схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ВОСКРЕСЕНИЕ

Воскресение, эта истина разумевается верою

Недостаток и оскудение ума вера святая дополняет, и чего сам в себе слепый разум не постигает, в том его просвещает, и тако просвещенный верою ум видит тое так, как бы оно уже в самом деле было. Показуют тое и подобие, от естества взятыя, якоже Христос глаголет: «аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще ли умрет, мног плод сотворит» (Ин. 12, 24). И Павел святый: «безумне! ты еже сееши, не оживет, аще не умрет» (1Кор. 15, 36). Но вера святая, словом Христа Сына Божия, Иже есть вечная истина, утверждаема, всякое сомнение отъемлет. Воскреснут убо мертвии, и воскреснут теми телесами, которыми почивают во гробех; востанут убо тыя телеса, которыя пали, пробудятся тии, которые «спят во гробех» (Дан. 12, 2); востанут тии, которые посеяны (1Кор. 15, 37); востанут тыяжде телеса, с которыми или добро, или зло делали, «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла» (2Кор. 5, 10). Востал Христос от мертвых, и востал тем телом, которым пострадал и умер, и «начаток умершим бысть» (1Кор. 15, 20–23; Кол. 1, 18): востанут и мертвии теми, которыми умерли, телесами (3:450).

Воскресение разум, верою не просвещенный, не может понять

Разум человеческий, верою непросвещенный, не может понять воскресения мертвых. Он мнит, что как скотския телеса, согнившия и разсыпавшияся в прах, не востают, так и человеческия. Отсюда многия душевредныя мнения произошли о воскресении мертвых, яко люди разуму своему, который без просвещения веры слеп, последовали. Отсюда неверным и плотским людям буйство показуется слово о воскресении мертвых. Отсюда Саддукеи глаголют «воскресению не быть», и вопрошают о сем Христа; но обличаются от Него, «яко неведущии писания, ни силы Божия» (Мк. 12, 18–24 и след.). Отсюда Павла святаго Апостола суесловным называли Афиняне, яко воскресение благовествоваше им (Деян. 17, 18 и 32) (3:449–450).

Воскресение Христово есть торжество над всеми Его врагами

Востал из мертвых Христос. Отсюду великое утешение и радость нам проистекает. Востал Христос, и тем показал нам, что Он над всеми нашими врагами, диаволом, грехами, смертию и адом, яко сильный в крепости, восторжествовал и даровал нам победу над ними. Уже бо грехов, диавола, смерти и ада не боимся (4:288–289).

Подобно семени, умершие тела воскреснут

Видишь, что семя падшее на землю умирает, и, прозябши, выходит из земли. Сей пример ясно показует тебе, что тако телеса наша, хотя умирают и погребаются, однакож Божиею силою во свое время паки оживут и облекутся одеждою бессмертия. О чем Апостол тако проповедует: «сеется в тление, восстает в нетление; сеется не в честь, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор. 15, 42, 43 и 44). И тако стой, утверждайся в вере, чая воскресения мертвых и жизни будущаго века (2:28).

Солнце есть образ воскресения

Как бо солнце, зашедши под землю, паки восстает: тако умерших телеса, в земли погребенная, восстанут, и «праведницы просветятся, яко солнце, во царствии Отца их» (Мф. 13, 43) (2:59).

Воскресение подобно весне

Видишь, что во время весны извнутрь земли исходят зелия и издают листвия, цветы и плоды свои; такожде древа издают листвия, цветы и плоды, которые во время зимы не видны были и аки бы безплодны были, и одно от другаго почти не разнствовало. Весна образ есть воскресения мертвых. Веруем, что тако возстанут и взыдут телеса наша мертвыя из гробов, в которых сокровенны были, как видим ныне исходящия зелия из земли, в которой чрез зиму сокрывалися. Как во время зимы не распознаем, какой цвет и плод в каком зелии и древе имеется, но весна тое все показует: так ныне не может познать, что у кого внутрь, в сердце и душе кроется – добро или зло, благочестие или нечестие – и часто добраго за злаго, и злаго за добраго вменяем; но в воскресение все откроется ясно (2:111).

Всё оживет, как весной

Видишь, что во время весны все аки оживляется и вновь отрождается: земля издает из недр своих плоды, древеса листвием одеваются, травы зеленеют и цветами украшаются, которое все во время зимы, как мертвое было; воды, мразом замерзшия, растаивают и протекают, и вся поднебесная тварь в новый облекается вид, и аки вновь созидается. От сей чувственной весны да возведет вера ум твой к прекрасной и желаемой весне, юже обеща преблагий Бог в Писании Своем Святом, в которой телеса от начала мира усопших верных из земли, яко семена, силою Божиею прозябнувше, восстанут и облекутся в новый, прекрасный вид, и ризу бессмертия одеются, приимут венец доброты от руки Господни, «процветут яко финикс, и яко кедр, иже в Ливане, умножатся, насаждени в дому Господни и во дворех Бога нашего» (Пс. 91, 13 и 14), яко невеста украсятся красотою, и яко земля, растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя, прозябнут; и веселие вечное над главою их, и радостию возрадуются о Господе (Ис. 61). Тако «тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие. Тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа» (1Кор. 15, 54 и 55). Тако восхищаяся духом к желаемой оной весне, сей ныне с верою и надеждою, Божиею помощию, благих трудов семена, да тогда пожнеши с радостию (2:21–22).

Весна есть образ воскресения мертвых

Весна есть образ и знамение воскресения мертвых. Что во время весны делается, то будет и в воскресение мертвых, как видим в Святом Писании, и веруем. Во время весны вся поднебесная тварь обновляется: тако во время воскресения все обновится; по неложному обещанию Божию. «Се нова вся творю», глаголет Господь (Апок. 21, 5). «Будет небо ново и земля нова», и проч. (Ис. 65, 17). «Нова небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет» (2Пет. 3, 13). Во время весны вся тварь, как видим, оживляется: тако в воскресение мертвых все человеческое естество оживится. Во время весны всякая трава и зелие исходит из недр земли, и является в своем виде: тако в последний день умершие человеки изыдут из гробов своих, и явится всяк в своем образе (4:149).

Воскресение христиан, см. Восемнадцатая глава, восьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:449–451).

Бог обещал воскресение – непременно будет

Обещал воскресение мертвых и верных Своих рабов прославить и подать наследие небеснаго царствия, непременно будет тое. И сие так истинно и известно есть, что как бы оно уже в самой вещи было. Бог бо, яко «истинен», солгати не может; яко «всемогущий», все сделает, что хощет, и как удобно Ему было мир из ничего создать, так удобно рассыпанный прах телес наших собрать и в бессмертие облещи и прославить; «яко благ», хощет разумной Своей твари блаженство подать; и яко праведен, верных рабов Своих, в вере подвизавшихся, непременно наградить (3:22).

Слово Божие уверяет нас, что все умершие, благочестивые и нечестивые воскреснут (3:193, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1012).

СЛОВО БОЖИЕ рассеивает сомнения о возможности воскресения

Предлагает нам часто слепая плоть и чрез нее враг наш всегдашний диавол: како тело наше умершее и в прах разсыпанное может востати? Но сия немощь верою, на святом Божием слове, яко на истинном и непоколебимом основании, утверждающеюся, прогонится, которое нас крепко уверяет, что «якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1Кор. 15, 22 и далее глава).

Аще бо веруем, что все из ничего создал Бог, кольми паче разсыпанный телес наших прах о Христе Иисусе соберет и оживит. Богу бо, яко всемогущему, все возможно и удобно; и, яко истинному и верному в словесех Своих, солгать невозможно. Будет неотменно все тое, что в слове Своем объявил. Сим утверждай веру твою, христианская душа, и в подвиге благочестия не ослабевай (3:202).

Воскресение предсказано и сбудется, как сбылись другие предсказания (5:275, см. ПРЕДСКАЗАНИЯ, 762).

Познанием всемогущества Божия отгоняется сомнение о воскресении мертвых (3:76, см. СОМНЕНИЕ, 966).

Жизнь нерадивая показывает неверие в воскресение

Глаголеши: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века»: хорошо; надежды знамения есть. Но смотри, не имеешь ли нравов таких, которые показывают, что воскресения мертвых нет? Не живешь ли так, как звери или скоты, которые тое только делают, что хотят, и чувства им свои представляют, при скончании которых и дух исчезает? Не творишь ли таких дел, которыя заключают двери к вечному животу? (3:28).

Отвращение человека от грехов есть истинное воскресение душевное (4:155, см. ПОКАЯНИЕ, 706).

Истинное воскресение – восстание от греховного сна (4:156, см. ПОКАЯНИЕ, 703).

Чтобы воскреснуть в жизнь вечную, следует здесь воскреснуть от грехов

Кто зде воскреснет, тот непременно, аще и умрет, жив будет. Воскреснет бо во общее воскресение в живот вечный, по неложному обещанию Господа нашего: «изыдут сотворшии благая в воскрешение живота» (Ин. 5, 29). «Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первом» (Апок. 20, 6). Сии знаки и плоды истинно обратившагося и кающагося примечаются как из Святого Писания, так и из Церковной Истории, которые и ныне примечаются в обратившихся и кающихся чистосердечно (2:235).

Надо здесь воскреснуть душой, чтобы БЛАЖЕНСТВОВАТЬ в ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ

Христиане чают воскресения мертвых и жизни будущаго века: возведи убо и ты туда сердце свое. Надобно воскреснуть зде душею тому, кто тогда хощет воскреснуть в вечную жизнь. Многие христиане на всяк день говорят: «чаю воскресения мертвых»; но так прилепилися к суете мира сего, и так живут, как бы не было воскресения мертвых (4:247).

Надо со Христом восстать, чтобы с Ним и вознестись

Востал Христос: надобно и нам со Христом востать, да и на небо с Ним вознесемся. Двоякое есть востание: телесное и душевное. Телесное востание будет в последний день; о сем глаголем в Символе святом: «Чаю воскресения мертвых». Душевное востание есть отстать от ГРЕХОВ, и от суеты мира отвратиться, и быть в истинном покаянии и вере, противу всякаго греха подвизаться, волю небеснаго Отца творить, правдою Ему жить, и Христу Сыну Божию смирением, любовию, кротостию и терпением последовать. И сие то есть новая тварь, о которой глаголет Апостол: «Аще кто во Христе, нова тварь», есть новый человек, обновленный покаянием и верою, есть истинный христианин, есть живый уд Христов и наследник царствия Божия (2Кор. 5, 17) (4:289).

Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво

Христианине! видишь в весне образ и знамение воскресения мертвых; и какое праведных, и какое грешных воскресение будет, видишь (тогда бо вси по делом своим восприимут): живи ныне так, как хощешь тогда воскреснуть. «Чаешь воскресения мертвых, и жизни будущаго века»: живи не противно, но достойно того. Хочешь с благочестивыми, праведными и святыми тогда участие иметь: живи ныне благочестно, свято и праведно. Что ныне внутрь у человека имеется, тое тогда вне явится. Имеется ли благочестие? тогда оно покажется. Имеется ли и нечестие и лицемерие? тогда оно в явление приидет. Тогда «явлена будут чада Божия, и чада диаволя»; тогда «разделятся овцы от козлищ» (1Ин. 3, 10; Мф. 25, 32 и 33). Аще убо хощем, возлюбленне, постигнути в воскресение праведных; должно нам ныне духовно воскреснуть со Христом воскресшим, «да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6, 4). «Востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14) (4:150).

В воскресение грешники окажутся нагими и безобразными

Якоже во время весны изсохшая земля и древа такогожде вида бывают, какого были во время зимы, то есть, неприятны и гнусны, и не иному чему, как сожжению подлежат: тако и грешных людей телеса наги будут и безобразны, как и ныне имеются, паче далеко большее на них явится безобразие; яко грех и тьма, которая ныне в сердцах и душах их кроется, тогда вне на них явится во свидетельство им, что они не о Христе провождали на земле житие, но в своих похотех (2:111).

Воскресение благочестивых во славу, а нечестивых в осуждение

Как нечестивым воскресение оное будет печальное и горькое, яко совокупившеся с телесами, с которыми беззаконновали и свирепели в мире сем, низринутая во ад прияти по делом своим, по писанному: «да возвратятся грешницы во ад, вси язы́цы забывающии Бога» (Пс. 9, 18): тако благочестивым Христовым рабам утешительное, радостное и желаемое так, как по зиме прекрасная весна. Яко бо во время весны исходит трава из недр земных и одевается благовонными различными цветами: тако телеса благочестивых из гробов, в которых мразом смерти сокрушены, крылись, в оное время изыдут одушевленны, и в новый прекрасный безсмертия и вечныя славы вид облекутся (3:450).

В час СМЕРТИ все имеют одинаковый внешний вид, но в воскресении праведники преобразятся

В зиме древеса и травы показуются аки изсохшия; но во время весны живность их покажется: тако умершие неведущим воскресения мертвых показуются как бы погибшие: но нас вера святая научает, что живот их явится в последний день. Во время зимы и сухия и суровые древа одинаковы являются; но во время весны различие их познается: тако в нынешнем веке и в самой смерти праведники и нечестивии равен внешний вид имеют; но во время воскресения мертвых великое различие между ими покажется. Суровыя древеса и травы во время весны одеваются листвием и различными цветами: тако в воскресении мертвых, благочестивых и праведных телеса преобразятся в новый, светлый, благоприятный и прекрасный вид, по неложному обещанию Божию... Сухия древа и травы как во время зимы, так и во время весны, непременный и равный вид имеют, т. к., неприятный и черный: тако нечестивии и безбожнии люди как ныне, так и тогда неприятный, паче же скареднейший вид возъимеют (4:149–150).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВОСКРЕСЕНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Воскресение схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Воскресение преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Воскресение святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Воскресение Христово святитель Тихон Задонский

6. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ВОСКРЕСЕНИЕ святитель Иоанн Златоуст

7. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Воскресение святитель Димитрий Ростовский

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вино, виноделие профессор Александр Павлович Лопухин

9. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Дары Божии святитель Григорий Богослов

10. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Прогресс преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

Комментарии для сайта Cackle