схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ВРАЖДА

Вражда есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Бес приводит людей ко вражде (1:241, см. ПАМЯТОЗЛОБИЕ, 647).

Вражда – злой плод злого семени диавола (3:18, см. ВЕРА, 138).

Вражда ХРИСТИАН между собой есть радость ДИАВОЛУ

Тако, когда христиане на христиан востают и их озлобляют: отдают себя в посмеяние диаволу и служителям его – идолопоклонникам. Радуется диавол, враг христианский, о таковых христианах. Должно было христианам всем единодушно противу того врага стоять и подвизаться, и друг другу помогать, и друг друга противу его поощрять, и тако с ним единым брань творить, якоже сего Господь требует (Еф. 6, 10–18; 1Пет. 5, 9). Но когда христиане на христиан востают, то уже не противу диавола, но с диаволом противу христиан вооружаются; и ему пособствуют, и тако угодное ему творят (4:385).

Вражда – от плотского сердца (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Как получить ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ, когда сами не оставляем

Аще кто враждует и злобствует на ближняго, таковому не должно к священнослужению приступать, понеже весьма согрешит. Како бо получит оставление грехов от милосердаго Отца небеснаго, Которому не токмо на всякий день, но и на всякий час и на всякую минуту много вси согрешаем? С каким упованием Отцу небесному будет молитися: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», а сам на ближняго ярится, хотя и память его истребить? Когда молимся так в Господней молитве: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», – не уговор ли с Богом полагаем так: тако-де ты, Отче небесный, остави нам грехи наша, как мы ближним своим оставляем? Следственно, что хотя и молимся Богу об оставлении согрешений наших, а брату нашему не оставляем обиды, то и от Бога не получим оставления. Должно убо прежде отпущать ближнему согрешения, и отпущать от сердца, то есть, не токмо словом, но и делом самым, сиречь, обиду забвению предать. И тако оставивши брату согрешения, и к щедрому Богу с дерзновением и упованием должно приступать, и просить отпущения грехов (1:10–11).

Вражда заключает двери к молитве (3:103, см. МОЛИТВА, 557).

Вражда отсутствует у духовно мудрого (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle