схиархимандрит Иоанн (Маслов)

РОСКОШЬ

Роскошь есть яд для души (4:82, см. ГРЕХ, 455).

Роскошь, как язва, погубляет душу

Роскоши, яко моровой язвы, берегись. Она весьма душу христианскую разслабляет, чуждое похищать, людей обижать и от подаяния милостыни, что требуется от христианина, руку удерживать научает. Роскошь, как чрево, сытости не знает, и как пучина, все добро пожирает... Тако роскошь все пожирает и ум разслабляет. Берегись убо роскошей. Естество малым довольствуется: похоти и роскоши много надобно (5:158–159).

Сколько в таких собраниях и гуляниях соблазнов, грехов и беззаконий бывает, не можно исчислить. Сколько слов и дел тамо, столько грехов; сколько лиц, столько законопреступников. Далеко отсюда отходит Бог и Ангелы Его святии. Тамо место диаволу и аггелом его злым, которые радуются с радующимися и веселятся о погибели их. Сего ради погибель их не дремлет, когда вскоре не очувствуются. Забыли они Бога и суд Его праведный; «Бога исповедают ведети, делы же отмещутся Его» (Тит. 1, 16) (5:368).

Роскошь переходит в нищету в жизни вечной

Царствуйте, царствуйте зде с миром, когда хощете; веселитеся и утешайтеся роскошами вашими, ездите друг ко другу в гости, пируйте, банкетуйте и танцы свои производите! Как-то тамо будете ликовать и танцевать!.. Читаем в Святом Евангелии, что «человек некий был богат, и облачался в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло». Но... по смерти ужасная ему перемена учинилась; по роскошах своих пошел в пламенное мучение; и по дорогих винах просит капли воды: и не дается ему: слышит ответ: «чадо! помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16, 19–26) (4:120).

Роскошь ничем довольствоваться не может

Похоть и роскошь много желает и ищет; ей и самое государство не довлеет; она никогда насытиться не может, якоже жар, крыющийся в сердце, утолитися, сколько ни пиет больной, не может. Познай убо и похоть и нужду естественную, и поступай по требованию естества, а не по желанию похоти (4:247).

Видим, что чрево ненасытно есть, всегда требует снеди и пищи: без того бо быть не может. Сегодня насытится; на другой день, и третий, и более вновь требует пищи. Тако имеется роскошь. Роскошь подобна чреву, все пожирающему. И роскошь бо есть прихотлива, и ничем и никогда удовольствоватися не может (4:398).

Роскошь есть внушение диавола для погибели

Мысли прихотливыя и роскошныя сатана, враг душ человеческих, представляет человеку, и в тех запутывает его: как-де хорошо и благоприятно веселиться, тое и тое делать, тем и тем себе утешать, в гости ездить и гостей принимать, и проч. Тако замышляет супостат, чтобы человек мир сей за свое отечество и рай веселия имел, а о будущем бы блаженстве забыл, и тако бы погибл; такожде бы на всякую неправду и обиды бедных людей, чему роскошь научает, стремился, и тако бы удобнее, во всех злых запутавшись, погибнул. Сия его хитрость есть и замысел! Сильная и действительная удица диавольская есть роскошь, которую души христианския уловляет и за собою в вечную погибель влечет (4:399–400).

Роскошь, как пожар, поедает ДУШИ и, как язва, заражает

С роскошию умножается всякое зло, и поядает души человеческия не иначе, как пожар, который, в одном доме наченшися, весь град или село пожигает, – или как моровая язва, которая, в одном человеке наченшаяся, многих близ находящихся заражает и умерщвляет. Видим сию во отечестве нашем всепагубную язву, которая не телеса, но души христианския заразила (4:119),

Суета и прелесть непостоянна, но всегда переменяется. Смотри на суету! Един построил такие-то и такие хоромы, един начал носить такую-то и такую одежду, един поставил такия-то и такия зеркала в доме своем, един начал в такой-то и в такой карете ездить, такую и такую трапезу поставлять, в таком и в таком убранстве слуг предстоящих иметь, и проч. Видит тое другий, и подражает ему; видят тое вси, и делают тое, что один. Итак разливается везде и умножается роскошь, и час от часу более и более усиливается (4:118–119).

Роскошь делает человека слепым и безумным

О слепоты развращенных и нераскаянных сердец! В сие ли печальное и смутное время веселиться? О како усиливается грех и оскудевает благочестие! Сии люди так делают, как те несмысленные корабельщики, у которых корабль разбивается, а они пляшут; или как те безчиные граждане, у которых город горит, а они банкетуют. Отечество стонет от бед и напастей; юноши оскудевают; казна истощается от войны; старцы только и отроки остаются и младенцы; и до нас дело доходит; везде матери, отцы, жены, братья и други сетуют и плачут по своих падших на брани и в опасности смерти находящихся: но сии едины гулянки веселятся, аки не сыны отечества, и со врагами нашими радуются о бедах наших, окружающих нас!.. О роскошь, роскошь! как ты ослепляешь, обезумляешь и ожесточаешь людские сердца! (5:368).

Пристрастие к роскоши угашает веру (4:166, см. ВЕРА, 152).

Роскошь принесла много вреда в истории

Читаем в историях, что многие города и государства от роскоши погибли. Роскошь бо все и всякое добро, как чрево или как пучина пожирает, и людей и самых сильных безсильными делает и разслабляет, и неугодными к брани делает. Радость бывает окрестным неприятелям, когда в государстве, противном им, роскошь умножается. Горе убо той стране и государству, в которой роскошь умножилась! Ибо с роскошью и всякое зло тамо умножается. От чего и праведный Божий гнев висит над тем. Оттуда не инаго чего ожидать, как погибели (4:400).

Где беззакония, там Бог отсутствует

Ведай и сие, что нет тамо Бога, где радость и веселие мира сего есть, когда люди радуются о богатстве, о чести, о славе, о роскошах, когда ликуют, пиршествуют, смехи чинят, танцуют, пиянствуют, поют недостойная христианам, кричат и прочия непотребныя веселости производят. Отходит от таковых людей Бог, яко безчинием их оскорбляется; но приходит туда лукавый мира сего дух, яко угодная ему дела тамо содеваются (3:296).

Пред гибелью люди более и более бесятся (5:368).

Роскошь в пище есть грех (3:243, см. ПИЩА, 678).

Роскошь и СКУПОСТЬ – противоположные сестры,

но обе губят душу

Роскошь и скупость – противныя сестры, но обе смертоносно заражают человеческия сердца. Едина расточает, другая хранит и стрещи богатство учит, но обе на погибель человеческую; едина разслабляет, другая связует человека, но и тая и другая умерщвляет душу его (2:162).

Роскошь в часы бедствий есть помощь врагам государства

Братия наша от пуль, ядер и меча на войне падают; инии во всегдашнем страхе и печали находятся: а мы зде безумно веселимся! Надобно им было помогать против врага, но мы вместо того гуляниями, пиянством и прочиими грехами изостряем иноплеменнический мечь на них, и так сами против себе воюем!.. (5:368).

Роскошь толкает на преступления

Роскошь требует, чтобы человеку пространно жить. А на тое не мало суммы надобно. Что ж замышляет роскошный? Откуда тую взять? готовой нет. Надобно убо роскошному всякую делать неправду. Властелину надобно с подначальных сбирать; помещику излишние оброки на своих крестьян налагать, или принуждать их более дней в неделе на него работать; купцу дешевую вещь за дорогую продавать, лгать, и купующих обманывать; иному мзду наемничу удерживать; иному жалованья, от государя определеннаго, подкомандным своим не давать; иному на воровство, хищение и всякую неправду обращаться надобно. Сему и всякому злу роскошь причиною бывает! Отсюда видим, что многие во всяком убожестве и недостатке живут, многие не имеют домов, дневнаго пропитания и одежды. Все сие от роскоши бывает! Роскошь научает людей обижать и обнажать (4:399).

Рассуждением о вечности изгоняются мысли о роскоши

Когда о блаженной и мучительной вечности будешь размышлять, то размышление сие, как ветр мглу, мысли твои о прихотях и роскошах развеет: и ничего не потребуешь, кроме нужнаго. Похоти и роскоши много надобно: естество малым довольствуется (4:400).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle