схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ПОМЫСЛЫ

Помыслы добрые, которые приводят к святой жизни

Отсего видишь, какие суть мысли добрые в души: то есть, когда рассуждает она о себе, о своем окаянстве, и бедствии, когда упражняется в богомыслии и к Нему прилепляется мыслями своими, отлучает их от суеты мира сего, и обходит ими небесное отечество, и помышляет, как бы угодити Богу и слово Его святое исполнити, и с ближним своим обходитися так, как сама с собою, и желает ему и делает, чего себе желает и делает, и проч. Когда такие мысли душа имеет, то и внешния ея дела и слова добрые бывают так, как от источника чистаго чистые ручьи текут, как от добраго древа добрые плоды раждаются, как от сосуда благовоннаго благовоние происходит: подобно от доброй души добрые дела и слова являются (5:124).

Бог возбуждает в нас духовные помышления (5:65, см. БОГ, 83).

Помышления добрые в правом сердце бывают (2:49, см. СЕРДЦЕ, 842).

Помышления, закону Божию согласные, есть добродетель (5:176, см. ЗАКОН, 384).

Помышления наши должны быть пристойны, так как Бог все проницает (2:21, см. ВНИМАНИЕ, 172).

Не только дела знает Судия, но и помыслы (2:245, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1011).

Бог все дела и помышления человеческие знает (5:62, см. ПОСЛУШАНИЕ, 751) (5:67, см. БОГ, 83).

Бог видит каждое помышление и в книге Своей записывает (4:166, см. ГРЕШНИК, 281).

На СТРАШНОМ СУДЕ человек будет осужден не только за внешние, но и за внутренние грехи

Как слово Божие, греховным помыслом презренное и неисполненное, так и совесть тем же раздраженная, суд Божий и гнев Его возвещает человеку;и человек будет судиться не только за дела и слова, но и за помыслы злые, на страшном Христовом суде... Отсюда заключается, что и тот есть прелюбодей, который хощет прелюбодействовать и нечистые мысли в сердце питает, хотя с женою и не совокупляется телом; и тот «убийца, который ненавидит ближняго» (1Ин. 3, 15), злобится на ближняго, и хощет его повредить или убить, хотя и не убивает его делом; и тот есть тать и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает делом; и тот пияница, который хощет упиваться, хотя и не упивается... и о прочих злых помышлениях разуметь должно. Сей грех совершается противу заповеди десятой: «не пожелай» (Исх. 20, 17). И хотя такой человек не делает ближнему зла, делом, но «хощет» делать, и тако грешит противу Божия повеления. Ибо Бог так к душе и СЕРДЦУ нашему глаголет, так и смотрит на сердце и волю души, какое кто сердце и волю имеет, и к чему воля и сердце клонится у человека, и по тому судит ему. Христианину убо не токмо не должно делать, но и мыслить и хотеть зла, когда не хощет противу слова Божия и совести своей согрешить, и тако ее уязвить и суду Божию подпасть (3:225) (также 4:20, см. ХРИСТИАНИН, 1097) (5:45, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1023).

Внутренние грехи совершаются через злые и богопротивные помыслы (3:225, см. СОВЕСТЬ, 960).

Злые помыслы, как мучители, человека убеждают к страстям (3:192, см. СТРАСТИ, 989).

Тягчайшее искушение веры, когда помыслы, как волны, восстают (3:21, см. ВЕРА, 149).

Помышления богопротивные есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Помышления есть оружия демонов, которым они нас побеждают.

Демонов орудия, которыми нас борют и ко ЗЛУ приводят, суть помышления злая, от них в СЕРДЦЕ нашем возбуждаемая: сия они на нас стреляют. Сколько раз им соизволяем, и мыслим, или говорим, или делаем зло, столько раз от них побеждены бываем; сколько раз противимся им, столько раз их побеждаем, и Бога нашего почитаем, Который милостивно посещает и поощряет нас, дабы мы с ними боролись; помогает нам, дабы мы их побеждали; укрепляет нас, дабы не ослабевали в брани; обещает нам венец нетленный, да до конца пребудем в подвиге. «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2, 10) (4:52).

Враг различными помыслами старается возмутить душу (4:206, см. ПОКОЙ, 733).

Злые помышления приходят на сердце от врага (4:205, см. ВРАГ, 199) (1:105, см. ВРАГ, 196).

Сатана прельщает ко греху через злые помыслы (3:173, см. ПОМЫСЛЫ, 743) (4:303, см. ВРАГ, 194).

Искушение бывает через злые помыслы (5:361, см. САМОПОЗНАНИЕ, 821).

Помыслы выявляют зло, наполняющее сердце (2:260, см. СЕРДЦЕ, 851).

Помыслы злые есть корень и начало злых дел

Христианине, не токмо от внешних дебелых грехов, но и от внутренних злых помышлений, которыя корень и начало суть внешних, берещи душу свою, когда хощем по-христиански жить (3:226).

Если помыслы побеждают, то ДУША подобна разграбленному городу

Якоже бо разбойник, вшедши в дом, разоряет его и хозяина умерщвляет; или якоже неприятель, доставши град, опустошает его, и гражданин или пленяет, или умерщвляет: тако ДИАВОЛ, христианский неприятель, когда чрез злые ПОМЫСЛЫ достанет дом душевный, подобное душе делает разорение. Тогда душа подобна бывает опустошенному граду, о чем АНГЕЛИ и святии Божии сетуют, якоже бо «о грешнике кающемся радуются» (Лк. 15, 10), тако о праведнике совратившемся жалеют и болезнуют. Сего ради должно нам, христианине, о том весь ПОДВИГ полагать, чтобы неприятеля сего в дом наш не допущать, затворять перед ним двери, противиться, крепиться и отражать его (3:229).

Помыслы злые, когда вначале не пресекаются, то возрастают и внутренняго духовнаго человека бесплодным делают (2:91, см. ВНИМАНИЕ, 174).

Если не противиться врагампомыслам, то они погубят (2:102, см. БРАНЬ, 122).

Человек суетными мыслями, яко вином, упивается (4:116, см. ПЬЯНСТВО, 780).

Помыслами враг отводит от пути спасения

Шепча, замышляет лукавый дух, дабы бедный человек в таких суетных мыслях запутался и не помышлял о должности и звании своем христианском, и забыл бы, что он искуплен и позван и обновлен к вечному животу. О, коль многие христиане и сими сетьми уловляются, наипаче в нынешнее время! (4:311).

Помыслы, приходящие в сердце, губят семя слова Божия, и оно бесплодно бывает (4:71, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).

Кто живет греховными помыслами, от того удаляется Господь (5:92, см. СЕРДЦЕ, 841).

От помыслов немощствует душа (5:123, см. ДУША, 328).

Помыслы худые запрещены словом Божиим

Господь глаголет: «Извнутрь бо от сердца человеческа помышления злая исходят: прелюбодеяние, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавства, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство» (Мк. 7, 21–22). Худыя и злыя мысли и тыя суть, которыя в душе рождаются, о искании в мире сем богатства, чести и славы (1Ин. 2, 15–16) и прочиих утех.

Словом: вся тыя худыя суть мысли в души, которыя запрещены суть словом Божиим. Когда душа сим мыслям соизволяет, то ее оскверняют и делают мерзкою пред Богом, хотя вне тыя чрез телесное уды не выходят, а когда вне являются и делом совершаются, то и паче нечистейшею ее делают. «Вся сия злая извнутрь исходят, и оскверняют человека», глаголет Господь (Мк. 7, 2) (5:123).

Помышления худыя оскорбляют Бога, есть бесчинство пред Ним (2:21, см. ВНИМАНИЕ, 172).

Начало борьбы с грехом – сопротивление помыслам (5:333, см. ГРЕХ, 284).

Христианин должен от мира изыти помышлениями (5:37, см. МИР ЗЕМНОЙ, 529).

Всячески противиться помыслам

И нам, христиане, должно, когда нас САТАНА чрез злыя ПОМЫСЛЫ, как слуги своя, ко греху и творению злыя своея воли прельщает и убеждает, отвещать ему: «Христовы рабы есмы, Христу должны и работать; не слушаем тебе, и злаго твоего совета не приемлем». Сколько убо раз, любезный христианине, востают в сердце твоем богопротивные помыслы, похоть к плотской нечистоте, похоть к возвышению в честь и к славолюбию, похоть к скверному прибытку, хищению, воровству, лихоиманию, мщению и озлоблению и проч.: столько раз надлежит тебе брань и подвиг противу врага твоея души. Разумей подлинно, что то есть злый совет врага нашего сатаны, который Христу противится, и нашему препятствует спасению. Христос бо нас от греха отвращает, а он в грех вводит, и тако хощет нас паки уловить в сеть свою, и от царства Христова в свою покорить власть; вси бо работающии греху во власти диавольской находятся, и потому «не имеют достояния в царствии Христа Бога» (Еф. 5, 5). Аще убо злый помысл востает в тебе, и хощет тебе в грех вринуть, отвещай тогда по подобию мучеников: «Христос мене искупил Себе, Христов есмь: Христу должен я и работать верою и правдою». Словом, аще хощеши в царствии Христовом быти, Ему работать и Его Царем, Господем и Богом своим истинно нарицать, не должен быть раб греха, «яко всяк творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 34) (3: 173–174; также 1:36, см. ПОКАЯНИЕ, 707).

Отсечением помыслов удаляется грех (2:133, см. ГРЕХ, 284).

Христианин должен удалять себя от суетных помыслов (4:106, см. ЖЕЛАНИЕ, 341).

Помыслы отсекать, так как они делают бесплодной жизнь духовную (2:91, см. ВНИМАНИЕ, 174).

Очищать сердце от помыслов, ибо они загрязняют душу

Очищать его тщатися неленостно, по подобию огородника или садоделателя, который сучки вредные отрезывает от древес, чтобы их не вредили. Тако и нам от помыслов сердце наше очищать, которыя вредят очищению души нашей и не попускают плодов приносить, веры христианской достойных. Например, восстает ли помысл гнева, или злобы, или мщения или ненависти, или блуда, или зависти, или гордости, или клеветы, и прочее? – тотчас его отсекать, или подавлять, чтобы не возросл, и тако не повредил бы души; и в сем помощи просить от Христа Господа нашего (2:113).

Подвиг отсечения помыслов предстоит всем христианам без исключения

Вси святии отсекали помыслы от сердец своих, и тако плоды приносили Христу, яко древа плодовитая. Тако подобает и нам, христиане, поступать, когда хощем Христовыми быти. И сие-то есть «плоть распинати со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24) – не попущать греху «царствовать в мертвенном теле, во еже послушати его в похотех его» (Рим. 6, 12)... Сей труд, брань и подвиг всем христианам, небрачным, женам и мужам, младым и старым, юношам и девам, господам и рабам настоит, и настоит непрестанно и до кончины жизни сея. Сколько бы на каждый день и час таковых диавольских непотребных и пагубных плодов возникает, и хотят душу умертвить – исчислить невозможно! Христианская душа долг имеет всех их отсекать, и не ослабевать в подвиге сем (2:91–92).

ПОДВИГ христианский – борьба с помыслами

Искушает различными помыслами злыми и закону Божию противным. Надобно грешнику противу всех тех помыслов подвизаться и не соизволять им. В сем бо весь подвиг христианский состоит. Между прочими злыми помыслами влагает враг хульные помыслы, различныя сомнения и неверия. Надобно противу всего того подвизаться и отражать тое все мечем слова Божия и молитвою. Хотя и всем, но наипаче безбрачно живущим, всегда скучает он блудными помыслами. Надобно противу тех стоять, и как только оные возникают, тотчас пресекать, призывать на помощь всесильнаго Помощника Иисуса Христа, и хотя отъидет помысл злый, однакож, враг, как пес к своей ловите, паки возвращается. Сего ради всегда его ожидать должно и, как воину, на карауле стоять. К сему пользует: всегда быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить и мало спать. Ничто так сей похоти не угашает, как смиренная, и от сокрушеннаго сердца происходящая слеза (1:223) (также 3:228, см. ПОДВИГ, 686) (3:446, см. ПОДВИГ, 687).

Помыслы отгонять, как искру от руки

Бывают злые помыслы наченшим искать Господа. Ежели тебе приключатся, или может быть и теперь есть: смотри, тотчас отрывай, как искру от руки; они бывают от диавола искушением Божиим, к наказанию нашему, или искушению; и прилежно молись Богу, чтобы помог победить. И они по времени отъидут; когда отъидут, паки ожидай. Всегда бо перемена бывает в духовном деле, то ясно, то смутно, как и на воздухе. И милости Божия без сумнения ожидай (1:225).

Помыслы, как только появились, должны быть сразу изгнаны без всякого к ним внимания

Когда помысл злый приходит, или к нечистоте, или к гневу, или к люблению суетных, то есть чести, богатства, славы, почитания, или к гордости, или к зависти и ненависти, или иному какому злому делу поощряющий тотчас изгоняй из сердца, и не допущай ему медлити в тебе: понеже когда умедлишь, то он усилится и в грех вринет тебе, и потому, как только находит помысл худый, то ты противься, и молись купно ко Христу тако: «Господи, помилуй мене», или: «Господи, помози мне», или: «Господи, не остави мене», или иначе (1:105).

Когда злый какой помысл находит, то тотчас отгоняй его, и на помощь призывай Господа, глаголя: «Господи, помози мне!» Убивай младенца злаго, да не возрастет и укрепится, и убиет тебе самого. Тщись всегда быть победителем, а не побежденным. Буди добрый борец и запятник, а не подданник. Господь да поможет тебе (1:228).

Если человек борется с помыслами страстными и не соизволяет им, то мало-помалу освобождается от них

Ежели кто против тех мыслей стоит, борется и подвизается, отвергая их, и не соизволяет им, и призывает на помощь Избавителя Своего Иисуса, и просит от Него избавления; тот мало-помалу от них избавляется, и душа, как тело от болезней, исцеляется от немощи своей, и здравие получает. Как тело немощное, чим освобождается от вредных соков, тем здравейшее бывает: тако душа немощная, чим более освобождается от злых помышлений, тем больше здравие получает (5:124).

Сопротивляясь помыслам, мы побеждаем ВРАГА

Сколько раз противимся врагу нашему и отражаем злые советы его, столько раз побеждаем и посрамляем его; сколько раз побеждаем его, столько раз возвеселяем Ангелов святых и прославляем Бога и Отца нашего, Иже на небесех. Аще убо злый враг приступает к тебе, и слышиши злый совет его: тотчас ободрись и стань, яко воин Христов; и помяни, яко Бог видит все, и смотрит на тебе, и ожидает ПОДВИГА твоего, и хощет помощи тебе. И сколько раз вступаешь в подвиг противу врага своего и побеждаешь его, столько раз венчает тебе Подвигоположник Иисус, и радуются святии Ангели Его о тебе (4:205).

Помыслы хульные не по воле человека совершаются и не вменяются в грех

Таковые помыслы не по воле, но противу воли нашей бывают; того ради в грех нам они не вменяются. Тое бо только в грех нам вменяется, чему соизволяем. Откуда и вредити душе нашей не может, что бы оно ни было, от врага нашего того наносимое, пока тому не соизволяем, но противимся. Якоже бо неприятель, хотя и мещет стрелы своя на град, но не вредит граду, пока не сдастся ему град: тако и враждебный душ наших неприятель, диавол хотя и мещет разженныя стрелы своя на душевный град наш, но ничего не успевает, пока злой воле его не соизволяем, но отражаем от себе козненные наветы его (3:308).

Сопротивляясь помыслам хульным, христианин возвращает злобу ДИАВОЛА на его главу, а сам сподобляется венца за БОРЬБУ

В житии преподобного Нифонта читаем: «Брат-де некий пришел к сему святому, злыми и хульными помыслами смущен, и в скорби сей просил совета и утешения. Отвещал ему отец: «приими, брате, утешение по разуму моему: море егда воспенится, коликия возносит волны и биет о камень, волны же паки возвращаются в море. Такожде и помыслы злые, от диавола находящие, человеческому приближаются смыслу. Егда убо человек, послушав его совета и соизволив, тому последует, погибает, якоже и мнози тому повинувшеся погибоша. Аще же кто боримый помыслом хульным не соизволяет, и паче мужается и противится тем, оплевая беса, то злоба его возвращается ему на главу, человек же той венец приемлет. И ты, чадо, противися бесу молитвою и постом, и бежати имать от Тебе скоро» (3:309).

Борющийся с помыслами подобен защищающему дом от разбойников или от пожара (3:229, см. БОРЬБА, 121).

Помыслы отсекать молитвой

Узнавши убо от Божия слова, что востающий помысл есть духа злобнаго плод, тотчас обращай сердце твое к помощнику Богу и проси у Него помощи в брани, да Сам Он тобою, немощным, победит врага. Изрядно Андрей святый Критский в сем деле наставляет нас глаголя: «Востани и побори, Господи, яко Иисус Амалика, плотские страсти, и Гаваониты – лестные помыслы присно побеждающи» (Песнь 6-я великаго канона). Тако научает нас Давид святый своим примером побеждать, который везде в псалмах своих к Богу прибегал и просил помощи. Тако вси святии отсекали помыслы от сердец своих, и тако плоды приносили Христу, яко древа плодовитая (2:91).

Отсекать помыслы словом Божиим

Аще убо востает помысл похоти нечистыя, или помысл татьбы, хищения, лихоимания и всякия неправды, или помысл ненависти, зависти, гнева, злобы, мщения, или помысл гордости, кичения, возношения, сомнения, презорства, уничижения ближняго, осуждения и оклеветания, или помысл роптания и хулы и прочее зло восходит от сердца твоего, христианине: тот час, вземши духовный глагола Божия меч, которым низлагаются помышления и всякое «возношение, взимающееся на разум Божий», отсекай, да не возрастши, душу твою повредит и погубит (2:91) (также 4:53, см. МОЛИТВА, 539).

Злые помыслы нельзя принимать, но нужно прислушиваться к слову Божию (2:10, см. СЛОВО БОЖИЕ, 897).

Пост налагать на ум от суетных помышлений (4:182, см. ПОСТ, 754).

Очищение ума от помыслов суетных есть жертва благоприятная Богу (3: 85, см. ПОДВИГ, 685).

Помня, что Бог все видит и слышит, контролировать все свои помышления (4:185, см. ВНИМАНИЕ, 168).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle