схиархимандрит Иоанн (Маслов)

УТЕШЕНИЕ

Христос есть утешение для христиан (3:153, см. ХРИСТОС, 1154).

Утешение необходимо человеку, поскольку он слаб, дряхл и уныл (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

Бог утешает нас в печалях (5:65, см. БОГ, 83).

Истинно обратившееся сердце не останется без утешения (4:87, см. ПОКАЯНИЕ, 712).

Утешение содевается в сердце благодатью (3:14, см. ВЕРА, 141).

Утешение в скорбях нужно искать в слове Божием (3:200, см. СЛОВО БОЖИЕ, 903).

Евангелие приносит утешение кающимся грешникам (4:179, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Чтобы утешение воспринять, необходимо почувствовать скорбь, печаль и страх суда

Истинная бо во Христа ВЕРА подает живое и действительное души утешение. А чтобы утешение воспринять, должно почувствовать скорбь, печаль и страх суда. Утешение бо – печальнаго утешение есть, и врачевство болящему подается, якоже глаголет Христос: «не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12) (3:134).

Утешение от ЕВАНГЕЛИЯ, но прежде необходимо ПОКАЯНИЕ

Евангелие бо значит радостную весть, то есть отпущение грехов, благодать, жизнь вечную, и царство небесное отворившееся, которое заключено было ради ГРЕХА, – которых благ никто не может сподобитися без истиннаго ПОКАЯНИЯ; надобно прежде переменить и сокрушить сердце печалию за грехи, и тогда в нем место будет евангельскому утешению. Како убо тем утешаться будет сердце, когда не сокрушится печалию. Утешение бо печальному утешение есть, а не веселящемуся. Покаемся убо, да и в нас Евангелие с своим утешением возъимеет место; переменим нас во благое, да благ, возвещаемых нам причастимся; сокрушим сердца наша за грехи, да Евангелие, аки пластырь живительный, восприяти удобни будем. От ЗАКОНА и ПОЗНАНИЯ ГРЕХА СЕРДЦЕ печалию, как млатом, сокрушается: но утешением, которое от Евангелия проистекает, исцеляется. Познаем убо от закона греха, и сокрушится сердце наше: сокрушенному сердцу приближится и ЕВАНГЕЛИЕ, благовествующее мир, благо- вествующее благая (5:104).

Утешение христианское в духовной радости

«Плоть-де требует утешения?» Не плоть, но похоть плоти ищет сластопитания; а натура плоти единаго требует подкрепления, которое подает не различная, но здоровая и умеренная пища. Христианское же утешение не в пищи и питии, но в духовной радости состоит. «Несть бо царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14, 17). Требует и плоть своего утешения, как то в алчбе питания, в жажде напоения, в зное прохлаждения, в холоде согретия, по трудах упокоения, и прочая, и так должно и плоти угождать, но «не в похоти». Откуда и Апостол не просто угодия плоти творить не велит, но в похоти, «и плоти», – рече, – «угодия не творить в похоти» (Рим. 13, 14) (3:285–286).

Утешение всегда подается после искушения

По претерпенном искушении и скорби, бывает печальному утешение. Не оставляет бо Подвигоположник Иисус Своих без утешения, которым, как водою жаждущие, прохлаждаются, и новую силу к подвигу восприемлют (5:104).

Утешение от Святого Писания. Четырнадцатая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:435–439).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle