схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ПРОЩЕНИЕ

Прощение грехов получает тот, что перестает грешить

Всего мира грехи потреблены на древе крестном, но отпущения грехов только сподобляются от Бога, которые престают грешить, каются за грехи и веруют во Христа, умершего за грехи наши и воскресшаго. Нет же тамо истиннаго ПОКАЯНИЯ, но притворное и ложное, где сердце злобою и гневом исполненное (3:222).

Чтобы получить прощение грехов, надо самому оставить ближнему

Истинные христиане, когда исповедают грехи свои пред Богом, и отпущения их от Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, якоже научал их Христос молитися: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12). Того ради, христианине, нам должно разсуждать тое, что придает Господь по молитве той: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15), то есть должны и мы оставлять ближним нашим согрешения их (3:222).

Должны и сами оставить долги должникам нашим, когда хощем оставление долгам нашим получить от Бога. Иначе и нам не оставятся, якоже глаголет Господь: «Аще отпущаете человеком согрешения их: отпустит и вам Отец ваш небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15) (2:38).

Получившему прощение от Бога и самому следует прощать ближнему

Но так великую от Бога получившему грешнику милость должно и самому являть милость ближнему своему, и прощать ему согрешения его, да не тоежде узнает на себе, что узнал должник оный евангельский, тьмою талант царю своему обдолжившийся, который, получивши от царя своего милость, не хотел клеврета своего помиловать, и, великаго долга своего по единой царя своего милости свободившися, не хотел малого долга брату своему оставить, – чего ради гневу царя своего подпал, и долг свой тяжкий паки на себе увидел (3:111).

Прощающий получает милость от Бога

Да подвигнет к тому нас великая польза наша, которую оставляющии ближнему обиды приобретают. Ибо кто оставляет согрешения ближнему, тому удобный приступ к благости Божией открывается просить во имя Христово своим согрешениям прощение: «аще отпущаете», глаголет Христос, «человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный». Напротив того, заключается тому дверь к получению милосердия Божия и прощения своих согрешений, кто ближнему согрешений не оставляет, как Христос Господь наш явно о сем объявляет: «аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (2:360).

Бог требует прощать друг другу

Бог повелевает оставлять ближнему обиды; убо одолжаемся, по повелению Божию, чинить тое. И паче грешим противу повелевающаго Бога, яко не слушаем Его и противимся Ему, что тяжко и страшно (2:359).

Бог благ к тебе, и ты прощай ближнему

Прощать ближнему твоему всякую обиду, нанесенную от него, ради толикой благости Божией, которую на всякий день и час на себе дознаешь (2:49).

Прощение есть христианская победа над врагами

На брани мира сего бывает, где люди с людьми сражаются, что тая сторона побеждает, которая гонит противную сторону: но на брани христианской, которая противу диавола бывает, не тако есть. Тут побеждает диавола той человек, который людям, обижающим его, уступает, прощает, не воздает зла за зло. Большая еще язва врагу бывает, когда человек не только не воздает зла за зло, но и любит врагов своих (1:209).

Прощение самый безопасный путь ко СПАСЕНИЮ

Нет ничего безопаснее, как простить: и нет ничего опаснее, как не простить и мстить согрешения ближнему. «Суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13). Бог по благости Своея всем нам являет милость, чувствуем тую на всякий не токмо день, но и час; но когда человек, сподобляяся милости Божия, сам не хощет явить милость подобному себе человеку; тогда Бог и Свою милость от него, яко неблагодарного и лукавого раба, отнимает; и тако человек, вместо милости, праведному Божию суду подлежит и за все свои грехи, какие ни сделал в житии своем, судим будет. Видим, христианине, как страшно и опасно не простить и мстить ближнему (4:88).

Христианская любовь требует взаимного прощения

Требует того христианская любовь, дабы брату нашему, который немощию естественною убежден, и диавольским действием поощрен, согрешил нам, – не мстить, но умилосердившися простить, чтобы от мщения зла не пострадал, и мы бы о том после не жалели, что брату беду причинили. Ибо часто бывает, что как обидевший, так и отмстивший жалеет о содеянном деле, но уже содеянного не возвратить. Чего ради наперед тое предусматривать должно, и не попущать гневу в ненависть и злобу возрастать, но тотчас начинающее куриться зло угашать духом кротости и человеколюбия (2:359–360).

Христианская любовь того требует; сказано о том выше, где было о любви говорено (1:171).

В обществе трудно друг против друга не согрешить, поэтому необходимо прощать

Живущим в обществе трудно друг другу не согрешить как-нибудь, или словом, или делом, или иным каким образом. Ибо сатана всегда и везде плевелы свои пагубные сеет, и подстрекает нас друг на друга, и тщится мир и любовь братскую между нами нарушить, а ненависть и вражду всеять. Сего ради нужно есть нам друг другу «оставлять согрешения» (2:359).

Прощение есть условие существования человеческого ОБЩЕСТВА

Требует того общества целость: понеже ежели бы вси друг другу отмщевали, общество бы не могло стоять, вси бы друг друга истребили, от взаимной вражды сие следует: «аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете», глаголет Апостол (Гал. 5, 15) (1:171–172).

Прощать друг друга пастыри должны более, чем вси христиане (1:10, см. ПАСТЫРЬ, 668).

Прощение – это значит не держать ни на кого гнев

Ежели кто тебе обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, да и Бог ему простит; и хотя сердце твое не хощет того, ты его преклоняй к тому и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себе победить, а «плотское мудрование умертвить». Трудно сие, но требуется от христианина, а паче «от монаха». Надобно простить ближнему, когда сам хочешь получить прощение от Бога. Остави и тебе оставится, ежели ты не оставишь, то и тебе не оставится. Страшно сие, но истинно, ибо святое Евангелие научает тако: «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (1:228–229).

Следует простить обидчику, чтобы Бог простил твои грехи

Оскорбленный должен отпустить оскорбившему, да и самому отпустится от Бога, и с упованием будеши молитися: «Отче, остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12–14). «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15), глаголет Господь. Видишь, христианине, коль страшно не отпущать согрешений ближнему. Отпущаешь ты согрешения человеку, отпущает и тебе Бог; не отпущаешь ты, не отпущает и тебе Бог. Что ж убо ты имеешися пред Богом, что ж и молитва твоя? Весьма ничто. Гневаешься ты на ближняго твоего: и сам во гневе находишися у Бога. Но сие великое бедствие твое от Тебе самого, яко гневаешися, и не отпущаешь ближнему твоему согрешения его. Подлинно он согрешил тебе; но ты согрешил и согрешаешь Богу. Он твой должник Божий. Он у тебе просит прощения, но ты просишь у Бога. Молишися Богу, «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Когда оставляешь от сердца ближнему твоему, то сердечно и молишися, и истинно и нелицемерно глаголеши словеса сия к Богу. Когда не оставляешь сердечно ближнему твоему, то словом только и устами, и потому лицемерно молишися. И тако МОЛИТВА твоя не только не пользует тебе, но и в грех обращается. Видишь, куда приводит человека гнев и вражда его. Победи убо себе, возлюбленне, и, отложивши гнев твой, прости все ближнему твоему (5:186–187).

Не прощающий ближнему не получит прощения от Бога

Аще убо ты так малого долга должнику твоему не отпущаешь: не отпустит и тебе Бог великаго твоего долга. Ты человек человеку подобному не прощаешь: и какого прощения от великаго и праведнаго Бога чаешь? Ближний твой тебе, подобнаго себе, оскорбил, и ты не прощаешь: ты безконечное величество Божие грехами оскорбил и оскорбляешь, и хощешь получить прощение? Влечешь на суд ближняго твоего: будет судить и тебе Бог. Мстишь ты ближнему твоему: будет мстить и тебе Бог. Предаешь в темницу клеврета твоего за малый его долг: предаст Бог и тебе за великий твой долг в темницу, где чрез всю вечность будешь платить долг грехов твоих, но никогда не заплатишь (2:361).

Какого убо мы надеемся получить от Бога прощения, когда мы подобным себе не прощаем? (1:240, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ, 646) (1:10, см. ВРАЖДА, 210).

Кто не отпускает ближнему, тому и Бог не отпустит

Должны изгонять из сердца злобу, яко им глаголет Христос: «Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15). А кому нет отпущения согрешений, тому от Бога отмщение и вечная следует казнь. Тако и «Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их» (Мф. 18, 35), глаголет Христос (3:224).

Кто не прощает ближнему, с того взыщутся и прежние прощеные грехи

Притча не иное что значит, как что содержащему гнев на ближняго своего, и согрешения его не оставляющему, не токмо не оставятся грехи от Бога, но и прежние его грехи оставленные возвращаются и поминаются. Ибо царь оный милостивый простил было должнику тому долг, но за немилосердие его, над братом своим показанное, паки возвратил на него долг, и предал мучителем во истязание долга. Откуда заключает Господь притчу тую так: «тако и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их» (Мф. 18, 35). Сего ради, когда получаем от Бога великих долгов наших прощение, то ради толикой к нам Божией милости должны и сами долги малые ближним нашим прощать, да не нам тое приключится, что лукавому оному евангельскому рабу (3:222).

Не желая простить ближнему, человек добровольно избирает смерть

Аще бы тебе повелел царь земный не токмо ближнему твоему простить обиды его, но и ему послужить, или смертию умереть: что бы ты лучше избрал – умереть или простить и послужить ближнему твоему? Уповаю, что лучше бы ты восхотел простить и послужить ближнему твоему, нежели умереть. Царь небесный повелевает не токмо прощать оскорбляющим, но и врагов любить, и добро творить ненавидящим. Иначе вечная смерть последует тем, которые повеления Царя небеснаго не слушают: «не всяк глаголяй ми: Господи! Господи! внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего Иже есть на небесех» (Мф. 7, 21) (5:189).

Без прощения нет СПАСЕНИЯ

Оставляем ли согрешения ближним нашим, оставляет и нам Бог от Своей милости; не оставляем мы, не оставляет и нам Бог. Якоже мы с ближними нашими поступаем, тако и с нами поступает Бог. от Тебе убо самого, человече, зависит оставление грехов твоих и неоставление, а от того и спасение или погибель. Без отпущения бо грехов нет спасения: коль сие страшно, сам видишь (5:187).

Кто не прощает ближнему, тот не ВЕРИТ

Христос Господь глаголет: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15; Мф. 8, 18). Аще верит христианин сказавшему словеса сия Христу, как всякому христианину должно верить, почто же на ближняго оскорбившаго злобится? Почто или словом, или делом отмщевает? Почто не оставляет от сердца, да и самому оставится. Слово бо Христово истинно и не мимоидет: оставляющему оставится, и не оставляющему не оставится. А когда не оставится, что оттуда следует, как что за вси грехи, делом, словом и помышлением соделанные, будем страдать во огне вечном и правде Божией платить? (5:23).

Памятозлобный человек от Бога в согрешении прощения не получает (1:240, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ, 646).

Когда не прощаем, то диаволу уступаем, а когда прощаем, уподобляемся Богу

Знай точно, что когда обиду будешь обидою, и злословие злословием отражать, то есть зло за зло воздавать, тогда диаволу место будешь уступать; ибо он хощет, чтобы мы зло за зло воздавали. И тогда Бог за нас не будет стоять, ибо Бог глаголет: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим. 12, 19), понеже мы тогда сами делаем тое, что Богу единому приличествует. А когда будем людям обидящим нас уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них, и добро за зло их воздавать, тогда диаволу не будет места. Мы тогда будем не уступать, но противу его стоять, и противиться ему, ибо диавол не хощет сего, чтобы мы добро делали людям. В сем состоит победа христианская, которая побеждает не плоть и кровь подобных себе человеков, но духа злобы (1:229).

Милосердие Божие побуждает к взаимному прощению

Да подвигнет нас ко взаимному прощению и друг друга помилованию милосердие Божие, которое на всяк час нам согрешающим является, которое так велико мы в себе дознаем, что хотя бы на всякий день и час ближний наш как ни согрешил нам, должны мы ему оставлять ради того человеколюбия Божия, нам показуемаго. Ибо какое бы ни было согрешение ближняго нашего к нам, то как капля противу моря, или ничто в сравнении с нашим пред Богом согрешением, которым мы всякий день и час пред Ним виновны находимся... Сего милосердия Божия не токмо слово изрещи, но и ум понять не может. Да постыдится убо и умолкнет гордость и злоба человеческая, за слово поносное брата погубить ищущая, когда Бог великий и святый так кроток, долготерпелив и милостив согрешающим нам! (2:360).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle