схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ХРАМ

Храм – место особого присутствия Божия

Всякое место, на немже Бог глаголется обитати, домом Божиим нарещися может, дом бо есть место обитания. Обаче молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей состроенные, собственнее домом Божиим называются. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающая, отправляются; на то бо они и устрояются и освящаются. В них бо священнодействия совершаются, святыя Тайны совершаются, пения совершаются, славословия совершаются. В них непостижимая оная, «в нюже и ангели желают приникнути» (1Пет. 1, 12), безкровная небесному Отцу, по вся дни приносится жертва. В них Сам Спаситель наш Христос Господь, в священной Евхаристии, под видом хлеба и вина присутствует. В них Дух Святый на предложенные святые Дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает (1:64).

Храм есть место молитвы

Храм Божий есть храм молитвы, и ради того в храм Божий входим, чтобы молиться: не друг на друга смотреть, но к единому Богу сердечныя очи возводить: не себе другим показывать, но совесть свою, грехами обремененную, пред Богом обнажать; не ликовать, но о грехах Бога умилостивлять; словом, молиться Богу приходим в храмы святые (2:160).

В храме слово Божие читается, молитва возносится, св. Тайны совершаются

Храмы святые, где слово Божие проповедуется, и Святое имя Божие славословится, и общая молитва от верных к Богу приносится, и святыя и страшныя тайны совершаются, и Сам Бог особливо присутствует (4:395).

Приходя в храм на молитву, не забывать, что Господь близ, все видит и слышит (4:127–128, см. МОЛИТВА, 544).

В храме, что было читано и сказано, исполнять на деле, да не послужит в осуждение

Что слышал в церкви чтенное или проповеданное, в доме своем разсуждай и тщися по оному исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное. «Блаженни» бо, рече, «слышащие слово Божие и хранящие е» (Лк. 11, 28). Да и домашних твоих и детей к тому же наказуй и учи, да не из-за них от Бога истязан будеши (1:104).

О поведении в храме

В церкви стоя, стой со вниманием, и помни, что ты пред Богом стоишь и молишься Ему. Сего ради по сторонам не озирайся, но прямо к Богу вперяй ум твой и сердце твое, да услышанна будет твоя молитва. Внимай и чтомым молитвам и стихам. – В церкви стоя на молитве, крайне берегись разговаривать о земных вещах; место бо сие, а паче олтарь святый, есть место свято: святое же место должно свято и почитать. Берегись убо без крайней нужды на месте сем говорить. Ходишь в место сие Богу молиться, а не разговаривать (1:227–228).

Пребывая в храме, оставить всякие житейские попечения

Иззуть сапоги, как научают учитилие, есть отложить земная попечения. Иззуй убо и ты, христианине, сапоги ног твоих, то есть печаль житейскую, помыслы суетные отбрось, когда ты в дом Божий пришел; «место бо, на немже ты стоишь, земля свята есть». Мужичок-пахарь, престань думать о земледелии, выбрось из головы твоей сенокос, не броди мыслями по полям, по степям, по лесам, по хуторам; не на тое ты место пришел: «место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть». – Купец, не торгуйся зде, не уговаривайся о цене, не пекись о продаже, выбрось из головы твоей лавки, торг, товар; не купли место зде, зде не купуют, ни продают: «место бо, на немже стоиши, земля свята есть». – Воин, не помышляй о ружье, о брани, о победе зде, не приготовляй к сражению себе, не готовься на корабль; не брани место зде: «место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть» (1:65).

В храме во время богослужения не отвлекаться и мысленно, не разговаривать

От смеху, разговоров крайне берегися, понеже кто, в церкви стоя, смеется или разговаривает, не токмо не умилостивляет Бога, но и вельми раздражает; не отдает бо чести святому месту и других соблазняет и препятствует другим молиться. Послушай прилежно чтение и пение и от того умиляйся, и аще мысль твоя отвлекает ум твой или к дому твоему, или к иным мирским вещам, всячески тщись ум твой обратить и призывать к слушанию пения, славословия Божия, псалмов и молитв чтомых, да с пользою из церкви изыдеши (1:103–104).

В храме стоять с благоговением, а не вертеться

В церкви стоя, по сторонам не озирайся, и как кто стоит, или молится, не смотри, да не с «фарисеем» осудишися, понеже пришел ты не судить, а у Бога Судии и Сердцеведца милости просить; но к единому алтарю со умилением взирай, где святая жертва приносится, и, мытарю подражаться о своих грехах помолися милостивому Богу, глаголя: «Боже, милостив буди мне грешному» (1:103).

Размышления во время пребывания в храме

Вшедши в храм Господень: то осмотрись, пожалуй, кто ты таков, и к кому пришел? Пришел ли ты раб к Господу, тварь к Творцу, и грешник к праведному Судии. Купно же и тое рассуждай; для чего ты в храм Божий пришел? Входим бо, слышателие, в храм Божий, или славословить Бога, или благодарить Богу, или просить что у Бога, или умилостивлять Бога о грехах наших. И тако, ежели ты за тем пришел в дом Божий, чтобы «просить прощение за грехи твоя»: то вспомни все грехи твои, имиже ты от самого малого возраста прогневал Творца своего; посмотри в книгу совести своея, посмотри и рассуждай, сколько ты Господа своего огорчил. А так в себе размышляя, умилися сердцем, возлети умом на небо, со смиренномудрием повергни себя пред престолом славы, припади к ногам Спасителя твоего, седящего одесную Отца, лобызай ноги Его, обливай слезами, по подобию евангельския блудницы, отирай омоченныя ноги Его своими власы, зови к Нему мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13) (1:65–66).

В церкви стоя, не смотри по сторонам, но в землю (1:233, см. ЦЕЛОМУДРИЕ, 1151).

Уже по дороге в храм, необходимо настраивать себя к благоговению

В церковь идучи, думай, что ты в дом Царя небеснаго идеши, где со страхом и радостию стоять должно, так как на небеси пред небесным Царем: «в храме стоящи, на небеси стояти мним», поет св. церковь (1:103).

Неподобающее пребывание в храме служит в осуждение

А иначе, в дом Божий входить и, вшедши, думать тое, что и на другом месте запрещается; разсуждать о вещах суетных, разговаривать о земных, стоя пред Царем небесным; оглядывать входящих и исходящих; смотреть только на едину церемонию, примечать, как кто стоит, во что одеян: то лучше и не входить с таким намерением в святое место. Ибо неполезно есть, паче же и вредно. «Дом Мой», глаголет Господь, «дом молитвы наречется» (Лк. 19, 46; Мк. 11, 17)... Что бы сделал Христос Господь, когда бо застал в храме «новыя благодати» такое безчиние, идеже страшныя Его совершаются таинства; когда бы увидел смеющихся и глумящихся, и дом молитвы дом купли деющих? Но видит Он, видит тое и ныне. И хотя ныне не изгоняет бичем из храма Своего, обаче ижденет от храма вечныя славы и «часть их с неверными положит», аще не престанут того делать, и покаянием Его не умилостивят (1:67).

Увещание о вхождении в св. храмы (1:103–104).

Освящение храма в честь св. апостолов Петра и Павла (1:62–63).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Сокровище святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Угождение святитель Григорий Богослов

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Вразумление преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВРЕМЯ праведный Иоанн Кронштадтский

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – УЧИТЕЛЬ святитель Иоанн Златоуст

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Агафоника профессор Александр Павлович Лопухин

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Похвала схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – БОГ (См. также ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, ДУХ СВЯТОЙ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Библейская энциклопедия – Шамлай архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Отечник Проповедника – Возмездие игумен Марк (Лозинский)

Комментарии для сайта Cackle