схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СУЕТА

Христианин странник на земле, поэтому не увлекаться суетой

Аще пресельники и пришлецы есмы на земли, якоже и отцы наши, убо на ином месте отечество наше и дом наш есть. Почто убо так отягощаем странствующую душу нашу? Почто толико богатств собираем ради единаго смертнаго тела, которое может единым укрухом хлеба и чашею воды довольствоваться, и которое с светом сим имеем оставить? Не безумие ли, ради так малого и беднаго тела, которое малым довольствуется, и в землю, от неяже взято бысть, имеет обратитися, толико строить домов, толико собирать сокровищ, толико приготовлять одеяний, уборов, толико заготовлять снедей, толико иметь слуг? Ей, прелесть одна суетнаго мира и обман князя тмы, который помрачает душевныя очи людей, чтобы сей суеты не могли усмотреть! (2:272–273).

Суетою не увлекаться, так как все временно

О, упившийся не вином и сикерою, но похотию СУЕТНАГО МИРА! продери глаза твои и посмотри на тех, которые были такие же, как и ты: где их богатство? где честь и слава? где прихоти и гордыня? где суетный убор? Оставило их все, когда мир они оставили; или паче мир их оставил и нехотящих. И случилося им тое, что тем людям, которые во сне много имеют, и много пиют, но пробудившися ничего в руках не видят, и чувствуют великую жажду. Тако упившиеся похотию суетнаго мира, пока в мире жили, как во сне, много имели и пили; но при смерти, а паче по смерти, увидели себя нищих и почувствовали в себе великую жажду; и просят капли воды, но не дается им. Слышат ответ: «Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 6, 25). И сбывается на них, но позднее, безполезное оное РАСКАЯНИЕ нечестивых (4:116).

Убегающие от суеты живут более спокойной и богатой духовной жизнью

Оставивши мир верою и временная своя сокровища имеют лучшая, нежели миролюбцы. Не ищут богатства, но живут как и богачи. Не имеют богатства, но не имеют излишняго и попечения, печали, смущения, страха. Довольствуются, что Бог им подал, и потому всегдашним наслаждаются внутренним покоем... Уклоняются они сладости и веселостей внешних; но внутрь далеко лучшую и истинную сладость и веселие имеют, которым утешаются паче всех увеселений мира сего, – которое веселие состоит «в чистой совести и радости о Дусе Святе» (Рим. 14, 17). Хощеши ли убо быть богатым? Не ищи богатства. Ибо не тот богат, кто много имеет, но кто тем, что имеет, довольствуется, и более не желает (2:274–275).

Увлечение суетой не соответствует высокому званию христианина

Высокое христианское благородие возбраняет нам к тленным и суетным вещам сердцем прилеплятися, которое не в чести, славе, титулах, знатной фамилии мира сего, состоит, но во внутренней душевной доброте, по образу Божию созданной, и благодатию Христа Сына Божия возобновленной. Сего благородия суетная честь и слава недостойна есть, хотя бы она и от всего мира во едино собрана была... Почто ищем вне нас чести и славы, когда внутрь нас толикое имеет достоинство? «Се бо Царствие Божие внутрь вас есть», – глаголет Христос (Лк. 17, 21)... Почто гоняемся за увеселением суетного мира, когда Сам Сын Божий хощет утешить нас и увеселить? (2:270– 271).

Люди увлекаются суетою, так как забывают о ВЕЧНОСТИ

Люди за суетою гоняются, и в прихотях мира сего, как пиянии, свирепеют; то оттуду бывает, что забывают о вечности и обстоятельствах ея. Сие забвение делает враг душ человеческих, сатана, чтобы люди, не памятуя о вечности, не памятовали и не старались о спасении своем вечном, которое Христос Сын Божий страданием и смертию Своею соделал. Помни убо, возлюбленный христианине, пожалуй помни и разсуждай о вечности: и истрезвишися, и здрав разум будеши иметь, и всю красоту и прихоти мира сего за ничто вмениши. Се есть христианская мудрость! (4:121–122) (также 5:158, см. ЗАБВЕНИЕ, 377).

Пребывающий в суете изгоняет Христа

Когда люди мнятся знать Его, но не почитают Его, но вместо Его почитается мамона неправды. Евангелие Его святое пренебрегается, закон святый попирается, мир и суета, а не царствие Его от всех ищется: вси таковые люди, последуя Иудеям, выгоняют от себе Христа и тако убеждается от них отъити; и что Иудеям, тое и сим людям говорит: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38) (4:131).

Господь удаляется от человека, живущего в суете (5:92, см. СЕРДЦЕ, 841).

Сердце, наполненное суетою, или забывает, или нерадит о вечном (5:39, см. СЕРДЦЕ, 843).

Суета вначале кажется прекрасной, внутри оказывается горькой

Христианине, когда истрезвишися от сего душевреднаго пиянства, то воистинну познаешь, что все, что ты ни делал, думал, замышлял и начинал, есть суета и прелесть; и что тебе казалось красно, тое в себе есть безобразно; и что виделось тебе добро, тое внутрь есть зло; и признаешь сам, что все сие есть «суета». Прелесть бо всегда кажется нечто быти; но как разсмотришь ее, то внутрь себе ничто есть; и кажется нечто сладкое быти, но внутрь есть горько (4:121).

Диавол прельщает суетой мира (2:105, см. СЕРДЦЕ, 847). (3:173, см. ВРАГ, 201).

Душа, прилепившаяся к суете мира, пребывает во тьме духовной (4:9, см. ДУША, 327).

Душа, увлеченная суетой, не слышит слова Божия (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904) (4:69, см. ДУША, 325).

Чтобы жить по слову Божию, нужно отвратить очи от суеты (3:210, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 374).

Душа, просвещенная светом Христовым, познает суету мира сего (4:9, см. ДУША, 314).

ЛЮБОВЬ к миру угашается РАЗМЫШЛЕНИЕМ о смерти, страшном суде и вечной участи

Упившимся от вина обычай есть много воды пить, чтобы водою прибывшую от вина горячесть удобнее выгнать. Ты, Христианине, возьми в разсуждение последняя четыре – разсуждай почаще о смерти, при которой все прихоти твои оставишь; и о страшном суде Христовом, пред которым надобно и тебе явиться, как и всем; и о блаженной вечности, в которую пойдут Боголюбцы; и о несчастливой и мучительной, которой не избежат миролюбцы и вси грешники. Таковым разсуждением, как водою, пиянство твое, в сердце твоем крыющееся, угашай. Воистинну, говорю тебе, скоро выдет из головы твоей вся мира сего суета, когда почаще будешь о тех пунктах разсуждать! (4:121).

Для спасения души необходимо суету из сердца своего выбросить (5:61, см. СЛОВО БОЖИЕ, 920).

Память смертная очищает душу от суеты (5:58, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ, 648).

Человек может уклониться от суеты, памятуя о смерти (1:79, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 23).

Размышлением о вечном страдании прогоняется суета из сердца (5:48, см. РАЗМЫШЛЕНИЕ, 791).

Суета прогоняется постоянным памятованием о дне смерти (5:44, см. СМЕРТЬ, 935).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle