схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СВЯТЫЕ

Святые являются причастниками славы Божией

Апостоли, как Спасителя увидели в славе, так и явившихся Пророков, причастников тоя славы видели. Отсюда видим, что в вечной жизни святых слава будет подобна славе Христовой: будут «подобни Ему и узрят Его, якоже есть» (1Ин. 3, 2). Зде просветилося лице Христово, яко солнце: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их» (Мф. 13, 43), «Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3, 21). Видим еще, коликая радость и сладость тамо будет. Петр таковую радость и сладость почувствовал в себе, видев славу Божию, что и с горы сходить не хотел, но хотел тамо и пребывать: «Отвещав же Петр, рече ко Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти», и проч. Часть некую славы Божией, и сколько могли видеть видели, но в такую радость и сладость пришли: какая уже тамо радость и веселие будет, где вся явятся слава Божия, «где узрят Бога лицем к лицу» (1Кор. 13, 12) (5:150).

Доброта святых явится при воскресении

Как во время весны листвия и цветы зелий и древес извнутрь их исходят и являются вне, и теми листвиями и цветами аки одеваются зелия и древа, и тако прекрасный образ и вид представляют смотрящим: тако в воскресении доброта святых на телесах их явится, которая ныне в душах их сокровенная пребывает, и тою добротою, аки ризою прекрасною, одеются телеса их оживотворившаяся. Будут бо сообразны прославленному телу Спасителя нашего (2:111).

Святые всей душой стремились в Царство Божие

Звали в Царство Божие пророки, звали Апостоли, звали преемники их, святии, пастыри и учители церковные, в древности пожившие; ко и сами жаждущим духом и почести вышняго онаго звания спешили. И ничто их звания и течения того воспятить не могло. Не токмо богатство, честь, славу и всякое угодие мира сего ни во что вменяли, но и узы, темницы, изгнания, биения, раны, мучения, злострадания и всякия смерти презирали; и «чрез оныя скорби входили в царствие Божие» (Деян. 14, 22). Сего ради и званные ими люди, видя предводителей своих таковое течение к вышнему званию, со всяким усердием за ними спешили. Пример их, слову звания сообразный, поощрял и привлекал к тому званных людей (4:362–363).

Святые ради любви ко Христу ни во что вменяли жестокие мучения

А как еще потрудишися и прочитаешь книгу, в которой жития святых и многоразличная страдания мучеников написаны, лучше еще известишися, как то сильна и действительна вера! Тамо увидишь, что «ни скорбь, ни теснота, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, воинов Христовых не возмогла разлучить от любве Божия, яже о Христе Иисусе» Господе нашем. «Вменились они, якоже овцы заколения»; они ради Христа узы вместо украшения, темницы вместо чертогов Царских, всякое поношение и хулу вместо чести ставили; к смерти поносной, к снедению зверьми, к сожжению в огне, к потоплению в мори спешили как на сладкий брак; биения, раны, растерзания и раздробления удес так приимали, как в чужих телесах. А что их понудило так многоразличная страдания с радостию приимать, аще не вера, и вере родная сестра – «любы, яже ко Христу Иисусу», и за тое вечных и неизреченных благ в чертоге небесном воздаяние? Видиши ли, како они веру свою кровию своею и смертию запечатлели (1:71).

Святии подвизались и получили венец правды (2:36, см. ПОДВИГ, 685).

Святые пресекали злые помыслы, в чем и состоит христианский подвиг (3:228, см. ПОДВИГ, 686).

Святые в подвиге благочестия укрепляли себя надеждой на получение благ вечных (3:248, см. НАДЕЖДА, 584).

Святые Божий много клеветы претерпели (1:248, см. КЛЕВЕТА, 423).

Чтение и рассуждение учений святых отец приводит нас в познание Божие (5:60, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 101).

Грех беспокоит и святых людей, поэтому человек спасается только милостью Божией (2:170, см. ГРЕХ, 274).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle