схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СМИРЕНИЕ

Смирение – великая добродетель и берет начало от Христа

Христос Сын Божий, хотя и всех добродетелей есть образ нам и зерцало, однакоже смирения и кротости у Себе учитися нам повелевает: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Отсюду видим, коль великая есть добродетель – смирение: яко начало свое имеет не от инаго кого, но от Христа, Царя небесе и земли. «Научитеся от Мене», глаголет, не мертвых воскрешать, и прочия чудеса творить: но чего? «яко кроток есмь и смирен сердцем». Аще убо Сам Господь небесе и земли был «смирен сердцем», как исповедует: аще «смирил Себе до смерти крестныя» (Флп. 2, 8); аще не устыдился «ноги ученикам умыть» (Ин. 13, 5); аще свидетельствует Сам о Себе, яко «Сын человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити» (Мф. 20, 28); аще глаголет: «Аз посреди вас (учеников) есмь служай» (Лк. 22, 27); много ли паче нам – рабам, по примеру Господа нашего, подобает смиритися и не стыдитися братии своей служити, и с ними, какие бы ни были, обращатися дружески; на сей образ взирали святии Апостоли и вси святии, и от него учились, и тако низким смирения путем в высокое отечество – небо вошли (2:264).

Образец смирения – Христос

Он, будучи Сын Вышняго и Господь славы, не устыдился знак раба прияти, смиритися, послушливым быть даже до смерти, смерти же крестныя. К сему глубочайшему и нашим умом непостижимому смирению убедило Его не иное что, как любовь к небесному Своему Отцу, Который гордостию и непослушанием человеческим разгневан был и оскорблен, – и сожаление к человеку, который ради преслушания от лица Божия отвержен был. Таким самопроизвольным смирением правду Божию раздраженную удовольствовал, и человека, от милости Божией отпадшаго, паки в высочайшую Его милость привел. В сие ясное смирения зерцало нам всегда взирать должно, и пред Богом, Котораго грехами оскорбили мы, смириться, и с пророком сердцем и устами исповедаться: Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица, хотя бы геенны и муки не было. Ибо более всякия муки быть должно нам тое едино, когда видим от нас прогневанного Того, Который есть вечная любовь, Который нас по образу Своему создал, и так чудно о нас промышляет (2:259) (также 4:261, см. ХРИСТОС, 1128).

Учил смирению, и Сам Себе смирил: «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя», глаголет Апостол. Образ смирения глубочайшаго и тогда показал нам, когда не устыдился ноги умыть святым Своим ученикам и апостолом. Учил нищете: и Сам, «богат сый, обнищал нас ради, да мы обогатимся Его нищетою», тойжде Апостол глаголет, – и Сам о Себе свидетельствует, что «Сын человеческий не имать где главы приклонити» (1:43).

Христос учит нас смирению

Христос поучает нас словом и житием Своим смирения, терпения, кротости, любве и прочиих прекрасных добродетелей: будем убо последовать Христу, когда от Него будем учиться – смиряться, терпеть, кроткими быть, любить и прочее добро делать. Тако последовали Христу вси святии и привел их в небесное отечество (5:80).

Смирение есть узкий путь (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 94).

Христианский подвиг состоит в смирении (2:36, см. ПОДВИГ, 685).

В том, чтобы смириться, состоит христианская победа (3:446, см. ПОБЕДА, 681).

К смиренномудрию побуждает духовное рождение (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Смирение присуще духовной мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 569).

Смирение есть свет душевный (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ, 305).

Кто более Бога познает, тем более смиряется (5:61, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 103).

Христианин чем больше добрых дел творит, тем более смиряется (5:42, см. ХРИСТИАНИН, 1068).

Чем более к Богу приближается, тем смиреннее человек становится (4:12, см. ЧЕЛОВЕК, 1171).

Смирение – самый удобный путь к богообщению (2:77, см. БОГООБЩЕНИЕ, 96).

Для богопознания необходимо смирение (5:61, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 103).

Бог смотрит на смирение человека (3:105, см. МОЛИТВА, 544).

Со смирением должно приступать к Богу (2:39, см. МОЛИТВА, 549).

Без смирения человек не может быть с Богом

Без смирения такожде тщетно приближение и приступ к Богу бывает. Аще бо пред человеком смиряемся, желая от него что-либо получити: кольми паче пред Богом, Который «гордым противится», смиряться, падать и усердие показывать должно (2:39).

Кто СМИРЕНИЯ не имеет, тот с диаволом

Кто смирения не имеет и не тщится иметь, тому спасаться должно, чтобы с ДИАВОЛОМ, начальником гордости, не пасть, и с ним вечно не быть отверженным от милости Божией. «Гордым бо Бог противится». Как бо смиренных, хотя низкий путь есть, но к высокому отечеству – небу ведет: тако гордые, хотя высоко подымаются и летают, но наконец вниз, то есть во ад низвергаются. Сего низвержения всякому высокоумному должно боятися (2:264).

Смирение противоположно ГОРДОСТИ

Гордости противная добродетель есть смирение. Но сколько гнусна и мерзка есть гордость, столько благоприятно и любимо Богу и человекам есть смирение. Ни на что так великий и высокий Бог любезно не взирает, как на смиренное и умиленное сердце. Откуда и Пресвятая Богородица глаголет о Себе: «призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1, 48). Когда гордость отступает от человека, вселяется в него смирение, и чим более уменьшается гордость, тем более возрастает смирение: одно бо другому, яко противное, место уступает. Тьма отходит, и наступает свет. Тьма есть гордость: но смирение есть свет (5:228).

Смирение Его низлагает нашу гордость (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).

Рассуждения, помогающие удалиться от гордости и приблизиться к смирению (1:48, см. ГОРДОСТЬ, 227).

Вооружаться духом смирения против превозношения (1:47, см. БРАНЬ, 118).

Сердце, в котором нет смирения, но паче гордость имеется, в том нет и благочестия (2:67, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 48).

Примеры смирения

Тако сотник в Капернауме, который вменял недостойна себе, чтобы в дом его Христос вошел, получил желаемое, да еще с похвалою: «ни во Израили толики веры обретох», глаголет Христос (Мф. 8, 10). Тако верная Хананея, которая не отреклась подобна быть псом, ядущим от крупиц, падающих от трапезы господей своих, слышит от Христа: «о жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши: и исцеле дщи ея от того часа» (Мф. 15, 28) (2:263).

Признаки истинного смирения

1-й. – Кто за грешнейшаго себе почитает паче прочиих; 2-й – не презирати никого, ниже осуждати, но себе самому всегда внимати; 3-й – славы и чести убегати, и, аще убежати невозможно, скорбети о сем; 4-й – терпети мужественно презрение; 5-й – с подлыми людьми обходиться доброхотно; 6-й – доброхотно послушливым быть, не точию высоким, но и нисшим; 7-й – все свои дела за непотребны вменять; 8-й – похвалу презирать; 9-й – без нужды не говорить, и то умирительно и кротко, и прочая. Путь сей низкий, но к высокому отечеству – небу ведет. Аще хощеши достигнути сего отечества, сим путем иди (1:146; см. также 4:194–196).

Первый признак смирения – сознание недостоинства

Я тебе некия знамения того, по силе моей покажу: ты испытуй сердце свое, понеже смирение, как и всякая добродетель, должно быть на сердце. Свойство смирения есть, что человек всего себе недостойным быть судит: пищи, одеяния, света солнечнаго, покоя богатого, служения от человек, и прочаго благодеяния, зная, что грешник есть; напротив того, судит себе достойным быть всякаго бедствия, поношения и наказания. Сей есть знак истиннаго смирения, которое на сердце есть. Почему? Потому что таковый человек видит свои грехи, которыми благодетеля своего, Бога, прогневал, Котораго должен был бояться, любить и почитать; и сие разсуждая, видит свое недостоинство во всем; напротив, всего наказания достойным себе мнит (5:113).

Смирение рождается от сознания своего недостоинства

Смирение раждается от разсуждения своего недостоинства. Такое смирение показал на себе сотник в Капернауме, который ко Христу, Спасителю мира, сказал: «Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши» (Мф. 8, 7–8), – такожде Предтеча святый, который, Духом Святым провидя Христово величество, и свою пред Ним подлость разсуждая, исповедал: «грядет креплий мене, Ему же несмь достоин отрешити ремень сапогу Его» (Лк. 3, 16) (2:258–259).

ПОЗНАНИЕ своей греховности есть признак смирения

Познать истинное свое окаянство и бедность, и сердцем признавать, которое окаянство всем нам общее, хотя то мало кто познавает и признавает; почему немногие и смирение истинное имеют (2:265).

СМИРЕНИЕ, умаление и уничтожение себе самого есть свет душевный. Но ГОРДОСТЬ, высокоумие и величание есть тьма душевная (4:379).

Смиренное сердце видит в себе грехи свои, окаянство, бедствие, подлость и ничтожество, и от того всего познает свое недостоинство. Таковое сердце не смеет очес своих на небо возвести и Богу много глаголати: но биет в перси своя, и, воздыхая, падает пред Богом и молится: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13) (4:194).

Смирение истинное – осознать свою немощь

Ибо самое таковое сердечное бедности и окаянства признание есть знак смирения. Такое смирение показал блудный сын, когда признал свое недостоинство. «Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой» (Лк. 15, 21). Тако смирился мытарь, когда стоял издалеча, когда не хотел ни очес возвести на небо, но, «бияше в перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13) (2:263).

САМОУКОРЕНИЕ есть признак смирения

Окаяннейшаго себе иметь и грешнейшаго паче прочиих. Ибо смирение, когда свои только пороки смотрит, то и находит себе достойнейшаго осуждения паче других (2:265).

Смирение открывает путь благодати (5:166, см. САМОПОЗНАНИЕ, 820).

Благодать изливается на смиренные сердца (4:194, см. БЛАГОДАТЬ, 40) (4:219, см. БЛАГОДАТЬ, 40).

Смирение есть алфавит ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Что алфавит или азбука начинающим учитися чтению книжному: тое Христианам, хотящим учитися Христианскаго жития, есть смирение. Обучающимся книжному чтению надобно прежде учитися алфавита: тако христианам, когда хотят с успехом учитися добродетельнаго жития, надобно во-первых учитися смирения. «Алфавит» есть начало и основание всего книжнаго учения: тако смирение есть начало и основание христианских добродетелей. Без того бо всякое духовное созидание нарушается и падает (4:215).

Смирение в том, чтобы все дела Богу приписывать

Какое добро делает сам, все тое Богу восписует. Видит бо свою немощь и ничтожество, что сам собою без помощи Божией, как древо сухое плода, никакого добра сотворить не может (4:195).

Признак смирения – непрестанное стремление к благодати и оправданию Божию

В истинном смирении примечается непрестанная алчба и жажда Божией благодати: смирение бо не смотрит на тое, что имеет, но разсуждает и ищет, чего не имеет. Как бо учащийся от книг и учителей, чим более учатся и навыкают, тем более невежество свое видят, потому что далеко более не знают, нежели научилися: тако учащийся в школе премудрости Божией, тем убогшимии духовно себе познают, чем более причащаются дарований Божиих; ибо видят, что многаго не имеют, почему и ищут со смирением и воздыханием (2:265).

Смирение за все благодарит Бога

Лучшаго дома, лучшаго одеяния, лучшия пищи и прочаго не ищет, но довольствуется тем, что имеет, ибо и того, что имеет, судит себе быть недостойным. И како может лучшаго желать и искать, когда и самого того, что имеет, за недостойнаго себе быть признает (4:195).

Смирение считает себя достойным всех наказаний

Смиренное сердце никакого благодеяния и всякаго злострадания достойным себе судит: потому, когда в несчастии находится, не ропщет, не негодует, но великодушно терпит, судит бо себе достойным того (4:195).

Признак смирения – все ТЕРПЕТЬ без ропота

Терпеть без роптания и охотно всякое презрение и безчестие; смирение бо без терпения быть не может, и где терпение истинное, тамо и смирение. Ибо кто не терпит презрения, тот любит почитание и похвалу, что знак есть гордости. Доброхотно и усердно повиноваться и слушать не токмо высших, но и равных и меньших в нуждах их и требованиях: смирение бо всем склоняется, как и любовь (2:265).

Признак смирения – считать себя недостойным Божией милости

Тако всякая душа, памятуя свои грехи к Богу, почитает себе недостойною благодеяний Его, – однакож милости Его, яко благаго и милосердого Отца, не отчаявается, веруя несомненно милостивому Его обещанию. И отсюда видишь, как сильна есть обуздати гордость и поощрити и смирению память грехов, и рассуждение своего недостоинства (5:114).

Когда смирение имеется на сердце и чувствуется, тогда человек уничтожает себе, и признает себе всего недостойным, и везде ищет последнейшаго места (4:324).

Смирение убегает славы

Смиренное сердце всякаго сана, чести и славы убегает: и ежели необходимо ему нужно быть в какой чести и сане, с крайним нехотением и ради послушания приемлет тое, яко видит свое невежество и недостоинство (4:195).

Смирение всем проявляет ПОСЛУШАНИЕ, а своим положением никогда не превозносится

Смиренное сердце высшим послушание показует, равных и низших себя не презирает, но со всеми ими обходится, яко с братиею, хотя бы и честнейший их был, и большая бы паче их имел дарования. Ибо око смотрит не на ДАРОВАНИЯ, но на подлость свою; и познает, что дарования не его, но чужия, и есть едина влагалище их, а не господин их: а подлость и ничтожество его собственное есть, якоже всех человеков. Всяк бо человек сам в себе беден и окаянен есть. И потому с подлыми обходится, яко един от подлых (4:195).

Смирение должно быть в душе, а не внешним (2:10, см. СЛОВО БОЖИЕ, 897).

Если в сердце нет смирения, то и вообще никакого смирения нет

Смиряешься телом, но когда в сердце не имееши смирения, смирение твое ничтоже есть. Бог бо не к телу нашему, но к душе глаголет: «молися, пой, благодари, поклоняйся и смиряйся». А что в душе и сердце истинно имеется, тое является и вне, на теле: якоже какой сок внутрь древа имеется, таковы его и плоды раждаются (3:198).

Смирение необходимо иметь в сердце (5:234, см. ЛЮБОВЬ, 464).

Смирение должно быть не только внешнее, но более внутреннее

Смирение не токмо вне показывать, но наипаче внутрь должно стараться иметь. Суть такие, которые вне показуются смиренными, но внутрь того не имеют. Многие отлагают чины и титулы мира сего, но не хотят отложить высокого о себе мнения, отрицаются чести и сана мирскаго, но хотят почитаться ради святости. Многие не стыдятся называть себе пред людьми грешниками, или, что еще более, паче всех грешнейшими, но от других того слышать не хотят, и потому устами только таковыми себе нарицают... Многие мало и тихо, а иные и совсем не говорят, но сердцами безпрестанно ближних порочат. Иные черною рясою и мантиею тело покрывают, но сердца покрыть не хотят. Тако и прочие знаки смирения показуют!.. Вси таковые смирения на сердце не имеют. Могут сии знаки быть приметами смирения, но когда нет того, что значат, то не иное что суть, как лицемерие. И суть подобны таковые меху, воздухом надутому, который кажется, что нечим наполнен, но, когда воздух выпустится, показуется, что пуст... Сего ради смирение, как и всякое благочестие, в сердце должно иметь. Ибо Бог судит по «совету сердечному» (1Кор. 4, 5), а не по наружности, как пред людьми являемся (2:264–265).

Смерть и участь тела после кончины приводит к смирению

К смирению приводит нас начало и конец наш: «из земли взяты, в землю и обращаемся, яко земля есмы, и в землю отъидем» (Быт. 2, 7; Быт. 3, 9). Аще бо и утешает нас вера наша, яко паки душа с телом в свое время соединится Божиею силою, и в иный краснейший вид Божиею благодатию облечемся: обаче всякому следует «единою умрети», в недре земли, от неяже взяты, сокрытися и до общаго воскресения почити (Евр. 9, 27)... О сем конце, разрешении, тлении и разсыпании тела нашего размышление не допустит нас надыматися и паче прочиих возноситися: яко всем, высоким и низким, господам и рабам, богатым и нищим, следует по кончине один дом – земля, и в смрад и в землю телом всякому обратитися и разсыпатися (2:263–264).

Смирение от испытания своего сердца рождается (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ, 420).

Смирение рождается от веры (3:29, см. ВЕРА, 146).

Вера показывает недостатки человека и приводит ко смирению (3:19, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 29).

Которые во Христа сердечно веруют, и толикую милость Божию в сердце своем чувствуют, последует неотменно смирение (2:72, см. ВЕРА, 135).

Просить Господа со смирением войти в дом нашей души (1:32, см. БОГООБЩЕНИЕ, 97).

Смирение есть плод действия БЛАГОДАТИ

Не имеет человек истинного смирения от себе: Божия благодать показует ему его нищету, убожество, бедность, окаянство, подлость и ничтожество; и тако, познавая себе, человек смиряется, и, не надеяся на себе ни в чем, «единому: всемогуществу, премудрости, благости и милосердию Божию предается (4:342).

Пришествие к человеку самого Царя Небесного приводит к смирению

Аще бы царь земный пришел к тебе, подлому человеку, и посетил тебе, и пришел бы, не позван от Тебе, но сам своею волею, не ужаснулся ли бы ты, и падше пред ним, не сказал ли бы сего: «кто я такой, что мене подлаго и недостойнаго великий государь мой посетил?» – К нам, бедным и подлым рабам Своим, не земный, но Небесный Царь, Царь царствующих, и Господь господствующих, пришел и посетил, не по нашему умалению, но по Своему милостивому обещанию; и не только посетил, но и страдание и смерть претерпел за нас. Смиряйся же, христианине, толикое видя Царя твоего, Бога и Господа твоего к тебе снисхождение. Поклоняйся, падай пред Ним и говори к Нему со страхом и смирением: «кто я такой земля и пепел сый, грешник и раб неключимый, что ко мне Господь мой и Бог мой пришел? Но тако безприкладной Его благости изволися! Слава благости Его, слава о человеколюбию и безмерным щедротам! (4:29).

Средства к достижению смирения

Каким образом смирение искать, зде вкратце прилагается. 1) Тщаться познать себе, свою бедность, немощь и окаянство, и тую немощь почаще пред душевными очами полагать. 2) О величестве Божием и о своей подлости разсуждать. 3) О смирении Христовом, Котораго как любовь к нам, так и смирение ради нас так велико, что и умом понять невозможно, размышлять с прилежанием, – что Евангелие святое тебе представляет. 4) Не смотреть того, какое имеешь добро, но какого еще не имеешь. 5) Помнить прежние грехи... Какое добро сделал, Богу тое приписывать и благодарить, а не за свое вменять (2:265–266).

Смирение не боится падения, так как считает себя ниже всех

Смирение не боится падежа; яко на земли лежит, и по земли ходит! куда бо тому пасти, кто по земли ходит? ГОРДОСТЬ высоко подымается и возносится, но всегда в страхе и трепете находится, чтобы не пасть; и хотя мятется и всеми силами бережется падежа, однако падает и сокрушается (4:220).

Через искушения гордый к смирению приводится (4:37, см. ИСКУШЕНИЯ, 404).

Искушение попускается Богом для смирения (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ, 404).

Отречься своей воли – значит последовать Христову смирению (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).

Смирение приходит от САМОПОЗНАНИЯ

Чем более познает человек душевное свое бедствие и окаянство, тем более смиряется: познание бо беды смиряет человека. Чем же более смиряется, тем более обретает благодать у Бога. «Смиренным Бог дает благодать» (1Пет. 5,5). Многие о себе мечтают, что они не имеют высокоумия, гордости, зависти, гнева, злобы, и проч.; но искушение нашедшее показует, что в сердцах их тое зло кроется, и тако обманываются (4:334–335).

Научаться смирению от познания своей немощи и окаянства (4:11, см. ДЕЛО ДОБРОЕ, 300).

Смирение от познания своей нищеты и немощи

Чтобы не без успеха учитися смирению, то надобно учиться познавать себе и свою бедность. От познания бо себе и своея бедности неотменно последует смирение. Кто бо, видя свою бедность, не смирится? Подлинно беден человек: но не всяк свою бедность познает. Раждается человек на беды, и тыя аки предчувствуя плачет, ибо всякий младенец с плачем раждается... Беден вне человек; но и внутрь беден; различныя немощи и болезни удручают и мучат его. Плоть со страстьми и похотьми востает на него, и хощет обладать им и вечной смерти предать... И сие внутреннее его бедствие и зло, сей яд, которым заражен человек, не временно, но вечно умерщвляет его. Вне диавол непрестанно подлагает сети ему, и тщится уловить его в свою погибель. Различные мира соблазны, как терние, бодут его и хотят душу его умертвить (4:216).

Кто такие нищие духом (3:9, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 334).

Смирение себя малейшим вменяет пред Богом и человеками (2:67, см. ГОРДОСТЬ, 223).

Смирение – познание бедности духовной

Великое просвещение и мудрость есть смирение, которое бывает от познания своея бедности и окаянства. Смиренный человек неотменно получит блаженство христианское, ибо Бог не оставит его, яко смиренных сердец любитель (4:218).

Наша жизнь зависит от Бога

Наше бытие и житие от Него, яко присносущнаго живота и источника живота, зависит. Он не может не быть: мы можем быть и не быть. Бытие и жизнь наша, как тень от древа, от Него происходит. Отсюда научайся смирение и ничтожество свое познавать: я и ты паче же весь свет, в бытии своем, как ничто пред Ним. Как были прежде ничто, так и можем быть ничто, но Он всегда неотменно и непременно пребывает. «Ты Тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Пс. 101, 28), поет Ему Пророк (5:63).

На земли живущие все равны суть (5:55, см. РУКОВОДИТЕЛЬ, 805).

По рождению, воспитанию и жизни ЧЕЛОВЕК – немощное существо, и нечем ему ГОРДИТЬСЯ

Посмотри на свое рождение, надменный душе: кто с большим трудом и болезнию раждается, как человек?

Посмотри на воспитание: какое животное большаго требует смотрения, попечения, очищения, питания, бережения, пока возрастет, как человек? Многие животныя тотчас по рождении сами себе достают пищу: а человек сколько времени чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется! Посмотри на содержание живота своего: кто более старается о пищи и питии, как человек?

Посмотри на одежду: откуду имеешь ее? овца, заяц, лисица, волк, рысь, медведь одевает тебе: так ты убог, что и одеяния своего не имеешь. Посмотри на состояние свое: кто большим бедам, страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, как человек? Кто большему страху, печали, скорби, суете подвержен, как человек? Отвсюду окружен бедствиями: созади грехи, спереду смерть, сверху суд Божий, снизу ад, со сторон соблазны мира и козни бесовския, внутрь страсти: в таком ли бедствии гордиться? Посмотри еще на начало и конец свой: «земля еси, и в землю пойдеши» (Быт. 3, 19) (1:147).

Смирение рождается от страха наказания

Происходит еще смирение от страха, когда пред кем-либо разгневанным и огорченным смиряемся, боясь последующия казни. Тако смирились Ниневитяне, услышавшие от проповеди Пророка Ионы грядущую на град их Божию казнь. «И вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их» (Иона. 3,5). Тако и прочие смиряются грешники, когда сердец их коснется Бог страхом Своим; и так бывает «начало премудрости страх Господень» (Пс. 110, 10) (2:259).

Смирение есть следствие СТРАХА БОЖИЯ

Страху Божию последует истинное смирение, «яко богобоящийся смиряется под крепкую руку Божию» (1Пет. 5, 6) (2:258).

Размышления о Боге приводят ко смирению (5:64, см. СТРАХ БОЖИЙ, 1000).

Смирение от рассуждения о благости Божией

Последует уничижение самого себе и смирение, яко никаких благодеяний Божиих недостойным признает себе, хотя и вси тое признавать должны. Бог бо туне всем благая Своя подает (5:75–76).

Смирение рождается от познания величества Божия

Когда «воображает» человек в сердце своем «величество Божие», тогда уничтожает себе, яко «аще вси язы́цы пред Богом, как ничто» (Пс. 40, 17), кольми паче един человек, я или ты един. Отсюду последует смирение, последует, что со пророком смиренно глаголати будем к Нему: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей» (Пс. 113, 9) (3:76).

Образец смирения – Христос

Видим в святом Евангелии, что Христос Господь наш, хотя показать нам совершеннейший «смирения образ», умыл ноги ученикам Своим и Апостолам. Возлюбленный христианине! взыдем ныне умом нашим в горницу оную, в которой тайная вечеря совершалася; и увидим тамо преславное чудо. Она покажет нам, како Господь славы востает с вечери, како слагает ризы Своя, како приемлет лентион и препоясуется, како вливает воду во умывальницу, како преклоняет колена и приступает ко умовению ног их, и склоняется и умывает ноги их и отирает лентием, имже бе препоясан, и от одного к другому и от другаго к третиему и тако последовательно ко всем приступает и склоняется, и каждаго ноги в святыя руки Своя приемлет, и водою омывает, и полотном отирает: и подлейшее рабское дело совершает Бог, во образе человеческом явившийся (Ин. 15, 4–5) (4:261).

Смирением подражать Христу в служении ближним

Смотрите вси христиане, и подражайте Господу своему. Не устыдился Он послужить человекам: не стыдитесь и вы друг другу служить и ноги умыть. Тем покажите, что вы Христовы есте. Последуйте Христову смирению, и будете Христовы. Христов раб ни от чего так, как от смирения познается. Внимай сему и ты, душе моя, и люби смирение Христово паче всего (4:262).

Должно ПОДРАЖАТЬ Христу в смирении

Видим как смирился для нас Господь наш: смиримся и мы, христиане, ради Его и ради себе. Ради Его: яко Ему ничто так не приятно и не любезно, как смирение наше. Ради себе: яко нам ничто так не полезно, как смирение; ибо «гордым Бог противится, смиренным же дает благодать» (1Пет. 5, 5). Не возгнушался Он нами подлыми и грешными рабами: не возгнушаемся и мы подобно себе братию, хотя и низшею от нас и подлейшею, взирая на живый той смирения образ; то есть Господа с рабами своими, высокия с низкими, богатыя с нищими, славнии с подлыми, мудрии с неразумными, учении с неучеными, яко с братией да обходится, и да никто другаго не презирает. Сего бо сродное естество наше требует. Не презрел Он нас, подлых и уничиженных: не презрим и мы, подлыи подлых и уничиженныи уничиженных. Вси бо до единаго человека по естеству и природе нашей, нищии, убогии, беднии и окаянии есмы и от князя и вельможи и до простого мужика. Почтож убо бедному беднаго презирать, когда Господь и Царь славы нас подлых и бедных не презрел (4:29; см. также 4:160, ХРИСТИАНИН, 1101).

Нести крест со смирением – значит подражать Христу смирением (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 878).

Следовать за Христом смирением (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

Смирению научиться от Христа, родившегося в убожестве

От сего учимся мы богатство и славу мира сего презирать, и как странники и пришельцы в мире сем быть, и не иметь «зде пребывающаго града, но грядущаго искать» (Евр. 13, 14); не строить себе богатых домов, но довольствоваться такими, какие могут нас упокоить, и от воздушной бури и дождя защитить. Видим, где родился и возлег Царь Небесный: вертеп вместо дома, и ясли скотские вместо одра были Ему. Да постыдится гордость человеческая, видя Царя небеснаго в таком смирении и нищете (5:87).

Христос поучает нас Своим житием смирению (5:80, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

Смирению ХРИСТОС научает нас Своим примером

Тако Своим смирением научает нас Христос смирению, якоже глаголет: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Смиримся убо ради Того, Который нас ради тако смирился; преклоним выю нашу не токмо Богу, но и человекам. «Сие да мудрствуется о вас, еже и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Отсюда учатся – дети родителям, раби господам, подвластнии властям, люди пастырям, ученики учителям, юнии старым, повиноватися должны и почитати их. Христос, высший низшим, и Бог человекам повиновался; кольми паче человеки человекам и низшии высшим повиноватися должны. Да посрамится убо человеческая гордость и непокорение, когда Сын Божий тако смирился. Он велик был и тогда, но величество Свое сокрывая, показался как смиренный человек и Господь всех во образе рабием обращался. Напишем убо, возлюбление, сей живый смирения образ на мыслях наших, и потщимся подражать Ему в том, да Сам Он нас вознесет. «Всяк бо смиряяй себе вознесется» (5:93–94).

Своим смирением научает нас Господь наш смирению, и глаголет: «Научитеся от Мене, яко кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). И паки: «Весте ли, что сотворих вам? Вы глашаете Мя учителя и Господа: и добре глаголете, есмь бо. Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13, 13–15). Воззрим на сей живый смирения образ и последуем Ему; посмотрим в сие зерцало и очистим себе от ГОРДОСТИ нашей; не постыдимся человеки человекам, и раби рабам, и грешники грешникам приклониться и послужить, когда Господь рабам Своим служить не постыдился. Напишем, возлюбленне, сей образ в сердцах наших, да ижденется из них бесовская ГОРДОСТЬ (5:110).

Смирением Христовым плоть свою христианин должен усмирять (4:143, см. БРАНЬ, 127).

Смирение и гордость. «Плоть и дух» (1:145–148).

Смирение. Глава вторая, третьей статьи, второй части, первой книги «О истинном христианстве» (2:258–266).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle