схиархимандрит Иоанн (Маслов)

УНЫНИЕ

Уныние есть искушение вражеское, возвращающее в мир

Когда скука находит и тоска, тогда наипаче поминай в 1-м пункте написанное, и падай на землю, и молись и воздыхай ко Господу. Сие бо есть искушение. Тако сатана хощет тебе к миру паки обратити. Смотри, крепись и не поддавайся, и говори так: хотя умру зде, но не отъиду. И поистине: лучше умереть, нежели на первое возвратиться: «никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии небесном», глаголет Христос. И блажен не тот, кто начал, но кто скончал (1:225).

Более всего уныние тех людей борет, которые живут в уединении (1:247, см. УНЫНИЕ, 1058).

Уныние есть нерадение о душевном спасении (1:3, см. ГРЕХ, 246).

Уныние сатана наносит (1:105, см. ВРАГ, 196).

Уныние влагает враг, чтобы препятствовать молитве (4:40, см. МОЛИТВА, 551).

Уныние закрывает сердце, не дает ему принять слово Божие (2:56, см. СЕРДЦЕ, 852).

Бог ожидает от христианина подвига, а не уныния в искушении (4:13, см. ИСКУШЕНИЕ, 413).

Не поддаваться унынию, но сопротивляться

Когда унынию и скуке будешь поддаваться, то большее уныние еще на тебе востанет, и со стыдом выженет тебе из монастыря. А когда будешь противу его стоять, и побеждать предписанным образом, то всегда после победы последует радость, утешение и большая духовная крепость; и всегда подвизающимся бывает переменно, то печаль, то радость. Как под небесем бывает то мрачно, то бурно, то ведрено; так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение как буря, то утешение и радость и как вёдро приятное; и как после погоды бывает нам приятное вёдро, так после искушения и печали сладкое бывает нам утешение (1:231–232).

Не допускать уныния в борьбе с врагом (4:51, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 367).

Как отгонять уныние

Хотя всякому христианину, но паче в монастыре уединенному, находит скука, уныние, печаль и тоска. Того ради в таком случае должно обратиться к разсуждению о вечности, царствии небесном, муке вечной, и проч. Сие разсуждение всякое уныние и суету прогоняет. Такожде должно молиться, воздыхать и петь песни духовныя, и тако печаль и скуку победишь. Лучше бо зде временное все терпеть, и тамо во веки веселиться, нежели зде временно с миром гулять, и тамо во веки мучиться (1:231).

Из письма твоего вижу я, что на тебе напало УНЫНИЕ. Люта есть страсть сия, с которою христианам, хотящим СПАСТИСЯ, много бороться надобно. Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а наипаче тех, которые живут во УЕДИНЕНИИ. Советую убо тебе читать следующее: 1. Убеждать себе и нудить к МОЛИТВЕ и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди плетию гонят, и убеждают идти и бежать, так нам должно убеждать ко всякому себе делу, а наипаче к молитве. Таковый труд и тщание, видя Господь подаст охоту и усердие. – Делает охоту, и как бы влечет к молитве и всякому доброму делу и ПРИВЫЧКА. Приобучайся убо и привыкать, и самая привычка будет тебе влещи к молитве и всякому добру. 2. Усердие подаст переменность, то есть, когда тое и другое делать переменно. Делай убо и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу ПРОЧИТЫВАЙ, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении и о прочем, то есть молись и читай книгу, и делай рукоделие, и паки молись, и паки другое делай, и прочее. И когда уныние сильно берет, выйди вон из комнаты и проходясь разсуждай о Христе и прочем, и разсуждая возми ум к Богу, и молись. Так уныние проженется. 3. ПАМЯТЬ СМЕРТИ, нечаянно приходящая, память суда Христова и память вечныя муки и вечнаго блаженства отгоняет уныние. Разсуждай о них. 4. Молись и воздыхай ко Господу, чтобы Сам Он подал тебе усердие и охоту: без Него бо мы ко всякому делу неключимы. Когда по сим пунктам будешь поступать, верь мне, что мало-помалу охоту и усердие будешь иметь. Бог от нас требует труда и ПОДВИГА, а трудящимся обещался помогать. Трудися убо, да поможет тебе Господь. ПОМОГАЕТ Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим (1:247) (5:371, см. также МОНАХ, 564).

Постоянно заниматься делом и пройдет скука (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Часто Богу молиться, просить от Него помощи, трудиться, и ни малейшего времени не пропускать без дела какого-нибудь и так скука минет (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Человек уныл, а потому ему потребно утешение (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

В унынии утешать себя, что Бог близ всем призывающим Его

Аще и глаголют тебе врази твои, диавол и слуги его: «где есть Бог твой?» беседуй к душе твоей, утешай ее с Давидом святым: «вскую прискорбна еси, душе моя?» и проч. Хотя и глаголется тебе в помыслах: «где есть Бог твой?», но ты отвещай: «близ Господь всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18) (3:116).

В скуке утешать себя тем, что смерть все прекратит и слава подвизающегося приимет вскоре (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – УНЫНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

2. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – УНЫНИЕ святитель Феофан Затворник

3. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Уныние преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Уныние святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Лень святитель Тихон Задонский

6. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Уныние святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПОМЫСЛЫ святитель Иоанн Златоуст

8. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Уныние преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

9. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Отец преподобный Ефрем Сирин

10. Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва – Буква И преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Комментарии для сайта Cackle