схиархимандрит Иоанн (Маслов)

БОДРСТВОВАНИЕ

Желающий быть истинным христианином, должен помнить о вездеприсутствии и всеведении Божием

Когда хощешь должности сии исполнять, так поступай: помышляй всегда «вездесущее» величество Божие, и с тобою присутствующее; помышляй «всевидящее» Его око, вся твои дела, слова и помышления проницающее; разсуждай со страхом и трепетом «праведный» и неизбежный суд Его; помни высочайшую Его любовь и неисчетная Его благодеяния. И тако во исполнении должности к Нему благоуспеешь (1:62).

Для своего спасения нужно бодрствовать (4:243, см. БРАНЬ, 120).

Христианин должен бдеть и готовым быть к сретению Царя небесного (4:32, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1005).

Христианин должен непрестанно бодрствовать (4:18, см. ХРИСТИАНИН, 1116).

Смерть неизвестна,

но от состояния души в минуту кончины зависит вечная участь

Мудрые и разумные рабы бдят и всегда ожидают, когда господин позовет. Христианине! подражай и ты в том сынам века сего; бди и ожидай звания Господа твоего. Буди в сем важном деле разумен и мудр, да и блаженным будеши. От сего часа зависит вечное или благополучие, или неблагополучие; тут отворится дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной; смерть и мучение. Видишь, коль страшен час сей. Блажен бдяй и ожидаяй часа сего! Бди и ты, душе моя, и ожидай часа сего, да тогда с радостию возможеши воспеть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», и проч. (Лк. 2, 29–32) (4:89).

Неизвестность кончины мира подвигает к бдительности (3:278, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1020).

Быть бдительным, т.к. время смерти неизвестно (3:264, см. СМЕРТЬ, 936).

Не должно дремать, так как предстоит лютая и всегдашняя БРАНЬ с Диаволом

Понеже так лютая и всегдашняя брань надлежит нам, то не должно нам дремать. Не должно, говорю, дремать, когда враги наши на погибель нашу всегда и везде бодрствуют; но, оттрясши сон лености, всегда бдеть и на стражи противу нападения их стоять, по увещанию Христову: «бдите, и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41). И паки: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2, 10) (3:230).

Бодрствование нужно для победы над врагом в брани духовной (4:51, см. ЖИЗНЬ БЛАГОЧЕСТИВАЯ, 367).

В духовной брани необходима бдительность (4:49, см. БРАНЬ, 125).

Бодрствование необходимо, чтобы не попасть в плен врагу рода человеческого Диаволу

Берещися, чтобы паки не попастися в пленение злокозненному ВРАГУ, да не како вечными пленниками его сделаемся. На свободу нас вывел Христос: потщимся сохранить ее (4:23) (также 3:231, см. БРАНЬ, 122).

Бодрствование – беречься духов злобы, ищущих погубить душу

Берегись убо, возлюбленный Христианине, врага сего и злых его духов. Они невидимо около нас ходят, и то тыя, то другия стрелы на нас мещут, и ногам нашим сети своя полагают, и тщатся нас низложить и пленить. Берегись убо и стой твердо: но и не унывай; понеже Бог за нас стоит, Котораго они и «имене трепещут» (Мк. 16, 17). Ты только стой верою вооружен, берегись, крепись, тщись, молись и призывай имя Господне в нужном случае, и приспеет тебе помощь Его. «Аще Бог по нас: кто на ны» (Рим. 8, 31) (4:244).

Бодрствование необходимо, т. к. диавол, яко лев, рыкая, ходит, иский кого поглотити (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Попускаемые Промыслом Божиим ИСКУШЕНИЯ учат трезвению и бдительности

Таковое искушение бывает попущением Божиим «в пользу нашу». Как бо, видя врага находящаго на град, затворяем врата, и со всяким опасением храним град, чтобы вшедши не разорил града и нас бы не погубил, или в полон отвел: тако, чувствуя душевнаго врага чрез так злые помыслы к нам приход, должно затворять домы душ наших, укреплять и опасно хранить, дабы внутрь не ворвался и не разорил душевнаго дома, – что бывает страхом Божиим и усердною молитвою. И отсюда видим, что он всегда готов есть на нас напасть и погубить нас; но столько нападает, сколько сила Божия попущает ему. А тако, и нехотя, поощряет нас ко всегдашнему трезвению и бдению противу его. Как бо частое неприятелей нападение опаснейшими делает граждан, тако частое диавольское искушение опаснейшим и искуснейшим творит христианина. Ибо в безстрастии, покое и безопасности обычай людям есть лениться и ослабевать, но в страхе и беде осторожными бывают. И диавольское убо таковое искушение делает человека осторожным, да всегда его нападения ожидаем, и к отражению его приуготовляем себе, и нашедшее с помощию Божиею отразим (3:308).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle