схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, закону Божию согласное (5:176, см. ЗАКОН, 384).

Добродетели есть плоды духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569). Добродетель есть признак духовно живущего человека (3:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 365).

Добродетель истинная, когда человек побеждает самого себя

Истинная добродетель состоит в победе себе самого, делать не тое, что растленное естество хощет, но что святая воля Божия хощет; покорять волю свою воле Божией, и побеждать благим злое, побеждать смирением гордость, гнев кротостию и терпением, ненависть любовию. Сия есть христианская победа, и славнейшая есть, нежели побеждать народы. Сего требует от нас Бог: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Рим. 12, 21) (5:189–190) (также 5:141, см. КРЕСТ, 484).

Всякая добродетель есть свет, а противоположный грех – тьма

ВЕРА есть свет душевный; но НЕВЕРИЕ и СУЕВЕРИЕ есть тьма душевная; СТРАХ БОЖИЙ есть свет душевный, но БЕССТРАШИЕ есть тьма душевная. Добродетель всякая есть свет душевный; но всякий ГРЕХ есть тьма душевная. СМИРЕНИЕ, умаление и уничижение себе самого есть свет душевный; но ГОРДОСТЬ, высокоумие и величание есть тьма душевная. ЛЮБОВЬ к Богу и ближнему есть свет душевный; но САМОЛЮБИЕ неумеренное есть тьма душевная. НАДЕЖДА и упование на Бога есть свет душевный; но надежда на человека и прочее создание есть тьма душевная. Истинная и нелицемерная МОЛИТВА, пение и хваление имени Божиего есть свет душевный; но НЕБРЕЖЕНИЕ о том есть тьма душевная (4:379).

По смерти же христианина едина добродетель сопутствует нам (5:44, см. МИР, 528).

Добродетель есть истинная человеческая ценность и добро, и ВО ВРЕМЕННОЙ И В ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

Истинное и многоценное добро наше есть христианская добродетель, которая ни тлению не подлежит, ни от нас отлучается, с нами в мире живет, и на оный век отходит, и нас к Богу, высочайшему нашему добру, приводит (3:281).

Христианское сокровище истинное суть добродетели, которые зде собирается, но на небеси сокрываются, и в последний день в явление всему миру от Христа Судии произнесется (Мф. 25, 35–36) (3:281; см. также 2:25, ХРИСТИАНИН, 1085).

Добродетель сама по себе уже есть награда имеющим ее

Работающии Иисусу и зде награждение свое имеют. Ибо истинная добродетель сама в себе есть награждение имеющим ее. Где бо истинная добродетель есть, тамо есть ЛЮБОВЬ; где любовь, тамо добрая и покойная СОВЕСТЬ; где покойная совесть, тамо мир и покой; где мир и покой, тамо утешение, радость, веселие и сладость (3:172).

Добродетели есть истинное христианское украшение (3:242, см. ОДЕЖДА, 626).

Вера во вне оказывает себя добрыми делами (2:374, см. ВЕРА, 158).

Вера делает человека любителем христианских добродетелей (3:18, см. ВЕРА, 138).

Неделание добродетелей – признак НЕВЕРИЯ

Презрение и оставление христианских добродетелей есть знамение неверия. Как «бо древо от плодов, так вера от добрых дел познается» (Лк. 6, 44; Иак. 2, 18). Всяко древо доброе плоды добрые творит, а древо злое плоды злы творит. «Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф. 7, 18). Следственно, где нет плодов веры, то есть ДОБРЫХ ДЕЛ, тамо нет и самой веры. ВЕРА бо праздна и бесплодна быть не может (3:24).

Добродетель должна быть в душе и при случае проявляться в деле

Такожде всякая добродетель должна быть в душе и в случае вне оказываться и действие свое являть. Например, ВЕРА должна быть в душе, и в случае оказывать себе исповеданием: ЛЮБОВЬ в душе, и в случае являть себе чрез дела милости и пр. Кто истинную любовь имеет к ближнему, не откажет просящему (2:10).

Добродетели должны исходить из СЕРДЦА

Якоже убо на древе плоды извнутрь его, от сока в нем имеющагося, рождаются, и доброе древо добрые плоды показывает: тако христианским добродетелям извнутрь от сердца должно происходить, и тако христианское благочестивое показывать сердце. Вера, смирение, любовь, милость и прочее – лицемерие есть, когда на сердце не имеют места и от сердца не происходят. И Бог к душе глаголет, а не к телу. Сего ради душа должна веровать, надеяться, любить, милосердовать, смиряться и прочее благочестие иметь (3:359).

Добродетели истинные, если есть в сердце

Видишь, христианине, что есть истинная молитва, благодарение и истинное христианское благочестие, то есть, когда оно в сердце имеется, и от сердца происходит. А чего в сердце нет, того и в самой вещи нет. Такожде и какое зло в сердце у человека имеется, аки отрыжка от желудка, чрез слово или дело вон исходит и оказывает себе (4:324) (также 1:196, см. НАДЕЖДА, 585) (5:234, см. ЛЮБОВЬ, 463) (5:165, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 365).

Бог учит не только уклоняться от зла, но и делать добро

Бог, Который повелевает уклоняться от зла, Тойжде велит и творить благое: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Который запрещает красть, похищать, Тойжде повелевает давать: «просящему у тебе дай» (Мф. 5, 42). Следственно: 1) Как к убежанию от зла, так и к творению добра равно обдолжаемся. 2) Отсюду следует, что как запрещенное делать, так и повеленное не делать, противно есть святому Божию закону и потому есть ГРЕХ. Все бо, что противу закона Божия делается, грех. «Грех бо есть беззаконие», по свидетельству Апостола (1Ин. 3, 4). Не токмо бо за злыя дела, но и за небрежение ДОБРЫХ ДЕЛ отсылает Христос В ОГНЬ ВЕЧНЫЙ: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его», возглаголет сущим ошуюю в день суда Своего. А ради чего? «Взалкахся бо, рече, и не дасте Ми ясти», и проч. (Мф. 25, 41–42). Отсюду последует, что богачи грешат, которые от имения своего не уделяют бедным, просящим у них: такожде и прочии ГРЕШАТ, которые ДАРОВАНИЯ Божия сокрывают у себе и не пользуют ими ближних своих, сии бо суть «таланты оные», за которые следует нам ответ дать Господу нашему в день праведнаго Его суда (Мф. 25, 14–30) (2:11).

Христос поучает нас в добродетелях Своей жизнью (5:80, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

Ради любви ко Христу верующий живет добродетельно (5:14, см. ВЕРА, 149).

Христианин должен подражать Христу в добродетелях (4:158, см. ПОДРАЖАНИЕ, 694) (4:160, см. ХРИСТИАНИН, 1101).

Самопознание научает христианским добродетелям (4:327, см. САМОПОЗНАНИЕ, 821).

Добродетель без СМИРЕНИЯ невозможна

Истинная добродетель без смирения быть не может; и хотя начнется, то паки разорится. Без Бога бо человек и начать и делать не может, по реченному: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). А, по свидетельству Писания, «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Пет. 5,5) (4:215–216).

Живительную силу добродетелей приемлет христианин от Христа (4:41, см. ХРИСТИАНИН, 1068).

Для творения добродетели нужно просить помощи Божией (5:16, см. ВЕРА, 141).

Добродетели без молитвы и помощи Божией не можем иметь (1:233, см. ЦЕЛОМУДРИЕ, 1152).

Чувствуешь Его помощь, когда за добродетель покой внутрь себе ощущаешь (1:48, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 735).

Душа, просвещенная Христом, познает добродетель (4:9, см. ДУША, 314).

Добродетель от порока распознает просвещенный благодатью Христовой (2:22, см. БЛАГОДАТЬ, 37).

Искаженный первородным грехом человек добродетель пороком называет (3:134, см. ГРЕХ, 229).

Добродетель называют пороком те, у кого извращены понятия греха и добродетели (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 896).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Комментарии для сайта Cackle