схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЧЕЛОВЕК

(см. также ХРИСТИАНИН)

После сотворения всего мира Бог создал АДАМА и ЕВУ и дал им заповедь

Когда всемогущий Бог сотворил небо и землю, и прочия видимыя и невидимыя вещи, – последи всех создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую; которому дал имя сие – Адам; и ввел его в рай, место прекрасное, всякими изрядными и плодоносными древами украшенное (Быт. 2, 15). Адаму создал Бог помощницу Еву, и обоим им, Адаму и Еве, дал Бог заповедь такую, чтобы от всех древес плоды вкушали, а от того древа, которое было посреде рая, не дерзали вкушать плода (Быт. 3, 3). Притом объявил им Бог, что ежели вы от того древа заповеданнаго вкусите плода, смертию умрете (Быт. 2, 17) (1:22).

Бог – Творец человека (5:233, см. БОГ, 68).

Человек сотворен Богом

Бог есть Создатель наш. От Того мы начало и бытие свое имеем. Душа и тело и весь состав наш от Него есть. Рук Его дело мы. Не было нас, и се есмы и живем. Всемогущая сила Его из небытия в бытие привела нас. «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя» (Пс. 118, 73). Создал Он нас не безчувственною, ни безсловесною, но разумною тварию, разумом нас почтил. И, что более того всего, по образу Своему и по подобию нас сотворил (4:351).

Человек есть создание Божие (2:46, см. ЧЕЛОВЕК, 2360).

Бог создал особым образом Адама и Еву, а от них род человеческий

Бог наш и Творец, в триех лицах покланяемый, когда сотворил небо и землю и все украшение их, последи создал человека АДАМА, и помощницу ему ЕВУ: от сих двух весь род человека произошел и умножился; все человеки имеют сих двух первых себе родителей. Прародителей наших сих преблагий Бог создал не так, как прочия вещи, но дивным некиим и человеколюбивым советом. Прочия твари созидая, Бог глаголет: «да будет, и бысть тако» (Быт. 1, ст. 3, 6, 9, 11, 14, 15, 20, 24); «рече, и Быша; повеле, и создашася» (Пс. 148, 5). Человека имея создать, глаголал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). Так высоко человека паче прочиих тварей превознесл, что не токмо Божественным Своим советом, но и по образу Своему сотворил его. От сего понимай, человече, высокое твое и дивное благородие первое и непостижимую Бога нашего благость. «По образу Божию создан еси!» (Быт. 1, 27) (3:124).

Человек создан особым советом Святой Троицы

Человек особенным Божественным советом создан. Вся тварь словом единым от Бога создана: «рече, и Быша» (Пс. 148, 5). Но когда до человека дошло дело, не так изволилося благому Богу и Cоздателю нашему создать его, но особенным некиим советом. Каким? Тако, имея сотворить человека, глаголет Триипостасный Бог: «сотворим человека» (Быт. 1, 26). Аки дивное некое, преславнейшее, благороднейшее, достойнейшее, великолепнейшее хотя создание Свое в дело произвести, глаголал Создатель: «сотворим человека». Сие преимущество человека ради души его подалося (3:330).

Подлинно человек в создании своем почтен от Тебе, Создателя своего, почтен паче всея твари Твоея особливым Твоим советом: «Сотворим человека». Сотворен по образу Твоему и по подобию Твоему, сотворен свят, чист, непорочен, премудр, и к вечному блаженству сотворен (4:230).

Человек сотворен по образу и подобию Божию

Создан «по образу Божию и по подобию» человек (Быт. 1, 27): Вси вещи созданныя суть свидетельства всемогущества, благости и премудрости Божия: но человек, кроме того, образ Божий в себе носит. Воистину краснейшая доброта, любезное благолепие, высочайшее достоинство, честнейшее благородие! Нижайший Бога, но высший всех созданий человек: образом Божиим почтен человек; красное небо, солнце, луна и звезды, и все создание Божие, но краснейший – человек: яко по образу Божию созданную доброту в себе носит. Разсуждай и размышляй, коль красен Бог, несозданная и присносущная Доброта (5:349).

Человек сотворен по образу и подобию Божию (2:279, см. ЛЮБОВЬ, 475).

Человек пользуется большой любовью Божией, т. к. он сотворен по образу и подобию Божию (2:21, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ К ЧЕЛОВЕКУ, 453).

Человек создан по образу Божию и бессмертием почтен был (2:30, см. ГРЕХ, 255).

Человек – его высокое достоинство

Человек так в высоком достоинстве учинен, особливым Божиим советом создан, образом Его почтен, кровию Христовою падший искуплен, в крещении омовен и обновлен, к вечному блаженству позван, – благороднейшее создание человек, ради котораго весь прекрасный сей мир создан, согражданин ангельский, сын Божий, наследник небеснаго царствия, уд Христов, жилище Духа Святаго, в такую подлость нисходит самовольно, и все свое блаженство погубляет (3:289).

Человек есть творение Божие и должно работать ему неослабно

Понеже мы и сами не свои, но Божии, того ради и жить не так должны, как мы хочем, но как Бог велит, и с прочиими созданиями, Ему, яко раби Его, работать неослабно: якоже вся создания Его работают Ему безотступно, так как Он повелел и учредил. Отсюду последует, что безответны суть, которые сих должностей не исполняют: самая бо их совесть и закон естественный осудит их в том (2:80).

Человек сотворен разумным

Сотворил Ты мене не бездушною тварию, не скотом, не птицею, не рыбою, ни иным каким безсловесным животным, которыя все суть и живут, но блаженства своего не разумеют; но сотворил разумным человеком, который могу познать и разуметь, что я от Тебе начало бытия и жития своего имею; я Твое создание, Ты мой Создатель (4:225).

Человек – разумное Божие создание

Человек, глаголю, разумное Божие создание, особливым Божиим советом, «сотворим человека», созданное, по образу Божию и по подобию сотворенное (5:220).

Человек – дивное создание Божие

Вот тебе, по желанию твоему, и о «человеке» пишу. Но поверь мне, что сколько раз о человеке разсуждаю, столько раз в великое прихожу удивление благости и любви Божия к человеку, так что убеждаюся со Псаломником восклицать: «Господи! что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко вменяеши его?» (Пс. 143, 3; Пс. 8, 5). Воистину дивное создание Божие – «человек»! Все создание Божие дивно, но далеко дивнейшее создание – человек! Дивный и промысл Божий о нем: создан не так, как прочия твари, создан особливым советом Святыя Троицы: «сотворим человека» (Быт. 1, 26); создан «по образу Божию и по подобию человек» (Быт. 1, 27) (5:349).

Дивное создание Божие «человек»! Создан не так, как прочие вещи; о всех вещах написано: «рече Бог и Быша; повеле, и создашася». О человеке не тако; но что? «сотворим человека». Тако Триипостасный Бог советовал; аки некое великое дело имея сотворить, Бог глаголал: «сотворим человека». Какого человека? «по образу Нашему и по подобию сотворим». Великою и высокою честию почтен был человек от Создателя своего в создании, так, что высшая быть не может. Вси твари суть свидетели всемогущества и премудрости Божия, но человек, кроме того, образом Божиим почтен, и особенным советом Его сотворен. Познаем, брате, первобытное наше благородие, достоинство и преимущество. Когда сие дивное создание Божие ЛУКАВСТВОМ ЗМИИНЫМ и своим ПРЕСЛУШАНИЕМ обесчестилось и погибло, – чего оплакать не можем, – БЛАГОСТЬ Божия паки явилася на нем, паки почтила его чудесно, паки превознесла его (5:6).

Как посмотрим начало бытия нашего, то увидим, что мы есмы создание дивное, разумное, образом Божиим почтенное, выше всея твари превознесенное, «малым чим от ангел умаленное», а падшее, паки чудным образом возставленное. Возьми только в руки книгу святаго Евангелия и увидишь, что Бог для человека человеком стался, с человеки на земли жил, и страсти человеческия, кроме греха, претерпел: претерпел поношения, хулы, лютейшия страдания, а наконец и смерть безчестную ради человека от грешников приял (1:88).

Человек является посредником

между Богом и всем созданием

Создания служат нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам тщетное бывает, и Богу оттуду велие неблагодарствие последует. Человек бо, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и аки посредственник между Богом и созданиями, которых служение употребляя, Богу благодарить и служить должен. Как напр. рабы господину своему служат того для, чтобы он монарху и обществу служил; а когда не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил яко разумный, и за всех их Богу благодарил, и хвалил. А когда человек того не исполняет, то и созданий напрасно употребляет, и потому Создателю своему НЕБЛАГОДАРЕН является, и делает обиду (1:177) (также 5:56, см. ХРИСТИАНИН, 1056).

Человек настолько высокое создание,

что Сам Бог ради него

в мир пришел и искупил

Когда пал и погибл человек: чудным и непостижимым образом возставлен и взыскан человек. Сам Бог, – что всякий разум и удивление превосходит, – Сам Бог ради человека в многобедный мир сей пришел, и в человека (о, благости и любви Божией к человеку! о, чести и достоинства человеческаго!), в человека вообразился, пожил на земли, трудился, болезновал, страдал и умер святейшею Своею плотию за человека. Не послал ни Ангела, ни ходатая, но Сам «пришел взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10) (5:349–350).

Так как в христианине два рождения,

то и человек двоякий по внутреннему устроению:

ветхий и новый

Понеже в христианине двоякое имеется рождение, ветхое и новое, или плотское и духовное, то в том же христианине двоякий и человек есть, «ветхий и новый»: двоякие не по существу (ибо по существу един есть человек, едино бо есть тело и душа, из которых существо человека состоит), но по внутреннему устроению, наклонению и действию. Ветхий человек иначе называется «внешний», новый же «внутренний», якоже глаголет Апостол: «аще и внешний наш человек тлеет, но внутренний обновляется по вся дни» (2Кор. 4, 16). Паки называется ветхий «плоть», новый же «дух», якоже тойже Апостол учит: «плоть похотствует на духа» (Гал. 5, 17) (3:227) (также 3:56–57, см. КРЕЩЕНИЕ, 436).

В человеке бо, христианскую веру восприявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: «ветхий и новый», как о том выше многажды сказано. «Ветхий» человек не иное что в нас, как страсти греховныя, с нами родившияся и ко греху нас склоняющия, как-то: нечистота плотская, неправда, ложь, лукавство, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, самолюбие и проч. «Новый» же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся противу ветхаго человека, страстьми и похотьми тлеющаго, котораго подвига от всякаго христианина вера христианская требует. И в ком такого подвига нет, в том только един ветхий человек имеется, следственно и веры нет, которая обновляет человека и подвизается противу греха (3:181).

Образ и нравы ветхого и нового человека

Представь себе образ и нрав обоих – ветхаго Адама и Христа, нас ради бывшаго человека, и разсуди прилежно: кому лучше последовать? Гордость, высокоумие, зависть, злоба, нечистота, срамословие, обжорство, хищение, лукавство, лесть, ложь и прочия мерзости ветхаго Адама свойства суть. Скотский и зверский нрав ветхаго человека нрав есть: лютостию подобен льву, хитростию и лукавством лису, хищением волку, нечистотою и обжорством псу, злобою василиску, и проч. И которые нравы особенно разделены имеются в безсловесных, те в едином ветхом человеке находятся. Таковая мерзость в ветхом человеке кроется, и в случаях подобными себе плодами себе оказывает. Обрати теперь очи сердца твоего на Христов нрав, который живо описует нам святое Его Евангелие. В Нем является горячая любовь, объемлющая объятиями своими всех, другов и врагов, сердце, жаждущее всем спасения, смирение глубочайшее, кротость и долготерпение к хулителям, святыня паче света чистейшая, благосклонность к просящим, милосердие к бедным, сострадание к страждущим, милость ко грешникам, благость и снисхождение ко всем (3:184).

Свойства и нрав ветхого человека

Всяк от нас имеет в себе от рождения своего ветхаго человека, и ветхим человеком от родителей своих раждается. Свойства и нрав его не что иное есть, как самолюбие, плотоугодие, славолюбие, сластолюбие, неправда, ложь, нечистота, немилосердие, жестокосердие, гнев, ярость, злоба, роптание, хуление и прочии грехи. Сии суть ветхаго рождения и ветхаго человека нравы. Сими он утешается и услаждается. Его свойство есть: любить почитание, поклонение, похвалу, славу от человек; ему свойственно есть гордиться, возноситься, надыматься... Он о том едином только тщится, замышляет, начинает и делает, что видит, что временное есть, что ему богатство, славу, честь и сласть телесную и временную приносит. Ему неприятно все тое, что его злонравие обличает; приятно все тое, что растленной его воле сходно. Отвращается от всего того, что самолюбие, славолюбие и сластолюбие пресекает: любит все тое, что тыя его прихоти умножает... Он любит сам одеваться, питаться, упокоеваться пространно, а о ближнем нерадит. Любит всякое довольствие иметь, хотя бы было тое с обидою ближняго и презрением Божественнаго закона и Самого Законодавца. Он от других обиды, укоризны, безчестия, поношения, клеветы, проклинания не терпит, злобится за тое и отмщевает; но сам других обидеть, насиловать, обнажить, укорить, обезчестить, осудить, оклеветать и во всякое бедствие привести не стыдится... Словом, всякое беззаконие, грех, слепота, безстыдство в ветхом человеке кроется. Он не иное что, токмо помышления зла начинает и родит. «От сердца бо человеческого исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство» (Мк. 7, 21–22) (3:95–96).

Ветхий человек по нраву своему

подобен зверю, скоту и змее

В нем видится весь нрав скотский, и звериный, и змииный. Нечистота скотская, обжорство скотское, лютость, гнев, ярость и лукавство звериное. Примечай скотов и зверей, что они делают, и сам узнаешь и признаешь, что все тое в человеке неотрожденном и необновленном благодатию Божиею видится, что в них видишь; и что в каждом скоте и звере примечаешь, тое все в едином человеке имеется. Лукав и хитр, как лис; ядовит, как змий; гневлив, яростен и лют, как лев; обжирчив, как пес и волк, нечист, как свинья, и проч. Сие все и прочее злонравие в ветхом человеке кроется, и при случае себе вне оказывает (3:96).

Человек плотской и духовный

Между плотию и духом непрестанная брань; а от сих хотений противных двоякое востает мудрование или действие плотское и духовное. Плотское мудрование есть, когда мудрствуется или делается тое, что плоть хощет: а духовное мудрование есть, когда мудрствуется тое, что дух хощет. А кто что мудрствует, таковым и человеком называется. Кто плотская мудрствует, -плотским и человеком нарицается, и есть: кто духовная, – духовным, или просто сказать, кто плоти слушает, и ей повинуется, тот плотский человек есть: а кто духу следует, и плоть покаряет духу, тот духовный. Но как плоть и дух противныя суть между собою, так плотскаго и духовнаго человека действия совсем не сходны, паче же противны. Плотский человек весь свой ум и замыслы имеет только к приобретению временных: а духовный всегда стремится к вечным (1:44–45).

Что есть духовный, и что есть плотский человек. «Духовный человек» есть, который духовная мудрствует, плотская деяния умерщвляет, и плоды новаго рождения показует, хотя и жену имеет, детей рождает, ружье носит, кавалериею украшается. «Плотский человек» есть, который по плоти живет, дела плотская творит, хотя бы рясою, клобуком и мантиею покрывался, или наружным крестом украшался. Не платье бо и прочая наружность делает христианина и духовнаго человека, но ВЕРА живая, плодами украшенная (3:59).

В плотском человеке царствует ГРЕХ,

в духовном БЛАГОДАТЬ

В плотском человеке грех живет, и над ним царствует, а в духовном благодать Божия. А оттуду следует, что плотский человек во гневе Божием: «мудрование бо плотское», по словеси апостола, «вражда на Бога, закону бо Божию не покаряется» (Рим. 8, 7), а духовный в милости Его находится. «Ни едино бо осуждение», глаголет той же апостол, «сущим о Христе Иисусе не по плоти ходящим, но по духу» (1:46–47).

Признаки духовного и плотского человека

Плотский человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временных, а духовный всегда стремится к вечным... Плотский человек хотя делает и похвальное, но тое делает ради тщеславия и приобретения суетныя славы: но духовный все намерения простирает во славу Божию и надежду живота вечнаго. Плотский человек противу всех гордится, возносится, ему никто не равен, выше всех себе ставит, всех презирает: но духовный пред Богом и человеки смиряется... Плотский человек коварно, лестно, хитро, со всяким поступает: но духовный ко всем простосердечен является... Плотский человек склонностям и вожделением нечистым последует: но духовный чистоте и целомудрию прилежит. Плотский человек разум свой употребляет всегда или на свою корысть, или на разорение ближняго: но духовный все свое тщание полагает на созидание братии своея. И потому плотский человек обществу вредителен, а духовный полезен... Плотский человек не хощет с светом сим разстаться: но духовный с радостию желает разрешиться от телесных уз (1:127–128).

Как плоть и дух противныя суть между собою, так плотскаго и духовнаго человека действия совсем не сходны, паче же противны. Плотский человек весь ум свой и замыслы имеет только к приобретению временных: а духовный всегда стремится к вечным. Плотский человек звание свое проходит для единаго своего прибытка временнаго: но духовный трудится к расширению славы Божия и пользы ближняго. Плотский человек, аще что достойное похвалы сделает, в сем веце ищет награждения: но духовный от Бога чает за добродетель в будущем веце воздаяния... Плотский человек не терпит в презрении быть: но духовный с охотою то приемлет... Плотский человек склонностям и вожделениям нечистым последует: но духовный чистоте и целомудрию прилежит. Плотский человек РАЗУМ свой употребляет всегда или на свою корысть, или на разорение ближняго: но духовный все свое тщание полагает на созидание братии своея. И потому плотский человек обществу вредителен; а духовный полезен (1:45).

Ветхий человек, хотя и крещен

и имеет признаки христианства, но жизни в себе не имеет, мертв душой

Отсюду видишь, что христианин неисправный, который противно слову Божию живет и ветхаго человека прихоти исполняет, в плотском только рождении находится, духовнаго и новаго не имеет рождения, а тако не есть истинный христианин, но плотский, душевный и неотрожденный, хотя и крещен, в церковь ходит, молится и прочие христианские знаки показует. Не едина бо наружность христианство делает христианина, но вера живая, живущая в сердце и живность свою добрыми делами показывающая. Откуду «истинный христианин доброму древу», которое извнутрь себе добрые плоды творит, якоже «ложный христианин злому древу», которое такожде извнутрь себе злые плоды творит, уподобляется в Писании (Мф. 7, 17–18). Отсюду, наконец, последует, что таковые ложные христиане, хотя посреде церкви и находятся, но никакого участия в церкви не имеют; не суть сынове церкви, никакой части в Христе не имеют, хотя и исповедуют Его, пока чистосердечно к Нему не обратятся и похотей своих не оставят (3:98).

Сущность плотского греховного человека

Плотской человек превосходит всех скотов и зверей злобою природною: хитрейший паче лиса, немилостивейший паче волка, горделивейший паче павлина, обжирнейший паче свиньи, ядовитейший паче ехидны, лютейший паче медведя; какие пороки и злонравия во всех зверях или скотах, те почти все в каждом плотском человеке находятся. Так плотский человек зол, тако вне и внутрь растлен. Все бо уды его оружие неправды суть: разум употребляет к прельщению, тело к гордости и нечистоте, язык к хуле и злоречию, очи к видению неподобных, уши к слышанию клевет, осуждения, скверных песен и басен, руки к граблению (1:46).

Признаки нового человека

Новаго сего человека дело есть: смиренно на земли жить, славы, чести и роскоши всякой убегать, горняя мудрствовать, а не земная, зла за зло не воздавать, и досаждения за досаждение; любить врагов своих, благословить кленущих себе, добро творить ненавидящим себе, и молиться за творящих себе напасть и изгонящих себе, и проч. (Мф. 5, 44). Сии суть дела человека, воставшаго от душевной смерти и в новой жизни живущаго! Тако кто ныне от мертвых востанет, в последний день воскреснет в вечную жизнь (4:289).

Бог создал человека не ради земного, но небесного отечества (5:57, см. ЧЕЛОВЕК, 1167).

Человек может быть в узах, но духовно свободным (3:17, см. СВОБОДА, 825).

Человек на земле есть путник

Всякий человек, в мире сем живущий, есть путник, странник и пришлец. В мир бо сей не ради мира сего рождается, не ради чести, славы, богатства и прочаго угодия, – иначе бы всегда в мире сем пребывати должен, – но в мир сей входит, как на путь восходит, которым идет на оный век. Путь сей начинает в рождении, и кончает в смерти (5– 57).

Всякий человек, живущий на земле, есть путник (5:33, см. ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ, 355).

Человек есть путник в жизни (4:54, см. ЖИЗНЬ, 355).

Человек есть странник в этой временной жизни

Человек, в МИРЕ сем живущий, есть странник, пришлец и путник. Входит в мир, и, мало поживши, отходит от мира так, как побывает кто на чужой стороне, и паки в отечество и дом свой возвратится: так и человек поживет в мире, и отъидет от мира (5:287).

Человек при смерти оставляет сей мир и все, что в нем (5:44, см. МИР, 528).

Время жизни человека – путь к вечности

У путника всегда на уме место, к которому идет, и тщится, как бы до него дойти: тако у нас всегда должно быть отечество небесное на уме, и о том тщание, как бы до него достигнуть. «Тако тецыте, да постигнете», глаголет нам Апостол святый (1Кор. 9, 24). Путник чим далее по пути идет, тем более сокращается путь; тако, чим более мы продолжаем путь жития нашего, тем более к концу приближаемся. Путник, пришедши в место, куда шел, безопасен бывает и упокоевается, и радуется о благополучном окончании пути своего: тако и мы, христиане, когда благополучно окончаем путь наш, и придем в небесное отечество, безопасны будем, всех бед и напастей свободимся, упокоеваться и о вечном своем блаженстве радоватися будем, которое буди нас получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (4:54).

Все идут к вечности

Вси люди, живущие по лицу всея земли, идут к ВЕЧНОСТИ и, скончавше путь жития сего, вселяются в вечность; но едины христиане благочестивые, не любящие мира, и крестным путем идущие, как учит Евангелие, достигают БЛАЖЕННЫЯ вечности (5:57).

Человек рождается для жизни вечной

и все земное должен употребить ради нужды, а не похоти

Человек, как выше сказано, рождается не ради мира сего, но ради перехождения на оный век, и потому в мире сем есть странник и путник: того ради всего в МИРЕ сем употреблять должен к нужде, а не похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не похоть. Почему и написано: «плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13, 14). Пища, одеяние, покой или дом довлеет ему, яко страннику и путнику; а когда ищет богатитися, почитатися, прославлятися, веселитися, и наслаждатися в мире сем, сие есть ПОХОТИ, а не нужды дело; и ничего в мире не любить, как выше сказано, кроме Бога, Создателя и Благодетеля своего, и ради Бога подобнаго себе человека, и всегда к небесному отечеству, к которому создан и позван, УМ и СЕРДЦЕ свое возводить так, как странствующий к отечеству и дому своему и путник к центру своему. Тако «идеже сокровище» его, тамо и «сердце будет» (Мф. 6, 21) (5:36–37).

Человек ради вечности не должен увлекаться временным

Христос Господь наш глаголет: «кая польза человеку, аше мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Мф. 16, 26). Аще мир весь ничто противу СПАСЕНИЯ ДУШИ, кольми паче некое богатство, некая честь, и некая слава, и временный живот, почитаем паче всего мира. Кто бо, разве безумный, восхощет над всем миром царствовать един день, и на другий день живота лишиться; всяк избирает лучше жить, нежели все сокровище мира получить, и тотчас умереть. Какая бо польза и от сокровища без живота? Аще убо временный живот почитаем паче всего мира, кольми паче вечный живот почитати должно, который единожды сыскан, никогда не потеряется, и, единожды потерянный, никогда не сыщется. О, вечный живот, как ты дорог и мало кто ищет тебе! – как сладок, и мало кто любит тебе! Мир, как горек, и почти вси любят его! Что бы было, когда бы был сладок?.. Непременно бы в нем, как в рай, вси во веки пожелали жить. Но ЧЕЛОВЕК ради небеснаго, а не ради земнаго отечества создан от Создателя своего, яко образ и подобие Божие, и ради греха онаго лишился, и в мир сей, и на землю, как в ссылку послан. Христовою же благодатию паки к отечеству оному призывается, и отрождается и обновляется. Однакож Спаситель наш объявляет нам: «много званных, мало же избранных». Всяк почти видимыми утешается, или паче прельщается. Чувства отводят ум и сердце от невидимых, и влекут к видимым; тако помрачают ум и угашают веру, которая есть око души, невидимая видящее и оных желание в душе запаляющее. Потщимся, любезне, благодатию Божиею не токмо между званными, но и между избранными быть (5:57).

Человек не должен увлекаться временным,

так как обязательно перейдет в вечность

Когда ныне не хощешь мира оставити, то тогда мир ли оставляти думаеши, когда Бог тебе от мира позовет на ответ и на суд к Себе, когда и нехотя принужден будеши оставити его? Лучше убо заранее оставити его, да свободен от него отъидеши, и с надеждою доброю; тогда вместо временнаго богатства вечное, вместо временныя славы вечную, вместо временныя чести вечную, вместо временныя вечную сладость и радость от Бога восприимеши (5:57–58).

Человек первозданный нарушил ЗАПОВЕДЬ и был изгнан из рая

Адам и Ева заповеди Божией не сохранили, от заповеданнаго древа вкусили; а к тому преступлению и вкушению от того древа заповеданнаго змий, или паче сам САТАНА, дух лукавый, в змии действующий, прельстил их (Быт. 4, 5 и 13). Сим преступлением праотцы АДАМ и Ева Бога весьма прогневали, и на себе Божию клятву навели: чего ради из рая выгнаны, и на смерть осуждены, и вечному мучению подпали (Быт. 3, 23). А с ними и мы вси, яко их сыны, тойжде КЛЯТВЕ и казни стали быть подвержены Божиим правосудием (1:22).

Человек прельщенный пал с высоты в бесчестие

Лестным лукаваго змия советом прельщен, всея своея чести и блаженства лишился, и тако отвратившися от Тебе, Создателя своего, погибнул. О пагубнаго совета! о лютаго падения! Пал человек, и погиб тот, который по образу Божию и по подобию Божию сотворен, и к вечному блаженству сотворен. «Адаме! где еси?» Ах, любезное Мое создание, руками Моими сотворенное, по образу Моему и по подобию Моему сотворенное, «где еси?». С какой высоты в какую подлость, с какой славы в какое безславие, с какой чести в какое безчестие, с какого блаженства в какое окаянство низпал ты! Змий лукавый прельстил создание Мое почтенное; разбойник похитил и отвел в плен человека, руками Моими сотвореннаго; зверь лютый растерзал чадо Мое любезное (4:230–231).

Человек потерял свое достоинство и честь

Рассуждай о себе, и познавай, что еси, и какое твое достоинство. Пророк святый поет, или паче, плачет о человеке: «человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48, 13). Был в чести, почтен от Бога человек, но не разумел чести своея, и потому скотом несмысленным приложился. Недоволен был тем, что образом Божиим почтен, но захотел Богом быть, чему быть было невозможно; сего ради и тое потерял, что имел, и сыскал тое, чего не хотел: потерял красоту образа Божия, и сделался безобразным, и несмысленным, как скот (5:53).

САТАНА завладел человеком, но Христос искупил

Сатана лукавый нами лукаво и неправедно завладел было, и пленил в свою темную власть; но Христос Сын Божий искупил нас от власти его и присвоил Себе; и искупил не сребром или златом, но честною Своею кровию (2:37).

Бог послал Сына для спасения человека (4:231, см. ХРИСТОС, 1124).

Сам Бог пришел на землю спасти человека

Сам Бог пришел к нему, взыскати и спасти его. В создании образом Своим почтил человека; а падшаго и погибшаго Сам пришел спасти. От рода человеческаго восприял и соединил Себе одушевленную плоть, и бысть человек. И тако уподобился нам, и учинился Господь наш братом нашим (4:240).

Христос почтил нас великой честью, приняв плоть человеческую (5:89, см. ХРИСТОС, 1133).

Бог Сам пострадал и умер за человека (5:7, см. БОГ, 73).

За избавление человека Христос принял поругания (3:42, см. ХРИСТОС, 1137).

Человеческое естество вознесено Христом на небо

В какую высоту превознеслося естество человеческое ипостасне соединенное Слову Божию! одесную Отца седит Христос с прославленною Своею святою плотию. Нас ради на земли родился, пожил, пострадал, умер воскрес, вознеслся на небо, и седит во славе Отчей, и ходатайствует о нас (Рим. 8, 34)... Христос, Глава верных, вознеслся на небо: вознесутся и духовные уды Его, истинные христиане. Прославился Христос: спрославятся и вернии ради Его, и предстанут Ему, как Царю своему, в ризах позлащенных одеяны и преиспещрены (Пс. 44, 14); облекутся чистою оправдания Его порфирою, яко сыны царевы, и воцарятся с Ним во веки веков (3:152).

Человек, отверженный и окаянный, через Сына Божия вознесен (3:20, см. БОГ, БЛАГОСТЬ БОЖИЯ, 71).

Человек есть вечный должник пред Богом

Что я и ты Богу должен; т. е., как я, так и ты всего себе должен: что живешь, что движешися, Божия то благость есть, и хотя, что ни делаешь, как ни угождаешь Богу, так что хотя бы ты чрез все житие свое страдал ради имене Его, и то бы ничто было, но всегда должником остаешися пред Богом. Тако мы обдолжены и обдолжаемся от Него! За сие едино, что Он создал нас, никак и ничем воздать не можем, а что уже о прочих безчисленных и высочайших Его благодеяниях воздадим? «Что бо воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам?» Едино сие – «ничто»! (4:233).

Человек все, что ни имеет, все имеет от Бога

Человек ничего своего не имеет, кроме немощей, грехов, бедности и окаянства; но все от Создателя своего приемлет: разум, здравие, крепость, богатство, сребро и злато, дом, одеяние, хлеб, пищу, питие, скот и прочее (4:78).

Бог есть крайний наш Благодетель. Все, какое ни имеет человек добро, от Бога имеет. Что на свете живет, от Бога имеет; что чувствует, то от Бога имеет; что словесною душею, благородным разумом обдарен, то от Бога имеет. Весь мир, вся создания Божиим повелением человеку служат. Все украшение небесное, солнце, луна, звезды, Божиим повелением человеку служат; воздух и вся парящая по нему, Божиим повелением человеку служат; моря, озера, реки и в них живущия рыбы, Божиим повелением человеку служат; земля и вся яже на ней, различные скоты, звери, многочисленныя древеса, разные роды зелия, трав, Божиим повелением человеку служат (1:60).

Человек все получил от БОГА,

ничего своего не имеет, кроме НЕМОЩИ и ГРЕХОВ

Всегда должники находимся пред Ним, что ни делаем ради Его, яко ничим и никак не можем Ему возблагодарить. Ибо заслуги Его, ради нас учиненныя, суть безконечныя, как и Сам безконечный, яко Бог, и мы – создание Его, душа и тело наше – Его, и весь состав наш – Его, и что живем и движемся, Его милость есть, и живот временный и вечный наш Ему приписать должно. Его хлебом питаемся, Его питием прохлаждаемся, Его одеждою одеваемся, Его светом просвещаемся, Его огнем согреваемся, в Его покоях живем, и проч., и что хочем и делаем Ему угодно, Его благодати приписывать должно, яко «без Него не можем творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Что наше собственное? Немощь, растление, тьма, злость, грехи (5:14).

Без благодеяния Божия человек и минуты прожить не может (4:234, см. БОГ, БЛАГОДЕЯНИЯ БОЖИИ, 74),

Человек склонен ко греху, если благодать Божия не укрепит (3:135, см. ЗАКОН, 385).

Человек претерпевает в своей жизни множество бед и испытаний

Путник подлежит всякой непогоде и буре: тако нам, путь свой идущим, приключается всякая буря бед, напастей и ИСКУШЕНИЙ. Путник о всем том небрежет, но, все претерпевая, идет к намеренному месту: тако и нам должно о всем неблагополучии, нам приключающемся, пренебрегать, терпеть и итить к желаемому своему отечеству. На путника часто нападают разбойники и обнажают, а часто и убивают, и тако до намереннаго места не допущают: тоежде приключаются и нам, ибо на нас демоны, как разбойники, нападают и неосторожных уязвляют и убивают, и тако до желаемого отечества не допущают. Путники защищают себе от разбойников оружием: тако нам должно защищать себе от демонов МОЛИТВОЮ и ГЛАГОЛОМ БОЖИИМ (4:54).

Люди равны между собой

Все люди, яко нищиии и убогии, в себе равны суть. Равная всех нищета равными всех делает. Много ли кто, или мало кто имеет, чужое добро, а не свое имеет. Отсюду никто над другим не должен возноситься, и никого не презирать. Вси чужое добро имеем, а не свое. Почтож чужим возноситься! (4:337).

Бог равно всем благотворит, но люди иные умягчаются, иные ожесточаются (4:11, см. БОГ, 75).

Человек должен непрестанно благодарить Бога (5:18, см. ЧЕЛОВЕК, 1170).

Человек ГРЕХАМИ и неблагодарностью бесчестит Бога

Видишь благость Божию и любовь к нам: но смотри и разсуждай человека грешника, -который бесстрашно закон Божий нарушает, – неблагодарность, грубость, невежество и безстыдство. Должно было ЧЕЛОВЕКУ непрестанно и, как сказать, частее Богу БЛАГОДАРИТЬ, нежели дыхать, но он неблагодарен Ему является; должно было человеку всегда и везде Бога поминать с любовию, но он забывает Его и благодеяния Его; должно было с высоким и наибольшим благоговением везде и всегда Бога почитать, яко вездесущаго и сохраняющаго и благодетельствующаго, но он преступлением закона Его бесчестит Его, якоже Апостол глаголет грешнику: «преступлением закона Бога безчествуеши» (Рим. 2, 23). Безчествует Создателя, промыслителя, хранителя, благодетеля своего высочайшаго, безчествует Того (о, долготерпения Божия! О, слепоты человеческия!), – Того безчествует, Котораго Ангели и Архангели со страхом, благоговением и любовию непрестанно почитают, поют и покланяются (5:18).

Человек прогневляет Бога, но Он не отнимает милости Своей от него (5:66, см. БОГ, 77).

Бог человека согревает и оживляет, как Солнце (4:10, см. ЛЮБОВЬ, 453).

Человек идет вслед диавола, но Бог терпит, ожидая его покаяния (5:66, см. БОГ, 77).

Бог не оставляет человека. Ждет его обращения к Нему (5:17–18, см. БОГ, 76).

Бог хранит даже грешника (5:17–18, см. БОГ, 76).

Бог стучится в сердце каждого человека (4:158, см. БОГ, 90).

Каждый человек находится

или в Царствии Христа, или вне Его Царства

Кто вне царствия Его находится, и Ему не работает, тот иго сатанинское влечет, и ему грехами и прихотьми работает. Непременно бо всяк, живущий на земли, или в царствии Христа находится, и Ему работает; или вне царствия Его есть, и работает ДИАВОЛУ. Чию бо ВОЛЮ и повеление творит, тому и работает. Сладко и радостно Христу, Царю Небесному, работать: мерзко же и бедственно есть работать диаволу, князю тьмы и богу века сего, который рабов своих разумы ослепляет, и влечет за собою в погибель вечную (1:194–195).

Всякий человек или Богу живет, или греху (5:32, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 367).

Человек, когда обращается от Создателя к миру, вместо блаженства получает злополучие (5:35, см. МИР ЗЕМНОЙ, 527).

Человек любовью мира сего, как вином упивается (4:115–116, см. ПЬЯНСТВО, 780).

Человек, исполненный мирскими суетами, недостойно себе творит оныя вечери (2:55, см. СЛОВО БОЖИЕ, 914).

Человек, не живущий по божественным правилам, подобен находящемуся во тьме (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901).

Человек невоздержный не может делать добра (3:239, см. ДОБРО, 304).

Человек чем больше к Богу приближается, тем больше смиряется.

И наоборот, чем больше удаляется, тем более гордым и ГРЕХОВНЫМ становится

Солнце чим более приближается, тем меньшая тень бывает; чим более удаляется, тем большая тень бывает; как зайдет солнце, то и тень исчезает: тако, чим более БОГ к человеку приближается, тем меньшим сам в себе человек делается, более уничтожается и СМИРЯЕТСЯ; видит бо свое НЕДОСТОИНСТВО и ничтожество, и Божие величество, и потому смиряется. Напротив того, чем более БОГ от человека удаляется, тем более человек ВОЗНОСИТСЯ, величается, ГОРДИТСЯ. А как совсем удалится БОГ от человека, ПОГИБАЕТ человек, якоже тень исчезает, когда солнце зайдет. Берегись, человече, ВЫСОКОУМИЯ, да не яко ДИАВОЛ падеши; не высокоумствуй, но бойся. Яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе, вознесется (Лк. 18, 14) (4:12).

Человек бывает зол или добр

не от людей, но от внутреннего устроения

Не тот добр бо, кого хвалят люди, ни тот зол, кого хулят люди, но доброта или злость у всякого внутрь есть, а не от человек происходит; и кого Бог похвалит, или осудит. Что в той похвале, которая вне в ушах звенит, но внутрь СОВЕСТЬ осуждает? И что тая хула сделает, которая вне ударяет, когда внутрь СОВЕСТЬ оправдает? Как внутрь у человека или добро ли зло, блаженство или окаянство: так внутрь должно быть утешение или огорчение, увеселение или печаль. Как у добраго человека внешняя хула не отымает внутренняго блаженства и потому не опечаляет его: так и злобу не придает внутренняго блаженства внешняя похвала. Понеже сего внутрь злая совесть беспокойствует и опечаляет, хотя отвне и ублажается: онаго внутрь добрая совесть похваляет и увеселяет, хотя отвне и охуждается (2:45).

Человек внешне может быть благороден, но внутри гнилой

Видишь яблоко вне красно, но внутрь гнило и смрадно. Тако имеются многие люди: вне красуются благородием и хвалятся, но внутрь в душах своих гнилы и смрадны; телом над другими господствуют, повелевают иным, но душею своею работают страстям и прихотям своим, и суть подлейшии раби своих рабов. Лучше бы человеку работать, нежели прихотям своим и ГРЕХУ: ибо человек есть создание Божие, а ГРЕХ есть дело диавольское (2:46).

Человек по рождению, воспитанию и жизни немощное существо и нечем ему гордиться (1:47, см. СМИРЕНИЕ, 948).

Человек сам в себе есть слеп и потому требует просвещения (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 907).

Человеку необходимо духовное просвещение (слово Божие) потому, что он слепец сам в себе (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 900).

Человек нуждается в помощи и сам должен всем помогать (2:21, см. ЛЮБОВЬ БОЖИЯ, 453).

Человек должен жить, руководствуясь разумом, а не чувствами

Мы не только чувство, но и разум имеем; и можем разсудить, что добро и что зло, что полезно и что вредно. И так, когда видим, что люди делают, то не чувствам по примеру скотов, но разуму последовать должно. Скоты суть, а не люди, которые единым чувствам, а не разуму последуют (4:164).

Вера обновляет человека (3:18, см. ВЕРА, 267).

Человек должен быть храмом Божиим (4:145, см. СЕРДЦЕ, 845).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Человек святитель Димитрий Ростовский

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Человечество схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Адельберт профессор Александр Павлович Лопухин

4. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Оправдание святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Врачевание преподобный Ефрем Сирин

6. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПЛОТСКАЯ СТРАСТЬ праведный Иоанн Кронштадтский

7. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Ложь святитель Тихон Задонский

8. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПУТИ К БОГУ святитель Иоанн Златоуст

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – СВОБОДА святитель Феофан Затворник

10. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Евангелие святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс