схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ПОМОЩЬ БОЖИЯ

Господь всегда помогает рабам Своим

Был Господь с верным Своим Ноем, и сохранил его от всемирнаго потопа. Был с верным Своим Лотом, и сохранил праведника от казни Содомской. Был с рабами Своими Авраамом, Исааком и Иаковом и сохранил их на земли пришельствия их... Был со Иосифом, и в нашедших ему искушениях и страданиях сохранил его и прославил его. Был со Израилем во Египте... Был с темже Израилем во исходе его от Египта, и разделил ему Чермное море, и сотворил ему путь посреде вод... Был с Давидом, помазанником Своим, в различных искушениях и гонениях, и сохранял раба Своего от врагов его. Был со Ионою во глубине морской, и сохранил его во чреве китове, и избавил его от зверя морского. Был с тремя отроками в пещи вавилонской... Был со Апостолами, был с мучениками, и сохранил их посреде ужасных мучений; был с пустынниками, жившими в пещерах, в вертепах и пропастях земных, и сохранил их от козней вражиих; был, и есть, и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» (Мф. 28, 20) (4:322–323).

Единственное прибежище христианина – помощь Божия

Прибежище и помощник христианам есть Бог, якоже они со Псаломником поют: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело». И Сам Он повелевает рабам Своим, христианам, призывать Его в день скорби их: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя; и прославиши Мя» (Пс. 49, 15). И Бог есть христианам Отец: того ради они к Богу, как дети к отцу своему, во всяких нуждах и скорбях прибегают (3:417).

Если Господь помогает, то никто ничего не сделает христианину

Аще Бог прибежище и помощь христианам, яко отец чадам своим кто им что может сделать! «Аще Бог по нас, кто на ны? глаголет блаженнейший Павел» (Рим. 8, 31). Весь свет не может ничего; яко весь свет ничтоже противу Бога, Которого манию вся повинуются. Огонь не жжет, вода не потопляет, меч не сечет, яд смертоносный не умерщвляет, зубы зверей не касаются вернаго и уповающаго на Господа; царие и мучители страшные с беззаконным своим полчищем не могут победить единаго христианина; яко: «Господь сил с ним»... Сие безопасное прибежище и нам отверсто: только должно берещися, чтобы не затворить его и грехами (3:418).

Чувство необходимости помощи Божией есть признак живой ВЕРЫ

От сердца и нелицемерно Бога призывать, и во всяких нуждах к Нему «единому» прибегать, и помощи просить. Как малое отроча к матери своей прибегает и руки простирает, и защищения и всего у ней просит, и инаго не знает, кроме матери своей: так и вера к «единому» Богу прилепляется, и всего у Него просит, и не знает никого в нуждах своих, кроме Бога. Вера бо знает, что «един» Бог все может и на Него надежда тверда, и кроме Его всякая надежда не тверда и суетна (5:285).

ВЕРА требует, чтобы Его единаго имели помощником

Должность сия требует, чтобы мы на Него только единаго наше все упование возлагали, и от Него единаго помощи искали. Убо грешат противу должности сея тыи, которыи в противных случаях прибегают к патронам, помощи ищут от богатства, или надеются на свою силу и ранг. Сия тщетная надежда явно в Святом Писании запрещается... Понеже той, кто или на честь, или на богатство, или на силу, или на разум свой, или на своих благодетелей надеется, оказуется о Промысле Божием сумнителен и потому не верит Богу (1:57–58).

В чем выражается помощь Божия

Ибо как им в подвиге сем помогал Сам Подвигоположник и Начальник Иисус Христос, милостивый наш Ходатай, так Тойжде и тебе помогает. Помогает Он тебе, когда словом Своим святым просвещает внутренния твои очи. Помогает Он тебе, когда грозит за преслушание огнем неугасимым и червием неусыпающим. Помогает Он тебе, когда за послушание обещает тебе вечная благая, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его». Помогает тебе, когда чрез проповедников, учителей, увещает тебе ко обращению. Помогает тебе, когда посылает на тебе беды, напасти, СКОРБИ, глад, нищету, болезни. Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь в себе ПАМЯТЬ СМЕРТНУЮ, когда на ум тебе приходит, что «земля еси и в землю пойдеши». Чувствуешь Его помощь, когда ощущаешь СТРАХ геенны и вечных мучений. Чувствуешь Его помощь, когда за ГРЕХ – скорбь и печаль, за ДОБРОДЕТЕЛЬ – покой и радость внутрь себе ощущаешь. Чувствуешь Его помощь, когда СОВЕСТЬ твоя тебе в бедах, напастех, неправедно наносимых утешает. Чувствуешь наконец Его помощь, когда внутрь тебе сладкий Его слышишь голос, возбуждающий тебе: «восстани спяй и воскресни от мертвых» (Еф. 5, 14) и к Себе призывающий: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Можешь убо подвизаться и ты, так великаго Помощника имея, когда хощеши: а надобно непременно, когда хощешь вечный живот, смертию Христовою приобретенный, получить (1:48)

Без помощи Божией никакие усилия не помогут

Тщание наше без помощи Божией не сильно, паче от невидимых врагов Сего ради непрестанно должно воздыхать и молиться Богу, дабы Сам нас всесильною Своею десницею сохранил (4:393).

Без помощи Божией человек ничто

Тень не имеет ничего в себе: ни жизни, ни тела, ни движения, но только подобие тела; и тотчас исчезает, когда скрывается солнце. Тако имеется человек: и он ничто есть без Бога. Пока Бог его содержит, управляет и просвещает, нечто есть и быти показуется: но когда Бог свет Свой сокрыет и жизненую силу отнимет, тотчас исчезает. О сем глаголет Пророк: «убо образом ходит человек» (Пс. 38, 7), «и дние его яко сень преходят» (Пс. 143, 4). Сей случай научает тя познавать свое ничтожество и смиряться, что начало есть христианския премудрости (2:67).

Без помощи Божией ничего не может быть

Всякое наше тщание и подвиг, как о добре, так и противу греха, несилен есть без помощи Божией; понеже мы весьма растленны и немощны. Почему и сказано нам от Спасителя нашего «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 3). Сего ради от Него просить и искать должно всего добра и крепости и силы противу греха. Книги святыя научают нас знать, что творить и от чего уклоняться; но Христос Господь просвещает разум наш, и подает нам силу и крепость к хотению и творению, якоже лозе сок свой сообщает розгам. Должно убо ко Христу прилепляться, и к Нему воздыхать, и от Него силы и крепости во всем просить и ожидать. «Верен бо есть обещавый», и хощет помощи тем, ради которых в мир пришел и пострадал (Евр. 10, 23) (4:329).

Без помощи Божией никакое доброе дело не бывает

Без помощи Божией никакое доброе дело и успех не бывает. Сего ради молися усердно Господу, да поможет тебе в звании и делах твоих (5:169).

Без Божественной помощи исполнить учение Христово невозможно

Когда кто разсудит неизреченное страдание и терпение мучеников, то отсюда ясно познает истину Евангельского учения, и утвердится в вере христианской, или заблудший пристанет к ней. Хотя и все христианское житие и благочестие не может быть без благодати и помощи Божией, яко стремление страстей воюющих во удесех наших, удержать и их смирить, – чего христианское благочестие требует, – самим нам без силы вышеестественной и всемогущей невозможно, так как против быстрины речной плыть без сильных и искусных гребцов (страсти бо смирить и победить их – есть плоть свою страстную, и потому самого себе победить): но терпение мучеников особливо показует присутствующую им в страдании вышеестественную невидимую силу. Невозможное дело есть – слабому и немощному естеству человеческому так тяжкие мучения терпеть: надобно было высшей укрепляющей силы, надобно другому присутствовать, кто бы их в подвиге том содержал и укреплял своею силою. Все претерпели и одолели мученики святии, и, что чудеснее, умерщвляемы были, но не умирали, во огне жгомы были, но не сожигаемы, в воде потопляемы были, но не утопали (5:258).

Без помощи Божией ни СЛОВО БОЖИЕ понять, ни жизнь БЛАГОЧЕСТИВУЮ вести невозможно

Слово бо Божие и «закон Божий духовен есть: мы же плотяны есмы, проданы под грех» (Рим. 7, 14); сего ради разуметь его, много паче хранить не можем без Духа Божия. Глубоко растленно естество наше имеем, которое слову Божию всегда противится; сего ради сами от себе исправлять его не можем; надобно бо себе преодолеть и победить, к чему неотменно вышеестественная сила требуется; надобно Духу Божию, Который Пророками и Апостолами глаголал, действовать в нас, просвещать, вразумлять, наставлять и руководить нас, когда хощем по правилу Его жити (3:209–210).

Помощь Божия крайне необходима на пути ко СПАСЕНИЮ

И начать убо доброе и христианское житие, и жить по-христиански, и кончать тако, без всесильной помощи Божией не может. Искусивыйся все сие знает. Сего ради глаголет Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). На всяк убо час и минуту требуем помощи Божией. Сего ради, христианине, когда хощешь благочестно жить и быть истинным христианином, и тако спастися, непрестанно молися Богу, и помощи от Него проси со усердием. Бог, по Своему человеколюбию, как повелел нам молится, и всего добра у Него просить, так и обещал нам просимое подать, наипаче нужное к спасению нашему (5:167).

Без помощи Божией невозможно исправить свою ДУШУ

Тако отвратившися от мира и греха ко Христу, взирать к Нему верою и усердием, да Сам Он отымет безобразие от души и подаст благообразие ей. Якоже бо хотящему образ лица своего написанный иметь, должно от прочиих вещей отвратиться и обратиться лицом к живописцу, и на него смотреть: тако, кто хощет имети благолепие образа Божия в душе своей, должно тому неотменно отвратитися от любви мира и греха, и душею своею обратитися ко Христу, небесному Живописцу, и на Него с верою, УСЕРДИЕМ и воздыханием смотреть, и молить Его со смирением. Без Него бо сие дело сотвориться не может. Ибо Он един скаредное безобразие от душ, к Нему обратившихся и воздыхающих, отнимает; заглаждает тое Своею кровию, ради всякого грешника излиянное, и Духом Своим Святым написует живую образа Божия красоту и благолепие (3:334).

Без помощи Божией победить свое злонравие невозможно

ТЩАНИЕ человеческое само собою едва что может. Надобно бо человеку противу себе самого, то есть своего природного злонравия, вооружиться и стоять. Злонравию своему удобно и охотно последовать, но противу его стоять и победить его сами не можем. Якоже бо вниз по реке судно само собою и удобно плывет, но противу быстрин речных и ветра плыть само не может, – надобно к тому сильного гребца и правителя; тако естество наше, яко растленное, грешить удобно может и грешит, но противу греха стоять и победить его никак не может, – надобно к тому искать помощи и силы от победителя смерти и ада, Иисуса Господа, Который крепость людем Своим даст (Пс. 28, 11). Сего ради должно нам к подвигу нашему помощи просить у Самого Бога, Который велит просить, и обещается подать: «просите, и дастся вам» (Мф. 7, 7) (3:230–231).

Помощь Божия необходима для исцеления души (2:41, см. НЕМОЩЬ, 602).

Вера с помощью Божией сохраняется и умножается (3:22, см. ВЕРА, 158).

Победить самого себя без помощи свыше невозможно

Ты только тщись, пекись, трудись, подвизайся, невежество и немощь свою пред Ним признавай, и со усердием молись Ему: и подастся тебе помощь. Тако с помощью Его возможно тебе будет, что тебе самому и без Его помощи невозможно. «Вся возможешь» и ты «о укрепляющем тя Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). «Сила бо Его в немощах наших совершается», когда немощи наши признает (2Кор. 12, 9) (4:223).

Необходима помощь Божия, чтобы победить себя (3:182, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 817).

Без Бога добрыми быть не можем (4:40, см. МОЛИТВА, 554).

Без помощи Божией невозможно подвизаться противу греха и побеждать его (5:333, см. ГРЕХ, 285).

Помощь Божия делает возможным избежать греха (2:136, см. ГРЕХ, 292).

Без помощи Божией человек из греха в грех падает (4:11, см. ДЕЛО ДОБРОЕ, 300).

Помощь Божия необходима при очищении пороков души (2:23, см. БЛАГОДАТЬ, 37).

Просить Господа помочь в борьбе со злом

Ведая окаянство и слабость свою, что человек сам в себе удобно преклонен есть к падению, заблуждению и всякому злу, молится усердно Богу, чтобы подал ему помощь Свою, и не оставил его единаго без Своей благодати; и сам опасно поступает и бережется, чтобы в прежнее не впасть заблуждение (2:156).

Вести ПОДВИГ против СТРАСТЕЙ без помощи свыше невозможно

Противу злой своей воли жить, и тую побеждать и воле Божией покорять, и противу прихотей и страстей стоять и подвизаться, и тыя распинать и умерщвлять, и тако благочестно и по-христиански жить нам самим так не удобно и не возможно, как судну самому без гребцов и парусов и противу быстрины речной плыть (4:329–330) (также 2:386, ПОДВИГ, 686).

Победа в брани духовной без помощи Христа не бывает (4:51, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 367).

Бог в несении подвига помощь человеку подает (4:277, см. СКОРБИ, 867).

Бог помогает нам в искушениях (5:65, см. БОГ, 83).

В искушениях человек побеждает диавола с помощью Божией (3:308, см. ИСКУШЕНИЯ, 412).

Помощь Божия защитит от всех врагов

Когда христианин в благодати Божией и в помощи и защищении Вышняго находится: то, хотя вси злые люди, весь свет, весь мир, вси диаволы и ад подвигнется и востанут на него, и вси беды и напасти, в мире случающияся, окружат его, ничего не успеют. Ибо Бог сильнейший всех, Который во всемогущей Своей деснице содержит его, защищает и сохраняет его (4:191).

Призывать на помощь Господа, и Он победит чрез нас врага (5:103, см. ВРАГ, 410).

Помощь Божия есть безопасное прибежище в скорбях и напастях.

К сему безопасному прибежищу прибегали праотцы: Авраам, Исаак и Иаков, и получили помощь. К сему сея их праведное и Израильтяне простерли руце свои в работе египетской, и избавились. К сему в пещи вавилонской разженной трие отроки возопили, и спаслись. К сему в новой благодати апостоли, святители, мученики, пустынники, преподобнии отцы и прочие святии воздевали преподобныя свои руце, и не постыдилися. К сему и ныне благочестивые люди верою приступают (3:418).

Помощь Божия необходима для послушания (3:53, см. ПОСЛУШАНИЕ, 752).

Бог всегда рядом, только надо просить

Как только хочешь что начинать и делать, то и вспомни, что Бог с тобою есть, и уж ведает твою мысль, и так разсуди, согласное или воли и закону Божию начинание твое, или противное; когда согласно, то в помощь Его призови, и молись, глаголя: Господи благослови и помози: и начинай и делай. Когда ясно видишь, что тое противно Ему есть, то удержись от того, и молись Ему такожде, глаголя: Господи, помози мне. Бог же, видя твое хотение и желание добра, и отвращение от зла, и тщание, подаст руку помощи Своея (5:68).

Без молитвы и Божией помощи целомудрия и прочих добродетелей иметь не можем (1:233, см. ЦЕЛОМУДРИЕ, 1152).

Помощь Божия подается человеку через молитву (3:25, см. МОЛИТВА, 537).

Помощь Божия нужна для совершенствования и испрашивается в молитве (3:323, см. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, 1914).

В молитве просить помощи в борьбе с грехами (5:16, см. ВЕРА, 141).

Нужно молиться о помощи Божией (5:65, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 376),

От рассуждения о премудрости Божией христианин учится надеяться на помощь Божию (5:71, см. ХРИСТИАНИН, 1118).

Помощь Божия испрашивается истинной верой (3:25, см. ВЕРА, 272).

Вера имеет упование на помощь (3:15, см. ВЕРА, 148).

Помощь Божия всегда готова, только бы с нашей стороны было усилие

Послушаем Бога призывающего, увещавающаго и ведущаго нас Своим долготерпением на покаяние. Да не устрашает нас трудность и неудобство дела сего; начнем только, и Он с нами начнет дело наше: подымемся только от падения и лежания, и Он нам подсобит: станем добре, и Он нас укрепит, и будет помогать и делать дело спасения нашего. Зовет, возбуждает, толкает и движет лежащих: но начинающим воставать и восстающим и делающим помогает (2:97).

Помощь Божия подается тому, кто сам прилагает усилия

Понеже тщание наше не сильно без помощи Божией, яко весьма растленно имеем сердце: того ради должно Христа на помощь призывать, чтоб Сам нам помогл, и вместо злонравия нашего Свое благонравие насадил Духом Своим Святым в сердцах наших. На сие бо Он и в мир пришел, чтоб злобу, как злую воню, в душах наших вселившуюся, выгнать, и Своих божественных нравов благоухание в них насадить. Наше тщание, вера и молитва да будет прилежная, – что Он видя, преклонится на милость и подаст нам благодать Духа Своего Святого, которая нам во всем будег помогать, что надлежит до дела спасения нашего (2:114).

Но притом должно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, якоже Петр святый увещавает: «трезвитеся, бодрствуйте» (1Пет. 5, 8). Христос бо помогает труждающимся, а не лежащим и спящим; и брань требует подвига. Почему ленивый и сонливый всуе надеется на Помощника Христа (3:443).

ВОЛЮ БОЖИЮ творити и ЗАПОВЕДИ Его исполняти, без БЛАГОДАТИ Божией не можем: однакож от нашей стороны требуется тщание, труд, соизволение и ПОСЛУШАНИЕ «действующей благодати». Бог бо помогает трудящимся, а не лежащим. Просящим дается, ищущие обретают, толкущим отверзается. «Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзается», глаголет Христос (Мф. 7, 8) (3:68).

Господь помогает трудящимся, а не лежащим и дремлющим (1:247, см. УНЫНИЕ, 1058).

Нерадивым Бог не помогаег (5:116, см. НЕРАДЕНИЕ, 610).

Господь всегда поможет, только быть верным рабом Его

Смотри, христианине! буди только Божий: а Бог «своего не оставит» (Пс. 33, 23; 28, 11; 31, 11). Веруй сердечно Ему яко Богу: угождай Ему верою и правдою; всю надежду твою полагай на Него, и от сердца призывай Его: а Он «близ тебе есть, с тобою есть» сохраняяй тя Святый Израилев; и где ни будеши, в какой скорби и искушении ни находишися, «с тобою есть» и смотрит на подвиг твой, и невидимою рукою «укрепляет» тебе и «помогает» тебе; и хотя все злые люди востанут на тебе, и бесовские полки обыдут тебя, ничего не успеют (4:323).

Бог помогает терпеливым (5:148, см. СКОРБИ, 865).

Помощь Божия подается святой Церкви для борьбы с врагами ее (3:34, см. ЦЕРКОВЬ, 1156).

Признак самолюбия есть, когда кто ищет избавиться от скорби без помощи Божией (2:283, см. СКОРБИ, 870).

Душа грехами оставляет Христа, а без помощи Его погибает (2:60, см. ДУША, 324).

Прибежище и помощь христианская см. шестая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:417–419).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Лицемерие святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПЛОД праведный Иоанн Кронштадтский

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Покорность Богу преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Всевидение Божие святитель Тихон Задонский

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПОМОЩЬ БОЖИЯ святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – СПАСИТЕЛЬ святитель Феофан Затворник

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Агавва профессор Александр Павлович Лопухин

8. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Следование за Христом схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Аксиомы религиозного опыта – Глава 18. О религиозной цельности Иван Александрович Ильин

10. Священная летопись. Том 5 – Глава XXII Георгий Константинович Властов

Комментарии для сайта Cackle