схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ВРАГ

Сатана – дух лукавый, отступивший от Бога

Сатана есть дух лукавый, созданный от Бога добрым, но своею волею отступил от Создателя своего, и тако сделался злым и начальником всякия злобы и греха; аггели его суть такожде духи, созданные от Бога добрыми, но с ним отступили от Творца своего, и суть такожде духи злые и роду человеческому, как и начальник их, весьма враждебные (2Пет. 2, 4; Иуд. ст. 6; Ин. 8, 44) (3:35–36).

Диавол – лукавый дух, отступивший от Бога

Сатана есть дух лукавый и злый; он создан был от Бога добрым, но с своими единомысленниками от Него отступил, и тако из светлаго сделался темным, и из добраго злым и лукавым. Дела его суть: идолослужение, гордыня, лукавство, ложь, лесть, хитрость, зависть, злоба, хищение, прелюбодеяние, блуд, всякая нечистота, клевета, хула и всякий грех; он бо есть греха изобретатель; он и прародителей наших в раи прельстил, и ко греху и отступлению от Бога привел (5:197).

Диавол есть змий адский, змий древний (5:27, см. ГРЕХИ, 291).

Грех демона сделал демоном, который был добрым Ангелом (3:288, см. ГРЕХ, 243).

Диавол – начальник греха

Дела его суть дела темная, грехи и беззакония. Он есть начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас лукавством своим вринул и от Бога отвел (Быт. 3:1–7), и в свою темную область (Деян. 26, 18) привлекл (3:36).

Начальник и изобретатель ГРЕХА есть диавол, первый отступник со злыми своими аггелами от Бога и Создателя своего: тому бунтовщику и противнику Божию последуют и люди, по образу Божию созданныи и так великою честию, – образом, глаголю, Божиим, – от Бога почтенный, и от Бога, Создателя своего, Отца и промыслителя отступают, которые от произволения своего грешат; и тако из Божиих чад сынами диавольскими делаются, и вместо Божия образа, диавольским образом, как ужасным некиим страшилищем, знаменаются на души; откуду, от диавольскаго сего злаго семени богомерзкие и плоды раждаются и вне являются. Как бо образ Божий носящий, и истиннии христиане, Богу, Отцу своему, от Котораго водою и духом родилися, сообразуются любовию, терпением, милосердием, правдою и прочиими добродетельными: тако образ сатанин в себе имеющии ему подобятся злыми делами: ненавистию, злобою, завистию, лукавством и прочиими. Мерзкий пред Богом начальник греха и предводитель мерзкий и последователи его, бедныи и окаяннии человеки (1:250).

Диавол начальник и изобретатель греха. ПРАРОДИТЕЛИ наши в раи, когда послушали его злаго совета, пред Богом согрешили тяжко, и от Него отступили: и сделалися «с диаволом за одно», и тако с ним подвергли себя вечной смерти и мучению. Томуже бедствию подпали и потомки их вси человеки... Великому христиан блаженству диавол завидуя, якоже прародителей в раи, чрез злые ПОМЫСЛЫ прельщает христиан, и ко всякому греху и любви суетнаго мира приводит. ХРИСТИАНЕ, которые всепагубнаго его совета слушают и ему согласуют, и в след его уклоняются, с ним за одно, хотя того и не разумеют: ибо ум и сердечныя очи помрачены, и душевныя уши оглушенны от него имеют, да не внимают слову Божию, и не видят своего бедствия и пагубы (4:303).

Диавол есть воплощение всего отрицательного, полная противоположность Христу

Христос есть свет: диавол есть тьма. Христос есть живот: диавол есть смерть. Христос есть истина: диавол есть ложь, и отец лжи. Христос есть любитель твой: диавол есть враг твой. Христос есть благодетель твой: диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро: диавол крайнее зло. Христос есть Спаситель твой: диавол губитель твой. Христос хощет вечно спасти тебе; на сие бо и в мир пришел ради тебе: диавол хощет вечно погубить тебе. Христос хощет вечный живот подать тебе: диавол хощет вечно умертвить тебе. Христос хощет в вечное Свое царство ввести тебе: диавол хощет в вечное мучение за собою привести тебе. Христос хощет вечно обогатить тебе: диавол хощет вечно нищим сотворить тебе. Христос хощет вечно прославить тебе: диавол хощет посрамить тебе. Христос хощет вечно почтить тебе: диавол хощет вечно обезчестить тебе. Видишь, что есть Христос, и что есть диавол (4:211–212).

Диавол есть отец лжи и всякия лести (1:142, см. ЛОЖЬ, 450). Сатана – хитрейший и опаснейший враг

На брани видимой, чим злейший и хитрейший враг, тем опаснейший бывает: но как нет злейшего и хитрейшаго врага, как сатана и демоны его, того ради и брань с ними весьма опасная нам (4:48).

Враг злобный и лукавый

Суть без меры злобные и враждебные нам, и всяким образом ищут нас низложить и погубить.

Суть лукавые и хитрые и чрез толико веков самим искусством научившиеся; знают добре, как приступить, с какой стороны напасть, каким оружием кого уязвлять; знают под видом добра и зло нам предлагать, как под прикрытием меда яд, и под видом вреда от добра отводить, и часто мнимым нашим добром борют нас, приводя в высокоумие (3:441).

Враг опытный и коварный

О как лютый враг, от котораго надобно храниться христианам! О как искусным и бодрственным надобно быть стражам, которые христиан от врага того сохраняют! Желает и ищет он не домов наших, ни городов наших взять, но души наши пленить; не имение наше, злато, сребро и прочее вещество отнять у нас, но спасение вечное, Кровию и смертию Христовою сысканное, похитить тщится. И столько лукав и хитр, сколько зол. Учится того злаго своего искусства от начала мира; знает как приступать, как обмануть, как прельстить человека, как к нему подкрасться, и проч. Крадет и похищает он спасение наше чрез неверие, ереси, расколы и всякий грех (4:364).

Сатана есть дух лукавый, всегда ищущий погибели человеческой (1:104, см. КРЕЩЕНИЕ, 443).

Враг, злобясь на Создателя, устремляется на человека

Сатанинская кознь есть, злобою на Создателя и образ Его дышущая, который, не могучи ничего Богу сделать, на образ Его устремляется, и тем хощет оскорбить Его! Человек слепый, как рыба за удицу, за прелесть вражию хватается, и ему соизволяет; и тако, слушая совета вражия, Бога, Создателя своего, не слушает и оскорбляет (2:68).

Диавол враждует на Бога через человека

Диавол, враждуя на Создателя нашего и не могучи ничего сделать, устремляется на человека, и чрез него тщится имя Божие похулить и обезчестить, и сего ради привлекает человека к преступлению заповедей Божиих, дабы тако презрен был Законодавец. Человек, сего не разсуждая, слушает врага того, разоряет заповеди Божия, и преступлением заповедей безчестит заповедавшего, якоже Апостол глаголет: «преступлением закона Бога бесчествуеши» (Рим. 2, 23), и тако делается орудием диавольским, которым имя Божие безчестится. Тако прародители в раи, послушавши диавола и презревши Бога заповедавшаго, обесчестили Его (Быт. 3). Тако и ныне христианин, презирая заповеди Божия и слушая диавола, безчестит Заповедавшего (5:336– 337).

Истинный враг человека – диавол

Враг наш истинный есть диавол, который как душу, так и тело наше ищет и тщится озлобить и погубить. Сей лукавый и враждебный дух и людей научает, чтобы нас гнали и озлобляли. И так по большей части он нашего озлобления причиною. Он нас чрез людей гонит, и тем тщится отвести от терпения и любви Божией, привести нас во вражду и ссору, о чем он, яко дух злобы, радуется. На него убо должно нам всю вражду нашу обратить, яко истаго и всегдашняго врага, ему противитися твердою верою, воли его не попущать над нами совершатися (2:366).

Враг наш истый един есть диавол, который и людей научает, чтоб нас гонили, и так по большей части он причиною есть озлобления нашего, а не люди; он нас чрез людей гонит и озлобляет, и «его надобно ненавидеть, а людям соболезновать», что его слушают (1:165).

Диавол прародителей наших в раи уязвил (5:27, см. ГРЕХИ, 291).

Диавол посеял в сердца прародителей злое семя грехов (3:18, см. ВЕРА, 138).

Сатана прельстил Адама и Еву (1:22, см. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ, 1167).

Адам, преступив заповедь Божию, сделался со всем родом человеческим пленником диавола (4:21, см. ПАДЕНИЕ, 645).

Враг по зависти лишает человека блаженства (4:136, см. ГРЕХОПАДЕНИЕ, 229).

Диавол, если Господа искушал, то и нас не оставит (5:101, см. ИСКУШЕНИЕ, 409).

Сатана бодрствует на нашу погибель (1:247, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Сатана со злыми аггелами никогда не спит, но бодрствует на нашу погибель (3:212, см. СПАСЕНИЕ, 980).

Враг пытается препятствовать на пути ко спасению. Перечисление его методов

Тако сатана, христианине, простирает нам сети свои и тщится нас уловить в них... Сети его пагубныя суть: «многоразличныя ереси, расколы и суеверия»... Простирает сети «любве мира сего, гордости и суеты его». Представляет всякой душе христианской честь, славу, богатство и роскоши мира сего, и шепчет во уши, как хорошо и приятно быть в чести, от всех почитание и поклонение иметь, от всех славным и хвалимым быть, быть в богатстве... Простирает сети свои нам враг, когда ко всякому греху нас «прельщает», и тем, как сетию, уловить и запутать тщится... Простирает нам диавол сети свои, когда нам влагает чрез злые мысли «неверие, сумнение, всякия хулы» на имя Божие, «отчаяние» и прочая... Видим его и сии сети, что он, когда сам чрез себе не может уловить человека, насылает к нему «злых людей», служителей своих, чрез которых, яко истое свое орудие, тщится уловить его... Простирает сети свои нам диавол, когда восставляет на нас «гонение», злобу, ненависть, посмеяние и ругание людей... Тайныя и очень сокровенныя сети его суть, когда он «под видом добра зло», и под видом добродетели порок, яко яд под медом сокровенный, представляет нам... Сия и прочия многоразличныя сети распространяет на пути, которым христиане идут к вечному животу (4:310–314).

Известно знай, что хотящему и начинающему Бога искать сатана враг наш всяким образом тщится препятие учинить: то ПОМЫСЛ злой, то УНЫНИЕ и ЛЕНОСТЬ наносит; то неудобством устрашает, то к прелести суетнаго мира склоняет; то чрез злых людей безпокойствует и прочия беды наводит, чтобы хотение доброе пресещи, и тако от спасительнаго пути отвести. Всего сего берещися, с Божиею помощию, должно (1:105).

Сатана, враг душ наших, со ангелами злыми различныя подлагает нам козни. «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властям, и к миродержителям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным», глаголет Апостол (Еф. 6, 12). И паки: «супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити», глаголет Петр святый (1Пет. 5, 8) (2:385).

Работа христианская... состоит в подвиге противу диавола и греха. Фараон, царь египетский, когда Моисей извел Израиля из Египта, и работы его избавил, гнал в след его, хотя его паки себе поработити (Исх. 13, 6–10): тако диавол гонит в след нас, христиан, которых Христос Сын Божий от работы его избавил, и хощет паки себе поработити. Тако он противится Христу: Христос хощет нас спасти, он хощет нас погубити, и тако тщится лукавый дух недействительными Его заслуги учинить, и тем славу Его, которая от спасаемых ради спасения Ему бывает, умалити. Чем бо более спасается людей благодатию Христовою, тем большая Христу от того бывает слава. Сие он усматривая и негодуя, ищет препятствие учинить спасению нашему и Христовой славе умаление. Нам, с помощию Божиею, должно противу сего врага нашего и противника Христова верою подвизаться (3:173).

Враг стремится отнять СПАСЕНИЕ у ДУШИ

Не корысти какой ищет он у нас, но нас самих хощет пленить и погубить; не богатство какое тленное, но сокровище нетленное, вечное душ наших спасение старается отъять у нас. Того ради послушаем Апостольскаго увещания: «трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити. Ему же противитеся тверди верою» (1Пет. 5, 8–9) (3:229).

Сатана тщится у него тое отнять, но он тщаться должен, чтобы то не потерять. Чем более тщится враг о погибели христианина, тем более тщаться должен христианин о СПАСЕНИИ своем (5:264).

Враг борется с человеком, желая лишить его спасения

Тако восстая противу нас, не имений наших, не земли, не градов, ни головы нашей, ни живота временнаго лишить нас хотят, но, что дражайшее есть всего света, вечнаго СПАСЕНИЯ. Противу толиких и таких врагов христианам брань и подвиг предлежит: который подвиг не дремлющим оком, ни унывающим сердцем, но бодренно и неусыпно отправлять им должно, когда хотят непосрамленными быти пред Подвигоположником своим Иисусом Христом. Откуда увещавает нас Христос, Царь наш Господь: «бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26, 41) (3:441–442).

Диавол наблюдает за грешником и хочет его погибели (5:66, см. БОГ, 77).

Диавол стремится погубить человека (5:17, см. БОГ, 76).

Враг хочет пленить весь род человеческий (4:23, см. БОДРСТВОВАНИЕ, 112).

Диавол хочет погубить душу христианина (5:91, см. ХРИСТИАНИН, 1084).

Сатана и бесы его ищут погибели человека (5:116, см. СПАСЕНИЕ, 979).

Сатана всеми силами старается запутать душу человеческую (4:69, см. СЛОВО БОЖИЕ, 924).

Диавол и аггелы его единодушно на христиан вооружаются и погибели ищут (2:345, см. МИЛОСЕРДИЕ, 509).

Враг всячески трудится, чтобы погубить человека

Сей враг, как «человекоубийца бе искони» (Ин. 8, 44), и на сердце прародителя нашего злое свое семя посеял, не престает и ныне плевелы свои разсевать. Везде он с коварством своим окружает нас: что ни делаем, что ни беседуем, примечает, и во всем хощет запяти и озлобити нас. Спим ли, или почиваем? он не спит, но бодрствует на погибель нашу. Ходим ли, или седим? он наблюдает хождение, седание и возстание наше. Ядим ли, или пием? подлагает козни свои. К МОЛИТВЕ ли обращаемся? и тут не оставляет нас, и тут препятствует нам, тщится разслабити нас, отвратити ум наш и сердце от Бога. От ЗЛА ли уклоняемся? тщится паки в тое вринути нас. Доброе ли делаем? подвизается и тут, чтобы не с добрым намерением и не на добрый конец делалось от нас... Сего злоковарнаго врага сети и козни усматривает и от них уклоняется едино смирение (2:260–261).

Сатана с своими злыми аггелами и служителями непрестанно гонит и ищет верных уловити и похитити, яко лев, якоже Апостол глаголет: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8), – противу которых врагов инаго посредствия нет, как усердная молитва с упованием на Бога (3:114).

Сатана – враг наш, непрестанно ищущий поглотить (2:28, см. ГРЕХ БЛИЖНЕГО, 288).

Враг в БРАНИ с ХРИСТИАНАМИ стремится пленить ДУШУ

На брани мира сего тщатся люди рубежи и грады своя защищать, или у противной стороны отбирать: но на брани христианской не тако. Враг диавол не о городах, не о рубежах, не о богатстве нашем, но о душах наших тщится, не тело, но душу нашу пленить и вечно погубить; не земное и временное блаженство, но небесное и вечное отнять. О сем он все тщание и старание полагает, как бы нас с собою в погибель привлещи. Смотри, христианине, злобу, вражду и лютость противу тебе врага твоего, и берегись его. Не злато, не сребро и прочее вещество тленное, но вечное и нетленное сокровище, СПАСЕНИЕ твое тщится у тебе отнять враг твой. Береги убо сие не токмо паче имения, но и паче живота твоего (4:50).

Диавол неусыпно на нас вооружается

«Но избави нас от лукаваго». По учению святаго Златоустаго, лукавый зде разумеется диавол. Лукаваго, рече, зде глаголет диавола, повелевая нам неусыпную с ним имети брань. Он тако называется по превосходству ради великия злобы его, яко неусыпно на нас вооружается, и всякия беды, как телесныя, так и духовныя, на нас навести тщится, якоже глаголет Апостол: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8) (3:112).

Враг непрестанно нападает на верного раба Христова

Сатана и вси злые духи его неукротимую ярость на человека, а паче на истиннаго христианина имеют, и, яко звери в нощи, обходят его невидимо и многоразлично возстают на него, и тщатся погубить его, то чрез себя, то чрез ложных христиан и прочих злых людей, служителей своих. Кто бы от наветов и стрел их мог сохраниться, аще бы не Господь щитом благости Своея и кровом благодатных крил Своих защищал его? Воистинну в едину минуту погибл бы! Воистинну, что Давид святый воспел о ветхом Израили и о защищении и покровении его Божии: «яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль: яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли Быша нас» (4:190).

Враг постоянно ополчается на человека

Диавол с демонами своими непрестанно ополчается противу нас и окружает нас невидимо, и, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8)... И хотя искушает нас враг наш, и терпим противу воли нашей нападение и мучительство его: но тое бывает попущением Божиим на пользу нашу, якоже тое искусившиеся познают. И столько попущает ему Бог, сколько мы можем и нам полезно (1Кор. 10, 13) (4:351).

Демоны нападают на человека, подобно разбойникам (4:54, см. ЧЕЛОВЕК, 1170) (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Сатана восстает на Христовых рабов и озлобляет их (5:326, см. ИСКУШЕНИЕ, 405) (4:48, см. БРАНЬ, 120).

Враг никогда не перестает воевать

Никогда не престают бороть нас. Мы спим и почиваем, но они никогда не почивают, но всегда и везде на погибель нашу бодрствуют; и когда показуются нас оставлять, тогда с большим стремлением хотят на нас напасть, и более уязвить (3:441).

Враг соблазняет весь род человеческий (4:211, см. СВОБОДА, 828).

Диавол яростно преследует человека

Якоже бо звери, слышатели, в лесах от ловцов, тако человецы в мире сем гонимы и уловляемы бывают от духов злобы поднебесныя. Звери, когда избудут от тенет, впадают в ямы; а ежели оттуду свободятся, попадают на псов: тоежде и человеку бедному случается. Когда он от одной избыл козни, попадает в другую; ищет уединения, в большее впадает искушение, понеже, в уединении более сатана борет; оставив уединение, обращается с соседами, с другами развращенными: сих злобою, как смолою, очернится (1:77).

Враг ругается над человеком

Якоже видимый неприятель, победивши противника и пленивши его, ругается и смеется над ним: тако невидимый наш враг диавол, пленивши христианина ГРЕХОМ, держит его, как пленника, смеется, посмевается и ругается ему, и часто от греха в грех, и от прихоти в прихоть, как пшеницу, сеет, и бросает то к сребролюбию, то к славолюбию, то к сластолюбию; и тако запутавши его в похотях мирских, как рыбу в сети, держит, и смеется ему, пока во всеконечную погибель, в которой и сам находится, вринет (5:337).

Диавол всячески стремиться вредить благочестивой ДУШЕ

Сатана всяким образом старается озлобить благочестивыя души, которыя противу его подвизаются и презирают мерзкие и богопротивные советы его; и то сии, то другия напасти наводит на них чрез служителей своих, злобных людей. И сие убо его хитростию и пронырством бывает, что душа благочестивая из дома и отечества своего изгоняется, и любимых своих другов и приятелей лишается. Ибо ему, яко духу злому и гордому, как-нибудь озлобить душу, противящуюся ему, радостно (3:313).

Сатана озлобляет и напасти посылает на рабов Божиих (3:246, см. ТЕРПЕНИЕ, 1042) (2:289, см. СКОРБИ, 859).

Христианин, идя к небесному отечеству, много страждет от диавола (4:83, см. ГРЕХ, 291).

Враг человека уязвляет и заражает (4:136, см. ЗЛО, 392).

Враг больше нападает на тех, кто в милости у Бога (5:101, см. ИСКУШЕНИЕ, 412).

Сатана брань восставляет и тем хочет от Христа отвести (1:173, см. ИСКУШЕНИЕ, 410).

Враг ИСКУШЕНИЯМИ стремится отнять ПОКОЙ

Тщится отнять покой душевный у людей благочестивых сатана всяким и различным «искушением» и злыми помыслами, когда их старается в грех привести, и тако совесть их раздражить и обезпокоить. О возлюбленне! берегись сего злаго шепотника, да не потеряеши покой душевный. Сколько раз чувствуеши злое какое ПОМЫШЛЕНИЕ, востающее в сердце твоем: знай точно, что тогда приступил враг к душе твоей, и дает ей злый совет свой, яко Еве змий. Дух от запаха познается. Злый дух, злый и запах издает. Чувствуешь злый запах, знай точно, что тут и злый дух, который мерзкую свою и смрадную воню изрыгает. Отгоняй убо от себе злый сей запах, да и злаго духа отженеши (4:205) (также 4:205, см. ПОКОЙ, 733).

Диавол воздвигает гонение на благочестивых (2:289, см. СКОРБИ, 859), (4:385, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 45).

Диавольские козни и прелести мира – вот что стремится совратить душу с пути благочестия (2:18, см. СЛОВО БОЖИЕ, 900).

Диавол искушает верное сердце (3:29, см. ВЕРА, 137).

Сатана непрестанно искушает человека (3:104, см. МОЛИТВА, 543).

Враг искушает всякого идущего ко спасению (4:124, см. ИСКУШЕНИЕ, 410).

Вражии козни, как сеть, мир опутали

И так, куды ни обратится, везде ему сеть пагубы предлежит. Антоний Великий, как читаем в Церковной истории, видел весь мир от земли даже до небес сетьми исполнен; чего для и с воздыханием ко Господу воззвал: Господи! кто от сих сетей избавиться может? И подлинно, никто бы от них не избыл, аще бы Божия благодать не спасала всех (1:78).

Враг, как сетью, уловляет христиан искушениями (4:114, см. ИСКУШЕНИЕ, 833).

Всякому христианину следует искушение от диавола (4:243, см. ИСКУШЕНИЕ, 403).

Козни врага диавола являются причиной греховного состояния по крещении (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ, 284).

Диавол прельщает и приводит человека к разорению заповедей (5:337, см. СЛЕПОТА, 886).

Человек, нарушающий обеты, данные при святом крещении, отстает от Бога и пристает к сатане (5:28, см. КРЕЩЕНИЕ, 445).

Неисполняющие слов Спасителя работают диаволу (3:177, см. НЕПОСЛУШАНИЕ, 556).

Злоба и гнев открывают диаволу вход в душу (5:229, см. ЗЛОБА и ГНЕВ, 393).

Сатана, враг наш, совлек с нас одежду благодати и спасения (2:100, см. БЛАГОДАТЬ, 35).

Христианский неприятель диавол через помыслы разоряет дом души (3:229, см. ПОМЫСЛЫ, 742).

Сатана прельщает христиан ко греху через злые помыслы (3:173, см. ПОМЫСЛЫ, 743).

Сопротивляясь хульным помыслам, христианин возвращает злобу диаволу на его главу, а сам сподобляется венца (3:309, см. ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ, 745).

Враг нападает через ПОМЫСЛЫ

Сами вернии по вся дни дознают лютая их нападения, когда чрез злые помыслы, то веру их, яко основание всего духовнаго блаженства, разрушить, то любовь погасить и свои беззаконий плевелы на ниве сердец их посеять тщатся (3:442).

Если не удается ИСКУСИТЬ через помыслы, диавол действует через людей

Видишь, что сатана от Иисуса отыде до времени; не удалось ему тогда ничего, так после напал на Него, чрез своих служителей, книжников и фарисеев, и прочиих князей жидовских. Так действует он и рабам Христовым. Когда не удается чрез злые помыслы и прочия беды низложить их, то насылает на них злых людей, и чрез них гонит, озлобляет и мучит их (5:104).

Враг действует через злых людей

Безпокойствует благочестивую душу тойжде враг чрез «злых людей». Отсюду бывает, что благочестивая душа претерпевает всякую ненависть, озлобление, гонение, поношение, клевету и прочее злострадание. И сие есть кознь злаго духа. Первее сам искушает и смущает благочестивую душу; но когда не удастся ему злое свое хотение на ней исполнить и ее совратить, то другий изобретает способ к озлоблению ея, насылает на нее злых людей, которые волю его злую творят. Тогда на человека то оттуду, то отсюду буря гонений, поношений, клевет и озлоблений востает. Душе благочестивой в таком бедственном состоянии не должно унывать и волноваться, но к тихому ТЕРПЕНИЯ пристанищу прибегать; ТЕРПЕНИЕ бо душе, на море мира сего волнующейся и бедствующей, есть подлинно тихое и безопасное пристанище; и поминать утешительныя Божия слова, предложенныя: «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33) (4:206).

Часто бывает, что сатана, сам собою не могучи искусить человека, чрез людей покушается искушать, и отвести от терпения и любви Христовой, как читаем в святых книгах, и знак то есть Христианина подвизающагося и в благодати Божией находящагося (1:165).

Враг гонит рабов Божиих через послушных ему людей

Тойжде супостат и ныне научает людей гнать и озлоблять рабов Божиих. Он прежде сам различными искушениями чрез помыслы и прелесть мира нападает на христиан, и хощет их отвести от Христа; но, когда видит их противных себе, обретает к тому злому своему делу другий способ, находит людей, воле своей повинующихся, и чрез тех гонит и озлобляет Христовых людей, да не стерпевше злострадания, отпадут от веры и Христа, и в его паки темную попадутся область. Отсюда-то бывает, что «многи скорби праведным» (Пс. 33, 20) и «вси, хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут»: лукавии же человецы и чародеи преуспевают, на горшее прельщающе и прельщаеми (2Тим. 3, 12–13) (3:445) (также, 3:445, см. СКОРБИ, 859) (5:149, см. СКОРБИ, 862).

От сатаны и злых людей нигде не уйдешь (1:246, см. СПАСЕНИЕ, 978).

Диавол – причина зла и зависти (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 380).

Диавол подстрекает к оскорблению ближнего (5:184, см. ОСКОРБЛЕНИЕ, 628).

Бес приводит людей ко вражде (1:241, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ, 647).

Вражда христиан между собой есть радость диаволу (4:385, см. ВРАЖДА, 209).

Диавол радуется о злобном сердце (1:240, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ, 646).

Враг радуется, если кого-нибудь опечалит

Сатана, не могучи душ благочестивых искушением повредить, тщится хотя тело их озлобить чрез злых людей: ибо ему, яко духу злобному, радость бывает как-нибудь человека, а паче вернаго озлобить (1:173).

Диавол прельщает СУЕТОЙ мира

Прельщает он нас суетою мира сего, и советует хитро искать чести, славы, богатства и сласти века сего, да тем нам учинить препятствие в сем нашем подвиге, якоже советовал прародителям нашим в раи от заповеданнаго древа вкусити, чем запял и погубил их. Нам должно злаго его совета не слушать, и не любить мира, по увещанию Апостольскому: «не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть» (1Ин. 2, 15–16) (3:173).

Диавол соблазняет на ГРЕХ

Ко греху приводит человека диавол. О сем глаголет Апостол, и увещавает христиан храниться от него: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою» (1Пет. 5, 8–9). О томже глаголет и на другом месте Апостол Павел: «возмогайте о Господе, и в державе крепости Его. Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань противу крови и плоти, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 10–12). Сии невидимые враги всегда на погибель нашу, о христиане, бодрствуют, и ко всякому греху привести тщатся. Не должно убо и нам дремать (5:223).

Диавол склоняет человека ко греху (4:53, см. БРАНЬ, 121).

Сатана нас ко всякому греху тщится привести (1:209, см. ГРЕХ, 279).

Диавол смущает прежними грехами

Верному, а наипаче такому, который во грехах находился и благодатию Божиею от них отстал и кается, сатана часто помыслы влагает злые, поминая ему прежние грехи, и теми совесть его утесняет, глаголя: «престани веровать, осудишися; толико и толико ты согрешил; Бога праведнаго, Который всем воздает по делом, прогневал: чего тебе надеяться, кроме единаго мучения?» (Прп. Макарий Егип. Бес. 11-я). И тако злый и коварный дух к ОТЧАЯНИЮ кающагося хощет привести. В таком случае можно злому духу отвещать «ты клеветник», и осужден уже, а не судия, суд же предан Христу, Который пришел в мир грешники спасти, в Котораго и я верую, и надеюся благодатию Его спастися. И должно к молитве обратиться, и утвердить себе Божиим МИЛОСЕРДИЕМ, котораго никакий ГРЕХ победить не может. Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, у Бога милосердия еще более. Якоже бо Сам безконечен, тако и милость Его безконечна; и Христовы заслуги, которыми нам верующим в Него милость, благодать и отпущение грехов у Отца небеснаго заслужил, такожде безконечны, якоже Божественны (3:114–115).

Враг – предводитель на пространном пути (2:288, см. ПУТЬ, 777).

Диавол похотями пленяет душу (2:30, см. ДУША, 330).

Враг душ наших с козньми пособствует плоти страстной (1:48, см. ПОДВИГ, 684).

Памятозлобие – первая в человеке корысть диаволу (1:240, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ, 646).

Диавол, живя в сердце, делает человека того льстецом (5:160, см. ПРОСТОТА, 771).

Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к человеку, в праздности живущему (1:247, см. ВНИМАНИЕ, 176).

Никто так диаволу любим, как в пьянстве пребывающий (1:50, см. ПЬЯНСТВО, 782) (1:9, см. ПЬЯНСТВО, 781).

Худо бессовестие и знамение есть души, сатаною обладаемыя и потому от Христа отлучившияся (1:243, см. БЕССОВЕСТНОСТЬ, 14).

Отчаяние – тяжкий и последний удар диавольский (4:268, см. ОТЧАЯНИЕ, 640).

Диавол прельщает людей ложным покаянием (3:217, см. ПОКАЯНИЕ, 727).

Отлагать покаяние до смерти – кознь диавола (2:35, см. ПОКАЯНИЕ, 730).

Сатана искушает веру и стремится искоренить ее наведением скорбей (3:21, см. ВЕРА, 149).

Сатана СОМНЕНИЕМ хочет отвести от веры

Немощной плоти и слепой много помогает сатана, враг христианский, который такожде борет противу духа, и заченшуюся веры искру угасить тщится, глаголя человеку в сердце его о тайнах святых: «како могут сия быти? Како Бог, Един естеством, может быть в триех лицах? Како мир из ничего может быть создан? Како Дева могла родить Бога безначальнаго? Како Бог человеком невидимый видимым быть, и Безначальный начаться, и Безстрастный пострадать, и Безсмертный умереть, и мертвый воскреснуть? Како тело умершее и согнившее востати паки может? Како грешник, обремененный грехами, пред праведным судом Божиим верою единою оправдатися может?» Сия и прочая разженныя стрелы вражия понуждается терпеть верная душа. Но вера истинная твердо противится им, и, яко «победа, побеждшая мир, побеждает их» (1Ин. 5, 4–5), утверждаяся неложным и верным свидетельством слова Божия. «Свидетельство бо Господне верно» (Пс. 18, 8) (3:228).

Диавол старается, чтобы человек или словом, или делом, или помышлением похулил имя Божие

Коль великая диавольская злоба и хитрость, который всегда тщится Бога похулить или языком, или делом, или помышлением человеческим, и тако Его прогневать, а человека от Бога отвести и погубить! Тако он поступил с прародителями нашими, которых злым своим советом в хуление и тяжкий грех вринул. Бог им объявил: «смертию умрете, воньже день снесте от заповеданнаго древа» (Быт. 2, 17); но он напротив говорил: «не умрете, но будете, яко бози» (Быт. 3, 4–5). Они послушавши лжи, не поверили Богу, аки бы неистинно слово его было. Всяк бо, «не веруяй Богови, лжа Его творит» (1Ин. 5, 10). И тако тяжко Ему похулили. Тоже делается и ныне, когда люди слову Божию, истине Его и заповедям Его святым не веруют, и тако бесчестят великое имя Божие (3:82).

Враг препятствует человеку молиться (4:40, см. МОЛИТВА, 551).

Сатана препятствует христианскому ПОСЛУШАНИЮ

«Послушанию», которое истинные христиане хотят и тщатся показывать небесному Отцу, «препятствие» чинят: сатана со злыми своими аггелами. Сей есть оный змий древний, который прародителей наших в раю от послушания Богу должнаго отвратил, завидя их блаженству, и подверг всякому бедствию (Быт. 3-я). Той всехитрый враг, видя и ныне христиан, Божиею благодатию восставленных и возобновленных и в милости Божией находящихся, и завидуя их блаженству, которое им в будущем веке уготовано, тщится их от Бога отвратить, чрез преслушание, а в прежнее бедственное состояние, и тако с собою в вечную погибель вринуть, якоже с прародителями учинить (3:66).

Сатана от Христа и послушания Ему отводит человека (3:146, см. МИР, 522).

Диавол, не желая людям веры и спасения, внушает им, что слово Божие нельзя читать простым людям (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 906).

Диавол препятствовал распространению апостольской проповеди (2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ, 893).

Сатана затыкает грешнику душевные уши, чтобы не слышал словес Божиих (2:29, см. ДУША, 328).

Сатана старается похитить семя Божия слова из сердца человека (3:212, см. СПАСЕНИЕ, 980).

Невнимательно живущим враг делает греховную завесу (4:66, см. ГРЕХ, 256).

Мудрование плотское от диавола, как яд в душе (4:140, см. МУДРОВАНИЕ ПЛОТСКОЕ, 567).

Враг находит оружие против нас внутри нас

Оружие свое противу нас в нас самих находят враги сии, и нашими нас орудиями борют. СЕРДЦЕ наше растленное им есть как влагалище всяких орудий, которыми нас уязвляют. «От сердца бо исходят помышления злая», глаголет Христос, Царь наш (Мф. 15, 19). Сими орудиями всегда на нас стреляют. УМ наш, ЯЗЫК, ОЧИ, УШИ, и прочие уды орудиями неправды тщатся учинить, и тако СОВЕСТЬ нашу уязвить, и победу от нас отнять (3:441).

Сатана помрачает ум, чтобы человек не помнил о вечном

Сие забвение делает сатана; он помрачает ум человеческий, и отнимает память, дабы человек не помнил о вечности и принадлежностях ея. Ведает бо он, что человек, когда будет помнить и рассуждать о вечности, удобно мира сего суету презрит, и к единым вечным благим будет стремиться, и так удобно может спастися. Сего ради полагает все тщание, дабы человека отвратить от вечности, и запутать в попечении о временных, как рыбу в сети (5:41).

Диавол ослепляет человека, чтобы не видел, что идет за Диаволом

Бог ему хощет спастися, и аки жаждет СПАСЕНИЯ его, чего ради и Сына Своего не пощадел, но послал в мир, и на смерть предал за него; но грешник нераскаянный противится так великому Божиему хотению и благоволению. И сие есть хитрость и злоба диавола, который как сам отвратился от Создателя своего и в ожесточении пребывает, и непрестанно прогневляет Его, так и человека такожде научает, который ослепившися не видит, что диавола слушает, и с ним Богу противится, и вечно погибает, что Бога, яко человеколюбца, весьма оскорбляет. Возненавидим убо, христианине, ГРЕХ, диавольское дело, которым благий и благоутробный Бог наш оскорбляется, и покажем нашу благодарность Ему, Который нашего спасения так усердно желает (3:275–276).

Сатана ослепляет разумы людей, чтобы погибели своей не ведали (4:18, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Сатана уязвляет душу человека, и он не видит света Божия (5:123, см. ДУША, 328).

Диавол восстает прежде всего против пастыря (4:368, см. ПАСТЫРЬ, 671).

Враг более всего ищет низложить пастыря (4:364, см. ПАСТЫРЬ, 671) (4:102, см. ПАСТЫРЬ, 671) (4:49, см. ПАСТЫРЬ, 673).

Действием диавола много ложных слухов проносится о пастырях (4:102, см. ОСУЖДЕНИЕ, 636).

Пастырь доставляет радость диаволу своей греховной жизнью (4:367, см. ПАСТЫРЬ, 673).

Враг более всего стремится разорить брачный союз

Сатана, всегдашний христиан враг, как между прочиими христианами, так между женами и мужами тщится любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или паче сожаления достойная вещь! Где большия любве надеяться, как между мужем и женою? Естественною любовию любит человек отца и матерь свою; но Писание Святое глаголет: «оставит человек отца и матерь свою, и прилепится к жене своей и будут оба в плоть едину» (Быт. 2, 24). «В едину убо плоть» бывают муж и жена, по Писанию... Но сколько вражды и между сими лицами, так тесно связанными, видим! Мало который дом сыскать можно, в котором бы сии плевелы диавольския не были. Так-то хитрость диавольская возмогает, что где примечает большую любовь, тамо он большее тщание полагает разорвать тую и положить вражду свою (3:394).

Сатана сеет раздоры между мужем и женой (5:175, см. СЕМЬЯ, 835).

Грешник находится в плену у диавола (4:123, см. ГРЕШНИК, 244); (4:115, см. ИСКУШЕНИЕ, 411).

Беззаконники идут за диаволом (4:212, см. ГРЕХ, 240).

Кто Богу делает противное, тот работает диаволу (4:20, см. ХРИСТИАНИН, 1097).

Пребывающие во грехе есть дети диавола (3:290, см. ГРЕХ, 238).

Через грех человек вступает в дружество с диаволом (3:288, см. ГРЕХ, 239).

Служит сатане тот, кто волю его злую исполняет (1:104, см. КРЕЩЕНИЕ, 443).

Диавол того не борет, кто его воле покоряется (3:231, см. БОРЬБА ДУХОВНАЯ, 122).

Человек-грешник упорно с диаволом стоит против Бога (2:126, см. ГРЕХ, 240).

Диавол сделал человека богопротивником через грех (4:17, см. ХРИСТИАНИН, 1107).

Диавол есть враг христианский. Радуется согрешению христианина (5:191, см. ГРЕХ, 288).

Бог, ожидающий покаяния, не попущает сатане душу грешника во ад восхитити (3:116, см. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ, 79).

Диавол ищет погибели человека, но Господь хранит

Вижу я в слове Твоем святом, что диавол злый, оный змий древний, который и прародителей моих в раи прельстил, тойжде и ныне, завидя блаженству нашему, к которому благодатию единороднаго Сына Твоего ведеши нас, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8). От сего врага нашего, как всех знающих Тебе, так и мене недостойнаго предостерегает благость Твоя, и сохраняет всесильная десница Твоя. О, како бы цел могл я быть, како бы не поглотил мене жива, аще бы не всемогущая Твоя хранила мене десница (4:232).

Помяни апостольское слово, яко «супостат наш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8). Сей враг наш, сколько крат от юности твоея согрешил ты, столько крат готов был погубить тебе; столько крат, яко исполин устремлялся на тя, «яко лев готов на лов», хотя похитить душу твою и свести во ад: но благость Божия возбранила ему тое... Сатана наблюдает все стези твои, входы и исходы твои, хощет запять тя, и душу твою неисправную восхитить от Тебе и свести во ад; но благость Божия еще не дозволяет ему погубить тя, еще терпит тебе, еще ожидает обращения твоего, ведет на покаяние тебе (2:305).

Враг хочет погубить человека, но Бог не разрешает

Человек когда грешит, сатана приседит ему и хощет душу восхитить и во дно адово низвергнуть; но Бог милосердый не дозволяет ему. И пока в нераскаянии и развращении пребывает, тойжде душевный враг вси пути его наблюдает и хощет его погубить; алчет бо и жаждет погибели нашей, яко завистливый и злобный дух, как пес крови: но Бог запрещает ему, и держит его силою Своею. Видишь, человече, какая благость и человеколюбие Божие к грешнику! (3:342) (также 3:255, см. БЛАГОДАРНОСТЬ, 28).

Бог запрещает диаволу взять человека и в погибель свести (5:66, см. БОГ, 77).

Бог христиан покрывает и защищает от диавола (4:15, см. БОГ, 75).

Одна благодать Божия спасает от вражиих козней

Где ни быть, от козней сатанинских не уйти. Едина Христова БЛАГОДАТЬ спасает (1:243).

Враг без попущения Божьего ничего не делает

Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый мне, но присутствием злых своих советов мне познаваемый, страшен; но без воли Божией, не токмо надо мною – человеком – но и над скотами и свиньями власти не имеет (Мф. 8, 31) (5:329) (также 3:306, см. ИСКУШЕНИЕ, 410).

Бог попущает диавола искушать нас для пользы нашей (4:36, см. ЛЮБОВЬ, 454).

Искушение научает познавать врагов наших и противу их подвизаться (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ, 404).

Вражиих козней без помощи Божией избежать не можем

От сих и прочих сетей вражиих никакий человек «сам собою» не может избавитися. Что убо нам, христианине, делать, чтобы в сети вражии не впасть? Пророк святый своим примером указует на посредствие, которым от сетей его избавляемся, и глаголет: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя» (Пс. 120, 1)... Вот, посредствие спасительное – помощь Божия? Все наше тщание и труд и старание «без помощи Божией» есть безполезно и суетно (Ин. 15, 5). Нужна убо нам всегдашняя и усердная молитва, дабы нам помогл Господь в так важном деле (4:314).

От диавола избавиться своей силой невозможно (3:12, см. ВЕРА, 157).

Никто не может избавиться от диавола без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ, 972).

Сатана лестно поработил человека, но Христос избавил нас от плена его (4:23, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 402).

Сатана завладел (человеком), но Христос искупил (2:37, см. ЧЕЛОВЕК, 1168).

Искупление из плена диавола людей есть радость для Ангелов (4:290, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 402).

Не бояться борьбы с врагом, т.к. имеем Помощника Христа (3:442, см. БОРЬБА, 126).

Помощь в подвиге против диавола подается Духом Святым (3:14, см. БОГ-ТРОИЦА, 136).

Диавол злобой испортил сердце, исправляет только благодать Святого Духа (2:107, см. СЕРДЦЕ, 853).

Дух Святой помоществует в подвиге против греха и диавола (3:14, см. БОГ-ТРОИЦА, 73).

Подвиг против диавола есть покаяние (4:205, см. ПОКАЯНИЕ, 720).

Чтобы освободиться от диавольской работы, необходимо покаянием обратиться к Богу

Чтож-де им надобно учинить, дабы от тяжкой диавольской власти и работы свободиться, и работать Христу, Царю и Господу всех?

Ответ. Должно чистосердечно с покаянием и жалением обратиться к Нему и молить Его, чтобы паки их от ига того свободил и принял в благодатное Свое царство. Он, яко милостив и человеколюбец и не хотяй смерти грешнику, «грядущаго к Себе не ижденет вон» (Ин. 6, 37), понеже и ныне «всех» призывает: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». «Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем», и проч. (Мф. 11, 28–30) (3:178).

Христианин освобождается от диавола через крещение (3:56, см. КРЕЩЕНИЕ, 440).

Вера освобождает от диавола (3:17, см. СВОБОДА, 825). Сильное оружие против врага есть смирение (2:264, см. СМИРЕНИЕ, 942) (3:444, см. БОРЬБА, 124).

Первое средство против врага – МОЛИТВА

«Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8). Сему супостату ничим более противитися не можете, как всегдашнею молитвою. Молитеся убо всегда и будете ему противитися. Делайте руками и молитеся; тамо ум и сердце ваше занято будет, и не будет квартиры или места диаволу, и убежит диавол. Обращайтеся умом и сердцем вашим в небеси и в вечности, и не будете уловлени от диавола. Птица, чим выше летает, тем безопаснейшая бывает; а когда вниз, на землю спустится, то или уловлена или устрелена бывает. Тако и человек (1:226) (также 3:25, см. МОЛИТВА, 537) (4:365, см. МОЛИТВА, 538) (3:444, см. МОЛИТВА, 538).

Побеждать диавольские искушения СЛОВОМ БОЖИИМ

Сколько убо раз нападает на нас и мещет на нас стрелы своя, столько раз да отражаем их духовным слова Божия мечем; к любви ли мира сего тщится привести нас, да отвещаем ему: писано есть «не любите мира» и проч. (1Ин. 2, 15); к воровству ли научает, да отразим его словом: писано есть «не укради», и проч. Но притом всегда да призываем на ПОМОЩЬ нашу всесильнаго Господа Иисуса, и Той победит чрез нас врага нашего. Без Него бо победа в так трудной брани не бывает (5:103).

Страх Божий ободряет в бесовских страхованиях (5:66, см. СТРАХ БОЖИЙ, 1000).

В борьбе с врагом вера требует твердой надежды (3:443, см. БОРЬБА, 125).

Утверждаемся в надежде, когда от сатаны искушаемся (5:76, см. НАДЕЖДА, 588).

Христиане не уступают место на брани врагу своему диаволу, если приобретают добродетели (2:36, см. ПОДВИГ, 685).

Кто греху противится, тот сопротивляется врагу – диаволу (1:209, см. ГРЕХ, 279).

Сопротивляясь помыслам, мы побеждаем врага (4:205, см. ПОМЫСЛЫ, 745).

Враг всегда преследует, поэтому с ним постоянная БОРЬБА

Победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает. Христиан, рабов Христовых общий и всегдашний есть враг диавол с темным своим полчищем, демонами и служителями своими. Противу сего врага им непрестанная брань и ПОДВИГ предлежит. Когда Израиль рукою крепкою и мышцею высокою избавился от работы египетския,– Фараон, египетский царь с воинством своим гнал в след его, хотя его паки себе поработить: тако христиан, новаго Израиля, иже «суть чада Авраамля духовная» (Рим. 4, 12; Гал. 3, 17 и 29), гонит сатана с своим мрачным воинством, гонит, яко от темныя власти и работы силою Христовою избавившихся, дабы их паки себе покорить. Израилю ветхозаконному, идущему в землю обетованную, многие враги препятствие чинили и не пущали до земли оной. Тако новаго Израиля, христиан, тщится не допустить тойжде враг диавол до небесного отечества, которое обещал Бог верующим во имя Его. С ним супостатом имеют христиане брань и подвиг всегдашний (3:440–441).

Враг невидим, и в этом трудность подвига

Враги сии христианские не видимые, но невидимые суть; не кровь и плоть, но духи злобы поднебесные, якоже Апостол глаголет: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6, 12). И потому на сей духовной брани не так бывает, как на брани мира сего, где друг друга враги видят и опасаются. Но зде враги наши нас видят, назирают, что делаем, что начинаем, к чему дело, слово и начинание наше склоняем, примечают; но мы их, яко духов, не видим (3:441).

Необходим непрестанный подвиг против диавола (3:187, см. ХРИСТИАНИН, 1118).

Христианин ведет с диаволом непрестанную борьбу (4:51, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 367).

Если христианин желает пребывать в Церкви, борется с диаволом (3:35, см. ХРИСТИАНИН, 1094).

Христианин если истинный, то диавол не повредит ему (4:13, см. ХРИСТИАНИН, 1093).

Враг посрамляется от человека, побеждающего его ИСКУШЕНИЯ

Человек, когда искушение все востерпит, тогда от Подвигоположника – Христа венчается, а искуситель посрамляется, что от немощнаго человека, который противу его, как младенец противу исполина есть, побеждается. Разсуди: не посрамления ли и смеха достоин был бы тот человек, который, будучи хитр, крепок, искусен в брани, от отрока малаго побежден и низложен бы был? Воистину бы всяк тому смеялся, и побежденному несносный бы был стыд: тако стыд и срам бывает диаволу, духу крепкому, лукавому, хитрому, котораго Христос, Победитель его отдал рабам Своим, в себе немощным, но невидимою Его силою укрепленным в попрание и посрамление (1:209).

С помощью Божией христианин борется с диаволом (3:34, см. ЦЕРКОВЬ, 1156).

Хотя христианин против диавола, как отрок против исполина, он побеждает его с Божией помощью (3:308, см. ИСКУШЕНИЯ, 412).

Искуситель посрамляется, когда искушение его претерпевшему обращается в добро (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ, 404).

Христианин счастлив, когда от работы диавольския свободился (4:109, см. СЧАСТЬЕ, 1029).

Быть бдительным, ибо диавол стремится нас погубить (5:211, см. ВНИМАНИЕ, 175).

Враг восстает сильнее на подвизающихся христиан (5:136, см. ИСКУШЕНИЕ, 417).

Терпением побеждать врага, как показал Христос (3:445, см. ТЕРПЕНИЕ, 1044).

Пастыри христиан вооружают словом Божиим против диавола (4:49, см. ПАСТЫРИ, 671).

Пастырь должен овец Христовых защищать от диавола (4:45, см. ПАСТЫРЬ, 664).

Непременно бо всяк, живущий на земли, или Христу работает, или работает диаволу (1:195, см. ЧЕЛОВЕК, 1171).

Плотский с диаволом и аггелы его в вечный огнь пойдет (1:47, см. СМЕРТЬ, 932).

Враг – недруг, обидчик, которого заповедует Христос любить (2:362, см. ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ, 500).

Христианское отношение к врагам, по примеру Христа Спасителя

Как кротко отвещал Господь хульникам Своим, не укорял их напротиву, но любовно обличал их, и устрашал судом Божиим, да покаются, как видно из святого Его доказательства и учения; отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвещать, или молчать, а не хулить хулящих нас. Аще Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, кольми паче мы должны делать тое, мы, глаголю, которые достойны всякия хулы, яко грешники. Аще безгрешный Господь от грешников хулы кротко терпел, кольми паче мы, грешники, от грешников терпеть кротко должны. Грехи наши заслужили тое: убо заслуженное должно с кротостию принимать. Лучше зде временно от человек терпеть хулы, хотя и тое действием бесовским бывает, и благодарить Богу за наказание Его, яко попущением Его бывает тое нам, нежели вечно от диавола поругаемым быть (5:129).

Когда христианин людям уступает, тогда диаволу не уступает (4:53, см. БРАНЬ, 124).

Победа христианская состоит не в победе над врагами, но в любви к ним (3:259, см. БРАНЬ, 124).

Как победить ненависть и научиться любить врагов (1:166, см. НЕНАВИСТЬ, 604).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Враг святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Враг святитель Василий Великий

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Старость святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Враг святитель Григорий Богослов

6. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ВРАГ праведный Иоанн Кронштадтский

7. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Благоразумие преподобный Ефрем Сирин

8. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Ненависть святитель Тихон Задонский

9. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – УНЫНИЕ святитель Феофан Затворник

10. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Неблагодарность преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

Комментарии для сайта Cackle