схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВОБОДА

Свобода дороже всего на свете

Ничто так людям не приятно и не желательно, как свобода. Кто не желает свободиться от работы, от пленения, от темницы? Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем. Птицы и прочия безсловесныя лучше изволяют на свободе быть, нежели в неволе и питаться готовою пищею. У всех природное желание и любовь к свободе. Почему никто ничем так не утешается, как свободою (3:425–426).

ПРАРОДИТЕЛИ нарушением ЗАПОВЕДИ потеряли свободу и стали рабами ДИАВОЛА

По преступлении заповеди Божией в раи, прародители наши, и с ними мы, чада их, все учинилися рабы греха и пленники диавольские, потеряли духовную свободу и царское духовное благородие, подпали греховной тяжкой работе и попали под область диавольскую; и гордился над ними, яко страшный исполин и мучитель над пленными. От сей тяжкой работы и диавольскаго пленения и власти искупил нас Христос, Сын Божий (3:169).

Грех сделал человека пленником (4:154, см. ГРЕХ, 454).

Грешник не видит своего бедственного положения, но думает, что он свободен (2:30, см. ДУША, 331).

Душа, связанная грехами, не имеет своей свободы (4:85, см. ГРЕХ, 267).

Свобода духовная и телесная

Есть телесная и духовная свобода. Телесная свобода есть, когда человек другому человеку не работает, власти его не подлежит; таковые суть цари и князи, власти земной не подлежащие. Такожде телесная свобода есть, когда человек телом свободен есть, не связан, не скован, не заключен в темнице, и проч. Духовная свобода есть, когда человек от греха и диавольския власти благодатию Божиею освобожден, не попущает греху и диаволу над собою царствовать, противиться страстям и похотям своим, плоть духу покоряет, единому Богу свободным духом служит. Таковый может быть телом раб человеку, связан, окован, в темнице, во узах, в пленении, но духом везде и всегда свободен есть. Духа бо поработить и связать никто не может (3:169).

«Раби и крестьяне, господам подчиненные». Вы смиреннии и кроткии овечки Христовы, отсюду утешение свое почерпайте, что ж хотя и называетеся рабами человеческими, но есте свободники Христовы; телом работаете людям, но души ваши свободны от работы греховныя; не имеете свободы и благородия, якоже господа ваши, но души ваши свободою и благородием христианским украшаются. Радуйтеся убо и веселитеся, яко и вас ждет наследие сынов Божиих (4:110).

Свобода не в том, чтобы делать все, что хочется

Когда-де христиане на свободу позваны и свободу имеют, убо им свободно, что хотят делать?– Никак, не в том состоит христианская свобода, чтобы им по воле своей жить и что хотят делать. Сия свобода есть не христианская, но плотская, и не так есть свбода, как работа истая и тяжкая: «яко всяк творяй грех, раб есть греха», по учению Спасителя (Ин. 8, 34). Лишаются таковые христианской свободы, которые плоти своей последуя, «угодие ей творят в похоти» (Рим. 13, 14); а вместо того попадаются под тяжкое иго мучителя диавола и греха, и делаются беднейшими пленниками страстей своих, и находятся под клятвою законною, гневом Божиим, и чадами вечныя погибели (3:427–428).

Плененный телом духом свободен (2:30, см. ДУША, 331).

Свобода есть освобождение от греха, смерти, ада, диавола,

хотя внешне можно находиться в узах

ВЕРА свобождает верующаго от ГРЕХА, СМЕРТИ, КЛЯТВЫ АДА, ДИАВОЛА и прочаго бедствия, и делает его духовно свободным. «Духовно», глаголю: понеже телесне может быть порабощен, может быть раб человеку, может быть в пленении, во узах, темнице, связан и окован быть; якоже многие таковые верные имеются, каковы были мученики святии и прочии правды ради страждущии: и ныне имеются под игом нечестивых находящиеся и раби благочестивии, своим господам работающии. Но таковые все «духовно» свободни суть. Ибо ДУХА никто не может поработить, пленить, связать, заключить, умертвить. «Идеже бо Дух Господень, ту свобода» (2Кор. 3, 17),-которая свобода в оном Христовом обещании означается: «аще Сын вы свободит, воистину свободни будете» (3:17).

Свободны они от греха, смерти и вечнаго осуждения. «От руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я», глаголет Господь чрез Пророка (Ос. 13, 14). «Той спасет люди своя от грех их», глаголется о Христе (Мф. 1, 21). «Свобождшеся от греха, поработистеся правде», глаголет Апостол верным (Рим. 6, 18). Сюда надлежит апостола Иоанна утешительное слово: «Той очищение есть о гресех наших» (1Ин. 2, 2). – Как-де христиане от смерти свободни, а они умирают? – Умирают телесно, но паки воскреснут в последний день, и во веки безсмертны будут... Неужели-де Христиане безгрешны? – Нет, имеют христиане грех, но не царствует над ними, и хотя от немощи грешат, но молитвою, покаянием и верою во Христа очищаются от греха... А христиане, которые попущают царствовати над собою греху, тии сей свободы не имеют; «яко всяк творяй грех, раб есть греха», по словеси Христову (Ин. 8, 34) (3:426) (также 4:103, см. ЖЕЛАНИЕ, 340).

В церкви Христовой или христианском обществе нет господина и раба, но вся суть братия о Христе, вси суть раби Господа Вышняго, и сынове небеснаго отца... Что же иные называются господа, иные раби, сие бывает по образу века сего, котораго разнствия в обществе не отнимает Божие слово. Проповедует оно свободу христианам, и повелевает в ней пребывати... Но сия свобода разумеется духовная, то есть, свобода от греха, клятвы законныя, диавола, ада и ветхозаконных обрядов. Сию свободу и раби благочестивии имеют. Напротив того, и господа, хотя телом свободни суть, но когда греху и страстям работают, оныя свободы не имеют, но суть раби, по словеси Христову: «всяк, творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 34). И сия свобода, то есть, свобода духовная, христианская, внутренняя, обща всем есть, господам и рабам благочестивым; и дотоле не имеют, доколе имеют в сердцах своих веру живую в Господа нашего Иисуса Христа. Без веры бо сея иметь свободу духовную никому невозможно: яко без Христа никто не может быть духовно свободен (3:396).

За велико люди почитают быть свободным человеком, быть благородным, никому не работать, но самому другим приказывать и повелевать: но у христиан «велико» есть быть свободным от греха, иметь благородную душу, никакому греху не работать! но единому Богу верою и правдою работать. То-то прекрасная «свобода» и то-то истинное «благородие»! Всякое внешнее благородие и свобода до гроба человеку служит, а тут от него отступает; и делается он, как един от подлых... Не тако душевная свобода. Она и здесь с человеком, и от мира сего с ним исходит, и сопутствует ему, и клеветникам уста заграждает, и пред Богом является, и о нем ходатайствует. Вот коль «велико» есть «душевная свобода и благородие»! (4:321).

Свобода от грехов есть истинное счастье христианина (4:107, см. СЧАСТЬЕ, 1030) (4:108, см. СЧАСТЬЕ, 1028).

Свобода в том, чтобы не быть подвластным греху

Тогда будем гнушаться и мы мерзостию греха, как гноем изверженным и смрадным. И сия-то есть истинная христианская свобода, о которой тщатися неусыпно должны мы, и предпочитать ее паче всех мира сего сокровищ. Сия бо свобода далеко превосходит свободу князей, вельмож и господ века сего, которые людям повелевают, но сами своим страстям повинуются; над людьми господствуют, но над ними господствует грех. Христианская свобода не тако: она Богу единому, и ради Бога людям повинуется и работает, но греховнаго ига не носит (2:113).

Сам убо разсуди, что пользует вне быть свободным, но внутрь быть подлым и рабом; телом от людей принимать служение, но душею работать греху? Благородныя души есть, стоять противу всякаго греха и противу того подвизаться и не попущать ему обладать собою. Лучше работать человеку, нежели греху и грехом диаволу. «Аще Сын вас свободит, воистинну свободни будете», глаголет Господь Свободитель наш (Ин. 8, 36) (4:321).

Свобода истиннная в том, чтобы сопротивляться греху и не порабощаться ему

Благочестно живущие, хотя в темницах и заключаются и пленяются, духом свободни пребывают. Доколе бо человек веру имеет и подвизается противу плоти, мира, диавола и греха, духовную свободу имеет, хотя телом и порабощается. Хощеши ли убо, христианине, сию преславную свободу иметь, подвизайся всегда противу греха и диавола, врага своего, и будеши свободен (3:169).

Свобода истинная есть свобода от закона

Свободни христиане от закона яко «не суть под законом, но под благодатию», по учению премудрого Павла (Рим. 6, 14). Яко не по принуждению закона, но свободным духом исполняют заповеди Божия; не как раби, боящиеся наказания господина своего, но как сынове, показующие охотное и любовное послушание отцу своему, приносят «плод духовный, иже есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона» (Гал. 5, 22–23). В сем кажется разуме Павел написал: «праведнику закон не лежит» (1Тим. 1, 9); яко он БЛАГОДАТИЮ Христовою делает тое, что закон повелевает. Но «лежит» кому? «беззаконным и не покоривым, нечестивым и грешникам, неправедным и скверным», и проч., якоже тойжде Апостол придает (1Тим. 1, 9–10). Сии требуют ЗАКОНА, обуздающаго страсти их, востягающаго от беззакония, претящаго им казнию (3:427).

Свобода истинная есть свобода от клятвы

Свобода христианская состоит в том, что они свободни – от клятвы законныя, якоже глаголет Апостол Павел: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва»... (Гал. 3, 13–14). Клятва законная в том состоит, что закон на всякаго, кто всего, законом Божиим повеленнаго, не исполняет, гнев Божий означает, и вечному осуждению подвергает. От сего христиане благодатию Христа Сына Божия, Который весь закон совершенно исполнил и за грехи наши предан бысть, и на древе, яко злодей, повешен был, и тако за нас «клятвою» был, свободни суть. И хотя закона совершенно не исполняют, однакож недостатки их и немощи совершеннейшим Иисуса Христа послушанием дополняются, и немощи сии благодатию Его оставляются им кающимся (3:426–427).

Свобода истинных христиан

не ограничена ни временем, ни местом

Истинные христиане сие сокровище у себя имеют,– свободу, глаголю, свободу не временную, но вечную. Их свобода ни местом, ни временем не заключается. У них свободы темница, пленение, работа, железная цепь и ничто сим подобное отнять не может; везде и всегда сие неоцененное сокровище с собою имеют, яко «не тленною мира сего ценою, не истленным сребром, или златом, но честною кровию, яко Агнца непорочна и пречиста Христа, купленное» (1Пет. 1, 18–19). Они работают людям, работают врагам, пленившим их, заключаются в темницах, связуются узами; но сладкия своея свободы не теряют. Так высокая, славная и сладкая христианская свобода! (3:426).

Свободу духовную имеет тот, кто имеет живую веру (3:20, см. БЛАЖЕНСТВО, 53).

Свободу дарует Христос (2:30, см. ДУША, 331).

Кто хочет из плена избавиться, тот должен за избавителем своим следовать

Надобно бо неотменно пленнику за пришедшим его свободити, когда свободитися хощет, последовати, и немощному слушати целителя своего, и утопающему в воде исполнити хотение простирающего ему руку: иначе никто от них не может от бедствия своего свободитися. Тако всякому, кто хощет свободитися от диавола, греха и смерти вечныя, должно неотменно хотение Христа избавителя исполнити и предатися в волю Его, да творит с ним, яко лекарь с больным, и яко наставник с заблудшим, и яко свободитель с пленным, и яко спаситель с погибшим. Иначе свободитися и спастися невозможно. Христос бо, аще и человеколюбец есть, «хотящих» спасает, а не нехотящих (3:354).

От человека зависит, идти за Господом

или быть Его противником

Бывает, что един зовет человека, глаголя: «иди за мною»; но другий говорит ему, отзывая к себе: «иди за мною». Тако Христос Бог всякому христианину глаголет: «иди за Мною», как выше сказано; но САТАНА, враг рода человеческаго, шепчет во уши человека, и отзывает к себе, глаголя: «иди за мною». Слышит человек злыя ШЕПТАНИЯ его столько раз, сколько раз чувствует злые и богопротивные помыслы, в сердце его востающие. Сие все есть мерзкое шептание его! О человече! кого тебе лучше послушать! Христа ли Господа твоего, Который так чудный о тебе показал промысл, и хощет тебе спасти, и в вечное Свое привести царствие, как выше видел ты,– или злаго шепотника диавола, который хощет тебе от Христа Спасителя твоего отвести, и в вечную погибель вринуть? (4:211).

Благодать бо Божия хотящих спасает, а не нехотящих (4:277, см. СПАСЕНИЕ, 982).

Христианская свобода, см. десятая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:425–428).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle