схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского

 ХРИСТОСЦАРСТВО НЕБЕСНОЕЦЕЛОМУДРИЕ 

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ

Христианин есть гражданин небесного отечества и к нему должен стремиться (4:58, см. ХРИСТИАНИН, 1173).

Христианин, живя на земле, более всего должен заботиться о небесном (4:57, см. ХРИСТИАНИН, 1085).

Царство Небесное есть отечество христианское, где все святые ликуют

Христианское отечество есть небо, где слава небеснаго Отца, Которому они молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех»; где преславный дом Его, в котором «обители многи суть» (Ин. 14, 2), где «град великий святый Иерусалим» (Апок. 21, 10-23)... Тамо Отец небесный радостотворит зрением святейшаго лица Своего сынов Своих, которые отсюда по многобедственном странствовании преселилися; тамо водворяется праотец лик с праведным своим семенем; тамо ликуют пророцы, апостоли и святители - проповедники истины; тамо торжествует пресветлое мученик воинство; тамо упокоевается преподобных и подвижников множество; тамо сияет незнающее запада Солнце правды - Христос, и всех блистанием славы Своея просвещает, теплейшими любве Своея лучами согревает, и благодатию Своею влечет к Себе всех, в мире сем странствующих и имя Его святое нарицающих и почитающих; тамо престол славы окружают тысящи тысящей и тьмы тем небесных сил безплотных, и Господа, Царя славы, поют непрестанно: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3) (3:406).

БЛАЖЕНСТВО пребывающих в Царстве Небесном

На знатной мира сего вечери всякое добро бывает к утешению и услаждению седящих и пирующих. Подобно будет и в небесной вечери. Тамо всякое добро, но несравненно лучшее паче земнаго, будет. Тамо люди Божии святии насытятся всех благих небесных, которыя уготовал им благии и человеколюбивый Господь. «Не взалчут ктому, ниже возжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной; яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я, и наставит их на животныя источники вод, и отъимет Бог всякую слезу от очию их» (Апок. 7, 16 и 17). «Работающии Господу ясти будут, пити будут, радоватися будут, веселитися будут в веселии сердца» (Ис. 65, 13 и 14)... «Их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9) (4:62-63).

Где Христос Господь и Царь славы, там и Царствие Божие (4:131, см. АПОСТОЛЫ, 11).

В Царстве Небесном встретимся с Царем Небесным, ангелами и всеми святыми

Мы недостойнии позваны от человеколюбца Бога к великой оной вечери. Приимем убо благодарно сию Царя небеснаго к нам милость, и поспешим с радостию на святую и преславную оную вечерю. Тамо мы увидим Царя небеснаго «лицем к лицу» (1Кор. 13, 12). Увидим пламеноносных слуг Его, Ангел и Архангел; увидим лик патриархов, лик Пророков, лик АПОСТОЛОВ, святителей, лик мучеников, лик преподобных отцев, и всех Богу угодивших, и со всеми ими любезно возъимеем дружество (4:59).

БЛАЖЕНСТВО состоит в ЛИЦЕЗРЕНИИ Бога

В мире сем на вечери гости пришедшии, насытившеся, более уже не хотят ясти и не едят. На вечери оной небесной не тако будет. Будут ясти и пити, но без сытости; будут вечеряти, но всегда с желанием. Непрестанная некая, но пресладкая алчба и жажда в них будет. Будут насыщатися небесныя пищи, но всегда ея будут хотеть. Будут видети Бога лицем к лицу и Того сладчайшим лицезрением насыщатися, но никогда не насытятся, но всегда всерадостнаго и пресладкаго того насыщения будут желать; и, чем более того будут лицезрения Божия насыщатися, тем более и более пожелают того. Божие бо лице видети есть радость паче всякия радости, утешение всякаго утешения, сладость паче всякия сладости. Се есть пища и питие святых Ангел и избранных Божиих! Отсюду, яко от источника приснотекущаго и животворящаго, река будет - непрестанное желание к зрению лица Божия, и от того непрестанная радость, веселие, утешение, наслаждение, восклицание и сердечное некое играние. И как река течет безпрерывно и непрестанно: тако непрестанно и непрерывно небесныя вечери блаженство потечет (4:64-65).

Свет Царствия Небесного - слава Божия

На богатой вечери в мире сем бывает, что поставляются светильники и свещи горящия. На небесной оной вечери не потребен будет таковый свет, ниже от солнца, ниже от луны, ибо и нощи не будет тамо: Слава бо Господня просветит вся. «Град не требуяй солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его, и светильник ему Агнец» (Апок. 21, 23). «И нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильника, ни света солнечнаго: яко Господь Бог просвещает я» (Апок. 22, 5) (4:65).

В Царстве Небесном непрестанно слышится пение АНГЕЛОВ, восхваляющих Бога

На знатной мира сего вечери бывает музыка и пение ради увеселения пирующих гостей. Пение будет и на небесной оной вечери, но несравненно лучшее. Тамо услышится пресладкое пение святых Ангел, хвалящих и поющих Господа Создателя своего: «свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его!» (Ис. 6, 3). И самые святии Божии человецы, живущии в дому Божием, в веки веков восхвалят Господа и совокупно с небесными силами воспоют Святую Троицу (4:64).

Царство Небесное не имеет конца, вечно

В мире сем вечеря временно бывает; гости бо, пришедшие на вечерю, удовольствовавшеся от хозяина, в домы своя расходятся, и тако как вечеря, так и утешение ея престает: всякое бо временное утешение и услаждение, как дым, вскоре исчезает. Не тако будет на великой оной вечери. Она, единожды наченшеся, никогда не скончается, и потому как непрестанно, так и без конца будет. На оной вечери возлежащии без конца будут видети лицо Божие, и сладчайшим Его лицезрением без сытости во веки веков насыщатися; без конца и без сытости сию небесную пищу ясти и сие пресладкое питие пити будут; и якоже царствию Христову не будет конца, тако и святии Божии человецы с Ним, яко с главою уды, царствовать будут во веки веков. «Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя, Царю мой и Боже мой» (Пс. 83, 5 и 4) (4:65).

В Царстве Небесном нет страха, печали, смерти

В оном отечестве нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасности от болезни смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол: не слышится тамо жалоба; удалился оттуда плач, печаль и воздыхание; нет попечения о пище, питии, одежде, о доме и домашних; нет тамо бури и непогоды, но всегда благоприятное вёдро; нет утра, вечера, нощи, но всегда день; нет осени и зимы, но всегда красная и благорастворенная весна и лето; не слышится, ни видится, ни чувствуется тамо ничего, разве благоприятное, веселое, и любезное. Тамо жителя всегда бдят, но никогда не утруждаются; всегда живут, но смерти не чают: тамо житие без смерти, покой без труда, радость без печали, здравие без немощи, богатство без потеряния... нет тамо стара, хрома, слепа, расслабленнаго, безобразнаго, но вси в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна, в «мере возраста исполнения Христова» (3:406-407).

В Царстве Божием беспечалие и упокоение от трудов

Нынешнее, христианин, время есть время трудов, подвига, плача, сетования, печали и крестоношения: в оном веке, егда время минется и настанет вечность, откроется истинным христианам пресветлый праздник. Тогда они упокоятся от трудов, и будут праздновати субботу беспрестанно и вечно, не един день в седмице, но всю вечность; тогда совлекутся рубищнаго и плачевнаго одеяния, и облекутся в праздничную и брачную ризу... В тые дни не увидят ничего печальнаго, скорбнаго, не будет тамо страха от врагов, нищеты, болезни; не будет вопля, жалобы, сетования, глада, жажды, холода, горячести, никакого неблагополучия, никакого бедствия, но все тихо, мирно, безопасно, весело, светло, радостно, благоприятно (2:89-90).

В Царстве Небесном исполнятся все обетования Божии

Бывает на вечери мира сего, что хозяин пришедшим гостям говорит: вот вам благая, предложенная на трапезе моей! ядите, пийте и веселитеся. Тако человеколюбивый Господь возглаголет послушавшим звания Его и пришедшим на небесную Его вечерю: вот вам благая, которая уготовах вам, которая обещах вам, которых верою и надеждою ожидали вы от Мене, которых око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не взыдоша! Вот вам благая Моя, обещанная вам! Обещал Я вам воскресение мертвых ваших телес: вот видите тое! воскреснусте из мертвых. Обещал Я вам тело духовное, нетленное и безсмертное: вот имеете тое! Обещал Я вам тело прославленное, чистое, светлое и сияющее: вот сияете, яко солнце и яко звезды небесныя (1Кор. 15, 42-46). Обещал Я вам вечный живот: вот имеете живот вечный! живите во веки. Обещал Я вам Царство небесное: вот тое даю вам! наследуйте тое и царствуйте во веки! Обещал Я вам явить Лице Мое: вот вам Лице Мое! зрите и веселитеся! Обещал Я вам венец живота, венец неувядаемый: вот вам венец той! Обещал Я вам честь и славу: вот вам слава, яко чадам Моим! Обещал Я утешить вас: вот утешаю вас, яко мати утешает чада своя! Обещал Я вам дать мир непрестанный в сердцах ваших, аки реку: «мир Мой даю вам». Обещал Я отнять от вас печаль, болезнь и воздыхание: вот «отбеже болезнь», печаль и воздыхание от сердец ваших! Обещал Я вам пищу и питие, сладости и радости вечныя: вот вам тое утешение и наслаждение; «ядите ближнии, и пийте, и упийтеся» (Песн. Песн. 5, 1) (4:63-64).

Все, что жаждет и ищет, найдет в Царстве Небесном, и это есть наследие христианское (3:408-410).

Царство небесное нам даровал Христос (1:28, см. ХРИСТОС, 1123).

Бог готовит христианам наследие Небесного Царствия (4:16, см. ХРИСТИАНИН, 1099).

Сам Господь введет в обители Царствия Небесного

Бывает в мире сем, что когда званнии на вечерю вси соберутся; тогда звавший их хозяин вводит их в палату украшенную, для вечери уготованную, и тако садятся вси на своих местах: тако будет и званным на вечерю небесную и пришедшим к той. Тогда Царь небесный, послушавшим звания Его и пришедшим к Нему на вечерю речет: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). И пойдут с торжеством и веселием в преславную, небесную, нерукотворенную, вечную и царскую Его палату, «и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небесном» (Мф. 8, 11) (4:61).

Наличие или отсутствие веры определяет положение человека в Царствии Божием (4:166, см. ВЕРА, 135).

Царство Небесное наследует та душа, которая имеет на себе печать небесного Царя (2:101, см. ДУША, 319).

Чтобы войти в Царство Небесное, душа должна иметь печать Христову (4:294, см. ДУША, 320).

Пребывающие в Царстве Небесном имеют светлые одежды и прославленные тела

На знатной мира сего вечери седящии и пирующии одеяны бывают в светлыя и красныя одежды: тако будет и на преславной оной великолепной небесной вечери. Тамо возлежащии одеяны будут в ризу спасения и одеждою веселия, облечены будут «в ризы позлащеныя» (Пс. 44, 10 и 14), облечени в виссон чист и светел. «И дано бысть ей», т. е. церкви, «облещися в виссон чист и светел: виссон бо оправдания святых есть», глаголет Иоанн святый в Откровении своем (Апок. 19, 8). Сие показал и Христос Спаситель наш прославлением святаго тела Своего на горе Фаворстей, где «просветилося лице Его яко солнце; ризы же Его были белы яко снег» (Мф. 17, 2). Прославленному Христову телу сообразны будут тамо и святых Божиих телеса (4:62).

Необходимы чистые и светлые одеяния для Царствия Небесного

Видим, что люди, хотящие внити в чертог царский, одеваются в светлыя и чистыя одежды, и тако входят; а в рубищах и гнусных одеяниях туда не допущаются. Тако в чертог небеснаго Царя входят тии только души, которыя имеют светлыя и чистыя одежды, одеяния брачная и чистый виссон; но в рубищах греховных туда не допущаются. «Ибо не внидет туда ничтоже скверно» (Апок. 21, 27). Христиане во святом крещении благодатию Божиею совлекаются греховных рубищ, и одеваются в чистую одежду и одеяние брачное, и тако делаются достойными входа в небесный оный чертог (4:377-378).

Сын Божий отворил паки вход в Царство Небесное

Как человек согрешил в РАИ, изгнан из рая, и заключился рай, заключилися и небеса. Смотри, что делает грех! Но как Сын Божий явился на земли, то и двере небесные отворилися, и глас небеснаго Отца услышал человек, который из рая изгнан был; и услышали люди: «покайтеся, приближися бо царство небесное». Тем показалося, что отворился паки вход в царство небесное людям; как Бог на землю пришел, то и люди начали на небо восходить, и земнии жители получают гражданство небесное, и человеки с Ангелами совокупляются (5:100).

В Царство Небесное без Христа никто не войдет

Пойдем, христиане, за Христом, Избавителем нашим. Который к нам пришел, и милостивно посетил нас, и зовет нас в небесное Свое царствие; и приведет нас во оный блаженнейший покой и присносущную радость, идеже есть всех веселящихся жилище. Истинный и верный есть вождь Иисус, и без НЕГО никто в царствие Божие не внидет: поручим убо и мы себе Ему в предводительство, и неотлучно последуем Ему, да приведет и нас в место вечнаго упокоения (4:24).

В царство небесное зовут пророки, апостолы и проповедники (2:56, см. СЛОВО БОЖИЕ, 915).

Царство Небесное открыто для истинно верующих, то есть живущих по вере

Верным о Христе отверсты двери царствия небеснаго, якоже Божие слово святое уверяет нас, и церковь святая содержит и исповедует; но напротив того Апостол заключает вход в царствие небесное неисправным христианам: «Или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят?» и проч. (1Кор. 6, 9 и 10; Гал. 5, 19-21 и на прочиих местах). И Христос глаголет: «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф. 7, 21). Следовательно и ВЕРЫ не имеют тии, которые творят таковые дела, которыми заключается вход в царство и блаженство вечное (3:191).

Верная душа радуется, когда восходит в Царство Небесное из мира

Видишь, что когда сын ко отцу своему в дом возвратится из чужой страны, отец о сыне и сын об отце радуются преизобильно, яко друг с другом видятся и взаимно утешаются. От сего случая верою возведи ум твой к дому Отца небеснаго, в который истинные христиане, чада Божия, возвращаются из страны мира сего, в которую грех ради наших изгнаны мы. О! как возрадуется верная душа, которая ныне любовию к Богу, своему Отцу небесному, горит и со пророком глаголет: «когда прииду и явлюся лицу Божию?» (2:52).

На пути в Царство Божие необходим руководитель (2:32, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Царство Божие достигается тесным путем и СКОРБЯМИ

Не широким, но «тесным путем», и не пространными, но «узкими вратами входят туда» (Мф. 7, 13 и 14). Не роскошами, но скорбьми, и скорбьми многими в царствие Божие входят, якоже Апостол сказал: «многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие» (Деян. 14, 22). И святый Иоанн слышал глас с небесе о избранных Божиих свидетельствующий тако: «сии суть, иже приидоша от скорби великия» (Апок. 7, 14). Видите, что от скорби, а не от роскоши туда приходят. Роскоши и веселости мира сего не в царство Божие, но во АД ведут, якоже пример евангельского богача свидетельствует, который «облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло» (Лк. 16, 19). Осмотритеся убо, каким путем и куда идете вы? (4:259).

Тесный путь вводит в живот (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).

Путь в Царство Небесное - крестоношение

ХРИСТИАНЕ в мире сем позваны суть к КРЕСТОНОШЕНИЮ, а не к чести, славе, богатству, плотоугодию. Имеют они свою честь, славу, богатство, радость и сладость, но внутрь себе, а не вне, - духовное все, а не плотское. Внимай сему, возлюбленне, что вечная Истина, Христос, Господь наш говорит: «внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7, 13 и 14). Видишь, что есть безопасный путь. Сей путь низок и смирен есть; но в высокое отечество небо ведет. Аще хощеши во отечество приити, сим иди путем (4:160).

Для достижения Царства Небесного следует следовать за Христом

Аще бо кто в пленении был, и тамо всякое мучение от пленившаго мучителя терпел, и ничего не ожидал бы от него, кроме горькия смерти; а пришел бы к нему какой добрый и сильный человек, и сказал бы ему: «вот я тебе свобождаю от горькия сей работы и всего бедствия, и приведу тя в отечество твое, только иди за мною». О, коль с великою радостию восхотел бы бедный той пленник итить и последовать милостивому тому свободителю! - Христос, Сын Божий, всесильный и преблагий, к нам плененным пришел с небеси, от Отца Своего небеснаго посланный, и глаголет нам: «Я к вам от Отца Моего небеснаго послан свободить вас, и привести вас к Нему в небесное Его царствие. «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6). Аще убо хощете в вечное оное блаженство приити, и небесное царство наследовати: идите за Мною, и приведу вас туда. «Аще же кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24) (4:23-24).

Видим в мире сем, что люди с места на место переходят, и бывает путь иный опасный, иный безопасный. Христианине! мы от рождения нашего до смерти путники есмы, и тщимся дойти к вечному животу и царствию Божию, к которому КРЕЩЕНИЕМ святым обновлены и СЛОВОМ БОЖИИМ позваны. Изберем убо, возлюбленне, безопасный путь ко оному блаженству. Какий есть безопасный путь нам? Сердечно ВЕРОВАТЬ во Христа, и в едином СТРАДАНИИ и СМЕРТИ Его полагать свое СПАСЕНИЕ; на Его единаго яко Искупителя и Спасителя НАДЕЯТЬСЯ; кроме Его, к получению вечнаго СПАСЕНИЯ, посредствия не знать и по примеру Его смиренно, кротко и терпеливо жить на земли. Сей есть безопасный путь. «Настави мя, Господи, на путь сей!» (4:159).

Царствие Божие обратилось к тем, кто с радостью принял иго Христа (4:131, см. АПОСТОЛЫ, 11).

В Царство Небесное ведет путь БЛАГОЧЕСТИЯ

Видишь, что хотящии дойти до некоего града, или другаго какого места, не стоят, но идут и идут тем путем, который ведет до того места: тако хотящии дойти до града небеснаго, горняго Иерусалима, не стоят, но идут, и идут тем путем, который до того града ведет, т. е. путем благочестивым, на котором пути Вождь есть Христос, Которому последуют верою и любовию Его раби (2:57).

Необходимо поспешить призыву Бога

Христианине! Бог милосердый еще зовет всех: полно уже гоняться за временными и земными; поспешай скорее на небесную оную вечерю, где Бог видится лицем к лицу, и от Того, как от Источника животворящаго и приснотекущаго, проистекает всякое утешение и наслаждение и всерадостное восклицание: поспешай, поспешай, пока еще двери не затворены, да не поздно пришедши «вне стояти» будеши и безполезно «ударяти в двери, глаголя: Господи, Господи, отверзи нам» (Лк. 13, 25) (4:63).

Необходимо очиститься, чтобы войти в Царство Небесное

Понеже во град оный не внидет ничто скверно, как выше видели мы: «очистим себе», возлюбленный христианине, «от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии», по увещанию Апостольскому (2Кор. 7, 1), да и мы пресветлаго онаго града граждане будем, и, изшедше от мира сего, внити в него сподобимся, благодатию Спаса нашего Иисуса Христа (4:59).

Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо покаяние

Как бы хотящему внити в палату надобно прежде в преддверие внити, тако хотящему внити в царство небесное надобно покаяние сотворити, переменить СЕРДЦЕ свое, мысль свою, и сокрушити сердце за содеянные грехи, и тако БЛАГОДАТИЮ Христовою внити в царство оное. ПОКАЯНИЕ бо с самаго имени значит переменение сердца и мысли. Каемся бо о том, что худо делали мы, как и прежде писал тебе. В сем убо возвещается приближившееся царство небесное, но всем в начале и покаяние предлагается и глаголется: «покайтеся». В царство небесное ничто не внидет скверно: надобно убо прежде очиститися от скверны, и убелити ризы своя в крови Агнца Божия, закланнаго за спасение мира, и тако внити в царство оное (5:105).

Размышление о Царстве Небесном приводит к покаянию (5:109, см. РАЗМЫШЛЕНИЕ, 790).

Необходимо ПОКАЯНИЕ, обращение всем сердцем

Христианине! послушаем ныне гласа Господня и обратимся к Господу всем сердцем и покаемся, да и тогда услышим пресладкий глас Его: «приидите благословеннии», и проч. (4:62).

Кто просит о Царстве Небесном в молитве, тому необходимо очистить СОВЕСТЬ покаянием

Надобно ему иметь чистую СОВЕСТЬ, или очистить тую покаянием, и тогда молиться: «да приидет царствие Твое». Иначе не может желать того и просить, когда совесть, грехами оскверненная, судом Божиим и вечною мукою грозит. Како бо может молитися и сказать: «да приидет царствие Твое», - а в совести ожиданием вечныя муки смущается? Неотменно убо требуется, чтобы оставил ГРЕХИ, и тыя покаянием, жалением и верою очистил, кто хощет и просит, чтобы царствие Божие пришло. Царствие бо Божие праведным и святым уготовано, и приидет неотменно, котораго напрасно ожидает грехами оскверненный. От совести чистой, глаголет Златоуст, сие желание происходит, и души, от земных удаленной (3:108).

Царство небесное, которое заключено было ради греха, никто не может сподобиться без истинного покаяния (5:104, см. УТЕШЕНИЕ, 1060).

Все призываются в Царство Небесное

Бог, Царь небесный, сотворил великую вечнаго блаженства вечерю, всякаго неизреченнаго утешения, наслаждения, радости и веселия исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию - всех, говорю, славных и безславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и неразумных, и всякаго полу, звания и чина людей. Звал чрез Пророков, звал чрез Единороднаго Сына Своего, звал чрез АПОСТОЛОВ святых; зовет и ныне чрез ПРОПОВЕДНИКОВ слова Своего, ПАСТЫРЕЙ и учителей: «грядите, яко уже готова суть вся» (Лк. 14, 17) (4:59).

В мире сем бывает, что славнии и богатии на вечери свои зовут по большей части славных и богатых, подобных себе. Царь небесный, человеколюбивый Бог не тако. Он, по Своему человеколюбию, никем не гнушается, но на небесную Свою вечерю зовет, не взирая на лица, всех равно, богатых и нищих, славных и подлых, - словом, всякаго человека мужеска пола и женска, и всем отверзает двери (4:60).

Необходимо презреть мир, чтобы устремиться к Царствию Небесному

Понеже любовь мира сего запинает ноги наша и не попускает идти на преславную оную вечерю. Христианине! оставь благая мира сего, и тако вся несравненно лучшая получим благая, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2, 9). Буди твердо уверен о благих оных: и неотменно, истину тебе говорю, презревши мир, со всяким усердием оных будешь искать (4:61).

Кто просит в молитве Царство Небесное, тот не прилепляется к земному, но спешит к небесному

«Да приидет царствие Твое!» По учению святаго Златоустаго, царствие зде разумеется небесное, - царствие, котораго ожидают истинные христиане, и молятся: «да приидет царствие Твое». И сие, рече, благоразумнаго сына слово есть, что не прилепляется видимым, ниже за велико почитает настоящая, но к отцу спешит и к будущим стремится. Кто царствия небеснаго желает и молится тако: «да приидет царствие Твое», тому надобно презирать земное царствие, славу, честь, утехи и богатство. Иначе напрасно глаголет и молится: «да приидет царствие Твое». Надобно бо прежде презреть земная, и тогда небесных желати (3:107).

Все помышление возносить к небесному (4:57, см. ХРИСТИАНИН, 1074).

Царствие Божие отходит за презрение СЛОВА БОЖИЯ

От многих стран и градов за неблагодарность и презрение слова Его святаго паки отошел, а с Ним и царствие Божие от них отнялось. А понеже видим, что и в нашем уже отечестве всякая умножилась неправда, любовь уже совсем почти изсякла, безмерныя роскоши умножились, плотское и безстрашное житие почти везде усматривается, и тако слово Божие в крайнем находится презрении, и вси почти прихотям, и плотским и мирским, а не устам Божиим внимают; вси почти плоти и миру, а не Богу угождают; временных и мирских, а не вечных благ ищут: опасно, христианине, и весьма опасно, чтобы и от нашей страны и градов не отшел Христос Господь с Своим царствием (4:131).

Царство Божие ожидают бессмысленно, кто не трудится над очищением души (2:117, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Привязанность к миру ослепляет и препятствует идти в это Царство

Охотнее слушают нищии и беднии, и худородныи и презренныи мира сего, зовущаго гласа Господня, и идут на вечерю оную, яко благих мира сего мало что имеют. Любовь чести, славы, богатства, сластей и роскошей мира сего ослепляет душевныя очи и не допущает видети вечных благ; а человек, чего не видит, того не желает. О, когда бы человек увидел будущая благая, стремился бы к ним не иначе, как елень на источники водныя. Но у всех любителей мира сего тьма, аки покрывало некакое, лежит на очах душевных; и потому не видят оных благ. А кто чистым сердцем ко Господу «обратится»: тогда «покрывало оное отнимается», и оком веры видит оная благая и со усердием ищет их (2Кор. 3, 16-17) (4:61).

Господь зовет, но пристрастившиеся к миру, отрицаются от Царства Небесного

Велия вечеря есть великое и непостижимое в небесном царствии наслаждение. На сию вечерю Бог, небесный Царь, зовет всех чрез рабов Своих, Пророков, Апостолов и проповедников слова Своего. Но к суете мира сего пристрастившиеся вси купно отрицаются, хотя не устами, но СЕРДЦАМИ. Ибо «идеже сокровище их, ту и сердце их», по словеси Христову (Мф. 6, 21) (3:23-24).

Многии, как прежде отреклися, так и ныне отрицаются на преславную оную вечерю ити, но, вместо вечных и небесных благ, временная и земная избирают, и сия оным, как тень истине, предпочитают; и так сами себя недостойными творят вечнаго блаженства, и неблагодарными к Царю небесному, так великому своему Благодетелю, показуются; почему и на праведный гнев Его подвизают. «Глаголю вам», рече Господь, «яко ни един мужей тех званных вкусит Моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных» (Лк. 14, 24) (4:59).

Богатые отказываются идти в Царство Небесное

Однакож по большей части спасительнаго того звания слушают и идут на преславную вечерю Его убогии, нищии, беднии и подлии; а богатии и славнии по большей части отрицаются. Ибо не хотят оставить гордости, пышности и роскошей своих; они хотят зде в мире сем веселитися и царствовать, и потому великую оную вечерю презирают; благая мира сего видят, но вечных благ не видят. Пишется о израильтянах: «уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его» (Пс. 105, 24). Тако богатии и славнии, прилепившеся к благим мира сего, уничижают великую оную вечерю и не веруют Господу, зовущему их на вечерю оную (4:60).

Царство Небесное - описание небесного града (3:406-408).

Гнев Божий на тех, кто отказывается в Царствие Небесное идти (4:59, см. ГНЕВ, 213).

Небесное Царство (3:335, см. ДУША, 320).


 ХРИСТОСЦАРСТВО НЕБЕСНОЕЦЕЛОМУДРИЕ 
Комментарии для сайта Cackle