схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского

 ЕВАНГЕЛИЕЕВХАРИСТИЯЕДИНОМЫСЛИЕ 

ЕВХАРИСТИЯ

(см. также СВЯТЫЕ ТАЙНЫ)

Евхаристия – таинство.

(Что есть и формула таинства)

В. Что есть Евхаристия?

О. Евхаристия есть тайна, в ней же дается нам истинное тело и истинная кровь Христа Бога нашего, под видом хлеба и вина, в ней же истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос.

В. Какая материя или вещь Евхаристии?

О. Хлеб пшеничный, квасный, и вино естественное виноградное.

В. Какая форма или совершение.

О. Словеса сия: «и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым»; и тогда хлеб и вино прелагаются в истинное тело и в истинную кровь Христову действием Святаго Духа (1:3–4).

Евхаристия – таинство.

(Условия совершения)

В. Что потребно хранити в тайне сей?

О. Четыре. 1. Да будет иерей законно хиротонисанный; никтоже бо тайну сию может действовати, кроме архиерея или иерея. 2. Да будет подобающая вещь тайне сей, сиречь, хлеб пшеничный, квасный, чистый, не смешанный с иною мукою; такожде и вино да будет естественное и непритворное и не смешанное с чем, ниже во оцет претворшееся, ниже сплеснелое, но чистое в себе самом, в неже на проскомидии да вливается мало воды, якоже в Служебниках чин изъявляет. 3. Да будет престол освящен самим архиереем, тамо, где имать безкровная приноситься жертва; или вместо престола да будет по крайней мере антиминс, освященный от архиерея; никто же бо может освятити престола или антиминса, кроме архиерея. 4. Да имать иерей мысль и намерение таковое во время освящения Даров, яко существу хлеба и вина применитися в существо тела и крови Христовой действом Святого Духа (1:4).

Необходимо верить, что в Евхаристии истинное Тело и Кровь Христовы (5:277, см. СВЯТЫЕ ТАЙНЫ, 830).

Помнить, что тайны Христовы – великая святыня и достойно готовиться и хранить

Памятуете ли, что приобщаетеся таинственно тела и крове Христовы, и потому Самого Святейшаго святых и Источника святыни – Христа? О великое, и умом непостижимое дело! Но слушайте и внимайте, что иерей возглашает на литургии: Святая святым, – то есть преподаются. И прежде причащения убо, и по причащении потом всегда, берегитеся всякого греха, как скверны, которая и душу и тело оскверняет, и со страхом и верою приступайте, как иерей или диакон зовет всегда. Великие светильники мира, Василий Великий и Златоуст и прочие, трепетали, приступая к такому таинству, как молитвы их показуют: что мы, которые ничто пред ними? Аще столпы трепещут и трясутся: что сокрушеннии трости? Худо отлучаться, но худо и неисправному приступать. Обое худо, и то и другое. А оттуда следует, что неотменно должно христианину исправиться и по-христиански жить, как вера наша требует (5:293).


 ЕВАНГЕЛИЕЕВХАРИСТИЯЕДИНОМЫСЛИЕ