схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ВНИМАНИЕ

(см. также НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ)

В чем состоит внимание

Всякое беззаконие, делом, или словом, или помышлением совершаемое, есть безчиние пред Богом, и Ему досадительно, и нам вредно; «внимай себе». Блудодействуеши ли делом или помышлением, крадеши ли и похищаеши, обманываеши ли, льстиши, лжеши, злословиши ли, хулиши ближняго, и прочия беззакония твориши ли, – пред очесами Божиими безчинствуеши и потому безстыдно поступаеши пред Божиим величеством, и Тому досаждаеши, и себе вредиши. Разсуждай сие. Возводиши к Богу сердце твое в молитве? Но не оскверняеши ли сердца твоего злыми и скверными помышлениями, и не держиши ли гнева на ближняго твоего? «внимай себе». Воздеваеши руце твои к Богу?.. Но не оскверняеши ли их граблением, хищением и прочею неправдою? «внимай себе» (5:297).

Называешься христианином, но твориши ли дела, христианину приличныя? «внимай себе». – Бога исповедуешь: но почитаеши ли Бога доброю совестию? «внимай себе». – В крещении святом отреклся ты Сатаны и всех дел его злых, но не обратился ли паки в след его злым и развращенным житием? «внимай себе». Обещался ты тамо верою и правдою служить Христу, Сыну Божию: но помниши ли и храниши ли обеты твои? «внимай себе» (5:296–297).

Наблюдать, в каком духовном состоянии находится душа

Слышим часто, что люди людям в различных случаях говорят: «Осмотрись». Христианине, Который Бога исповедуешь, и слышишь слово Его святое, и знаешь что будет грешникам вечная мука, и праведным вечная жизнь! тебе наипаче прилично сказать слово сие: «Осмотрись». Отреклся ты сатаны и всех злых дел его на крещении: не обратился ли паки к нему злым и развращенным житием своим? «Осмотрись!» Обещался ты и присягал тогда работать верою и правдою Христу Господу, умершему за тя и воскресшему: но вместо того не работаеши ли греху и миру? «Осмотрись! Всяк творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 34). «Не возможно Богу работати и мамоне» (Мф. 6, 24). Омылся ти тогда, освятился, оправдался именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего; но не осквернился ли и не оскверняешися ли паки беззаконными делами? (4:185).

Осмотрись и ты, душе моя; что мыслиши, что мудрствуеши? что любиши; чего ненавидиши? к чему прилепляешися? чего отвращаешися? где живеши? где обращаешися? к чему стремишися? какия желания, какия движения внутрь себе чувствуеши? Небесное оное сокровище внутрь сердца сокровенно есть; но бытие свое чрез небесныя движения и желания показует. Подобное к подобному стремится. «Идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21) (4:298).

Необходимо следить, имеется ли внутри благодатная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Должно нам, христианине, осмотреться, пребываем ли мы в новом рождении, которое из плодов своих познается; имеем ли духовный живот, который из действий своих духовных примечается; живет ли в нас новый, внутренний и духовный человек, который чрез страх Божий, любовь и прочия христианския добродетели себе оказывает. Всякая бо живая вещь живность свою чрез действия свои оказывает. Неотменно убо и живому новому и внутреннему человеку, когда он живет в нас, должно себе чрез действия и плоды свои оказывать (3:236).

Со вниманием обращаться в мире сем

Опасно обращаться должны мы, в мире сем живучи. «Блюдитеся, како опасно ходите», глаголет Апостол (Еф. 5, 15). Как птица, седя, всюду смотрит и бережется стрельца и ловца; тако Христианину всего в мире сем опасаться должно (4:393).

Христианин должен жить на земле со вниманием (4:56, см. ХРИСТИАНИН, 1098).

Помня, что Бог все видит и слышит, контролировать все свои СЛОВА и дела и ПОМЫШЛЕНИЯ

Бог на всяком месте есть, и на всех нас призирает, и всякие наши слова слышит, и дела и помышления наша видит, и сердца и утробы испытует, якоже святое слово Его проповедует, и святая вера наша научает нас: ты како пред Богом вездесущим и вся назирающим обращаешися? како говоришь пред Тем, Который всякое слово твое слышит? како делаеши и мыслиши пред Тем, Который всякое твое дело и помышление видит, и все в книзе Своей записывает, и в день суда Своего объявит тебе? какия мысли о Нем Самом в сердце своем питаеши – согласныя ли слову Божию и вере святой? «Осмотрись!» (4:185).

Иметь внимание, так как Бог все видит

Должно убо нам пред Богом, яко вся назирающим и воздающим комуждо по пути его, с опасением, СТРАХОМ и БЛАГОГОВЕНИЕМ ходить, и, что воле Его святой угодно, творить, да не прогневаем величество Его. «Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри», глаголет нам Апостол. (Еф. 5, 15). О человече! Бог на тебе смотрит, и что ни делаешь, помышляешь, начинаешь, намереваешь, что любиши, чего ненавидиши, чем утешаешься, и чим оскорбляешися, чего ищеши, от чего убегаеши, каков к Нему, Создателю твоему, имеешися, како с ближним твоим поступаеши, видит; како и что говориши, како и что вопрошаеши и ответствуеши, слышит, и воздаст тебе по пути твоему, и по плоду начинаний твоих. «Блюдися убо, возлюбленне, – како опасно ходиши, не якоже немудр, но якоже премудр!» (4:8–9).

Бог видит и слышит все слова, дела и помышления

Смотрите и видите, христиане: Бог смотрит на всех нас, и видит, что мы делаем, и мыслим; и слышит, что говорим, и беседуем друг ко другу; и всякое дело, слово и помышление наше, доброе и злое, записывает в книге Своей, и в день последний, когда будет суд, воздаст всем по делам их. Берегитеся убо злых дел делать и зла мыслить, и праздных, скверных, хульных, смехотворных, осудительных и клеветных слов и речей говорить. Он Сам говорит к грешнику: обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21) (1:206).

Бог все видит и испытывает

Ходить пред Ним с опасением, яко Он все видит, и на всех смотрит, и испытует сердца и утробы, испытует праведнаго и нечестиваго, – ходить, говорю, пред Ним так, как ходят ученики пред учителем, дети пред родителями, раби пред господами, подвластнии пред властью...

Опасаться всего, как птица сидит и опасается, туда и сюда присматривая, дабы или не поймана, или не устреляна была. Ибо многие враги окружают нас, и хотят уловить в сеть свою (5:72).

Бог вездесущ и всеведущ, поэтому строго контролировать все свои дела, слова и мысли

Когда подданные пред царем своим, подначальные пред начальником своим, раби пред господином своим, дети пред отцем своим имеются, ходят и обращаются; то со всяким страхом и опасением обращаются, чтобы в чем не проступиться, и тако бы их не оскорбить и не прогневать: почему всяких слов и дел непристойных берегутся, и тако им угождают. Христианине! да последуем и мы в том таковым людям, которые тако людям угождают, и пред Богом и Царем нашим вечным и Отцем нашим, Иже есть на небесах, да поступаем тако и обращаемся, и всего, что Ему противно и не угодно, да бережемся, и тако угодим Ему. Всегда бо и везде, где мы ни имеемся, пред Богом имеемся и обращаемся: и что ни делаем, говорим, мыслим и начинаем, пред Ним все делаем, мыслим, начинаем и говорим. Ибо Бог на всяком месте присутствует, и всякое дело наше видит, и всякое слово наше слышит (4:405).

Везде внимать себе, ибо Бог везде присутствует (4:356, см. УЕДИНЕНИЕ, 1053).

Чтобы избежать ГРЕХА, иметь постоянную память о вездесущем Боге

Тщаться всегда иметь пред собою Бога, якоже глаголет Пророк: «предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15, 8), и на Того душевными очами смотреть, яко вездесущаго и всеведущаго, пред Которым ничто не утаено; яко праведнаго, Который всем воздает по делам; яко благаго и благоутробнаго Отца, Который грехом оскорбляется; яко великаго и святаго, пред Которым грешить, безчинствовать и благоговеинства не иметь безстыдно и страшно. Писание святое свидетельствует, что Бог наш везде есть, и несть такого места, где бы Его не было, и всякое дело наше и помышление видит, и слово слышит. Все, что ни делается, пред очами Его делается (2:134).

Бог вездесущ, от Него нигде не скроешься

Нигде и ни в каком месте от Него скрытися и утаитися не возможно. Понеже куда ни пойдем, и где ни подумаем скрытися, Он прежде нас тамо есть. Человече! убегаешь от людей, но от Бога убежати нигде не можешь. Он везде предваряет тебе. Скрываешися от очей человеческих, но от Божиих скрытися не можешь. Он везде видит тебе. Бережешися, чтобы люди не слышали гнилаго слова твоего; но от Божиих ушей уберещися не можешь: Он везде и всякое слышит слово твое. Стыдишися зло делать пред людьми; но Бог паче всего мира един видит зло твое: постыдися убо и убойся пред Ним везде и всякое зло делать. Что делаеши ныне, в мире сем живя, тайно или явно, тое все на всемирном оном суде покажет тебе, и представит пред тобою, якоже глаголет: «обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс. 49, 21) (4:411).

Памятование о вездеприсутствии Божием отводит от греха

Бог неотступно с тобою есть, и что ты делаешь и мыслишь, все ясно видит, и что говоришь, слышит, и всяким грехом прогневляется. Берегись же пред лицем Божиим грешить, подобно как бережешься пред отцем своим безчинствовать и смеяться. Страшно Бога прогневлять. В самом грехе может Бог поразить грешника и в геенну послать (1:109).

Помнить о вездеприсутствии Божием

Памятуете ли, что Бог наш на всяком месте, и вы пред Ним ходите, и Он на вас смотрит, и ваши дела видит, и слова ваши слышит? Вы, что ни делаете, говорите, помышляете, пред святыми Его очами все делаете. Отдаете ли убо Ему поступками вашими почтение, как дети присутствующему своему отцу, раби присутствующему своему господину, подданнии присутствующему своему государю отдают? Безстыдство и неистовство великое есть – не отдавать почтения Тому, Который всякия чести высший. Стыдитеся пред честным человеком безчинствовать: кольми паче пред Богом. Боитеся пред отцем, господином, властию и царем грешить: кольми паче пред Богом, Царем царей и Господем господей. Не видите вы Его, но «Он видит вас, и смотрит на вас» (Пс. 32, 13; Иов. 28, 24); не слышите вы Его, но Он слышит вас: не осязаете вы Его, но Он во всемогущей руце Своей содержит вас. «В руце Его вси концы земли» (Пс. 94, 4). Когда в руце Его вси концы земли, то я и ты и всяк в руце Его, которые в концах земли находимся. Внимай сему, душе моя, и почитай Создателя твоего, яко Отца любезнаго (5:295).

Бог на всяком месте есть, и всякое дело наше и помышление видит и слово слышит и в книге Своей записывает, и воздаст нам по делом нашим на суде общем. Внимай сему и вездеприсутствующаго Бога пред собою полагай, и Его верою и правдою и доброю совестию почитай, и крайне берегись пред очами Его худое делать и говорить и празднословить, да не прогневаеши Его и праведному суду Его подпадеши. Пред человеком честным и земною властию стыдишися и боишися чего-либо непристойнаго и худаго делать; кольми паче должно стыдится и бояться пред Богом тое делать, пред Которым весь мир как ничто (1:227).

Писание святое представляет нам, что Бог везде есть, и все видит, и на вся наша дела, помышления, зачинания и намерения смотрит, и разумеет, и всякое слово слышит, поверь убо, что Он и при тебе есть, и ты пред Ним все делаешь, мыслишь, начинаешь, и намереваешь и говоришь, и всякое твое дело, помышление и слово лучше далеко Он знает: и твердо держи так, без сумнения. Оттуда, без сумнения, живность в души твоей почувствуешь, и страх, и трепет, благоговеинство и опасность в делах своих и помышлениях будешь иметь; и ходить пред Ним будешь так, как ходят пред царем подданныя его, пред отцем дети его, и пред господином раби его, и берегутся всего худаго, и тщатся все делать доброе. Смотри на Него ума и веры оком так, как на царя или господина, или отца твоего, имеяся при них, смотришь,– якоже Пророк сказал о себе: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). Он «не далече от всякаго» из нас, хотя и не видим Его (Деян. 17, 27; Пс. 138, 1–18). Уверися в сем твердо и тогда неотменно все иное почувствуешь внутрь себе, тогда породится в тебе дух СТРАХА БОЖИЯ; БЛАГОГОВЕИНСТВА, НАДЕЖДЫ, МОЛИТВЫ и пр. (5:280).

Внимание рождается от познания всеведения Божьего

От «познания всеведения Божия» последует опасное хранение не токмо от дел, слов, но и от помышлений, советов сердечных, умышлений, намерений богопротивных, лукавства, лжи и лицемерия. Ибо Бог не токмо дела и слова, но и помышления, намерения, и умышления наша, куды они клонятся, ясно видит и записывает их в книзе Своей (Пс. 138, 1–5 и след.). Напротив того, будешь тщание о добрых делах, словах, помышлениях и намерениях, о чистосердечии и истине (3:75–76).

Христианин должен всегда внимать закону Божию (3:116, см. ГОНЕНИЯ, 870).

Не делать ничего противного Богу

Отсюду научись, коль великая наша СЛЕПОТА и НЕЧУВСТВИЕ, купно и удивляйся БЛАГОСТИ и ДОЛГОТЕРПЕНИЮ Бога нашего, Который так кротко и терпеливо с нами, непотребными рабами, поступает. Сие научает тебе не только не делать и не говорить нигде, но и не мыслить худаго и непристойнаго. Пред Богом бо, яко вся проницающим, как слово и ДЕЛО, так и ПОМЫШЛЕНИЕ равно есть, ибо Он и помышление наше так зрит, как самое дело, и Его помышление оскорбляет, как дело худое; и не тот только безчинствует пред Ним, кто худо делает, но и кто худо ПОМЫШЛЯЕТ (2:21).

Беречься всего, что оскорбляет Духа Святого

В словах, делах и помышлениях опасно поступать и храниться от богопротивных дел, слов и помышлений, которыми Дух Его Святый оскорбляется (2:49).

Следить, чтобы помышлениями, словами и делами не осквернять себя перед Богом

Памятуете ли вы, что святое и страшное имя Божие исповедуете, и в молитве призываете и поете Его? Разсуждайте убо, не оскверняете ли помышлениями злыми сердца вашего, которое к «святому» Богу возводите? Не оскверняете ли уст ваших сквернословием, кощунствами, клеветами, осуждением и прочиими пороками, – уст, которыми святое и страшное имя Его исповедуете и призываете? Не порочите ли граблением, хищением, воровством, лихоиманием, и прочиими неправдами рук ваших, которыя к Богу праведному воздеваете? Слышите, что Дух Божий устами апостольскими глаголет: «да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне» (2Тим. 2, 19) (5:295).

Следить, чтобы грехами не оскорбить Бога

Христианам должно от такого безчиния берещися, и в словах, делах и помыслах благоговеинство Богу показывать, да не оскорблять Бога и Создателя своего. Пред царем земным, или пред господином нашим, или властелином, или отцем по плоти, стыдимся безчиния показывать; кольми паче сие должно делать пред Отцем и Царем небесным, Который «есть Царь царей и Господь господей» (Апок. 17, 14) (3:267).

Беречься прогневать Кормчего

Аще наконец ЦЕРКОВЬ Христова есть «корабль», спасающий нас от гнева Божия и страшнаго потока адскаго, и ты в нем находишься, – берегись прогневлять Кормчия-Христа, дабы из сего спасительного корабля не выпасть и в вечном гнева Божия и суда потопе не погибнуть. Ибо в сем едином ковчеге спасаются вси, которые ни спасаются. Видиши убо, возлюбленный христианине, что есть Церковь Христова, какое ея великолепие, и блаженни суть, которые истинными ея сынами имеются (3:33).

Следить, чтобы одеяние души сохранить в чистоте

Осмотримся мы, не потеряли ли мы спасительнаго онаго одеяния, и вместо того не носим ли рубища греховнаго, которое носящие в небесный чертог не допущаются. Аще приметим сие, потщимся покаянием и верою греховнаго рубища совлещися, и очистить и убелить ризы душ наших в крови Агнчей, да и мы со входящими в прекрасный оный чертог внидем и явимся лицу Божию, и в том чертоге жить и благость Божию хвалить во веки веков будем (4:378).

Быть внимательным, чтобы не нарушать обеты крещения

Христианине! помяни, что и ты присягу сию учинил, и осмотрись; осмотрись, пожалуй, в сем так важном деле, хранишь ли ты ее? Когда не храниши то и крещение твое ничего тебе не пользует. Христос Господь, яко человеколюбец, всех отвратившихся к Себе призывает и ожидает, и обещает милость Свою явить им. Обратися убо, возлюбленне, к Нему с покаянием и плачем, и приимет тебе. И уже впредь не отлучайся от Него, но всегда буди при Нем (4:296).

Хранить одежду крещения

Сия святая одежда дается верою всякому в крещении. Аще убо кто хранит ее, подвизаяся противу врагов своих, которые невидимо ополчаются противу нас, и хотят нас паки обнажить, срам и стыд нам пред Богом и Ангелами Его учинить, – блажен есть, якоже глаголет Господь: «блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его» (Апок. 16, 15). Ибо таковаго Отец небесный, видя его облечена одеждою Единороднаго Сына Своего, познает и признает за Своего, и подаст ему наследие со святыми избранными Своими, и введет в чертог славы Своея. Аще же кто нерадением и леностию потерял тую священную багряницу, и тако явится наг пред Богом и Его избранными, не иное что ему воспоследует, как стыд и срам нестерпимый, сам себе будет срамлятися, яко наг; и Бог со избранными Своими постыдится наготы его и отвратит святейшия очи Свои от него, и отречется его, яко не Своего (2:100).

Беречься того, что препятствует спасению (4:137, см. ГРЕХИ, 290).

Ради спасения души

внимательно относиться ко всем делам, словам и помышлениям

«Осмотрись», пожалуй, всяк христианин, что и како ныне делаеши, говориши и мыслиши? Все, что ни делаеши, говориши и мыслиши ныне, на оном всенародном позорищи явится пред тобою. Не неради убо о себе возлюбленне! Бог хощет тебе спасти: да будет хотение твое, и спасешися. Кто чего усердно хощет, тот того усердно и ищет. Осмотрись и ты душе моя, како живеши? како обращаешися, како делаеши, говориши и мыслиши? что любиши и что ненавидиши? в чем упокоеваешися? чем утешаешися и услаждаешися, чем огорчаешися и опечаляешися? и в чем надежду твою полагаеши (4:189).

Каждый христианин должен контролировать все свои действия

Словом, всяк христианин! како поступаеши пред Богом, вся назирающим? како говориши, делаеши, мыслиши, каким сердцем с ближним твоим обходишися? како и в чем время, данное тебе от Бога на покаяние, проводиши? не изнуряеши ли тое в праздности и суетных забавах? помниши ли, что время есть дорого, и как слово сказанное, так оно потерянное, не возвращается? помниши ли, что чим более живеши, тем ближе к смерти, суду Христову и вечности приближаешися, и неотменно всяк или в блаженную, или мучительную пойдет? внимай себе (5:302).

Быть внимательным в каждом деле, т. к. Бог все видит и даже помыслы (4:168, см. ГРЕХ, 241).

Дела делать нужно со вниманием (5:65, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 376).

Внимание должно быть во всяком деле. Дорожить временем (5:71, см. ХРИСТИАНИН, 1118).

Со вниманием наблюдать, исполняются ли заповеди (4:187, см. ЗАПОВЕДИ, 389).

Отсекать ПОМЫСЛЫ, так как они делают бесплодной ЖИЗНЬ ДУХОВНУЮ

Всякий человек есть как древо, у которого извнутрь от сердца исходят, как отрасли и сучки, помышления злая, похоть нечистая, гнев, злоба, сребролюбие, хищение, ложь, лукавство, лихоимание, роптание, хула и проч. ...Якоже убо садовник обрезывает древо, и исходящие от него сучки негодные и отрасли отбрасывает, дабы, возрастше, самого дерева не повредили: тако подобает христианину всякому обрезывати сердце свое и обрезывати помышления злая, как только начнут от сердца исходити и показыватися, дабы, возрастая, не повредили внутренняго духовнаго человека. Якоже бо возрасшие на дереве сучки и отрасли негодные от дерева отнимают сок, и тако бесплодным тое делают, а далее и иссушают: тако злые ПОМЫСЛЫ, когда в начале не пресекаются, но попущаются возрастать, внутренняго духовнаго человека в изнеможение приводят, бесплодным делают, и делают, как розгу иссохшую, душу человеческую, которая вон из винограда Христова, как розга иссохшая, «извергается» (Ин. 15, 6). Каковой души конец есть пожжение, по Писанию (2:91).

Так как все в мире есть Божие творение, то следить, чтобы употребление вещи было не в осуждение, но во славу Божию

Когда все чужое добро имеем, а не наше, то есть Божие, то с благословением Божиим и молитвою всего касаться и употреблять должно нам, да не погрешим противу Создателя, создания Его употребляя без его благословения. Употреблять не к плотоугодию и роскоши, но к нужде – пищу ради укрепления немощныя плоти, питие ради утоления жажды, одежды ради согреяния и прикрытия наготы, и проч. Понеже не свое добро имеем, но Божие, какое ни имеем, то по воле и велению Его должно тое сообщать требующей братии нашей, во славу Его, да тому «Единому» слава будет, от Котораго всякое добро происходит (2:80).

Со вниманием следить, чтобы время не проходило бесполезно (4:188, см. ВРЕМЯ, 211).

Со вниманием проводить время жизни, чтобы из последователя не стать врагом Христа (4:171, см. ХРИСТИАНИН, 1102).

Христианин должен рассмотреть, ведет ли он подвиг борьбы со страстьми

Возлюбленные Христиане, осмотримся, имеем ли сию брань; находимся ли в спасительном сем подвиге; ходим ли в обновлении жизни; противимся ли склонностям и похотениям плотским; не попущаем ли царствовать греху и обладать нами? Едина бо сии только Христовы суть, которые «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Что пользует называться христианином, но не быть христианином? Христианина истиннаго показует не имя христианское, но подвиг противу плоти и всякаго греха. Не все, чего плоть требует, позволять ей должно: требует пищи, требует пития, требует одежды, требует упокоения и прочаго; что ей нужно, дадим; но когда хощет того, что воли Божией и закону Его противно, не попустим ей, да не токмо именем, но и вещию будем христиане (5:200–201).

Беречься от греха ради спасения души (3:62, см. СПАСЕНИЕ, 980).

Беречься от всякого греха, да не впадем в бедствие

Когда от таковаго бедствия благодатию Божиею избавились мы, и к толикому блаженству возведены, как должно нам берещися от всякаго ГРЕХА; от чего всякое бедствие приходит, да не паки впадем в бедствие; и как усердно работать Богу, Который толикую милость нам грешным показал (3:20).

Замечать в сердце не только вольные, но и невольные грехи (3:219, см. ГРЕХИ, 246–490).

Желая получить спасение, беречься от всего, что заключает дверь к нему (3:62, см. СПАСЕНИЕ, 982).

Быть бдительным, ибо ДИАВОЛ стремится нас погубить

Сатана тщится тое у нас восхитить и вечно нас погубить: не должно убо и нам дремать, но сие безценное сокровище берещи (5:211).

Должно беречься козней диавольских

Когда находишься на чужой стране, или на дороге, опасаешися всяких наветов от злых людей. Сей случай такое подает рассуждение, что тако, или много более, должно нам, по пути мира сего идущим опасаться козней ДИАВОЛЬСКИХ, которые, как разбойники на путешествующих, а паче обремененных духовными товарами, нападают, окружают и обнажают. В сей осторожности и тщанию увещавает нас Петр, святый апостол Христов: «Трезвитеся, БОДРСТВУЙТЕ; зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити. Ему противитеся тверди верою» (1Пет. 5, 8–9). Видишь птицу седящую, и туды и сюды осматривающуюся и опасающуюся, что или не уловил ея кто, или не устрелил. Сей пример паки научает тя подобным образом осматриваться в мире сем СЕТЕЙ ДИАВОЛЬСКИХ и стрел его. Стрелы же сего врага нашего суть: ГОРДОСТЬ, ЗАВИСТЬ, СРЕБРОЛЮБИЕ, ЛИХОИМАНИЕ, ЗЛОБА, НЕЧИСТОТА и пр. Сии стрелы мещет он на нас, и уязвляет неосторожных (2:25).

Невнимательно живущим враг делает греховную завесу (4:66, см. ГРЕХ, 256).

Чтобы противиться диаволу, нужно иметь внимание

САТАНА бодрствует на нашу погибель: не должно и нам дремать, но противу столь лютаго врага стоять и БОРОТЬСЯ, – что бывает молитвою и ЧТЕНИЕМ КНИГ, и всяким добрым делом, – дабы он пришедши к нам, не нашел себе места. «Противитеся диаволу, и бежит от вас» (Иак. 7, 4). Ни к кому удобне ДИАВОЛ не приступает, как к человеку, в ПРАЗДНОСТИ и ЛЕНОСТИ живущему. Тут ему дом подметен и украшен. Разсуждай сия и берегись (1:247).

Внимательная молитва есть оружие против искушений диавола (4:53, см. МОЛИТВА, 539).

Читать молитвы со вниманием, оставляя все житейское (1:13, см. МОЛИТВА, 553).

Без внимания молитва бесполезна (4:40, см. МОЛИТВА, 1122).

Слово Божие необходимо читать и слушать со вниманием (4:71, см. СЛОВО БОЖИЕ, 918).

Внимание способствует росту веры (3:21, см. ВЕРА, 157).

Со вниманием рассмотреть, есть ли в душе благодарность за Божии благодеяния (4:186, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 33).

Долготерпение Божие побуждает к вниманию (5:66, см. БОГ, ДОЛГОТЕРПЕНИЕ БОЖИЕ, 78).

Каяться нужно постоянно, да не застанет смерть в неисправности (4:151, см. ЖИЗНЬ, 358).

Со вниманием рассмотреть, в каком духовном состоянии приступаешь к Св. Тайнам (4:186, см. ПРИЧАЩЕНИЕ, 766).

Со вниманием следить, чтобы память смерти была постоянно (4:188, см. СМЕРТЬ, 938).

Беречься выходить из дому, чтобы НЕ РАССЕЯТЬСЯ

На пиршества и банкеты ходить берегись. Весьма трудно на них быть, и совести не уязвить. Не тот уже в дом возвратишися, который из дому вышел: берегись убо. Нет лучше и спокойнее, как дому своего держаться. Чего глаз не видит, и ухо не слышит, тое в сердце не будет ударять. Мысли добрыя и Богу угодныя нигде тако не бывают, как во уединении и молчании. Какое добро в доме и уединении ни соберешь, тое между людьми потеряешь. Ежели нужду имеешь из дому изъити, и к людем пойти, внимай себе, и со всякою опасностию сердце свое береги. Везде предлагай Господа Бога твоего пред собою, и страх Его святый, яко свеща, да обращается пред тобою. Куда ни выйдешь, и где ни будешь, везде Бог с тобою есть, и все знает, и видит дело, и слышит слово. Везде убо береги себе (5:159).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Молчание святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Внимание святитель Игнатий (Брянчанинов)

3. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Жадность святитель Григорий Богослов

4. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – НЕВИННЫЕ святитель Иоанн Златоуст

5. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Вразумление преподобный Ефрем Сирин

6. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – РАССЛАБЛЕНИЕ ДУШИ праведный Иоанн Кронштадтский

7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Бездействие святитель Василий Великий

8. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Достоинство святитель Тихон Задонский

9. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Дела добрые преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

10. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – ДЕЛА ЖИТЕЙСКИЕ святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle