схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СЕРДЦЕ

Благодать Святаго Духа на сердцах верующих написует закон жизни по Евангелию (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Закон Божий был дан прародителям и написан на сердцах их (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 777) (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Бог в сердце человеческом доброту, милость, щедроты и кротость насадил (4:41).

Сердце есть корень всех дел – и добрых и злых

Сердце сие есть начало и корень всех деяний наших. Что бо ни делаем внутрь и вне нас, сердцем делаем – или добро, или зло. Сердцем веруем, или не веруем; сердцем любим, или ненавидим; сердцем смиряемся, или гордимся; сердцем терпим, или ропщем, сердцем прощаем, или злобимся; сердцем примиряемся, или враждуем; сердцем обращаемся к Богу, или отвращаемся, сердцем приближаемся, приходим к Богу, или отходим и удаляемся... Следственно, чего на сердце нет, того и в самой вещи нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, но есть лицемерие; смирение не есть смирение, но притворство, когда не в сердце; дружба не дружба, но горшая вражда, когда вне только является, а в сердце не имеет места. Откуду Бог требует от нас сердца нашего: «Даждь ми сыне, твое сердце» (2:120–121).

Сердце, подобно сосуду, может быть заполнено чем-либо одним

Что сосуд есть: тое есть сердце человеческое. Сердце подобно есть сосуду. Сосуд полный и исполненный водою или другим чем, ничего инаго в себе не вмещает. Напротив того сосуд праздный удобен есть к восприятию всего. Сего ради люди испражняют сосуд, когда другое что хотят в него влить или положить. Тако и сердце человеческое имеется: когда праздное есть и не имеет в себе прихотей мирских и плотских, удобно есть к восприятию Божия любве; а когда любовию мира сего и плотскими похотьми и греховными пристрастиями наполнено, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Сребролюбием, самолюбием, славолюбием, гневом и памятозлобием, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями исполненное сердце, како может вместить в себе любовь Божию? «Кое бо причастие свету со тьмою» (2Кор. 6, 14)? (4:354).

Добрые и злые дела начинаются в сердце (2:121, см. ДЕЛА, 294).

Слова и дела открывают содержимое сердца

Что отрыжка желудка, тое от сердца происходящее слово и дело. Отрыжка зачнется прежде в желудке и исходит вон из уст: тако, что внутрь сердца у человека имеется, добро или зло, вне чрез слово или дело оказывается. Когда в сердце будет МОЛИТВА и избыточествует, то непременно окажем себе или возведением очес на небо, или воздеянием рук, или словом, сходным сердечной молитве. Сердечная бо молитва сыщет слова приличныя себе... Когда в сердце чувствуется Божия милость и благодеяние и за то БЛАГОДАРНОСТЬ, то исходит такожде чрез слова, приличныя тому... Когда в сердце чувствуется печаль за грехи, оказывает себе воздыханием или слезами. Воздыхание и СЛЕЗЫ, от сокрушенного сердца происходящия, суть слова сердечныя МОЛИТВЫ (4:324).

Признаки правого и неправого сердца

Правое сердце есть Богобоящееся: но неправое страха Божия не имеет. Правое сердце Богу и воле Его святой последует: но неправое своей злой воле и своим прихотям. Правое сердце всякого бережется греха: но неправое сердце о том нерадит. Правое сердце смиряется и смиренная мудрствует, но неправое возносится и высокомудрствует... Правое сердце всякого человека любит, и любви своей и от ненавидящих его не отъемлет: но неправое сердце только любящих его любит, и часто и тех ненавидит... Правое сердце, что на языке имеет и словом объявляет, тое и внутрь себя имеет, тое и мыслит; но неправое сердце иное говорит, иное мыслит; иное на языке, иное внутрь себя имеет... Правое сердце за все, что ни получает от Бога, благодарит Ему: но неправое всякое Божие благодеяние забывает (4:193).

Прямое древо ко всякому делу годится, все из него можно делать; но кривое дерево ни к чему не годится: тако правое сердце ко всякому чину и званию и общей пользе годится и потребно; но неправое сердце ни к какому званию и чину не годится; оно где ни будет, во всем воле своей, а не Божией будет последовать; везде скверный своей корысти, а не общей пользы будет искать (4:194).

В сердце сеятся семена или злые, или добрые (3:18, см. ВЕРА, 137).

К чему сердце обращается, то и является главнейшим в жизни человека

Как бо к миру обращение бывает тогда, когда человек сердцем к мирским вещам, т. е. к чести, славе, богатству, роскоши и всякой суете обращается, прилепляется и ищет их, яко любимаго своего сокровища: тако к Богу обращение бывает, когда человек, все тое оставивши, единаго Бога любит, желает сердцем, прилепляется Ему, и ищет Его яко высочайшего добра. Что бо человек познает и признает за свое добро и блаженство, тое и любит; что любит, того и желает; чего желает, о том и мыслит всегда; о чем мыслит, того со усердием и ищет. Ищеши ли чести, славы, богатства и прочей суеты в мире сем? Знамение есть, что ты за добро свое и блаженство почитаешь и любишь тое и желаешь; и подлинный знак есть, что ты сердцем от Бога и Создателя твоего отвратился, и обратился к созданию Его, и почитаешь тое более, нежели Создателя твоего. А когда все тое презревши и оставивши, ищешь единаго Бога, и Его единаго желаешь приобрести и иметь: знамение есть, что ты Его паче всего создания почитаешь, и в Нем свое удовольствие находишь, и крайнее свое добро и блаженство в Нем полагаешь. Тако, по словеси Христову, «идеже сокровище» человеческое есть, тамо и сердце его, тамо любовь его, тамо мысль его, тамо желания его; о том думает, тщится, ищет и разговаривает (Мф. 6, 21). Кто честь, богатство и славу мира сего, и все в нем содержащееся за сокровище имеет: в тем у него и сердце с своим желанием и любовию. Кому Бог един есть сокровище, тот Ему единому и прилепляется (4:156–157).

Кто к чему стремится, тем и сердце его заполнено

Видишь, что кто чего усердно желает, тот того с прилежанием и ищет. Например, кто желает честь или богатство мира сего получить, тот о том и старается, тое в сердце имеет и думает о том. Так кто желает благочестивого христианскаго жития, о том и попечение имеет, поучается день и нощь в слове Божием, и молится Богу о том. Ибо благочестивого жития зерцало есть святое БОЖИЕ СЛОВО, в котором представляется истинное БЛАГОЧЕСТИЕ и нечестие, путь нечестивых и благочестивых. Сим научаешься испытывать себя, желаешь ли ты усердно «о Христе Иисусе благочестно жити», или нет в тебе сего спасительного желания. Когда нет того и не тщишися о том, то непременно никакого БЛАГОЧЕСТИЯ в СЕРДЦЕ своем не имеешь и находишься вне числа верных, не имееши никакого участия со Христом, и ИМЯ ХРИСТИАНСКОЕ ничего не поможет (2:56–57).

Чем наполнено сердце, такие и действия производит человек

Видишь, что сосуд, чем напоен, такую и воню из себе издает: тако имеется и человеческое сердце. Когда любовь к Богу и ближнему имеет, такие показует и знаки, такие у него замыслы, начинания, слова, дела и помышления. И как яблоко доброе от вкуса, тако оно от дел, слов и обхождения познается. И как огнем согретая пещь теплоту издает, и от теплоты познается; так огнем ЛЮБВЕ Божия и ближняго согретое СЕРДЦЕ, теплоту милости, милосердия, терпения и кротости издает, и от тех познается. Напротив того, кто имеет любовию мира сего напоенное сердце, подобные тому и знаки оказывает, о том помышляет, в том поучается, о том беседует, тое и делает. Кто богатство или честь, или славу, или сласть, роскошь любит, о том и думает, того и ищет. Что и Господь глаголет: «идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). И хотя многие тщатся сокрыть начинания и дела свои, однакож, что внутрь кроется, утаиться не может, но вне выходит и является, не иначе, как пузырь из воды, который показует под водою крыющийся воздух, или как отрыжка из желудка. Не может бо древо доброе плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити, глаголет Господь (Мф. 7, 18) (2:40).

Два дела внешне одинаковые, а внутренне разные, это зависит от сердечнаго намерения

Видишь два яблока извне равно красные и приятны, но внутрь не равны; но едино внутрь гнило и смрадно, другое равно, как и извне. Разумей, что такое имеются и дела человеческие. У многих дела вне равно похвальны показуются, но внутрь разнствуют, яко не от равного сердца и намерения происходят... Напр., един дает милостыню ради любви Божией и ближняго,– другий ради самолюбия и тщеславия: сей тщеславен и самолюбец, а оный истинный милостивец. Един у оскорбленного просит прощения, жалея, что ближняго опечалил: и другий такожде просит прощения у обиженнаго, но ради того просит, чтоб на него не искал суда, и тако бы беды ему какой не учинил; сей самолюбием недугует, а оный истинный братолюбец есть... Тако и в прочем могут быть равны вне дела человеческия, но внутрь, в сердце, не равны могут быть. Мы их, по мнению нашему, равными судим, яко на внешнее только смотрим: но Бог, Который глубину сердца зрит и испытует, иначе судит, якоже глаголет Господь к Самуилу, когда пришел в Вифлеем помазити единаго от сынов Иессеовых на царство, и хотел то учинити над Елиавом: «Не зри на лице его, ниже на возраст величества его, яко уничижих его. Понеже не тако зрит человек, яко зрит Бог: яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1Цар. 16, 7). Сей случай и разсуждение учит тя тому, дабы дела твоя и внутрь в сердце добрыми были, которые вне похвальными показуются и всякое бы дело внешнее доброе от сердца добраго происходило, когда хочешь Богу угождать (2:52–53).

Любящий кого ЛЮБИТ, носит образ того в своем сердце

Любитель любимаго всегда в сердце своем носит, не вещественно (ибо не может тому быть, дабы человек весь, и телом и душею, в сердце нашем был), но духовно. Любовь бо в сердце место свое имеет и с любимым едино бывает. Так сын отца, котораго любит, и друг любезнаго своего друга, хотя и отсутствующаго, в сердце, объемлет; чего ради часто его поминает, печется, дабы противное что не приключилося, разглагольствует о нем, спрашивает о нем, спрашивает и проведывает, како любимый его находится отлучившийся от него; а часто и плачется, что долго с ним не видится. Сие действие примечается в естественной любви. Тако, кто Христа Сына Божия любит, всегда в сердце своем духовно объемлет и носит; а оттуда бывает, что часто о Нем поминает, РАЗМЫШЛЯЕТ и разсуждает о человеколюбном и спасительном Его смотрении, рождении, на земли пожитии, терпении, страдании, смерти, воскресении, вознесении, одесную Бога Отца седении, и радуется о том, удивляется тому, и со усердием Ему за тое со Отцем и Святым Духом Его благодарит, и желает лицом к лицу видети любимаго, Котораго ныне верою видит. Таков был Павел святый, который, любовию горя ко Христу, взывал: «желание имею разрешитися и со Христом бытии» (Флп. 1, 23) (3:144–145).

Бог смотрит не на внешность христианина, но на сердце

«Бог же наш», христианине, «сердца и утробы испытуяй; смотрит на сердце наше», а не на внешность и наружность (Пс. 17, 10; 1Цар. 16, 7); Он на то смотрит, что внутрь в сердце кроется, а не на то, что вне является; и по тому судит человека. Являешися вне смирен, хорош: но не возносишися ли сердцем? Не показуеши вне гнева и не яришися, хорошо: но не снедаешися ли внутрь злобою на ближняго твоего? Не убиваеши брата твоего руками, не худо: но смотри, не ненавидиши ли его в сердце твоем? «Всяк бо ненавидяй брата своего, человекоубийца есть» (1Ин. 3, 15) (4:145).

Бог смотрит на сердце человека (3:105, см. МОЛИТВА, 544) (3:22, см. БЛАГОДАТЬ, 41) (2:51, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 298).

Бог судит по сердцу человека (3:136, см. СЕРДЦЕ, 850).

Дела оцениваются по внутреннему состоянию сердца (2:121, см. ДЕЛА, 294).

Сердце есть жертвенник, на котором благоугодная жертва Богу приносится (3:86, см. ХРИСТИАНИН, 1066).

Богу нужно приносить сокрушенное смиренное сердце (5:81, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 107).

Сердце не бывает праздным, но занято или любовью, или враждою

Сердце человеческое праздно быть не может, но или враждою, или любовию непременно к какой-нибудь вещи занято. Ежели враждою занято, таковые и плоды произносит: произносит ссоры, драки, убийства, обиды, злословия, клятвы; лести, обманы, клеветы, осуждения, презрения, уничтожения, насмешки и прочая сим подобная. А ежели любовь в сердце живет, любезные и плоды являются, и как чистейшим очесам Божиим, так и благоразумным людем приятнейший (1:85).

Сердце не может быть раздвоено в ЛЮБВИ

Сердце бо, в котором любовь место свое имеет, раздвоено быть не может, но или к тому или к другому прилепляется, и противных между собою вдруг любити не может, но непременно, одного оставивши, к другому прилепляется, якоже глаголет Христос: «никтоже может двема господинам работати: либо единаго возлюбит, а другого возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет» (Мф. 6, 24). Мир Христу противен есть, убо кто любит Христа, тот не любит мира, по учению Апостола: не любите мира, ни яже в мире (3:146) (1Ин. 2, 15) (3:146).

Сердце человека одно есть, и раздвоено не может быть (2:99, см. ЛЮБОВЬ, 464) (2:76, см. БОГООБЩЕНИЕ, 95).

Сердце у того занято другою любовью, кто умом от Него отвращается и молитвою к Нему не восходит (1:86, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 462).

Порок и противная ему добродетель в едином сердце поместиться не могут (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 815).

Христианин в сердце своем должен иметь любовь к Богу и ближнему (3:86, см. ПОДВИГ, 685).

Христианин должен работать Богу сердцем (3:197, см. ЖИЗНЬ, 365).

К Богу не ногами, но сердцем приступает человек (4:41, см. БОГ, 84).

Следовать за Христом нужно сердцем (5:80, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881) (4:248, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 880) (3:178, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 880) (4:379, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 880).

Христианин сердцем принимает Христа (5:11, см. ХРИСТИАНИН, 1081).

Встречать Христа христианин должен чистым сердцем (5:11, см. ХРИСТИАНИН, 1081).

Сердцем христианин должен стремиться к небу, т. к. он небесный гражданин (4:77, см. ХРИСТИАНИН, 1073).

Вездесущие Божие должны чувствовать в сердцах наших (5:65, см. ВЕЗДЕСУЩИЕ БОЖИЕ, 85).

Сердце пред величеством Божиим преклонять (2:39, см. МОЛИТВА, 548).

Прославляя Бога, необходимо иметь сердце, согласное со словами (3:258, см. МОЛИТВА, 548).

Сердце есть место и седалище духовной мудрости, а не язык (2:18, см. МУДРОСТЬ, 571).

Сердце духовное есть внутреннее состояние, расположение

Сердце зде разумеется не естественно, поелику есть начало жизни человеческия, как философы разсуждают, но нравоучительно, то есть внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение. Тако разумеется оное апостольское слово: «сердцем веруется в правду» (Рим. 10, 10) и пророческое оное: «рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1). Сердце естественно рассуждаемое, поелику есть начало живота человеческого, у всех равно, то есть у добрых и злых, якоже и прочии естественные уды; но нравоучительно разумеваемое не равно есть, но у иного доброе, у иного злое, и проч. (2:119).

Сердце имеет в себе то, что глаза видят и уши слышат (4:161, см. СОБЛАЗН, 951).

Человеческое сердце в себе мир содержит (5:60, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 103).

Сердце человеческое всего человека в себе заключает (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 816).

Сердце не может удовлетвориться временным

Сердце человеческое никаким временным БЛАГОПОЛУЧИЕМ удовольствоваться не может. Чим большее богатство, слава, честь, тем более желания к богатству, славе, чести растет. А где желание и попечение, тамо безпокойствие и мятеж. Но в блаженной вечности всякое кончится желание, ибо совершенное в ней блаженство. Тамо слава, честь выше подняться не может; тамо богатство не растет; тамо здравие, мир, покой, мудрость не умножается: ибо получится высочайшее Добро, которое есть Бог. Тамо всяк своим жребием доволен. Насыщуся, глаголет пророк, «внегда явитимися славе Твоей» (Пс. 16, 15) (2:248–249).

Сердце есть дом для Христа, очистим покаянием, чтобы достойно принять

Очистим убо домы сердец наших истинным покаянием и изженем из него различных рода попечений и прихотей мира сего, да услышим пресладкий глас Его при дверех наших, и отверзем двери Ему: и тако приидет преславный Гость сей к нам. Господи, сладчайший Иисусе, Пастырю и Посетителю душ наших! не мини и мене нищаго и убогаго раба твоего, но человеколюбием Твоим посети смиренную мою душу; посети того грешника, ради котораго честную кровь Твою пролиял еси и крестную смерть претерпел еси. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!» (4:252).

Христос стучит. Надо очиститься, чтобы принять Его

Очистим и мы, возлюбленне, сердца наша от всякия скверны плоти и духа, да приимем в тоя Христа Господня, яко Он хощет приити и посетити нас и толкает в дверь. «Се стою при дверях и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною» (Апок. 3, 20). О, благости Иисуса, Который обходит, и ищет, и хощет в домы сердец наших внити! О, блаженное тое сердце, которое сего сладчайшаго Гостя приняти удостоится! Тамо будет такая вечеря, каковой «око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходит» (5:88) (также 4:158, см. БОГ, 90).

Тот отворяет двери сердца стучащему Христу, кто исполняет Его слова и удаляется от грехов

«Се стою при дверях и толку: аще кто услышит глас мой и отворяет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною» (Апок. 3, 20). Стоит сей святый Гость, Который нас ради странствовати на земле благоволил, стоит и ударяет в двери сердец наших, и хощет к нам внити, за которых святую кровь Свою пролиял. Но кто отверзает Ему двери в дом свой? Кто слышит глас Его?.. Кто же слышит глас Его?.. Неотменно тот, кто слову Его повинуется, престает от грехов, кается и желает сердечно за содеянные грехи, и содержит себе в истинном покаянии, якоже выше о сем глаголет Христос: «ревнуй и покайся» (Апок. 3, 19), к тому Он входит и вечеряет с ним, то есть утешает его истинным и живым утешением. Тое ж и на другом месте глаголет; «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его: и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). А где Отец и Сын, тамо и Святый Дух; где Бог живет, тамо царствие Божие, тамо утешение и радость живая и истинная. Божие бо благодатное радости присутствие «без утешение и радости не бывает» (Рим. 14, 17) (3:271–272).

Христос обретается в тех сердцах, которые поучаются в ЗАКОНЕ

В тех сердцах Он обретается, которыя в законе Господни день и нощь поучаются. В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвещает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Своя, и во удивление приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, запаляет любовь, и научает смирения и кротости. А удаляется от тех, которые СУЕТУ, ЛОЖЬ и БЕЗЗАКОНИЯ ЗАМЫШЛЯЮТ, и в тех поучаются. Разсуждай сие, и поучайся в законе Господни. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» (Пс. 1, 1–2). Премудрость и разум и ответы Его, отроческому веку необычные, показывали, что Он есть ипостасное Слово Божие, Отчая премудрость и сила, во плоти явльшаяся, и между человеками живущая. «Ужасахуся бо вси послушающии Его, о разуме и о ответех Его» (5:92).

Следует сердце исправить, чтобы всему быть исправным

Надобно убо христианину «сердце» свое исправить, и тогда исправен будет. Сердце же правое есть тое, которое воли Божией последует, то есть: что хощет Бог, хощет и оно, и чего не хощет Бог, не хощет и оно, чего, как себе, так и тебе желаю (1:210).

Вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца (1:210, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 366).

Очищение сердца есть жертва благоприятная Богу (3:85, см. ПОДВИГ, 1381).

Очищение сердца делает и внешние дела богоугодными

Когда человек отречется злонравия своего, и внутреннее свое состояние исправит, тогда и внешния его дела, слова и начинания исправны будут: руки не будут делать худого, язык не будет говорить худаго, ноги не будут ходить на худое, уши слышать, глаза смотреть худаго не будут; яко воля не будет хотеть худаго, но все доброе; и тако согласие доброе будет между сердцем или внутренним состоянием и внешними членами и деяниями их. От сердца бо всякое дело и слово зависит: от праваго и добраго сердца, дело и слово правое и доброе бывает. Тако от чистого колодеза чистые текут ручьи; тако гусли хорошия хороший издают голос; тако добрый колокол добре звенит; тако сосуд со ароматами добрую и приятную издает воню; тако, по словеси Господню, «древо доброе добрые плоды творит» (Мф. 7, 17) (5:326).

Сердце, когда переменится, то и внешние дела тому сообразные последуют (3:199, см. ДУША, 322).

Когда сердце переменится и исправится, тогда внешнее житие и дела будут добрые (4:144, см. ПОКАЯНИЕ, 709).

Когда сердце правое, то и ДЕЛА, СЛОВА и ПОМЫШЛЕНИЯ будут добрыми

А когда сердце право будет, то и дела наши, слова и помышления права будут,-от сего видно. 1) Что от сердца все внешнее дело зависит. Каковое сердце кто имеет, таковое и внешнее дело его. 2) И самое внешнее доброе дело (по видимому доброе) порочится, когда от неправаго сердца происходит. Напр. милостыня ближнему, даемая ради своей корысти или тщеславия,– правда от судии творимая не ради Бога, но ради избежания гражданскаго суда, суть по видимому добрыя дела, но порочатся, яко не от праваго сердца происходят. Доброе бо дело есть тое истинно доброе, которое так делается, как повелено. «Злое бо древо не может добра плода творити» (Мф. 7, 18) (2:49).

Сердце доброе всегда пользу приносит

Как прямое древо ко всякому делу годится, тако добрый человек имеется, у которого правое сердце. Правое же сердце есть то, которое Богу, Творцу своему и святой воле Его последует. Бог все делает в пользу нашу; так и правое сердце тщится все делать во славу Божию и пользу братии своея. Чего хощет Бог, того хощет и оно. Бог хощет и делает всем только добро, без всякой Своей корысти; тако и оно хощет и тщится всякому делать добро без своей пользы. «Любовь бо не ищет своих», глаголет Апостол (1Кор. 13, 5). Идеже бо ЛЮБОВЬ истинная, тамо и СЕРДЦЕ правое. Таковое сердце в каком звании и чине ни будет, всегда и везде право делает, и ко всякому делу и званию годится. Сим научаемся, любезный христианине, искать и просить у Бога сердца чистаго и духа праваго. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12) (2:48–49).

Сердце доброе дает плод (2:28, см. СЛОВО БОЖИЕ, 915).

Кто хочет спастися, должно чистым сердцем ко Господу обратиться (4:42, см. СПАСЕНИЕ, 971).

Чтобы войти в царство небесное, нужно переменить сердце (5:105, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1150).

Христианин должен исправлять сердце (5:69, см. ХРИСТИАНИН, 1112).

Нужно из сердца изжить все пороки (4:145, см. ПОКАЯНИЕ, 709).

Сердце от похотей обрезать (1:37, см. ОБРЕЗАНИЕ, 624).

Сердце нуждается в целожизненном подвиге очищения (2:120, см. ПОДВИГ, 681).

Как исправлять и очищать сердце

Когда хощем лице наше исправить, и исправно ли оно есть, посматриваем в зеркало; и оттуда усмотрев пороки на лице, отираем или омываем: тако, когда хочем сердце наше исправить, чтобы правое было, и правая замышляло, то должно нам в чистое жития Христова зерцало часто посматривать, и от того, усматривая неправность его, исправлять. Правое же сердце есть, которое всем отдает должное. Богу и Господу своему послушание, и честь, и славу; ближнему же своему ищет и делает пользу, как себе. Да обращается убо всегда пред душевными нашими глазами зеркало жития Христова, како Он обращался, живущи на земли, и какие нравы показывал,– паче же всего смирение Его, которое тем глубочайшее есть, чем высочайшее величество Его. Он не попустит нам гордится и славы и похвалы от человек искать (5:113).

Ради жизни вечной отвращаться от временнаго

Честь, славу, богатство и прочее мира сего сокровище презреть, и сердцем от того отвращаться, и да не СУЕТОЮ наполненное сердце или забудет о нем, или нерадиво и как нехотя будет искать его. Сердце бо у человека едино, которое когда временных ищет, о вечных забывает; и когда к вечности обращается и углубляется помышлениями в ней, о времени забывает; и когда печется о вечной жизни, не печется и нерадит о суетных мира сего вещах: едино из двух сих сердцем человеческим обладает. Когда в сердце попечение о вечном животе входит, тогда попечение о суетном стяжании исходит; и когда суета входит в сердце, то вечность отходит (5:39).

Чтобы познать Бога, необходимо сердце освободить от мирских привязанностей (5:60, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 103).

Не прилепляться сердцем к земному и суетному,

но стремиться к небесному – признак живой ВЕРЫ

Ни к чему в мире сем, то есть, ни к богатству, ни чести ни славе, ни прочему его сокровищу не прилагаться сердцем, но всегда к будущим и вечным благим взирать, тая мудрствовать, тех желать, и теми утешаться: «горняя мудрствовать, а не земная; вышних искать, идеже есть Христос одесную Бога седя», как учит Апостол (Кол. 3, 2). Вера бо живая с неба приходит, и потому верную душу к небу возбуждает и подвигает. И верная душа видит, что в мире сем на пути и странствовании есть, и потому «не имеет зде пребывающаго града, но грядущаго взыскует, ему же художник и содетель Бог» (Евр. 13, 14; 11, 10) (5:285–286).

Человек создан всегда к небесному отечеству сердце свое возводить (5:37, см. ЧЕЛОВЕК, 1166).

Верное сердце в мире сем обращается, как путник на пути, как странник и пришелец на чужой стороне (5:16, см. ВЕРА, 141).

Истинный христианин ни к чему временному сердце своего не прилагает, но стремится к наследию вечному на небеси (5:15–16, см. ВЕРА, 141).

Христианин не должен прилепляться к временному миру (5:91, см. ХРИСТИАНИН, 1084).

Христианин обязан от мира изыти сердцем (5:37, см. МИР ЗЕМНОЙ, 529).

Сердце как отвлечь от увлечения миром? (2:276, см. МИР СУЕТНЫЙ, 531).

Сердце не прилагать к миру

Ни к чему в мире сердца своего не прилагать, ни к богатству, ни к чести, ни к славе, ни к роскоши, много паче не искать того. Довольствоваться тем, что Бог подает, и благодарить Ему за тое; «Имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем» (1Тим. 6, 8) (5:72).

В отвращении сердца от мира почти вся сила христианского благочестия состоит (5:44, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 46).

Беречь сердце от любви к миру

Что не ино значит, как пристрастие к временным и мирским вещам, которым наполненное сердце не приемлет и не вмещает в себе слова Божия... Сей случай и рассуждение учит тя берещися любви мира сего, которою пленяется сердце человеческое, и молити о сем Бога с Давидом: «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс. 118, 37), а когда запутался в суете той, тщаться всяким образом от ней избыть благодатию Божиею, да не и ты с отрекшимися явишися недостоин вечери оныя пресладкия. Мнози бо суть звани, мало же избранных, заключает Господь притчу сию (Лк. 14, 24) (2:56).

Стремиться к внутреннему очищению

Сердце человеческое сосуд есть, нечистотою и смрадом похотей исполненный. Возлюбленный христианине! потщимся сей сосуд внутрь нас очистить; и тогда внешняя наша дела Богу угодна будут. Велико обещал нам Бог; Он обещал Сам в сердцах наших жить: «яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2Кор. 6, 16; Лев. 26, 12). Нет и не может быть большаго, дражайшаго, приятнейшаго и любезнейшаго сокровища, как Бога внутрь себе живущаго иметь; и нет большия чести ЧЕЛОВЕКУ, как храмом Божиим быть! Бог в чистой ДУШЕ, как в благоприятнейшем храме Своем, живет; и любезнее Ему в чистой душе обитать, нежели в рукотворенных храмах: понеже в ДУШЕ Образ Божий есть. Очистим убо и мы сердца наша, о Христианине, да и в нас явится образ Божий, прекрасная душ наших доброта, и так будем храмом Бога нашего (4:145–146).

Сердце очищается от ГРЕХОВ ПОКАЯНИЕМ

Видишь зде, что кто хощет Христа приняти в сердце свое, тому надобно себе очистить истинным покаянием; от закона познать ГРЕХИ своя, и тые покаянием, жалением и СОКРУШЕНИЕМ сердца очистить, или паче, тех очищения от Бога просить, тако приидет к нему Христос Сын Божий с Своим Евангелием, и подаст ему утешение не мира сего, но такое, какого мир не может прияти (5:95).

Покаяние состоит в перемене сердца (4:145, см. ПОКАЯНИЕ, 709) (2:59, см. ПОКАЯНИЕ, 708).

Сердце новое – второй плод покаяния (2:232, см. ПОКАЯНИЕ, 710).

Избавляться от грехов сокрушением сердца (4:96, см. ГРЕХИ, 268).

Сердце печалью сокрушается от познания закона и грехов (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Кто хочет от Бога просветиться, приступать к Нему с сокрушенным сердцем (4:12, см. ПОКАЯНИЕ, 711).

Печаль по Бозе приводит в сокрушение сердце (4:39, см. ПОКАЯНИЕ, 703).

Сердце, наполненное печалью, извергает из себя слезы (2:230, см. ПОКАЯНИЕ, 704).

Христианин должен от сердца исповедывать согрешения своя (4:15, см. ИСПЫТАНИЕ, 420).

Должно непрестанно Бога МОЛИТЬ об исправлении и очищении сердца

Понеже убо дело человеческое, как внутреннее, так и внешнее от сердца зависит, и каковое сердце, таково и дело – доброе или злое, и от природы имеем сердце растленное: того ради должно усердно и непрестанно молиться и просить у Сердцеведца Бога, Который из ничего все и из худаго доброе делает, просить сердца новаго и духа праваго, чтобы помышления и дела, от сердца происходящия, правыя, были и к единой Божией славе намереваемыя: должно, по примеру Псаломщика, всегда воздыхать: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12). А когда сердце правое будет, то и дела правы будут (2:123).

Молитва к Богу об ограждении сердца от действий лукаваго

Сыне Божий, Иисусе Христе, явивыйся во смиренной нашей плоти на земле, и посеявый доброе веры семя на селе мира сего! Огради страхом Твоим сердце мое, да не приходя лукавый восхищает посеянное слова Твоего семя и очисти сердце мое от терний печали века сего, лести богатства и всякия суеты, и сотвори тое доброю землею к приятию Божественного Твоего слова, да сотворю плод веры и имею часть со избранными Твоими, иже плод приносят Тебе ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять, – яко благословен еси со Отцем и Святым Твоим Духом во веки, аминь (3:120).

Нужно ко Господу воздыхать, чтобы Он благодатию Своею сердца наша согревал (4:73, см. СЛОВО БОЖИЕ, 912).

Молиться Богу, чтоб дал сердце плотяное (2:28, см. СЛОВО БОЖИЕ, 915).

Молитва должна быть в сердце (3:198, см. МОЛИТВА, 549).

Молиться необходимо от сердца (3:104, см. МОЛИТВА, 547).

Сердце должно участвовать в молитве (4:40, см. МОЛИТВА, 551).

Сердце всегда и везде можем к Богу возводить (4:41, см. БОГ, 84).

Сердце веселится от плача духовного (4:104, см. ЖЕЛАНИЕ, 340).

Покаянием сердце приуготовляется к восприятию Евангелия (5:104, см. ПОКАЯНИЕ, 710).

Сердце необходимо очистить, чтобы слово Божие дало пользу (1:54, см. СЛОВО БОЖИЕ, 914).

В сердцах через слово Божие действует Святый Дух (2:87, см. СЛОВО БОЖИЕ, 894).

При изучении слова Божия сердце должно быть землей плодоносной

Чтобы сердце не было путем различных суетных, вредных и страстных помышлений, на котором посеянное семя слова Божия птицы небесныя похищают, чтобы не было сердце каменным, ибо тогда бесплодно будет слово Божие. Чтобы не было тернием попечений житейских, богатства, чести обнято; и тут бо безплодно будет слово Божие. Чтобы было землею доброю, и так будет плодоносно. Смотри притчу о сеющем (Мф. 13, 18–23) (1:186).

Как приготовить сердце к слушанию слова Божия

Надлежит убо, когда в слове Божием хощем с пользою поучатися, учинить следующая. – Первое. Чтобы сердце наше не было дорогою различных похотей и суетных помышлений, на которой посеянное слово Божие птицы небесныя поедают, то есть дуси злобы поднебесныя похищают. – Второе. Чтобы не было каменное, и потому безчувственное, дабы от печали житейских попечений, всеянное слова Божия семя не посохло. -Третие. Чтобы не объято было тернием сребролюбия, любочестия, любосластия и прочиих прихотей, которыми подавляется всеянное слово Божие и безполезно бывает. – Четвертое. Следственно должно быть ему землею доброю, чтобы могло принести плод во сто, или в шестьдесят, или по крайней мере в тридесять. Тако, очистивши и предуготовивши сердце, надобно приступать к слышанию слова Божия со страхом и радостию (1:54–55).

Сердце – место сокрытия дорогого духовного сокровища – слова Божия (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ, 919).

В сердцах должно запечатлеться и приносить плод слово Божие (2:10, см. СЛОВО БОЖИЕ, 922).

Сердцу как духовному стомаху всегда подобает желать Божия слова (2:56, см. СЕРДЦЕ, 852).

Сердце, хотящее плод слова Божия творить, должно помощи у Христа просить (4:72, см. СЛОВО БОЖИЕ, 912).

Чтобы слово Божие имело действие в сердце, необходимо молиться (1:74, см. СЛОВО БОЖИЕ, 913).

Слово Божие, падшее на сердце, хотя и с радостью приемлется, но не всегда плод в нем приносит (4:71, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).

Сердце закрыто у тех, кто слово Божие слушает только ушами (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 903).

Сердце растленно не может углубить слово Божие (2:47, см. СЕРДЦЕ, 853).

Сердце когда право перед Богом

Сердце чисто и правое тое примечается в Cвятом Писании, которое 1) тщится воле Божией последовать; 2) ищет во всех своих делах, словах и начинаниях славы Божией; 3) печется о пользе ближняго своего, то есть всякого человека (2:120).

Сердце право пред Богом,

если верует в Бога и по вере живет

Памяти достойно есть, что Давид святый поет далее в том же 7-м псалме: «помощь от Бога спасающаго правыя сердцем» (Пс. 7, 11). Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Которые правы суть сердцем. Кто суть правы сердцем? Ответ: которые чистосердечно обратилися, и веруют в Него, и в новости жития ходят, воли Его последуют и угождают Ему всем сердцем,– сим помощь Свою подает Бог, сих и спасает. Да последуем убо и мы воли Божией, а не нашей; да угодим Ему, и тако спасет нас (1:205).

Вера должна быть в сердце (о признаках присутствия веры в сердце (4:165, см. ВЕРА, 140).

Вера истинная святая имеет свое место в сердце (3:24, см. ЛИЦЕМЕРИЕ, 909) (3:25, см. ВЕРА, 140) (3:14, см. ВЕРА, 141).

Вера в сердце познается от духовных действий (5:286, см. ВЕРА, 140).

Вера сердце человеческое отвлекает от земного мудрования (4:165, см. ВЕРА, 151).

Вера очищает сердце от мирских похотей (3:241, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 737) (3:16, см. ВЕРА, 150).

Верою вселяется в сердце благодать (3:14, см. ВЕРА, 141).

Верующий человек в сердце своем имеет радость и веселие о Бозе (4:165, см. ВЕРА, 141) (3:18, см. РАДОСТЬ, 785).

Чтобы Евангельская вера в сердце зачалась, нужно познать немощь свою (3:11, см. ВЕРА, 156).

Вера в сердце воспринимается от Евангелия (3:10, см. ВЕРА, 156).

От рассуждения слова Божия возбуждается в сердце живая вера (5:152, см. ВЕРА, 156).

Без молитвы и причастия Святых Таин Христовых вера быть в сердце не может (4:166, см. ВЕРА, 151).

Приготовление к причащению состоит из вычитывания молитв и исправлении сердца (3:264, см. СВ. ТАЙНЫ, 832).

Вера в сердце, что светильник в доме (4:165, см. ВЕРА, 133).

Христианин должен заботиться, чтобы светильник веры в сердце не угас (4:165, см. ВЕРА, 57).

Верное сердце должно подвизаться, чтобы сохранить веру (3:21, см. ВЕРА, 149).

Просвещенное верой сердце через благодать Святаго Духа разжигается любовью ко Христу (3:148, см. ЛЮБОВЬ, 472).

Сердце христианина злобу врагов побеждает любовью (5:138, см. ЛЮБОВЬ, 501).

Благодать зажигает в сердце любовь (4:342, см. БЛАГОДАТЬ, 38).

Сердце правое имеет истинную любовь (2:49, см. СЕРДЦЕ, 843).

Сердце, согретое огнем любви Божией, издает теплоту милости (2:40, см. СЕРДЦЕ, 838) (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496).

Сердце принуждать к ЛЮБВИ

«Сердце-де мое от него отвращается?» – Ты сердце свое верою и любовью Христовою побеждай и убеждай, и не что сердце хощет, но что вера твоя и заповедь Христова требует от Тебе, делай. Христос велит, любитель твой велит; того вечная правда требует; то воле Его святой угодно, тебе полезно, хотя плотское сердце, мысль и разум слепый противно хощет. Следственно так должно делать, как Он хощет, а не как страстная плоть наша, когда хощем любить Его. В том бо состоит и ПОДВИГ наш христианский, чтобы нам делать не тое, что плоть наша слепая хощет, но что заповедь Божия (3:143).

Любовь входит в сердце, очищенное покаянием (4:354, см. ЛЮБОВЬ, 959).

Сердце становится добрым от послушания воле Божией

Доброе есть сердце, которое воли Божией покорно и согласно: злое есть сердце, которое воли Божией противно и несогласно. Доброхотное сердце вера соделывает; добрыя воли родительница есть вера, глаголет Амвросий святый: убо где доброхотнаго сердца нет, тамо и веры нет. Потщись убо, христианине, внутрь себе исправить, и быть добрым, и будеши истинно добр; иначе как был, так и будеши всегда зол, что вне не будешь делать. Отсюда видишь, что ВЕРА обновляет человека, и есть корень добрых дел (5:165–166).

Сердце смиренное удобно сохраняет дарования Божий (2:262).

Суета от сердца исчезает при памятовании о дне смерти (5:44, см. СМЕРТЬ, 935).

Размышление о временном и вечном очищает сердце (5:48, РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790) (5:45, см. РАССУЖДЕНИЕ, 793).

Приуготовляться к суду Божию сокрушением, т.е. очищением сердца (5:22, см. СУД БОЖИЙ, 2054) (5:58, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ, 649).

Христианин должен собирать и слагать в сердце своем душеполезные мысли от мира сего (4:7, см. РАЗМЫШЛЕНИЯ, 790).

Испытывай свое сердце, а не чужие дела (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ, 421).

Нужно принуждать себя к добрым делам, хотя и не хощет сердце (4:134, см. УСЕРДИЕ, 1059).

В сердце необходимо иметь смирение, милосердие, молитву и проч. (5:234, см. ЛЮБОВЬ, 464).

Сердце обновляется силою Божиею (4:136, см. ГРЕХ, 257).

Когда человек истинным сердцем обращается ко Господу, то греховная завеса отнимается от него (4:66, см. ГРЕХ, 256).

Чтобы человеку переменить себя на лучшее, надобно познать бедное сердца состояние (5:31, см. САМОПОЗНАНИЕ, 820).

Чем ближе приходит Бог со Своим светом и дарованиями к благочестивому сердцу, тем более оно познает свое ничтожество (2:67, см. ГОРДОСТЬ, 223).

Уединение помогает исследовать глубину сердца (2:112, см. УЕДИНЕНИЕ, 1051).

Сердце обновляется крещением (2:63, см. КРЕЩЕНИЕ, 440).

Рассуждением о всеведении Божием сердце свое исправлять (5:68, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 365).

Христианин тот, кто сердцем верует во Христа, а не устами (3:27, см. ХРИСТИАНИН, 1075).

Истинно обратившееся сердце не останется без утешения (4:87, см. ПОКАЯНИЕ, 712).

Благочестия нет в сердце, когда нет о том тщания (2:56–57, см. СЕРДЦЕ, 837).

Сердце, пристрастившееся к миру, как веры, так и любви ко Христу не имеет (3:148, см. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ, 730) (1:85, см. МИР СУЕТНЫЙ, 524).

Христианин, когда прилепляется к созданию, сердцем своим отступает от Бога (5:34, см. ХРИСТИАНИН, 1087).

Сердце враг увлекает СУЕТОЙ, чтобы не стремиться к Богу

Сатана сердца людей, благодатию Божиею свыше неотражденных, возмущает и помышлениями житейских попечении движет, и то к той, то другой, то к третьей суете бросает их и привязывает, дабы, теми попечениями опутавшеся, не могли истинным сердцем Бога искать... Сия вся сатана влагает им в сердца, и движет их и связует таковыми замыслами, дабы не могли осмотреться и Бога с вечными благими искать. Сие известнейшее есть знамение человека, веры и любви Божия неимеющаго. И которыи христиане так делают, вне только вид христианства показуют, но внутрь ХРИСТИАНСТВА не имеют; и суть подобни гробам, вне украшенным, но внутрь исполненным мертвых костей и смрада (2:105).

Сердце растленное склонно к мирской суете (3:210, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 374).

Сердце человека от Бога и спасения увлекается суетой мира (1:175, см. МИР СУЕТНЫЙ, 523).

Сердце, исполненное суетой, только суетное замышляет, и такой подобен слепому (2:151, см. САМОМНЕНИЕ, 812).

Сердце, пристрастившееся к суете мира, отрицается от Царства Небеснаго (3:24, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1151).

Ослепленный человек сердце свое покоряет тому, что ему должно покоряться (3:136, см. ТВОРЕНИЕ, 1035).

Грешник сердцем отвращается от Бога, удаляется волей и непослушанием (2– 215, см. ГРЕХ, 254).

Сердце, в котором угасла вера, далеко отстоит от Бога (4:165–166, см. ВЕРА, 151).

Когда в сердце нет веры, то в нем только тьма и всякое заблуждение (4:165, см. ВЕРА, 134).

Глубоко сердце человеческое растлено и повреждено ядом первороднаго греха (5:32, см. ПОДВИГ, 683).

Первородный грех отвратил сердце человека от Бога (3:134, см. ГРЕХ, 229).

В сердца прародителей враг посеял злое семя грехов (3:18, см. ВЕРА, 137).

Каждое рождение в христианине увелекает к себе его сердце (3:57, см. БРАНЬ, 118).

Сердце человеческое не что иное хочет, как только противное воле Божией (3:134, см. ГРЕХ, 229).

Сердце, в котором нет смирения, но паче гордость имеется, в том нет и благочестия (2:67, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 48).

Никогда не можем испытать сердце, но там всякое зло (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ, 421).

Злополучие показует, что в сердце кроется (1:205, см. СКОРБИ, 855).

Сердце колеблется умножающимися соблазнами (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ, 922).

Гордость сокровена глубоко в сердце (5:227, см. ГОРДОСТЬ, 223).

Для примирения необходимо сломить гордость в сердце (5:185–186, см. ПРИМИРЕНИЕ, 765).

В человеческом сердце злонравие кроется (5:30, см. ПОКАЯНИЕ, 1428).

Если добрые дела исходят из сердца, наполненного тщеславием, то приносят вред христианину (2:51, см. ТЩЕСЛАВИЕ, 2106).

Диавол ни о чем так не радуется, как о злом сердце (1:240, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ, 1307).

Сердце злое ничем не бывает довольным

Видишь, что кривое древо ни к какому делу не годится. Тако имеется злый человек, у которого сердце не правое есть. Он, по подобию древа кривого, никуда не годится. Рабом ли будет? Не верно, но лестно, лениво и лукаво работает... В счастии своевольствует и свирепеет, в несчастии негодует и хулит. Словом, ни милостию не преклоняется, ни наказанием не исправляется, как древо кривое, которое ни теплотою, ни морозом не исправляется. Причина тому сия, что неправое сердце имеет, от которого все зависит. Такожде и свободник злый тоежде показывает; тое только замышляет, что себе видит угодно, хотя бы Богу противно, себе и прочиим вредно было (2:48).

Страсти есть внутренние идолы в сердце человека (3:192, см. СТРАСТИ, 989).

Похоть, в сердце человеческом крыющаяся, возбуждается ко злу видением и слухом (4:161, см. СОБЛАЗН, 952).

Беззаконное и безстрашное житие внутрь сердца кроется (5:68, см. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ, 362).

Всякий грех изгоняет веру из сердца человека (3:139, см. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ, 361).

Вера суетная, если только на языке, а в сердце безбожие (1:108, см. ВЕРА, 154).

Если в сердце диавол, то человек тот льстец (5:160, см. ПРОСТОТА, 771).

Враг в сердце человека злые помышления возбуждает (4:52, см. ПОМЫШЛЕНИЯ, 742).

Сердце, растленное врагом, имеет в себе орудия борьбы, которые уязвляют душу христианина (3:441, см. ВРАГ, 203).

Зло входит в сердце через чувства (3:324, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 49).

Всякая мерзость начинается в сердце

Всякая бо мерзость прежде внутрь в сердце человеческом начинается, и потом вне исходит и является. Вне убо сердца человеческаго ИДОЛ ничтоже есть, но всякий ИДОЛ в сердце человеческом есть. Сердце человеческое есть мерзкое капище, идолов и мерзостей исполненное. Оно вымыслило всякое идолонеистовство, и в самое дело произвело. Тамо всякое зло и богопротивная мерзость кроется. И когда верою не будет очищено, не иное что зачинает и раждает, как только злые и богопротивные плоды. И хотя многие, верою неочищенные и Духом неотрожденные, показуются вне добрыми, но внутрь злые суть, подобны «гробам повапленным, которые вне являются красны, внутрь же полны суть костей мертвых и всякия нечистоты» (Мф. 23, 27). Бог же по СЕРДЦУ и внутреннему состоянию СУДИТ, а не по внешнему (3:136).

Когда сердце бывает лицемерным

Двоедушие или двоесердечие бывает в человеке том, который иное языком говорит, иное мыслит, каковаго обыкновенно называют вси двоедушным, или явнее назвать можно льстецом, обманщиком и лукавцем, которому пороку противна добродетель есть простосердечие (2:120).

Сердце грешит, хотя вне и нет греха,

но Бог смотрит на сердце

Бог в писании Своем не к телу нашему глаголет: «не убий»; не к рукам глаголет: «не укради» и пр; но к сердцу. Следственно, хотя телом не грешит человек, руками не убивает, не крадет, телом не прелюбодействует, но когда в сердце похоть питает блудную, сердцем злобится, ненавидит ближняго, сердцем желает чуждаго: убо и блудодействует, убивает, крадет. Сердце убо человеческое грешит, хотя бы вне и не являлся грех (1:210).

Семя всякого ГРЕХА есть в сердце

Всякаго бо греха семя в сердце нашем имеется. И тако, что примечаем в ближнем нашем делом совершаемое, тое можем и мы при случае делать, и злаго семене злые плоды показывать. Природно бо нам зло сие, ибо с тем вси родимся (2:113).

В глубине сердца всегда есть греховная нечистота,

которая открывается ИСКУШЕНИЯМИ

Видим, что хотя и чистая вода имеется в ключе, однакож бывает на дне его тина или грязь: тако во глубине сердца человеческаго имеется всякая нечистота; как смердящая тина и зловоние, тамо кроется гордость и высокоумие, тамо сребролюбие, тамо гнев, злоба и зависть, тамо скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе познается на дне его нечистота имеющаяся тогда, когда жезлом или иным каким орудием во дно его ударяется; тогда от тины или грязи, на дне его лежащия, вся вода в ключе возмущается и бывает мутна: тако нечистота страстей и скотский злый нрав, во глубине сердца человеческаго лежащий, во время искушения и соблазнов познается. Кто бы познал, что на дне ключа имеется тина или грязь, аще бы она оттуду в случае ударения не исходила и себя не оказывала? Тако откуду бы мы знали, что в глубине сердца человеческаго толикая кроется мерзость и нечистота, аще бы она оттуду не выходила и себя внешними делами не оказывала? Видим, как человек в случае ярится, кричит, хулит и прочия безчинныя действия показует: действует то в нем и к таким безчиниям возбуждает его гнев, в сердце его, как яд, сокровенный и в случае искушения и обиды сказуемый (4:134–135) (также 4:334, см. ИСКУШЕНИЯ, 407) (5:31, см. ИСКУШЕНИЕ, 406).

Сердце преисполнено всякого зла,

что выявляется ПОМЫСЛАМИ и делами

Приникни во глубину сердца твоего, и увидишь, какое тамо зло и бедствие кроется. Сие зло злыми помыслами, как злое древо злыми своими плодами, себе оказывает. «Извнутрь бо, от сердца человеческаго помышления злая исходят» (Мк. 7, 21)... А что внутрь, в сердце кроется, тое вне, как из котла кипящаго, что вместиться не может, чрез внешняя деяния извергается. Отсюду происходят ссоры, вражды, проклинания, злословия, хулы, лести, обманы, насмешки, укорения, отсюду гнева плоды: мщение, зловоздаяние, кровопролитие, убийство; отсюду хищение, лихоимание, клятвопреступление, обида бедных, пролияние слез вдовиц и сирот. Сердце извергает смрадные запахи и плоды свои – студодеяния, блудодеяния, прелюбодеяния, сквернословия, срамословия, слова и деяния студные, шутки безстыдныя, сладострастия скотския; словом сказать: всякая мерзость и всякое зло от сердца исходит, как из земли посеянное семя возникает: и делом самым исполняется, когда силою страха Божия бедствие и окаянство всем человекам общее есть. Сие должно нам познавать и признавать, и тако смиряться (2:260).

Сердце скрывает гнев или кротость – это обнаруживает обида (2:50, см. ИСКУШЕНИЯ, 406).

Благость Божия в сердце человека сильнее чувствуется после искушения (4:14, см. ИСКУШЕНИЯ, 416).

Необходимо подвизаться против всех искушений (3:21, см. ВЕРА, 149).

НЕБРЕЖЕНИЕ и УНЫНИЕ не дают возможность принять СЛОВО БОЖИЕ

Видишь, что в праздный сосуд ничего не может принять в себе, пока не откроется. Тако и сердце человеческое, хотя и испраздненное будет от суеты мира сего, но связанное жестокостью, небрежением, унынием, не может принять слова Божия. Откуду глаголет Христос, Ипостасное Божие Слово: «Се стою при дверех, и толку; аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною» (Апок. 3, 20). Всегда Его божественный и пресладкий глас ударяет в сердце наше чрез слово святое, но не всяк слышит его; не слышит же ради того, что ушес сердечных не имеет отверстых, о которых Он глаголет: «имеяй уши слышати, да слышит» (Мф. 13, 6 и 43). Должно убо хотящему слово Божие в сердце свое принять, и от того плод сотворити, открыти сердце свое, и, якоже изсохшая земля жаждет дождя, да сотворит плод, тако сердцу нашему отворить уста своя, и жаждать Божия слова, т. е. ненасытно хотеть и желать слово Божие слышать, не ради иной какой причины, но того ради, чтобы душа духовное приобретала созидание. И якоже повседневно желает стомах наш пищи и пития, тако подобает СЕРДЦУ нашему, как духовному стомаху, всегда желать Божия слова, которая есть душевная пища (2:56).

Сердце человеческое, занятое различными похотьми, не может вместить в себя слова Божия (1:54, см. СЛОВО БОЖИЕ, 914).

Если человек не обратился всем сердцем к Богу, то молитва ему не принесет успеха (1:202, см. МОЛИТВА, 549).

В сердце, заполненном ГРЕХАМИ и ПОРОКАМИ,

не находится места для Христа

Надобно таковому опасаться, чтобы не преличествовало ему Христово слово, сказанное, единому книжнику, который и по Христе хотел ходить, и мира не оставить: «лисы язвины имут, птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити» (Мф. 8, 19–20). Лесть, лукавство, лицемерие, сребролюбие, лихоимство и всякое злое похотение суть как «лисы», язвины своя в сердце человеческом имеющия, и как «птицы» гнездящиеся: Сын убо человеческий не имеет где главы подклонити; но входит в кроткия, смиренныя, сокрушенныя печалию за грехи сердца, и благодать Свою с Собою вносит (3:271).

Сердце, которое осквернено любовью к миру,

не посещается Богом

Не обитает бо Господь в сердцах, нечистого мира сего любовию оскверненных. «Кое бо причастие правде к беззаконию, или кое общение свету ко тьме?» (1Кор. 6, 14). «Бог бо наш свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя» (1Ин. 1, 5); мира же сего любовь есть тьма, «яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть» (1Ин. 2, 16). Хотящие царя земнаго принять в дом очищают дом, кольми пачи хотящему принять Царя небеснаго должно очистить дом сердца своего (3:151).

Сердце, не согретое любовью, христианину нет пользы от его благочестия (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 495).

Писание Святое называет то сердце каменным, которое не обновлено благодатью Святого Духа (2:103, см. БЛАГОДАТЬ, 37).

Сердце без БЛАГОДАТИ плода не творит

Сердце наше без Тебе и Твоей благодати не иное что, как розга изсохшая, которая никакого плода не творит. Твоя любовь предваряет всех, и возжигает в сердцах наших хладных любовь к Тебе; и за благодать Твою, которой мы содействуем, новую воздаеши благодать. Тако везде благость Твоя обходит и предваряет и последует нам (3:150).

Видишь, что земля, хотя и сеется на ней семя, ничего не прозябает, когда не будет иметь влаги. Тако имеется и сердце человеческое, хотя и слышит СЛОВО БОЖИЕ, но не может прозябати плода, достойнаго слова Божия, когда влаги Божия БЛАГОДАТИ не будет имети. Откуду нам повелено так усердно о сем молитися: «просите, ищите, толцыте», глаголет Господь (Мф. 7, 7). Сие убеждает нам усердно МОЛИТИСЯ Богу и просить благодати у Него, да подаст нам «уши слышати» слово Его, и «сердце творити». Без сего бо ничего не успеем, яко глубоко растленно сердце имеем: яко, слышавше СЛОВО БОЖИЕ, не можем разумети и в СЕРДЦЕ углубить; разумевше, не можем творить, так что на всякую минуту требуем БЛАГОДАТИ Божией, помоществующей нам в деле БЛАГОЧЕСТИЯ (2:47).

Сердце без БЛАГОДАТИ только зло замышляет

Сердце наше глубоко растленно есть, и без благодати Божией не ино что, как зло замышляет. Ибо змиино на нем поселенное семя приличные и плоды родит (2:112).

Сердце сие человеческое само собою, без БЛАГОДАТИ Божией, есть «злое», яко не ино что, как только суетное и злое помышляет, якоже писано есть: «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8, 21). Откуду сердце сие называется в Писании «каменное» как ниже увидишь: яко ни увещаниями, ни упражнениями, ни милостию, ни строгостию не преклоняется и не умягчается. Откуду Бог обещает верным Своим дать «сердце иное» (2:119).

Сердце через злобу ДИАВОЛА испортилось,

только благодатью Св. Дух исправляется

Якоже бо чрез злобу диавольскую человек испортился, тако подобает ему благодатию и помощию Божиею исправитися. Якоже чрез действие врага онаго учинился ко всякому злому делу склонен и охотен, и от всякого дела добраго отвращен, яко внутрь сердца его злое похотение и отвращение от добра кроется: тако подобает ему силою Святаго Духа, верою во Христа, охотным ко всякому делу благому и тщательным и прилежным и от всякаго злаго дела отвращающимся учиниться, дабы как злоба диавольская действовала в сердце его, тако бы в сердце его действовала благодать Святаго Духа. И тако, когда сердце из злаго в доброе переменится и исправится, исправиться может весь человек; к чему неотменно нужна молитва и воздыхание (2:107–108).

Благодать подается только в приготовленное сердце (3:22, см. БЛАГОДАТЬ, 41).

Дух Святой подает благодатные движения в сердце (3:14, см. БОГ-ТРОИЦА, 73).

Блажени суть, которым воссияет в сердцах денница благодати (2:58, см. САМОПОЗНАНИЕ, 818).

Сердце, если пленено похотями, воздыхай ко Христу (2:30, см. ДУША, 331).

Сердце человеческое, см. первая глава, второй статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:119–123).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Мир Сей святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Общение святитель Тихон Задонский

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ДОМ праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Высокомерие преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – СЕРДЦЕ святитель Игнатий (Брянчанинов)

6. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – САМООТВЕРЖЕНИЕ святитель Феофан Затворник

7. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Высокомудрие преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ВРАГИ святитель Иоанн Златоуст

9. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Потеря святитель Василий Великий

10. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Сердце схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Комментарии для сайта Cackle