схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ

Следование за Христом есть признак живой ВЕРЫ. Явныя веры живыя знак есть последовать Христу, нося крест свой. Верная бо душа сопряглася Христу, как невеста жениху, и как уд главе, и потому хощет с Ним быть неотлучно, и в страдании и в прославлении, яко невеста с женихом и уд со главою. Не подобает бо отлучатися невесте от жениха и уду от главы. И сие то есть, что Апостол написал: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Пет. 2, 21); и паки: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, и пр.» (Флп. 2, 5). И сам Господь глаголет: «образ дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13, 15) (5:285).

Следование за Христом необходимо,

так как Христос – глава,

вождь, пастырь, учитель, свет, истина...

Христос есть глава церкви; сынове церкви верные уды суть Его. Убо подобает нам, аще истинные уды Его хощем быть, неотлучными быть от Него, но верою и любовию Ему соединенными, и, что делает Он, делать и нам, и куда идет Он, за Ним следовать и нам; уды бо от главы своей не отлучены суть, якоже видим в вещественном теле. Христос есть вождь верный и мудрый, Который по пути мира сего ведет последующих Ему в небесное отечество: убо должны мы последовать Ему, когда не хощем заблудить в пути погибели. Христос есть пастырь добрый: убо должно нам гласа его слушать, которым Он в след Себе идти призывает нас, и последовать Ему: «аще кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26). Христос есть учитель и наставник наш, Который учит и наставляет нас на путь истины: убо должно нам учитися от Него, чего Он и словом и образом непорочнаго жития учит нас, и в словеси Его пребывати, аще хощем ученики Его быти, якоже Сам рече: «аще вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете» (Ин. 8, 31). Христос есть свет миру (Ин. 8, 12): убо когда не хощем во тьме быть, должны Свету сему последовать, да тьма нас не обымет (Ин. 12, 35). Христос есть жених верных душ: убо верным должно верою и любовию Ему прилеплятися, творити волю Его. Христос есть истина и живот (Ин. 14, 6), убо должно нам придержатися Его, когда не хощем прельститися и умереть (3:185).

Если Христос наш вождь и Пастырь,

то должны следовать за Ним

Аще Он Вождь нам к небеси, то должно нам за Ним итить тем путем, каким Он Сам шел. «Аще кто хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и последует Ми» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Аще Пастырь Он наш, то нам, овцам Его, должно гласа Его слушать. «Овцы Моя», глаголет, «гласа Моего слушают» (Ин. 10, 27). Аще Он Глава наша, то нам, яко удам Его, должно Ему повиноваться. Аще Он Жених наш, то должно нам веру и любовь к Нему цело хранить и не обращаться к нечистой мира сего любви. Сего от нас требует Христос наш, о, христиане, когда хощем не токмо именоваться, но и быть христианами. Сего ради разсмотри себе всяк, христианин ли еси, хотя христианином и называешися, и разсмотревши, всяким образом старайся, чтобы и вещию быть христианином, дабы не слышить страшного онаго гласа от Христа: «не вем вас, откуду есте» (Лк. 13, 25–27) (2:274).

Следовать за Христом –

быть и словом и делом учеником Христа

Христос собрал не нуждою, не принуждал никого из них итить вслед Себе, не повелевал им, хотя и могл тое чинить, яко Господь, но призывал их, глаголя всякому от них: «Грядите вслед Мене», и шли со всякою охотою за Ним, и ходили за Ним как ногами так и сердцами. Зовет и нас ныне вслед Себе, и последовать Себе верою, смирением, любовию и терпением. Последуем убо Господу нашему, нас ради на земли явившемуся и по земли ходившему. Оставим все мирское миру, и последуем Ему, да будем как словом, так и делом христиане, то есть Его ученики. Христианин бо есть Христов ученик (5:106).

Кто хощет войти в Царство небесное,

должен следовать за Христом

Как хотящим изыти из Египта надобно было последовать Моисею вождю, и хотящим внити в землю обетованную Израильтянам должно было последовать Иисусу Навину: тако хотящим от работы диавольския и бедствия его свободитися, и в небесное отечество внити, надобно последовать за Иисусом Христом. «Аще кто Мне служит, Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26), глаголет Господь. Христу не ногами, но сердцем последуем (5:148).

Желая быть со Христом прославленным,

надо, как и Он, поругания и крест понести

Вси хотят со Христом прославленным и превознесенным быть; но Христу последовать и со Христом крест носить, и поругание, уничижение, посмеяние и скорбь терпеть мало кто хощет. Но глаголет Он: «иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38). Хотящему убо быти со Христом во царствии и славе Его, надобно и зде в мире сем быти с Ним, и смирением и терпением Ему последовать, и тако крест свой носить (4:415–416).

Следовать за Христом –

необходимо нести крест

Как ни думай, человече, и куды ни обращай мыслей своих, надобно нести КРЕСТ свой и итти за Христом, то есть последовать Его СМИРЕНИЮ, ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЮ и КРОТОСТИ, то есть, что ни приключится тебе скорбное, терпеть без РОПТАНИЯ, ради того, что Христос, Избавитель твой, тако терпел. Претерпи убо все без роптания, что не послет тебе святая Божия десница; испий чашу, какую подаст тебе небесный Отец, да будеши истинный уд, духовнаго тела Христова, и тако будеши последовати главе твоей, Христу. И как с Ним страждеши, тако с Ним и прославишися, яко уд с главою твоею, якоже писано есть: «С Ним страждем, да с Ним прославимся» (Рим. 8, 17). И паки: «аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26) (4:24).

Что значит следовать за Христом

Что есть последовать Христу, якоже глаголет Господь: «да возьмет крест свой, и последует Мне»? Ответ: злодеи страждут, и несут крест свой, но не последуют Христу, понеже по делам своим страждут. «Что убо последовать Христу?» Быть в истинном ПОКАЯНИИ, плоды покаяния творить, и терпеть всякое злострадание, какое ни приключится, ради любви Божией, взирая на Самого Христа тако пострадавшего; понеже Христос все добре творил и греха не сотворил, и добра научал; но всякое злострадание терпел ради нас, «творя волю» небеснаго Своего «Отца и совершая дело Его» (Ин. 4, 34). «Послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8). Тако научил Он нас примером Своим, како подобает нам угождать Богу: то есть добро творить, и злоключение терпеть, чтобы тако волю Божию творить; Богу бо угождать есть волю Его творить; без сего невозможно угождать Богу. Ибо воля Божия хощет, чтобы мы добро творили, и все противное приключающееся великодушно сносили, и безропотным терпением преодолевали (5:145).

Что убо есть – «последовать Христу»? – «Ответ». Добро творить, и терпеть всякое злоключение ради воли Божией, хотящей нашего терпения, взирая на Самого Христа, тако пострадавшего. Христос все добре творил, и греха не сотворил, и добру научал, но всякое бедствие и злоключение ради нас страдал и терпел, творя волю пославшаго Его Отца и совершая дело Его; послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Тако научил Он нас Своим примером, како подобает нам угождать Богу, то есть добро творить, и злоключение терпеть, чтобы тако волю Божию творить. Воля бо Божия хощет, чтоб мы добро творили и все противное, приключающееся от сатаны, или от злых людей, великодушно сносили, и терпением преодолевали. Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его... Аще убо кто добро творит и страждет без правды, и терпит от любви к Богу и ко Христу Сыну Божию, то есть, что Христос от любве к Отцу Своему небесному, и от любве к нам недостойным тако пострадал и терпел: сей последует Христу смирением, терпением и любовью, и несет крест свой, и идет тесным и Христовым путем, и идет в вечное царствие (5:327).

Следовать за Христом –

подражать Христу и быть подобным Ему

Царю своему Христу подобятся и воины Его, истинные христиане. Смиряются ниже всех, но Бог их выше всех возносит (1Ин. 4, 4); на земле странствуют, но отечество их небо; на земле обращаются, но «житие их на небесех, откуду и Спасителя ожидают» (Флп. 3, 20). В рубищах ходят, но внутрь царскою багряницею покрываются. Человеческого наследия лишаются, но Божие имеют; «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим. 8, 17). На земле богатства не ищут и не имеют: но небесная сокровища отверзаются им (2Кор. 4, 7). От человек изгоняются, но Бог их приемлет (2Кор. 6, 17). Люди их оставляют, но с Богом общение имеют (1Ин. 1, 3). Мир их осуждает, но Бог оправдает (Рим. 8, 30–33). Мир их проклинает, но Бог благословляет (Еф. 1, 3; 1Пет. 3, 9; Гал. 3, 9). Мир их оскорбляет, но Бог утешает (2Кор. 1, 4). Мир их безчестит, но Бог их прославляет (Пс. 90, 15; 1Пет. 5, 10) (3:416–417).

Следовать за Христом не ногами, но сердцем

Надобно отрещися не токмо мирских похотей, но и «себе самого и взяти крест свой, и последовати Христу» (Мф. 16, 24), последовати Ему не ногами, но сердцем, верою, любовью, терпением, кротостью, смирением, злостраданием. И тако, где Он ныне Сам, туда и последователя Своего приведет, по неложному обещанию: «аще кто мне служит, Мне да последствует; и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26) (3:346).

Следовать за Христом не ногами,

но СЕРДЦЕМ; не переменой места, но изменением жизни

Якоже приходим ко Христу и благодатию Его к небесному Отцу Богу нашему не ногами, но сердцем и верою, не пременением места, но пременением сердца и мысли нашея на лучшее: тако и последуем Ему не ногами нашими, не прохождением с места на место, но верою, любовию, изволением и пременением жития нашего. Многие во время плотскаго Его пожития на земли, ходили за Ним ногами, но сердцами от Него отвращалися; паче же многие и враждовали и злобилися на Него, каковы были книжники, фарисеи и прочие Его враги. Так и ныне многие от христиан устами приближаются Ему, поют Его, хвалят и глаголют Ему: «Господи, Господи», но сердцами далеко отстоял от Него; хотят со Христом «прославленным» быть, но с «поруганным» быть не хотят. Но святая ВЕРА, которая верного со Христом соединяет, требует того, чтобы верные везде и всегда, яко член от главы, неотлучен был, то есть и зде крест свой носил и за Ним ходил, и в будущем веке в славе с Ним царствовал. Должно убо христианину не токмо устами приближатися Христу, но и сердцем Ему прилепитися и последовати, когда угодити и верно работати Ему хощет (3:178).

Следовать за Христом не ногами,

но СЕРДЦЕМ и изменением нравов

Христианине! пойдем и мы за Христом, не ногами, но сердцами и пременением нравов, и услышим глаголы Его внутрь нас, и напитает нас алчущих в пустыни мира сего, не хлебом тленным, но нетленным, от небесныя Его трапезы посылаемым. Сим хлебом не телеса, но души наши укрепляться и утешаться будут (4:248).

Следовать за Христом не ногами,

но СЕРДЦЕМ, волею и чувствами

Ходим за Господом не ногами, но сердцем, волею и нравами. Ходит за Господом, кто верою, смирением, любовью, кротостью, терпением и прочими добродетельми подражает Ему; и во свете ходит, яко в след света ходит. Не ходит за Господом, кто по своей воле живет, и по примеру жития Господня нравов своих не исправляет; и во тьме ходит, яко от света удаляется. Надобно бо тому во тьме быть, кто удаляется от света (4:379–380).

Следование за Христом совершается сердцем, верою и другими добродетелями

Христу последуют избраннии Его не ногами, но СЕРДЦЕМ и ВЕРОЮ, ЛЮБОВИЮ, СМИРЕНИЕМ, ТЕРПЕНИЕМ и КРОТОСТИЮ. Возлюбим и мы сей Христов путь, да последуем Ему. Низкий, смиренный и от многих презренный сей путь; но един в высокое отечество, небо ведет (Мф. 7, 14). Нет бо иного пути к ВЕЧНОМУ ЖИВОТУ, кроме пути крестнаго: «иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин», глаголет Господь (Мф. 10, 38) (4:24).

Следование за Христом есть тесный путь

В след Христа ходить не ногами, но СЕРДЦЕМ должно, то есть итти путем тесным и крестным, сей бо есть путь Христов. Он сим путем шел, и нам образ показал, якоже Апостол Его учит: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Пет. 2, 21). Христос поучает нас словом и житием Своим СМИРЕНИЯ, ТЕРПЕНИЯ, КРОТОСТИ, ЛЮБВЕ и прочих прекрасных ДОБРОДЕТЕЛЕЙ: будем убо последовать Христу, когда от Него будем учиться – смиряться, терпеть, кроткими быть, любить, и прочее добро делать. Тако последовали Христу вси святии, и привел их в небесное отечество. Сим смирения путем и нам итти должно, когда хочем в оную страну прийти (5:80).

Следование за Христом

есть отречение от ветхого

и облечение в нового человека

Аще убо хощем Христу последовать, должно нам ветхаго человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочаго отрещися, и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается безчестия, поношения, ругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, когда Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхаго человека слушать, но ради Христа безчестие и прочее против нас, нам приключающеся, презирать, взирая на Него, якоже Он нас ради не устыдился быть поруганным и прочия страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти; но и в том вера наша нас да укрепит, и живота нашего не щадит, где нужда есть, Христа ради. Который «душу Свою за нас положил» (1Ин. 3, 16). Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием, и показал путь от земли на небо; того ради на Него взирать, за Ним итти, и тем путем Ему последовать, и, ветхаго человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаяся и оставляя позади, последовать оному «Начальнику веры и Совершителю» должно (Евр. 12, 2) (3:181).

Следование за Христом –

прежде всего необходимо себя ОТРЕЧЬСЯ

Аще кто хощет Христу последовать (всяк же христианин должен как выше сказано и ниже скажется), тому должно прежде себе отрещися. Как бо хотящему на небо смотреть, должно первее очи свои отвратить от земли, и тако на небо смотреть: тако кто хощет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен первее себе отрещися, и тако будет свободно последовать Христу. Ибо как невозможно купно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать (3:179).

Чтобы идти за Христом сердцем,

необходимо помнить Его жизнь

Не видим мы Его на земли, но видим святое Его Евангелие, и в нем святое Его житие, и божественные нравы Его. Видим святый образ Его: потщимся, возлюбленне, видети Его на небеси одесную Отца Своего сидящаго. Напишем, братие, в памяти нашей, что Царь небесный благоволил пожити на земли и трудитися нас ради; да не изыдет никогда житие Иисусово из памяти нашей; тогда и мы последуем за Ним, не ногами, но сердцами (5:106).

Следование за Христом приводит к блаженству

Ему последовали вси святии: и привел их в землю, кипящую медом и млеком небесныя сладости. Ему последуют и ныне верные рабы Его: последуют верою, любовию, смирением, терпением, кротостию; и введет их во отечество оное, и яко Пастырь добрый, вземши их на рамена Своя, приносит ко Отцу Своему небесному. О христианине! прилепимся и мы к благословенной и святой дружине сей, и пойдем за Иисусом верою, любовию, смирением: и приведет нас не в землю ханаанскую, но в вечное Божие царство, и подаст нам всякому свой жребий (4:55–56).

Если не поступаем как Христос,

то мы не истинные христиане

Христос Сын Божий, как словом, так и житием Своим научил нас суету мира сего презирать, и тако входит в небесное царствие, которое Он горьким Своим страданием и смертию отворил верующим во имя Его. Он в нищете пожил и «не имел, где главы подклонити» (Мф. 8, 20); нам ли за богатством гоняться и домы расширять? Он «смирил Себе, послушлив был даже до смерти» (Флп. 2, 8): нам ли червем, гордиться и превозноситься? Он презирал славу и хвалу человеческую: нам ли искать прославления? Он прощал врагам Своим: нам ли искать отмщения? Он горькую страдания чашу пил: нам ли в сластях валяться? Весьма прельщаемся, когда, тако живучи, хощем быть христианами (2:273).

Многие несут крест, но не следуют за Христом

Многие несут крест свой, но не последуют Христу. Таковыи суть, которые злыя дела творят и страждут, как-то: злодеи, воры, разбойники, убийцы, грабители, блудники, пояницы, и проч. Несут они крест, то есть или поношение, или биение, или узы, или ссылки, или самую смерть страждут; но не последуют Христу (5:327).

Кто не следует за Христом, тот не признает Его главой, вождем, пастырем, учителем

и, следовательно, не является членом Его Церкви, Его овцой, Его учеником и т.д.

Аще Христос есть глава верных, то не суть уды Его, которые верою и любовию Ему не соединены. Не соединены же Ему, яко не последуют Ему. Не последуют Ему, яко смирению, терпению, кротости и прочиим Божественным нравам не подражают. Аще Христос есть вождь к небеси, то неотменно заблуждают те, которые Ему не последуют. Аще Христос есть пастырь наш, то не суть овцы Его, которыя не слушают гласа Его: «овцы бо Моя», глаголет Он, «гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут» (Ин. 10, 27). Аще Христос есть учитель и наставник наш, убо не суть ученицы Его, которые не учатся от Него смирению, терпению, кротости и проч. Аще Христос есть свет, то непременно во тьме ходят, которые не ходят в след Его; надобно бо во тьме быть неотменно, кто удаляется от света. Аще Христос есть жених верным душам, убо прелюбодействуют от Него, которые удаляются от Него. Аще Христос есть истина, неотменно прельщаются и заблуждают, которые не придерживаются Его. Аще Христос есть живот, то мертвие суть, которые отлучаются и удаляются от Него, якоже глаголет: «се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс. 72, 27). Видиши, возлюбленный христианине, как нужно нам последовати Христу, так что «едино сие есть на потребу» (Лк. 10, 41), напротив того, как опасно удаляться от Него, у Которого единаго есть живот и блаженство (3:185–186).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle