схиархимандрит Иоанн (Маслов)

РОПОТ

Ропот есть страшная неблагодарность Богу

Лекаря в болезни призывает, чтобы от болезни исцелиться, и всякое лекарство, и самое жестокое, приемлет, и все терпит, что ему ни предлагает он, и мзду целителю дает. Бог милосердий, «Иже хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти» (1Тим. 2, 4), хощет душу его болезнующую бедою, как жестоким лекарством, исцелить и в здравие привести. Лютая бо болезнь душевная есть сребролюбие, самолюбие, славолюбие, гордость гнев, зависть, ненависть, нечистота и прочия страсти; сими она недугует истаевает и умерщвляется; но грешник слепый не познает того Божия благодеяния, и милостивому Благодетелю не токмо не благодарит, но ропщет на Него (2:140).

Знамение НЕБЛАГОДАРНОСТИ есть нетерпение и роптание в бедах, потому что бедами нас хощет Бог исправить и к Себе привлещи,– за что подобало бы от сердца благодарити Богу, так милостивно о нас промышляющему (2:315).

Ропот есть хула на Бога и раздражение Его

Нетерпение и роптание в напастях не иное что, как хуление. Ибо ропщущий непременно думает, что он неправедно НАПАСТИ терпит, которыя на него посылаются от Бога, хотя бы он устами того и не произносил. Сын, наказуемый от отца, когда ропщет и негодует противу отца, показует тем негодованием, что отец его или неправедно, или не по мере согрешения биет, и тако более отца на гнев подвигает. Так, когда в бедах, от Бога нам посылаемых, негодуем, тем самым показуем, что неправедно страждем, что благости и правде Божией весьма противно и того ради более Его раздражаем, и тако большим бедам себе подвергаем (2:296–297).

Хулится имя Божие роптанием противу Бога, что бывает в несчастии и бедах, как-то обычай есть у таковых роптать: «что-де я сделал? что я согрешил? неужели я грешнейший от прочих?» и прочия безумныя речи. Ибо как все, так беды и напасти не без промысла Божия приключаются; и потому кто в бедах ропщет противу Бога, хотя и не называет Его неправедным, но самым делом и негодованием своим показует тое, что аки неправедно посылаются на него от Бога (3:80–81).

Ропот есть признак САМОЛЮБИЯ

Знамение самолюбия, когда кто, в беде какой и несчастии находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковый волю свою Божией воли предпочитает, без которой ничто нам приключиться не может (2:283).

Радоваться в благополучии, но роптать в скорбях есть лицемерие (3:250, см. РАДОСТЬ, 788).

Кто ропщет в неблагополучии, тот не имеет любви ко Христу (3:142, см. ЛЮБОВЬ, 470).

Христианин должен нести крест без ропота (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 878).

Бог от ропчущих отходит (5:148, см. СКОРБИ, 865).

Ропот усугубляет скорбь (1:182, см. ТЕРПЕНИЕ, 1042).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle