Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

схиархимандрит Иоанн (Маслов)

СЫН БОЖИЙ

(см. также ХРИСТОС)

Христос и в Ветхом и в Новом Завете, верных есть Спаситель (4:32, см. АПОСТОЛЫ, 11).

Проповедывали нам о Сыне Божием пророки и апостолы (4:31, см. АПОСТОЛЫ, 11).

Бог послал Сына Своего Единородного избавить нас от погибели (4:21, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 401).

Иисус Сын Божий Своим крещением освятил воды (4:243, см. КРЕЩЕНИЕ, 439).

Каждое действие

и каждый момент из жизни Сына Божия направлен к возвеличению и спасению человека

БОГ, хотя спасти человека, Сам ради того дела пришел, и соделал СПАСЕНИЕ Сам, а не чрез инаго кого. Родился от Девы чистыя плоти, да мы, обветшавшие злобою бесовскою, отродимся духом; сыном человеческим сделался, да нас сынами Божиими соделает; на земли пожил и потрудился, да нас отпадших на небо возведет; трудился и утруждался, да нам вечный покой подаст; алкал и жаждал, да нас хлебом и питием вечнаго утешения насытит и напоит; поношение терпел, да от нас вечное отъимет поношение; скорбь и болезнь терпел, да нас вечныя сподобит радости; обесчестился и поруган был, да нас вечною славою почтит; страдал страшныя и ужасныя страсти, да от нас страдания вечныя отъимет, и подаст вечное прохлаждение во царствии Своем; умер на кресте, да нас умерших оживит, и проч. Видишь, как Он почтил нас. В смерти Его наш состоит живот; болезни и язвы Его – наши исцеляют болезни; от безчестия Его – наша честь и слава зависит; от рождения Его наше духовное и новое рождение последует; скорбь Его нашу породила радость; трудами Его мы обретаем вечный покой; страданиями Его от вечных избавляемся страданий; странным Его на земли пожитием небесное наследствуем отечество; алчбою Его и жаждою вечное получаем прохлаждение. Словом: все существо блаженства, которое обретает человек, Ему единому приписуем; и приписывать должны мы. Аще бы Он не взыскал нас, вечно бы в ПОГИБЕЛИ были мы; аще бы Он не пришел к нам, всегда бы в пленении у диавола были, который нас из рая пленил; аще бы Он не СТРАДАЛ за нас, во аде бы во веки страдали мы; аще бы Он не умер за нас, в вечной бы смерти погребены были мы. Тако смерть Его животом нашим, безчестие Его славою нашею, язвы Его исцелением нашим учинилися; тако от пришествия Его, страдания и смерти, как от источника, все наше духовное и вечное блаженство проистекает. Его благодатью и человеколюбием вси получают вечный живот, которые ни получают. Читай о сем Святое Писание, учение св. отцев, учителей церковных, и церковные песни и стихи, и увидишь сам. В сем наше вся состоит надежда, радость, похвала, утешение, слава и все блаженство, что Христос Сын Божий, распятый и воскресший, Иже и седит одесную Бога, и ходатайствует о нас, есть наш Спаситель, Заступник и прибежище. Аще бо Он за нас, кто на нас? От сего живаго источника почерпай, и во время зноя прохлаждай душу твою (5:8).

Сын Божий – Сыном Девы нарицатися благоизволил (4:26, см. ХРИСТОС, 1133).

Сын Божий ради нашего СПАСЕНИЯ стал Сыном Человеческим

К непостижимому человеколюбию Сына Божия, и к высокой чести рода человеческаго и Тое надлежит, что Апостол написал: «Не от ангел бо воистину приемлет, но от семене Авраамля приемлет» (Евр. 2, 16). То есть Сын Божий, хотя нас спасти, сотворил плоть от плоти нашей, и кость от костей наших; уподобился нам во всем, кроме греха; Сын Божий сыном человеческим, и Бог непременный человеком стался. Откуда видим во святом Евангелии Его, что Он Себе Сыном человеческим многажды называл, от любви к нам и смирения; которыя ради вины «не стыдится братиею нарицати» человеков, глаголя: «Возвещу имя Твое братии Моей» (Евр. 2, 12). Сего ради и Бога, Отца Своего небеснаго сотворил нашим Отцем, и Отцем Его нарицати повелел, глаголя: сице молитеся: «Отче наш, Иже еси на небесех». И по воскресении глаголал ученикам: «Восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). Слава Богу, так высоко почтившему нас недостойных! (5:7).

Вера научает веровать в Сына Божия, как Спасителя (3:14, см. БОГ, 73).

Сын Божий пришел на землю грешников спасти

Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтеся, грешники! БОГ и ГОСПОДЬ наш пришел ради нас в мир спасти нас. «Велия благочестия тайна: Бог во плоти явися», Царь небесный на земли явился, и неприступный херувимам с человеками пожил. О, благости и человеколюбия несказаннаго явившагося Господа! О, блаженства тех, ради которых Бог и Господь их пришел и явился им... Блажени мы, яко ради нас Бог наш к нам пришел; Бог, уподобився человекам, к человекам пришел, и пришел ради человеков. Он пришел грешники спасти: то и нас, ибо и мы от грешников есмы. Он пришел взыскати погибших; то и нас, понеже и мы есмы от погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскати (5:5).

Сын Божий погибшего человека спас Своею кровию (3:14, см. БОГ, 73).

Только Сын Божий мог разрушить грех (2:127, см. ГРЕХ, 230).

Сын Божий по ЛЮБВИ пришел на землю избавить нас от КЛЯТВЫ законныя

«Что убедило Сына Божия Господа нашего прийти в мир, воплотитися, страдати, и умереть за нас», и я хощу в том поучитися и написать тебе, да и мне поучающемуся и тебе слышащему, всегда великое тое дело обращается пред душевными глазами. Всегда бо должны мы о сем великом деле памятовать, и за тое Богу нашему от сердца благодарить. Известно от Святого Писания, что вси человеки, сколько ни было, и есть, и будут согрешили пред Богом. «Вси согрешиша и лишени суть славы Божия» (Рим. 3, 23). Затвори Писание вся под грехом. «А писано есть: проклят всяк; иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я» (Гал. 3, 10 и Пс. 13, 52). Следовательно, вси человецы под клятвою быть учинилися, яко законопреступники (Гал. 3, 10), и следовало всем, по силе клятвы, вечной казни и мучения преданным быть; сего бо клятва законна требует. Христос Сын Божий от сей клятвы искупил нас, не «сребром и златом, но честною Своею кровию» и смертью, якоже Апостол написал: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нам клятва. Писано бо есть: проклят всяк висяй на древе» (Гал. 3, 13). Итак, Христос сделался ради нас клятвою, да нам подаст благословение, и грехи наша на Себе взял, да нам Свою правду верою подаст, следственно и от вечной казни, которая клятве последует, избавил нас, и отворил вечное блаженство, которое благословению Божию последует. Тако Ему святая церковь поет: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Видишь убо, что убедило Христа нас ради распятися и умрети: то есть неизреченная Его к нам любовь, и крайняя наша бедность и погибель вечная, которой мы вси подлежали (5:9).

Сын Божий избавил от осуждения

Мы вси, то есть весь род человеческий, согрешили пред Царем нашим Богом, по Писанию: «вси согрешиша и лишени суть славы Божия, и тако всяка уста заградилися, повинен бысть весь мир Богови» (Рим. 3, 23, 19). Тако по закону правды Божия непременяемыя подлежали вси вечному осуждению и вечной казни за свою вину. Но благость Божия, вся премудро строящая, изобрела нам путь спасения чудным образом. Сын Божий, благоволением небеснаго Своего Отца, человеком ради человеков учинился, и смертию правде Божией вместо нас удовлетворил, и тако между Богом праведным и нами согрешившими Ходатаем сделался (2:72).

Сын Божий Своим снисхождением даровал блаженство человеку

Сына Божия нас ради снисхождение, которое принял своею волею и благоволением небесного Своего Отца, и содействием Святого Духа, есть виновное всего нашего духовнаго блаженства, которое от щедрой Божией руки в крещении верою в Него получаем. Нас ради явился на земли, нас ради родился плотию, да мы родимся духом; нас ради пожил на земле, да нас, из рая изгнанных, на небо возведет; нас ради хуления страшная претерпел, да врагу нашему, диаволу, который оклеветавает нас пред Богом нашим день и нощь (Апок. 12, 10) (3:39).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle