

Поучимся убо, возлюбленный христианине, от Христа Господа нашего, якоже глаголет: «научитеся от Мене». Дети от матерей и пестунов своих говорить, ходить, обращаться между людьми и политично обходиться обучаются; мы от Христа нашего поучимся по-христиански говорить, по-христиански жить, по-христиански обращаться, поучимся, како друг друга любить, Бога почитать, како смиряться, терпеть, кроткими, милостивыми и щедрыми быть, и тогда будем истинными Его учениками. Всяк бо христианин есть ученик Христов, и должен быть учеником Христовым, дабы не был именем только христианин (3:323).

Вси ХРИСТИАНЕ ради того христианами нарицаются, что во Христа веруют, Христу в работу и службу записалися и тако воины Христовы именуются. Прилично ли убо воинам свою волю исполнять, а не царя своего? Срамно христианам в роскошах и веселостях мира сего дни свои провождать, когда Христос, Царь их, крест носил и крестом противу врагов подвизался. Стыдно воинам лежать, а паче взад возвращаться: срамно христианам унывать, когда видят Царя своего Христа, так сильно подвизавшагося, что и крове Своея за них не пощадил: много паче взад в домы своя возвращаться и оставлять брань. Бедственно воинам, записавшимся в службу Государю своему оставлять его и к другому, противнику его, отходить, и сие не ино что, как явная государю измена: бедственно и явная погибель есть христианам, именующимся воинами Христа Царя небеснаго, оставлять Его, и работать миру: именоваться христианами, но не хотеть слушать Христа: рабами Его называться, но не работать Ему! (2:35–36).

Родился Христос плотию: должно и нам родитися духом. Возрастал Христос: должно и нам расти духовне, и не всегда младенцами быти о Христе. Искушаем был Христос от сатаны (Мф. 4, 1–11); следует и нам искусится от него, и Христовою силою победить его. Изшел Христос на проповедь святого своего Евангелия, и учил правде, и свидетельствовал истину, якоже Сам рече: «Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину» (Ин. 18, 37), должно и нам, когда надлежит и где надлежит, истины не молчать, но небоязненно слово истины свидетельствовать, и, что в сердце веруем, устами исповедывать. Ненавидим был и гоним Христос за правду от врагов правды: следует и нам, правду исповедающим, тое-ж терпети от мира, ибо мир не любит правды. Подвизался Христос до смерти, смерти же крестныя, за истину: так должно и нам до самыя смерти стоять за истину, лживыя уста заграждать, ложь и неправду обличать. Тако пострадал Христос, и вошел в славу Свою, якоже глаголет нам: «не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити во славу Свою?» (Лк. 24, 26). Тако и нам следовать за Ним и «многими скорбьми подобает внити в царствие Божие» (Деян. 14, 22), кровию и смертию Его отверстое. Ибо нет инаго пути к оному царствию, кроме пути теснаго, скорбнаго и крестнаго, яко «пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу» (Мф. 7, 13) (3:181–182).

Сего от нас требует Господь наш, когда хощем быть Его рабами и Его учениками и Ему последовать, «Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Мне» (Мф. 16, 24; Лк. 9, 23). А тем научаешися не смотреть на тех христиан, которые хотят и Христу угождать и миру и своим прихотям: и чести и славы и богатства в мире сем искать, и Христу работать, от поруганного, обезчещеннаго и умаленнаго Христа удаляются, срамляются Его, но с воскресшим и прославленным хотят быти, – что едино есть от невозможных, якоже глаголет Сам: «иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейном и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми» (Мк. 8, 38). Но паче надлежит внимать святому Божию слову, которое учит нас у Христа учитися смирению, любви, терпению, кротости и прочему добру: но прежде своего злонравия отрешися и тако благим Христовым нравом последовати (2:31–32).

Как чада, мы должны подражать Христу

Подражать Ему, яко отцу чада подражают, по увещанию апостольскому: «бывайте подражатели Богу, яко чада возлюбленная» (Еф. 5, 1). Принял Он нас в высочайшую Свою милость; да помним и мы сию Его милость. Сотворил Он нас чадами Своими: да будем и мы истинии, а не лицемернии чада Его то есть, да творим дела, чадам Божиим пристойная. Свят Он: да подражаем и мы святости Его, творяще святыню во страсе Божии. Благ Он и милосерд: «да будем и мы друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе простил есть нам» (Еф. 4, 32). «Сияет Он солнце Свое на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя» (Мф. 5, 45): да творим и мы добро всем, знаемым и незнаемым, своим и чужим, единоверным и иноверным, другам и врагам, добродетельным и злотворящим нам. Долго терпит Он согрешения всего мира, ожидая всех на покаяния: да будем и мы терпеливы к согрешающим нам. Сотворим сия и вся прочее, не в нашу, но в Его славу, по увещанию Спасителя: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5, 14) (4:33).

Подражать в ДОБРОДЕТЕЛЯХ Христу

Предложим сии и прочия прекрасныя Его добродетели пред умными нашими очами, и потщимся по силе подражать им. Был Он смирен: будем и мы смиренны пред Богом и человеки. Любил Он всех так, что и душу Свою за всех положил: возлюбим и мы друг друга, и Его Самого во первых. Был Он кроток ко всем хулящим Его: будем и мы кротки к поношающим и укоряющим нас. Был Он долготерпелив во всех страданиях Своих: претерпим и мы все, что нам не приключится противное. Презрел Он всю мира сего славу, честь и богатство, Господь сый всех. Его же «земля и исполнение ея» (Пс. 23, 1): презрим и мы, и возлюбим вечная благая (4:158–159).

Подражать Христу в отношениях друг с другом

«Сын Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лк. 9, 56). Отсюда учимся последовати Христу вси, ежели хощем Христовыми быть: пастыри с людьми своими поступать пастырски, а не мучительски, врагов своих на покаяние приводить, а не отмщевать, о неисправлении их жалеть, а не радоваться; люди прочие – друг другу с кротостью терпеть, а не укорять и не отмщевать, о исправлении врагов своих и спасении тщатися, а не о озлоблении их; тако бо заповедал нам, о христиане, Христос наш: «Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам (вам, человекам, Господь и Учитель ваш), и вы творите» (Ин. 13, 15). «Сие убо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Пременим себе, возлюбленные, и исправим стопы наши, и да последуем стопам смиреннаго, кроткого и человеколюбиваго Иисуса; прилепимся к воинам Его, которые под знамением креста Его воинствуют, и последуют Ему верою, кротостью, смирением и терпением, да и нас к Отцу Своему небесному приведет во страну, идеже есть веселящихся жилище. Иисус бо последующих Ему, а не не последующих, ведет и приводит туда (5:135).

Кто хочет быть последователем Христа, тот должен нести за Ним свой КРЕСТ

Аще кто хощет Христовым и со Христом в царствии Его безконечном участником быть, должно тому непременно последовать стопам Его, должно смирить себя, должно терпеть, должно «врагов любить, добро творить ненавидящим, благословить клянущия», должно крест свой нести, должно наконец «распяти плоть со страстьми и похотьми», должно «совлещися ветхаго», по Апостолу, или плотскаго человека, и «облещися в новаго» или духовнаго (1:44).

Желающий жить по-христиански должен учиться у Христа

Хощеши ли убо, христианине, учитися свято и по-христиански жить; а неотменно нужно, когда хощеши Христовым быть, быть истинным христианином, а не ложным: то предложи пред собою святое Евангелие и непорочное житие Христово, и учись от того. Якоже лице твое представляешь пред зеркалом, и, усматривши на нем пороки, стираешь и обмываешь их, да не, в народ вышедши, посмеян будеши: тако душе твоей да будет зеркало ЕВАНГЕЛИЕ и святое житие Христово, в нем написанное; и, из того усматривая пороки души твоея, заглаждай их покаянием, жалением и слезами, да не с ними явишися на втором Христовом пришествии (4:219).

Видим, что обучающиеся художествам и наукам, учатся тем от учителей. Тако христианам, обучающимся христианскому житию, должно учиться от Христа. Ибо и христиане не иное что, как ученики Христовы. В начале бо христиане назывались «учениками», как видим в Деяниях святых Апостол, а потом уже названы христианами (Деян. 11, 26) (4:219).

Исправлять свою жизнь по примеру Христа Спасителя

Чтобы тебе себе исправить, и сделаться истинным христианином, или Христовым, положи пред душевными твоими очами святое житие Христово, и на тое часто смотри, и примеру того подражай, и хотя сердце твое, яко растленное, не хощет, нуди и убеждай себе к подражанию прекрасных добродетелей Христовых. Смотришь в зеркало, чтобы познать, каково лице твое, нет ли на нем пороков, и, увидевши пороки, стираешь их: души твоей да будет зеркало непорочное Христово житие; посматривай на тое часто, и познавай, какова душа твоя, хощет ли она тое, что Христос хощет, и делает ли она тое, что Христос делал живучи на земли; и что противно житию Христову видишь в ней, все тое, яко пороки, очищай покаянием и сокрушением сердца... Тако сравняй душу свою со Христовым житием, и, как лице пред зеркалом поставляешь, поставляй душу твою пред зеркалом непорочнаго жития Христова; и что противно тому усмотришь, всяким образом тщись тое исправить, и тому последовать. Когда тако будешь делать, то я уверяю тебе, что день от дня лучшим будеши. Невозможно бо не исправиться тому, кто часто в безпорочное оное зерцало смотрит. Воистину надобно последовать тому за Христом, кто в вечном животе с Ним хощет быть. Надобно в нынешнем житии Христу сообразным быть, кто тамо хощет быть Ему сообразен в славе (5:162).

Ради СПАСЕНИЯ необходимо следовать за Христом

Аще убо не хощем, любезный христианине, конечно заблудить и быть вечными ДИАВОЛА пленниками, но паче к Богу приитти и вечный живот получити, и к чему позваны мы и банею крещения отрождены, то неотменно должны мы Ему себе вверить, верою и любовию держаться Его, слушать святаго и истиннаго учения Его, последовать стопам Его, подражать чистому непорочнаго жития Его примеру. СМИРЕНИЕ Его да низлагает нашу ГОРДОСТЬ; терпение Его да укрощает ГНЕВ наш; КРОТОСТЬ Его да изгоняет ЗЛОБУ нашу и желание мщения; нищета Его да отвращает нас от СРЕБРОЛЮБИЯ, лихоимания и хищения; ЛЮБОВЬ Его да истребляет ЗАВИСТЬ и НЕНАВИСТЬ нашу; святыня Его да научит нас любить чистоту души и тела. Все святое и божественное Его житие да будет нам во образ и исправление злых наших нравов, с которыми мы от ветхаго Адама родилися. Тако будет Он нам путь, истина и живот вечный. Тако последуя, не заблудим от пути правого, но приидем к желаемому отечеству и дому небеснаго Отца, в котором «обители многи суть» (Ин. 14, 2). Сей путь есть смиренный и низкий, возлюбленный христианине, но к высокому небу идущих ведет. Сим путем иди когда того отечества достигнуть хочешь, и не заблудишь в пропасть адову (2:32).

Подражать Христу, если хотим наследовать жизнь вечную

Сообразно ли наше житие житию Христову? Надобно же неотменно сообразным быть. Якоже бо ветхому Адаму сотворилися мы сообразными: тако должны сотворитися сообразными и Новому Иисусу Христу, аще хощем внити в живот вечный. И якоже уподобилися злонравием первому оному человеку: тако должно уподобитися добронравием второму Человеку, Господу с небесе, Иисусу Христу, да тако будем верою «нова тварь» (2Кор. 5, 17) (4:160).

Подражать Христу необходимо для нас ради СПАСЕНИЯ

Он нас ради обнищал, а мы хощем обогатитися, и не хощем самовольной Его святой нищеты себе ради подражать. Сего ради тем самым показуем, что далеко от пути отстоим. Чего Его нищета научает нас, как все богатство и славу мира сего презирать? Чего Он и словом учил: «не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, идеже татие подкапывают и крадут» (Мф. 6, 19). Что бо житие наше, как путь и странствование? А отечество наше не зде, но в оном веку; тако и наследие и богатство и слава от Него уготована нам. Оставим убо возлюбленне, земли земная, и миру мирская, и последуем Господу нашему, нищету Его подражая, да обогатит нас небесными и нетленными благими (5:108).

Подражание крайне необходимо нам, а не Христу

Нам, христиане, для всех сих причин должно Христу Господу нашему подражать. Угодно сие есть Христу, когда Ему подражаем: ибо Он хощет сего от нас, не так ради Себе, как ради нас. Угодно сие и нам, и благоприятно: что бо любезнее, благоприятнее и сладчае, как небесному Царю смиренному, нас ради обнищавшему, кроткому, долготерпеливому, многомилостивому, преблагому, щедрому, Агнцу Божию незлобивому, непорочному, пречистому последовать? Весьма нам и полезно сие. Сам разсуди, что полезнее, как Христу последовать? Он есть Свет миру: когда в след Его будем ходить, не пребудем во тьме, но во свете. «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8, 12). «Он есть путь: и истина, и живот» (Ин. 8, 14, 6). Когда пути сего будем держаться, подлинно не заблудим; когда истине сей будем последовать, не прельстимся от злаго и прелестнаго мира; когда при животе сем пребудем, не умрем, но живы будем во веки. Видишь, христианине, что не токмо полезно, но и нужно Христу последовать. Мы, бедные, как овцы заблудшия в мире сем есмы, не знаем пути к небесному отечеству. Поручим себе в предводительство Спасителю нашему Иисусу Христу, и пойдем в след Его: и приведет нас к небесному Своему Отцу, в вечное Его Царство, якоже глаголет: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6) (4:159).

Христианин должен уподобляться Богу в духовности

Открывается нам таможде, яко «Дух есть Бог» (Ин. 4, 24). И мы, хотя не можем быти духом, яко плоть и кости имущии, но можем и должны быть духовными, должны не плоти, «еже по плоти жити, не плотская мудрствовати, но духом деяния плотская умерщвляти» (Рим. 8, 12–13); ...да не о нас скажет Господь тое, что о первом мире сказал: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3) (3:92).

Бог свят,

и ХРИСТИАНИН должен стремиться к СВЯТОСТИ

Смотря в зерцало Cвятого Писания, видим «святость» Божию, яко свет, никакия тьмы непричастный: яко Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя» (1Ин. 1, 5). Тако подобает и христианам, «якоже чадам света, ходити» (Еф. 5, 8); «якоже чадам Божиим, о святом житии пещися», «очищать себя от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (2Кор. 7, 1).

«...Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость» (1Сол. 4, 7). «Святость же разумеется не токмо тое, чтоб хранить себе от скверны, блуда и нечистоты, но и от лихоимания, зависти, гордости, тщеславия и прочаго зла», по учению святаго Златоустаго (2Кор. 7, 1) (3:91) (также 3:94, см. СВЯТОСТЬ, 829).

Бог истинен, и ХРИСТИАНЕ должны жить в ИСТИНЕ

На истину Отца небеснаго взирая, христиане не должны лгать, льстить, лукавновать и лицемерить; но должны быть простосердечными; «истину глаголати в сердце своем, не льстить языком своим» (Пс. 14, 2–3); что языком объявляют, тое и в сердце иметь и каковыми вне пред людьми являются, таковыми и внутрь в сердце быть; и что согласное и непротивное слову Божию обещают ближнему, тое исполнять, аще в силе их тое состоит (3:90).

БОГ есть правда, и ХРИСТИАНИН должен жить в ПРАВДЕ

Представляется тамо «правда» Божия, которая всякому свое отдает. Тем увещаваются и христиане «всем воздавать должная: ему же убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь» (Рим. 13, 7). Чего не хотят себе, того другим не делать, и чего хотят себе, тое и ближним творить. В сем состоит правда, которая всем должная воздавать учит. Не хощем себе зла, – и ближнему нашему, то есть всякому человеку, не должны желать и делать. Не хощем, чтоб кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал нам – и сами от того уклонятися должны. Хощем, чтоб ближний наш в нужде нас не оставил, и сами тоже ближнему нашему творить должны. Того и Христос наш от нас требует: «вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им. Се бо есть закон и пророцы» (Мф. 7, 12) (5:90).

Бог преисполнен благости, и ХРИСТИАНИН должен быть благ

В том чистейшем зерцале видим и удивляемся благости Божией, которая «солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5, 45). Отсюда научаются христиане не токмо другов, но и «врагов своих любить, благословить кленущия их, добро творить ненавидящим их, и молиться за творящих им напасть и изгонящих их» (Мф. 5, 44). «Не воздавать зло за зло, или досаждения за досаждения» (1Пет. 3, 9)... «Аще бо любите любящие вы», глаголет Христос христианам, «кая вам благодать есть? ибо и грешницы любящия их любят» (Лк. 6, 32). Ничтоже высше от язычников делают христиане, которые должны, как свет от тьмы, благочестивым житием от них разнствовать (Флп. 2, 15), когда только любящи любят, и благотворящим только благотворят (3:90–91).

Бог праведен и истинен, и христианин должен подражать ему

Бог твой и Господь «праведен есть, и правду любит» (Пс. 10, 7); хощет и от Тебе того, чтоб и ты, «оправдившися именем Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 6, 11), правду любил и делал правду. Покажи убо плод оправдания онаго; последуй Господу твоему и делай правду, да тако покажеши, что ты истинно от Него родился, якоже глаголет Апостол: «аще весте, яко праведник есть Бог, разумейте, яко всяк, творяй правду, от Него родися» (1Ин. 2, 29). – Бог твой и Господь никого не обидит, но все делает праведно, что ни делает (Евр. 6, 10); убо и тебе по примеру Его, должно никого не обидеть ни словом, ни делом, ни иным каким образом. – Бог твой и Господь «истинен есть, верен во всех словесех Своих» (Пс. 144, 13; 85, 15; Ин. 17, 17), и от Тебе требует того; и тебе должно от лести, лжи, лукавства и лицемерия храниться, но паче любить и хранить истину в словах и делах твоих (Еф. 4, 24) (3:94).

Подражать Богу в смирении, терпении и кротости

Верные Христовы рабы должны быть смиренны, кротки и терпеливы. Стыдно рабам не быть смиренными, терпеливыми и кроткими, когда господин их смирен, терпелив и кроток: стыдно и христианам гордиться, когда Господь их Иисус Христос смирен сердцем, и гневаться и мстить, когда Господь их кроток и долготерпелив. Откуда учитися сим добродетелям от Себе повелел им: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29), рабы бо должны последовать нравам господ своих (3:174–175) (также 4:29, см. СМИРЕНИЕ, 950).

Христианин должен уподобляться Богу в ТЕРПЕНИИ к согрешающим

Усматриваем в томже священном зерцале безприкладное «долготерпение» небеснаго Отца, Который столько всего мира грехов, неправд, беззаконий, идолопоклонений и прочии тяжких беззаконий терпел и терпит; и сами, во вся дни согрешая, дознаем тое. Толикое видя долготерпение милосердаго нашего Отца, должны и мы терпеливы быти к согрешающей братии нашей; не гневаться, ни злобиться на них, не отмщевать им за обиды, нам от них сотворенныя, но с терпением и кротостию ожидать их исправления, да тако приобрящем их Христу, и себе истинными братиями соделаем, по подобию небеснаго Отца, Который столько грешников долготерпением Своим приобрел и приобретает, якоже Апостол написал: «Господа нашего долготерпение, спасение непщуйте» (2Пет. 3, 15). «Благость бо Божия на покаяние всякого грешника ведет» (Рим. 2, 4) (3:91–92) (также 3:94, см. ТЕРПЕНИЕ, 1043).

ХРИСТИАНИН должен уподобляться Богу в МИЛОСЕРДИИ

Паки видим тамо щедроты и милости Божия, и самым делом вкушаем на всякий день и час сладости щедрот и милостей Его. Отсюда научаются и сами христиане милостивыми и щедрыми быти, и, как чада, милостивому и щедрому Отцу своему подобиться; уделять требующим от благих, которыя от щедрой Его получили десницы; не затворят ушей от просящих, и не отвращаться от требующих помощи. Безконечное милосердие ко грешникам и отеческое Божие сострадание немощам нашим таможде видим. Милосердный бо тот есть, который утробою подвигается и сердцем болезнует, видя бедность другаго... Он о нас милосердствует, и мы должны о братии нашей милосердствовать, по писанному: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36). Он нам бедствующим сострадает, – и мы должны братии нашей напастувующей сострадати и соболезновати, плакати с плачущими» (Рим. 12, 15)... Он нам отпущает грехи кающимся, от казни грехам последующия избавляет, – и мы должны братии нашей от милосердия оставляти согрешения их (Мф. 6, 14) (3:91) (также 3:93, см. МИЛОСЕРДИЕ, 507).

Подражание Христу есть путь к совершенствованию

Образ святого и непорочного жития Христова есть совершенное и истинное правило, на которое почаще взирая христиане могут успевать в деле своем. Растленное бо вси имеем естество, которого без правила исправить не можем. Сего ради должно взирать нам совершеннейшее правило жития Христова, когда хощем себе исправить и успеть в добродетельном житии. Откуда Сам Христос повелел нам учитися от Себе сему искусству: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13, 15) (3:323).

Подражать Богу учит слово Божие (3:89, см. СЛОВО БОЖИЕ, 896).

Подражание Богу происходит от истинного БОГОПОЗНАНИЯ

Как бо истинное БОГОПОЧИТАНИЕ, так и истинное Богу подражание от истиннаго богопознания происходит. Ибо и подражание истинное до богопочитания надлежит, и не иное что есть, как усердное богопочитание. Ни чем бо иным Бога почитать и Богу угодить не можем, как таким житием, какое Ему приятно, когда хощем и делаем тое, что Он хощет и делает; и не хощем и отвращаемся того, чего не хощет и отвращается Он. Сего истинное богопочитание, сего истинное имени Божия познание требует от нас (3:93).

Кто к кому стремится, тот тому и подражает

Видим в мире, что подданные царю, раби господину, дети отцу, ученики учителю, и прочие люди другим людям подражают. Что бо один делает, то и другий, то и третий, и вси делают. Один сделал такие-то покои, и другий и третий делает такие же; один начал в таком-то платье ходить, и прочие ему последуют в том. Тако и в прочем. Видишь, христианине, что сыны века сего делают, и как друг другу подражают. Нам что делать? Кому подражать? Мы христиане, от Христа: кому же и подражать, как не Христу, от Котораго имя свое имеем. Он наш Царь, мы подданные Его. Он наш Господь: мы недостойные рабы Его. Он наш Отец, от Котораго вновь родилися мы: мы недостойные чада Его. Он наш Учитель; мы недостойные ученики Его. Комуж убо подражать нам, как не Ему? Пусть сыны века сего друг другу подражают: мы положим пред собою Христа и святое житие Его, и подражаем Тому, якоже Сам нам Себя во образ и подражание представляет: «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13, 15) (4:158).

Истинные христиане подражают Богу, а нераскаянные грешники – диаволу (3:288, см. ГРЕХ, 239).

Когда ХРИСТИАНИН не подражает Богу, он теряет ОБРАЗ Божий

Якоже зерцало погубляет образ лица человеческаго, когда от лица того, которое на него смотрело, отвращается; и к чему обращается, таковый и образ в себе восприемлет: тако и душа человеческая образ Божий погубляет, когда от Бога отвращается, и то в ней изображается, к чему обращается и прилепляется; например, когда любит честь, славу, богатство и сласть мира сего, тогда в ней земный и безсловесный образ изображается. Тако праотец АДАМ, когда отвратился от Бога, потерял образ Божий, и облекся во образ земный и скотский (3:88).

Безрассудным поступкам не должно подражать

Что люди делают, тому безразсудно не подражай; от таковаго бо безразсуднаго подражания люди портятся и развращаются, и час от часу умножается зло, и оскудевает благочестие, – но внимай тому единому, чего Слово Божие научает (5:157).

О подражании Богу см. четвертая глава третьей статьи второй книги «О истинном христианстве» (3:87–100).


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Совершенство святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – НАСМЕШКИ праведный Иоанн Кронштадтский

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Наружность преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Друг святитель Григорий Богослов

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ХИЩЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Кротость святитель Тихон Задонский

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ВИДЕНИЕ (См. также ОТВЕРЗЕНИЕ ЧУВСТВОЩУЩЕНИЕДУХОВНОЕ,СОЗЕРЦАНИЕ). святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Настоящее святитель Василий Великий

9. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Ропот схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Академии профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle