схиархимандрит Иоанн (Маслов)

БОГОПОЗНАНИЕ

Познание необходимо для вечной жизни (3:205, см. СЛОВО БОЖИЕ, 919).

Знание Бога – свет, а незнание – тьма для ДУШИ

Есть свет телесный и видимый; есть душевный и невидимый свет; такожде и тьма есть телесная и видимая; есть душевная и невидимая. Телесным светом тело, но душевным светом душа просвещается: такожде телесною и невидимою тьмою тело, но душевною и невидимою тьмою душа помрачается и потемняется. Бог и познание Божие есть свет душевный; но незнание Бога есть тьма душевная (4:379).

Познание Божиих свойств соделовает в человеке просвещение (3:73, см. БОГ, 63).

Познание Бога-Христа – суть духовной мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 568).

Чем более познаем Бога, тем более к Нему стремимся

Христианине! когда хощем Бога искать (а неотменно должно), то надобно прежде Его познать, и тогда искать; и чем более Его будем познавать, тем усерднее Его будем искать. Великое и драгоценное добро с великим тщанием и усердием ищется (4:356–357).

Богопознание есть начало истинной христианской жизни

От познания Божия последует обновление, исправление, благочестие и святое христианское житие, как выше видел ты. Бога истинно знать и неблагочестиво жить, противна суть себе. Не возможно бо не исправиться и не обновиться тому, кто Бога познает; и чем более познает, тем более исправляется, обновляется и лучшим бывает (4:234).

Познание свойств Божиих ведет к исправлению

Кто, ощутивши сердцем Божие всемогущество, которое все из ничего творит, не убоится Его и не смирится пред Ним? Кто, познавши Божие вездесущие, не отдает Ему, яко вездесущему, достойнаго почтения, и дерзнет пред Ним грешить? Пред царем-человеком не дерзает бесчинствовать, пред Богом ли, Царем всемогущим и страшным дерзнет? Никак, будет трепетать неотменно, и, как гвоздьми пригвожден, будет неподвижим ко всякому злу. Кто всеведение Его и правду Его зная, не убоится суда Его праведнаго, и не подвигнется к истинному покаянию? Возьми и прочия Его свойства в рассуждение, и увидишь, что от познания их истинное последует ПОКАЯНИЕ, БЛАГОЧЕСТИЕ и ПОЧИТАНИЕ. Бог ПОЗНАТИСЯ и не почитатися не может. Бога знать и не почитать Его от сердца – противоречие включает... ибо познавши высочайшее добро, не можно Его не любить. Все бо от природы стремятся к добру, и желают и любят добро; и хотя многие любят зло, но под видом добра любят. ЗЛО, яко зло, любитися не может, но всяк от того убегает. И сколько более человек Бога познает, тем более почитает Его; и тем более познает, чим более РАССУЖДАЕТ о божественных Его свойствах, и в святом слове Его поучается. Однакож всегда должно сие держать и помнить, что Бога без Бога ПОЗНАТЬ не можем. Сего ради надобно Ему МОЛИТЬСЯ, чтобы Сам нас просветил Своим познанием (5:81–82).

Кто познал Бога, тот не может Его не почитать (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 98).

Богопознание дает плод – богопочитание (2:142, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 105).

Познание свойств Божиих учит истинному богопочитанию

В познании бо Божием не токмо имени Его, но и божественных Его свойств, то есть вездесущия, правды, благости, милосердия, истины, всемогущества и прочаго познание заключается, от котораго свойств Божиих познания неотменно воспоследует, как сказано, и нелицемерное Божие богопочитание. Правда Его научит тебе от греха берещися; всемогущество Его и величество – боятися, трепетати Его и смирятися пред Ним; истина Его – верить Ему во всем; благость – любити Его, и всем сердцем искати Его и прилеплятися Ему, милосердие и щедроты Его – не отчаяватися за грехи, но каятися и ближнему своему являти милость; вездесущее всеведение Его такожде научит тебе отвращаться от всякаго зла, греха и безчиния, но благоговеинствовать пред Ним и проч. (2:144).

Богопознание без богопочитания не бывает

Без богопочитания бо и познание Божие быть не может. Якоже убо истинное богопочитание, которое состоит в страхе, любви, покорении, послушании, смирении, надежде и терпении свидетельством есть познания Божия: тако неистинное, но едино устное и лицемерное богопочитание знамением есть незнания Божия, якоже Апостол учит: «глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть» (1Ин. 2, 4) (2:145).

От истинного богопознания рождается истинное БОГОПОЧИТАНИЕ и БЛАГОЧЕСТИЕ

От истиннаго богопознания последует истинное богопочитание и благочестие. Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает. Беззаконное житие знамение есть незнания Божия, по учению Апостола: «глаголяй, яко познах Его, и заповедей Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть» (1Ин. 2, 4) (3:76).

По мере роста богопознания увеличивается БЛАГОЧЕСТИЕ

Чим бо более будем познавать и размышлять свойства Его, тем более будем исправлять себе в истинном благочестии при помощи Самого Его (5:61–62).

Богопознание исправляет жизнь

Обучение Христианское состоит в сих пунктах: В «познании Бога». Когда Бога будешь познавать, то будешь умудряться, но внутрь, а не вне; и чем более будешь познавать, тем мудрейший будеши и в звании христианском искуснейший. Когда познаешь истинно, что Бог на всяком месте есть, и все твое дело, помышление, начинание и намерение видит, и всякое слово твое слышит, и в Его всемогущей руке состоит живот твой и смерть: сие познание научит тебе неотменно бояться Его и трепетать, и везде опасно поступать, опасно говорить, опасно делать, опасно мыслить и начинать. Когда познаешь, что Бог правосудлив, и воздает всякому по делам его: то сие познание подвигнет тебе к усердному покаянию за преждебывшие грехи (4:213).

Тот познает Бога, кто живет БЛАГОЧЕСТИВО

Отсюду видишь, что не тот Бога знает, кто много о Боге говорит и учит, а учению несогласно живет; но тот, кто благочестиво живет, Бога боится, любит и заповеди Его соблюдает (3:76).

Признаки истинного богопознания – исполнение заповедей

Вопрошаешь ты у мене, какие «суть знаки истиннаго познания Божия?». И правильно тое делаешь. В сем бо состоит спасение наше и живот вечный, по учению Спасителя нашего: «Се есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси, Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Но я тебе во ответ апостольское слово предлагаю: «и о сем разумеем», – глаголет он, – «яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем» (1Ин. 2, 3). Видишь из апостола, что тот ПОЗНАЛ Бога, кто ЗАПОВЕДИ его соблюдает. Знак убо познания Божия, в сердце его пребывающаго, есть соблюдение Божиих заповедей; якоже напротиву, не знает тот Бога, кто заповедей Его не соблюдает, как той же учит Апостол: «глаголяй яко познах Его, и заповедей Его не соблюдает, ложь есть, в сем истины нет» (1Ин. 2, 4). Чем кто более познает Бога, тем более Его боится, любит; чем более боится и любит, тем усерднее волю Его исполняет; чем усерднее волю Его исполняет, тем тщательнее и опаснее заповеди Его соблюдает. В сем истинное БОГОПОЧИТАНИЕ и все ХРИСТИАНСТВО состоит. Вот тебе краткий ответ, но всю христианскую должность заключает. Разсуждай сие, и не прельщайся нынешних христиан богопознанием и почитанием, у которых на языке исповедание Божие, но в сердце БЕЗБОЖИЕ: показывай БОГОПОЗНАНИЕ и БОГОПОЧИТАНИЕ от дел твоих, а не от слов единых (5:59).

Доказательство познания Бога – ЖИЗНЬ БЛАГОЧЕСТИВАЯ

От истиннаго бо ПОЗНАНИЯ Бога и Христа Сына Божия зачинается истинная и живая ВЕРА, которая необходимо к вечному СПАСЕНИЮ нужна. Истиннаго же Божия познания доказательство есть благочестивое христианское житие, без котораго суетная и пустая похвала только есть, а не познание. О сем Апостол святый научает нас: «о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть» (1Ин. 2, 3–4). Напрасно убо хвалятся познанием Божиим тии христиане, которые «делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни» (Тит. 1, 16). Познание бо Божие заключает в себе познание воли Его святыя, благоволения и Божественных Его свойств, что все в святом Слове Его открывается. Аще убо кто действительно познает сия, неотменно в нем последует истинное пременение, ПОКАЯНИЕ и благочестивое житие (3:205).

Кто Бога познает, тот более смиряется и любит Его (5см. БОГОПОЗНАНИЕ, 104) (3:148, см. ЛЮБОВЬ, 472).

Человек познает Бога через Его слово (5:39, см. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, 350).

Верующие через СЛОВО БОЖИЕ познают Бога и Его свойства

В сем святейшем и божественном послании читают и видят Бога Отца своего, и божественнейшия Его свойства, никому кроме Его не приличныя: всемогущество, премудрость, благость, милосердие, истину, вездесущие: вечность, величество, страшную славу Его, и проч., и по премногу радуются о том, яко толикому Богу, Который един есть истинный Бог, Бог богов и Господь господей, Царь царствующих и Господь господствующих, во свете живый неприступнем, имена с сердцами своими отдали и верою записали (3:436).

Слово Божие открывает Бога и Его свойства

Раби Христовы в Святом Писании обретают великое утешение. Которое писание им есть, яко чистое зеркало, в котором, странствуя на земли чуждей, видят небеснаго своего Отца, и радуются о Нем; видят божественный Его милостивый промысл, безприкладную милость Его, и лобызают ю лобзанием сердечныя любви; видят величество и страшную славу Его, и смиренно покланяются ей; видят премудрость, и удивляются ей; видят святейшую правду Его, и прославляют ее; видят преславныя дела Его и поют Его; видят божественное благородие свое от Отца небеснаго им верою во Христа данное, и благодарят Ему (3:438–439).

Богопознание из Священного Писания и учения святых отцев

Прилежное ЧТЕНИЕ и РАССУЖДЕНИЕ СВЯТАГО ПИСАНИЯ и учений СВЯТЫХ ОТЕЦ и учителей церковных приводит нас в познание Божие. Ибо Писание Святое открывает Божия свойства, и волю Его святую, и преславныя дела Его; отцы святии и учители все тое изъясняют писаниями и поучениями своими, и тако руководствуют нас к познанию Божию и почитанию. Познание бо Божие не токмо имене Божия, но и свойств и воли Его познание включает. Надобно убо знать не токмо тое, что Бог есть, но и тое, кто Он, каков и колик, и чего нам, и от нас, сознания Своего, хощет и требует. Сие все от Святаго Писания и толкователей его почерпаем и познанием Его просвещаемся (5:60).

Бог познается из видимого мира

Сделанная вещь делателя, и мастерство мастера, и строение архитектора, и благодеяние благодетеля показует; и чим лучшее и мудрейшее дело, тем лучшего и мудрейшаго делателя доказует; и большее благодеяние большаго и высочайшаго благодетеля представляет. Разум сию истину доказует, и по вся дни сие нам пред глазами обращается. Видевше бо какое дело, тотчас вопрошаем: кто тое сделал? И так от дела приходим в познание делателя, и изрядно и мудро сделанное дело похваляем, и разуму делателя удивляемся.

Тако вся тварь, НЕБО и ЗЕМЛЯ, с исполнением их, ТВОРЦА своего показует и великое дело – великаго, и мудро сотворенное – мудраго, и из ничего сотворенное – всемогущаго делателя нам представляет. О сем Псалмопевец святый воспел: «небеса поведают славу Божию» (Пс. 18, 2). Которое великое и изрядное и красное и мудрое дело Создателя нашего со вниманием рассуждая, не можем тому не удивлятися, и со Псаломником не восклицати к Создателю: «яко возвеличишися дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24) (5:59–60).

Две книги суть, из которых Бог познается. «Книга естества», то есть мир, небо и земля с исполнением их. Смотрящему на небо и землю и прочая создания Божия, и сия прилежно разсуждающему, не можно не прийти в познание Создателя и Бога. Откуду и самые язычники от разсуждения сего приходили в познание Бога, и коль велик есть Бог, Который так великий мир создал, познавали. «Небеса поведают славу Божию», поет Пророк (Пс. 18, 2). Надобно быть Великому, Который так великую машину из ничего сотворил. Надобно быть Премудрому, Который премудро все сотворил: «вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24). Надобно быть Доброму, Который вся добрая сотворил. Якоже убо из книги разум сочинителя, и из здания мудрость архитектора, и из теплоты огонь познается; тако из созданий познается Создатель (4:357–358).

Необходимо откровение свыше, чтобы познать Бога

Христос Спаситель наш научает: «никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открыти» (Мф. 11, 27). И к Петру святому глаголет: «плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех» (Мф. 16, 17). Отсюда видим, что к познанию Божию нужно откровение; слово Божие проповедует Бога, но БОГА без Бога ПОЗНАТИ не можем. Слеп и темен разум наш есть: требует просвещения от Самого Того, Который из тьмы производит свет. Надобно убо светильнику Божия слова внимати, но просвещения от Самого Бога просить; надобно тьме вышеестественным светом прогнатися. Святое Писание есть светильник нам, но потребно внутреннему оку открытися, дабы возмогло видеть светильник сияющ. Света бо слепый не видит, надобно открытыя очи иметь. Откуда Пророк молится: «открый очи моя, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18) (5:60).

Чтобы очи наши видели созданныя вещи, нужен есть естественный свет: чтобы разум наш могл познать Бога и видеть, нужно, дабы блеснул вышеестественный свет. Бог сокровенный есть, и «во свете живет неприступном» (1Тим. 6, 16): но открывает и показует Себе тем, которые любят Его, и суть смиренны и просты, яко младенцы; а от премудрых и совопросников века сего сокрывается. Откуда глаголет Господь: «утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» (Мф. 11, 25) (4:358).

Бога познать без Самого Бога невозможно (4:12, см. ДУША, 330) (5:61, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 104).

Для богопознания необходимо познание Его божественных свойств

Познание Божие зависит от познания божественных Его свойств, и чим более свойства Божия познают, тем более Сам Бог познавается. Сие видим и в созданных вещах: чим яснее познаваются качества и свойства какой вещи, тем яснее самая вещь познавается: напр., что есть человек, или скот какий, или древо, или трава, или иное что: надобно прежде свойства познать тех вещей, и так от свойств к познанию самых вещей доходить; так и Создателя нашего от свойств Его божественных, сколько ум наш может, познаем. Которыя свойства хотя и от создания познаются, однакож яснее их представляет нам святое Его слово (5:61).

Хотящему Бога познать следует к Нему обратиться и к Нему идти

Чтобы учению и примеру жития Христова внимать и тако просветиться, должно оставить грехи и обратиться к Богу, ибо грехи суть тьма, помрачающая очи душевныя: сими душа помрачается и слепотствует. Якоже убо тьма и свет вместе быть не могут, тако Христово просвещение не может быть в том сердце, которое тьма греховная объяла. «Кое бо общение свету ко тьме» (2Кор. 6, 14)?.. Надобно хотящему видеть солнце обратиться к солнцу: тако хотящему познать и видеть Бога, обратиться сердцем к Богу. Беззаконнующие бо и нераскаянные грешники, понеже сердцами ко греху и миру приложилися и прилепилися, от Бога отвратилися и обратилися ко греху и миру: како убо могут видети Его, отвратившеся от Него? Неотменно убо должно обратиться ко Господу, когда хощем просветиться (2:153).

Истинное познание связано с внутренним исправлением

Вси христиане хвалятся знанием Бога; но по апостольскому учению, мало кто знает Его, но только тот, кто заповеди Его соблюдает: «о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть» (1Ин. 2, 3 и 4). Многие и проповедуют Бога и учат о Боге, но нравами и житием иное показуют. Божие истинное познание вводит с собою неотменно исправление внутренняго состояния, и от того внешнее непорочное житие (5:81).

Бог видится простым и здравым оком душевным (4:12, см. ДУША, 665).

Богопознание возможно только при истинной вере

Видишь паки, что истинная вера и истинное богопознание суть неразлучны, то есть, где истинное богопознание, тамо и истинная вера, и где истинная вера, тамо и истинное богопознание. Видишь, что христиане неисправные как Бога не знают истинно, так и истинныя в Бога ВЕРЫ не имеют, хотя и исповедуют Бога. Отсюду последует, что они вне ЦЕРКВИ святой находятся, хотя и в церковь ходят с верными, и мнятся Бога призывать; и Христос им ничего не пользует, пока чистосердечно не обратятся и не престанут от грехов (3:76–77).

Необходимо познание своей НИЩЕТЫ и СМИРЕНИЯ для богопознания

Надобно, наконец, хотящему просветитися богопознанием признать свое невежество, слепоту и тьму. Ибо Бог, невеж, а не мудрых о себе умудряет, и слепых, а не видящих о себе просвещает: гордость надменная и высокоумие не вмещает просвещения, паче же не допущает, но всегда в своей пребывает тьме. Кто мнит себе разумна и мудра быти, от того отходит свет Божий, и оставляет его в своем разуме и мудрости, и тако хотя много о Боге говорит, но Бога не знает таковый. Помни, что выше сказано: Бога без Бога ПОЗНАТИ не можем, и чим кто более БОГА ПОЗНАЕТ, тем более СМИРЯЕТСЯ и ЛЮБИТ Его (5:61).

Не знает тот Бога, кто страхом и любовью не почитает Его (3:328, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47).

Для богопознания необходимо СЕРДЦЕ освободить от мирских привязанностей

Когда хочем, чтобы сердце наше истинным богопознанием просветилось, надобно миру из сердца вытить. МИР бо не иное что, как «плоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская», что все в СЕРДЦЕ имеется. Надобно все сие выгнать вон из сердца, чтобы оно просветилося. Мир бо и просвещение сие суть противные вещи: надобно убо единой выступить вон, чтобы другая поместилася; и чим более выходить будет мир, тем более будет просвещаться сердце. Отсюда бывает, что отрекшиеся мира, хотя алфавита не знают, мудрейшими бывают, Божиим просвещаеми светом, паче тех, которые все Писание знают, но ищут в мире сем прославитися (5:60).

Грешник не в состоянии познать Бога

Аще бы кто сказал: как Бога не знать, Который всегда словом Его святым проповедуется? – Ответ. Сие-то и дивно, или жаления достойно, что Бог как чрез создание, так и чрез слово Свое в познание всем Себе подает; но грешник, яко глухий, не слышит слова Его и Господа своего не познает; имя Божие слышит, но Бога не познает; глас о Господе слышит ушами плотскими, но душевными не слышит, и так, слышащи не слышит, и видящи не видит. Когда Бог проповедуется словом Его святым, то проповедуется и святая воля Его; но грешник не знает и не творит ея; проповедуется всемогущество и величество Его, пред которым грешник не смиряется; проповедуется правда Его, которой грешник не боится и не почитает; проповедуется истина Его, которой грешник не верит...; проповедуются страшные суды Его, которых грешник не трепещет, и проч. Тако грешник, яко «муж безумен, не познает, и неразумев не разумеет Бога и дел Божиих!» (Пс. 91, 7) (2– 142).

Понеже Бог, яко Дух, никаким чувствам не подлежащий, не телесными, но душевными очами видится, того ради и грешник не познает Его и, не зная, не почитает; яко тьма греховная ослепила душевныя очи его. Откуду бывает, что тое делает, о том тщится, того только ищет, что чувствам его внешним подлежит... Всякая вещь прежде познается, и тако желается и взыскуется, якоже чего не знаем, того и не желаем и не ищем. А от сего видно, что грешник всякий потому не почитает Бога, не боится и не любит Его, яко не знает Его; и будущия жизни и славы по подлежащему не желает и не ищет, понеже не видит ея. Не знает же Бога и славы оныя не видит потому, что не имеет душевных очес, верою и благодатию Его просвещенных, которыми только едиными Бог и слава оная видится. У таковых христиан на душевных очах мгла и тьма, как покрывало, лежит, и не допущает их Бога и славу Его видети; и дотоль будет лежать, доколь не обратятся всем сердцем ко Господу (2:147–149).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Утешение святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Единство святитель Тихон Задонский

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПОЗНАНИЕ БОГА праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Присутствие Божие святитель Василий Великий

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ТЕРПЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благоразумие преподобный Ефрем Сирин

7. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Благоразумие святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Святые отцы схиархимандрит Иоанн (Маслов)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Богопознание профессор Александр Павлович Лопухин

10. Богословие деятельное – Часть III. Христианское благоразумие святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс