схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ, ВРЕМЕННАЯ

ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ есть путь к жизни вечной`

Житие наше в веке сем не иное что есть, как путь к будущему веку. На сей путь во время рождения входим: во время смерти его оканчиваем. И всяк живущий на земли есть путник. Путь сей иному кратчайший, как-то младенцам умирающим; иному должайший, как-то отрокам и юношам умирающим; иному и того должайший, как-то мужам и старикам умирающим. Как известен нам день и образ начатия пути сего, яко вси равно раждаемся: так неизвестен день, час и образ скончания его, яко не знаем, как и когда скончаем его (5:319).

Ради того и в мир сей раждаемся, чтобы к вечному животу прейти. Не к временному, но к вечному животу создал нас Создатель наш Бог. Временный живот не иное что есть и должен нам быть, как путь к вечному, которым путем должно нам жить с опасностию немалою, яко много врагов окружают его. Ради того Сын Божий в мир сей пришел, чтоб нам к оному животу отворить двери, которыя мы грехами нашими затворили, и к нему показать путь, с котораго мы заблудили (3:286).

Жизнь земная временна, но ею приобретается или погубляется спасение

Вечное спасение «едино есть на потребу», по словеси Христову, но зде оно или обретается или погубляется. Обретается покаянием и верою: погубляется нераскаянным житием (5:211–212).

Жизнь определена для искания спасения (2:34, см. ВРЕМЯ ЖИЗНИ, 211).

Если жизнь земная есть путь к небу, то зачем здесь увлекаться

Аще странствование есть житие христиан на земли: почтож толико христиане припасают зде стяжаний, аки бы во веки имели зде жить? почто столько созидают домов и украшают их? почто столько притяживают земель, вотчин, крестьян? почто столько собирают богатства и сокрывают сокровищ на земли? почто умножают злата, сребра, камений драгих? почто толико отягощают убогую душу свою в странствовании? Вся бо сия оставят на земли, и ничего с собою не возмут, якоже Апостол глаголет: «ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что не можем» (1Тим. 6, 7), паче же и самое тело оставим в земле погребенное, которое в мир сей внесохом. Едиными душами отъидем к определенному от Бога месту (3:407–408).

Жизнь земная есть время сеяния и выращивания духовных плодов

У земледельцев есть приличное время сеятвы и жатвы: тако и у христиан есть такоежде время. Земледельцы знают время, в котором надобно сеять: тако и у христиан есть приличное время, в котором должно им сеять семена своя, которое время есть время настоящаго жития. «Се ныне время благоприятно! се ныне день спасения!» (2Кор. 6, 2). Земледельцы разумные и мудрые не пропускают времени, в которое должно сеять, но тогда труждаются и сеют: тако разумнии и мудрии христиане не пропущают настоящаго жития времени; но труждаются и мещут семена своя, каются, творят дела покаяния, творят дела милости, и проч. Нынешнее бо время есть только время сеятвы: а в будущем веке того не будет. Ныне время благоприятно есть КАЯТИСЯ, и ПЛАКАТИ за грехи, МОЛИТИСЯ, добро творити всем; но в будущем веке все то престанет. Земледельцы трудятся и сеют с надеждою плода, от семене имущаго родитися: тако христиане трудятся и сеют с надеждою духовного плода, милостиваго от Бога воздаяния. Земледельцы доспелые трудов своих плоды во время жатвы пожинают: тако христиане трудов и семен своих плоды пожнут в кончине века и в воскресении из мертвых (4:73).

Христиане! напишем слово сие Апостольское, «дондеже время имамы», на сердцах наших. Сие время настоящаго жития нашего время есть; ныне только можем благотворити, МИЛОСТЫНЮ подавати; в будущем веке все тое престанет. Потщимся убо ныне сеять, да тогда с радостию пожнем; ныне трудиться в доброе, да тогда упокоимся; зде имения наша расточим, да тамо далеко большее соберем; подадим в руки убогих злато и сребро наше, да тогда с лихвою от Христа Господа приимем. Не бойся, христианине! «верен есть обещавый» (Евр. 10, 23). Нищим в руки даешь сребро твое; но Христос обещался за них отдать тебе: и отдаст с великим прибытком (4:74).

Жизнь временная самое удобное время для покаяния (3:39, см. ПОКАЯНИЕ, 730).

Ограничиваться в своей жизни только временным есть безумие

Видити сам, любезный, христианине, что худо и безумно делают тии христиане, которые ищут прославитися на земле, ищут чести и славы от человек, ищут над другими господствовати и почитатися и покланятися от человек. Сим они показуют, что не знают общаго истинным христианам достоинства, которое со славолюбием суетным, как огнь с водою, поместитися не может; а зная, и не пекутся о нем, но его презревше, к мнимому благородию, которое как пузырь на воде, или пар, или дым, вмале является и исчезает, обращаются, и тако, «где сокровище их есть, тамо и сердце их» (Мф. 6, 21). О! как горько возрыдают сии, по мнению мира славнии, но в самой вещи подлые и невольники, когда увидят в свое время чад Божиих, истинных христиан, в славе несказанной, себя же тоя со стыдом лишаемых и отсылаемых в безчестие и укоризну вечную! (3:414).

Ищущие только земных благ подобны иудеям, вышедшим из Египта, но сердцами снова туда стремящимся

Тем христианам, которые в мире сем желают и ищут обогатитися, в честь произойти и прославитися, не подражай. Таковые забыли, что Христос Сын Божий за них умер и вострадал, и к вечному животу страданием и смертию Своею дверь отверзл, и к тому их позвал. Видно, что они того только желают и ищут, что видят, а чего не видят, того не желают и не ищут. Они на всяк день, как Адам в раю, к заповеданному древу руки простирают, и от того с бедою своею вкушают, и тако сердцем от Бога отступают. Они делают подобно тем Израильтянам, которые, изшедши из Египта, обратилися сердцами паки во Египет и похотели снедей Египетских (Чис. 11, 5): чего ради прогневался на них Господь. Тако сии христиане чрез крещение святое избавились от работы диавольския, как Израильтяне от работы Фараоновы, и позваны к вечным благим; но сердцем уклоняются и прилепляются к мирским и видимым и оставивше вечное, временных ищут. Чего и на сих прогневается Господь и будут казнены не временно, но вечно. Не подражай убо таковым христианам, но к вечным благим верою и сердцем стремись: христианское бо имение и наследие, честь и слава, богатство и все сокровище – не в мире сем, но в будущем веке и в небесном отечестве (5:157–158).

Жизнь временная и вечная

Крепко держи в уме твоем, что когда по слову Божию не ищеши зде временнаго богатства, чести, славы, угодия, но только вечнаго сокровища желаеши и ищеши, то оно тебе на небеси, по обещанию Его, отверзется, и тогда отъидет от Тебе любовь и желание временных. Желай и ищи истинно вечных благ, и временных не пожелаеши. Кто бо, видя себе обещанную царскую высокую честь, ищет нижайшия и подлейшия честишки. Кто емлется за медницу, видя себе предложенное сокровище злата и сребра? Кто гоняется за славою и похвалою подлых людей, надеяся прославлен и похвален быти от самодержца? Кто хватается за тень, видя самую истину? Тако кто будет искать временных, и как тень исчезающих, видя уготованная вечная сокровлища ищущим их? (5:58).

Благая мира сего, Бог даровал на нужды, а не на РОСКОШЬ

Бог подал благая мира сего нам и позволил их употреблять на нужды наши, а не на роскоши. Сердцем же и любовию нашею к Нему «единому» прилепляться повелел. «Что ми есть на небеси и от Тебе что восхотех на земли» и прочая (Пс. 72, 25) (4:120).

Жизнь земная временна, и ошибаются те, которые забывают об этом

Из вышеописанного видишь, что мы рождаемся, и святым КРЕЩЕНИЕМ обновляемся, не ради мира сего – иначе бы неисходно должны в мире сем пребывать, – но рождаемся и обновляемся ради прохождения к будущей жизни. Погрешают убо и заблуждают тии, которые зде ищут чести, богатства и славы. Ибо тем своим попечением показывают, что они мир сей за отечество имеют, и аки во веки хотят зде жити; они подобни тем людям делают, которые, на малое время отъехавши на чужую сторону, заводят тамо недвижимые вещи, например, домы, сады, пруды и проч., которое все, возвращаяся в отечество свое, принуждены бывают оставлять и без всего того в дом возвращаться: так и мы на малое некое время в мир сей входим, как в чужую страну, и исходит из него всяк на свое место: благочестивый в вечную жизнь, нечестивые в вечную муку (5:33).

Жизнь подобна свече

Видишь, что свеща горит, и далее сгорает. Сей пример подает тебе знать, что и житие наше, пока живем, как свеща горит, а потом и угаснет, – и помнить кончину его, которая неизвестна в кий день и час будет: а потому всегда ожидать ея должно (2:25).

Человече! что свеща горящая пред тобою, тое пред тобою житие твое. Чем свеща более горит, тем более умаляется: тако ты, чем более живешь, тем более сокращается житие твое. Догорает свеща, и погасает: тако оканчивает человек житие свое, и умирает. Как погаснет свеща, то кажется, как бы ее не было: тако, когда умрет человек и погребется, кажется, как бы и не был. Видишь, человече, что есть человек, и что есть житие его. Поминай убо, что тако и житие твое погаснет, как видишь погасшую свещу; и заранее готовися к кончине твоей, да блаженно скончаешися (4:112).

Жизнь временная исчезает, как дым

Видишь, что цветок или от зноя или от мраза скоро увядает, или дым и пузырь на воде скоро исчезает. Тако имеется богатство, честь и слава мира сего: не успеют явиться, и показуются нечто, но при нашедшей или буре бед, или кончине, все исчезает, и бывает, что как бы их и не было. Посмотри во гробы богатых и славных и увидишь, что ничем от нищих и подлых не разнствуют. Вси, как «земля», в землю возвратилися и обратилися. Оставили они мир: оставила их и слава, и богатство отступило: и учинилися богатые как нищие, и славные, как подлые, и сравнилися господа с рабами своими, богатые с убогими так, что не можно познать, где господин и где раб его, где богатый и где нищий лежит. Сей случай и рассуждение его учит нас искать истиннаго душевного богатства и славы, которыя от нас не отступят, когда их сыщем; а за утехами мира сего не гоняться, которые как дым и пузырь исчезают, и, вместо мнимаго веселия, истинную нам оставляют скорбь (2:49–50).

Кратковременность жизни научает нас: 1) Что время жития нашего беспрестанно уходит. 2) Что прошедшаго времени возвратить невозможно. 3) Что прошедшее и будущее не наше, но только тое, которое теперь имеем. 4) Что кончина наша нам неизвестна. 5) Следственно всегда, на всякий час, быть нам готовыми ко исходу должно, когда хощем блаженно умереть. 6) Отсюду заключается, что христианин в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия находиться должен. 7) Каковым хощет быть при исходе, таковым быть тщиться должен на всякое время жития своего: яко не знает от утра дождется ли вечера? и от вечера дождется ли утра. Видим бо, что которые с утра ходили здоровы, те к вечеру на одре смертном бездыханны лежат; и которые с вечера засыпают, поутру не востают, и спать будут до трубы архангельской. А что другим случается, тое тебе и мне случиться может: вси бо всяким случаям подлежим (5:54–55).

Жизнь земная есть путь

Житие бо наше путь есть, по которому непрестанно идем. Спим ли, или бодрствуем? всегда путем сим идем. На путь сей всходим, когда раждаемся; оканчиваем его, когда умираем. Путь сей иному должайший, иному кратчайший: но конец его никому не известен: не знаем бо, когда окончим его. Тако промышляющий о нас Господь определил, да всегда конца его ожидаем; и к тому себе приуготовляем (4:396).

Житие наше подобно пути, которым от самаго рождения до смерти непрестанно идем. Бдим ли, или спим, делаем, или почиваем: беспрерывно путь сей умаляется и всяк к концу своему приближается. Когда рождаемся, на путь сей вступаем; а когда умираем, путь сей оканчиваем. И чим более живем, тем далее от термина рождения отходим, и далее к термину скончания приближаемся. И так житие наше на земли не иное что, как непрестанное и безпрерывное к смерти приближение. Путь сей иному должайший, иному кратчайший определил Бог. Оный бо в младенчество, иный в отрочестве, иный в юношестве, иный в мужеском возрасте, а иный в старости оканчивает его (2:237–238).

Жизнь есть путь, а человек – путник

Всякаго человека в мире сем житие есть путь, и потому всяк человек, пока в мире живет, есть путник. На путь сей всходит человек в рождении и оканчивает его в смерти. Путь зде разумеется всякаго начинания! замыслы, слова и дела и труды, то есть, в чем кто упражняется и трудится (1:192).

ЧЕЛОВЕК, который от места к месту намеренному идет, есть путник: тако мы, Христиане, от дня рождения нашего до дня смерти, путники есмы, по пути жития сего шествуем. Путнику иному должайший путь, иному кратчайший: тако нам путь жития нашего не равный; иной бо скорее оканчивает путь свой, иной более идет. Путник, по пути идучи, всякаго злополучия опасается: тако нам, по пути мира сего идущим, надобно всего опасаться. «Блюдите, како опасно ходите; не якоже не мудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Еф. 5, 15–16) (4:54).

Жизнь земная есть путь, а в дороге требуется самое необходимое, а лишнее мешает

Всяк ЧЕЛОВЕК, живущий на земли, есть путник. На путь жития сего всходит, когда рождается, оканчивает путь сей, когда умирает. Почтож ему искать многаго и обременять себе излишним попечением? А естество малым довольствуется. Естество наше пищи, одеяния, пития, дома и прочих нужных требует, а не украшения и сласти. Похоть ищет богатства, украшения и сласти, а естество нужными только пищею и одеянием довольствуется, как учит Апостол: «Ничтоже внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем» (1Тим. 6, 7 и 8). Видишь, чему учит Апостол: в мир ничего не вносим, и из мира ничего не выносим: и самое дело показует тое. А нам пица и одеяние нужно только, что Бог подает всякому от Своей благости. Почто же путнику себе отягощать? Почто искать тое, что с собою из мира не вынесет? Видишь, что прельщаются от мира, которые много ищут в мире: которые прелесть сию познают, когда умирают, но уже поздно. Надобно убо ныне всякому, пока живет, познавать прелесть сию, и ничего в мире сем за дорогое не иметь, следственно и не гоняться ни за чем, и не прилеплятися ни к чему. Все бо в мире сем подобно есть пузырю, на воде являющемуся и исчезающему, или сновидению, или тени, и проч. Едино твердое, постоянное, непоколебимое и никогда от нас не отступающее есть, – что вечное есть: – того должно тщательно и неусыпно искать, а все временное как ничто иметь (5:33).

Жизнь есть путь двоякий – праведный и нечестивый, в зависимости от того, кто как живет

Путь сей двоякий есть – путь праведных и путь нечестивых. Как солнце чувственное создал Господь ради всех человеков, дабы могли видеть, дела свои делать: «взыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс. 103, 23): тако светильник закона Своего подал Тойжде Создатель, дабы всяк на Него смотря, управлял житие свое, то есть, замыслы, начинания, слова и дела, якоже поет к Богу сей псалмопевец: «светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 105). Которые человеки веруют во Христа, и по слову Божию, и по примеру Христову управляют житие свое, тии суть праведнии, благочестивии и святии: а которые уклоняются от сего святаго светильника, и по своим прихотям живут, тии суть нечестивии, хотя и имя Христово исповедуют! Тии своим путем, а сии своим идут, но к различному концу (1, 192–193).

Жизнь человеческая есть ПУТЬ или тесный или пространный. В чем суть каждого из них

Житие человеческое есть путь от самаго часа рождения до часа окончания. Сей путь двоякий – «тесный и пространный». Тесный путь пределом закона Божия огражден, и не попущающий нам ни на десно, ни на шуее уклоняться, и по своей воли скитаться. Пространный путь есть, который ограду закона Божия разрушил и дает свободу по своему изволению бродить идущим по нему. Тесный путь окружают скорби, беды, изгнания, безчестия и поругания: пространный вся сия отвергает, и распространяет себе веселостьми мира сего. На тесном пути при самом входе стоит крест, и с ним смирение, самаго себе отвержение, терпение, кротость и всякая добродетель... на пространном самолюбие, и при нем славолюбие, любочестие, сребролюбие, злоба и всякий грех, вне сладок и надмен, но внутрь горек и смраден (2:288).

Жизнь есть путь, каждый идет или в ПОГИБЕЛЬ или ко СПАСЕНИЮ

Всякаго бо человека житие, пока в мире сем живет, путь ему есть. Каково житие, таков и путь его: и како живет, тако и идет; и каковое житие имеет, таким путем и идет; и идет или к вечному блаженству, или к вечной погибели. БЛАГОЧЕСТИВО ли о Христе Иисусе живет? Путем благочестивым идет, и идет в вечную жизнь. Беззаконно ли живет? путем беззакония идет, и идет в вечную погибель (4:180).

Жизнь человеческая, как вода мимотекущая в реке

Что вода мимотекущая: тое житие наше и все в житии случающееся. Видим, что вода в реке непрестанно течет и прочее, проходит. Христианине! тако житие наше, и с житием все благополучие и неблагополучие мимо идет. Не было мене прежде нескольких лет: и се есмь в мире, как и прочия твари. «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя, Господи» (Пс. 118, 73). Был я младенец, и миновало то. Был я отрок, и то прошло. Был я юноша, и то отошло от Мене. Был я муж совершенный и крепкий, минуло и тое. Ныне седеют власы мои, и от старости изнемогаю: но и то проходит, и к концу приближаются, и пойду в путь всея земли. Родился я на то, чтоб мне умереть. Умираю ради того, чтобы мне жить. «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» (4:196).

Жизнь подобна морю волнующемуся

Видишь корабль на море волнующийся и бедствующий. От сего разумей, что тако житие наше на море мира сего бедствует, и многоразличными напастьми, как волнами, обуревается. А сим научаешися часто и усердно МОЛИТИСЯ и воздыхать к премудрому Управителю Христу, чтоб не дал твоему кораблецу в волнах БЕДСТВИЙ потопиться, но наставил бы в тихое и безопасное вечнаго живота пристанище достигнуть (2:25).

В жизни человеческой все проходит, все изменяется и снова возвращается

Что мне случилося, то и всякому человеку. Был я здоров и болен, и паки здоров и паки болен, и прошло то. Был я в благополучии: прошло время, и со временем все миновало. Был я в чести; прошло то время, и честь от Мене отступила. Люди мене почитали и покланялись: минуло то время, и не вижу того. Был и весел, был и печален, радовался я и плакал; и ныне тоежде мне случается: преходят дни, преходят с ними печаль и веселие, радость и плач. Хвалили мене и славили люди, хулили и поносили, и которые хвалили, те и проклинали; и которые хулили, те и хвалили: прошло время, прошло и все, миновалась хвала и хула, слава и безславие. Тоежде слышу и ныне: то хвалят, то хулят, то прославляют, то бесславят: знаю, что и то минуется; пройдет время, пройдет хула и хвала, слава и безславие (4:196–197).

Нет бо человека такого, который бы от рождения до смерти в непременном пребыл благополучии или неблагополучии. Как под небом то вёдро, то пасмурно, то непогода и буря, то ясно и тишина бывает: тако и всякому человеку случается, то в благополучии быть, то в неблагополучии, то в страхе, то в покое, то в печали, то в радости быть. Но как дни и часы проходят: тако всякое счастие и несчастие с ними проходит. Видишь, христианине, что как вода мимотекущая и все по ней пловущее, тако время жития нашего и все со временем благополучие и неблагополучие наше проходит. А тако и все житие наше пройдет (4:197).

Жизнь земная изменчива, поэтому стремиться к небесной

Видишь, что иной из славнаго делается безчестным, иной из богатого нищим, иной из здорового немощным, иной из свободнаго невольником, иной из господина рабом. Сии перемены ясно показуют нам, что житие наше на земли есть непостоянное, суетное, бедное и плачевное, и знак есть, что мы от Создателя нашего созданы не к сему, но к иному лучшему и блаженнейшему житию. А тем самым научаемся и паки убеждаемся искать постояннаго онаго и блаженнаго жития, и в таком случае не только не должно роптать, как слепая наша плоть хочет, но и весьма благодарить Богу, хотя и противно нам кажется, что тако аки убеждает нас благодать Его внити в живот вечный (2:25–26).

Понеже временное наше житие непостоянное, и все в нем переменяется и проходит; то не должно нам к временным и мирским вещам прилепляться, но со всяким усердием вечнаго живота и оных благих искать, «горняя мудрствовать, а не земная» (Кол. 3, 2) (4:198).

Жизнь земная постоянно сокращается

Видишь, что часы заведенные непрестанно идут, и хотя спим или бодрствуем, делаем или не делаем, непрестанное течение имеют, и приближаются к термину своему. Тако житие наше имеется: от рождения до смерти непрестанно течет и убавляется. Упокоеваемся или трудимся, бодрствуем или спим, беседуем с кем или молчим, непрестанно течение свое совершает, и к концу своему приближается; и уже ближе учинилося к концу ныне, нежели вчера и третьяго дня – сего часа, нежели прошедшаго. Тако нечувствительно нам житие наше сокращается! тако преходят часы и минуты (2:54).

Се житие твое сокращается, и на всякий день некая часть его отнимается: а смерть наступает, и, как скорый вестник, к тебе приидет; и уже ближае сего дня она к тебе, нежели вчера и третияго дня была; и в чем тебя застанет, в том на оный век пошлет. БЕРЕГИСЬ же, да не застанет тебя в нераскаянии и в неисправности. Она нечаянно, как тать, приходит; и тогда восхищают людей, когда не чают; и тамо, где не чают; и так, как не чают. Берегись же, и на всякий день и час ее ожидай; и воставши трезвися, бодрствуй, и буди таков, каков в час ея хощешь быть. Помяни, где поживший во грехах, и в роскошах, в сластолюбии, в веселостях мира, в чести, славе и богатстве? Умерли они; отошли от них и угодия их; и имеются ныне на своих местах, и ожидают всемирнаго суда Христова (4:151–152).

Конец земной жизни неизвестен; надо всегда к нему готовиться

Когда окончится вервь и престанет ударять маятник, не знаем того. Промысл Божий скрыл от нас тое, да всегда готовы будем ко исходу, когда ни позовет нас к Себе Владыка наш Бог. «Блажен тот, егоже Господь обрящет бдяща» (Лк. 12, 37). Окаянен, егоже в греховном сне погруженна обрящет (2:54).

На пути

к небесному отечеству много труда, скорбей, опасностей

Из юдоли сей плачевной, как из пленения Вавилонскаго на град Иерусалим, на отечество оное, горний оный Иерусалим, плачевным веры оком взираем и «воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе» (2Кор. 5, 2). Того ради имеем нужду трудитися, подвизатися, терпеть различныя в странствовании бедствия; опасаться от врагов, которыя окружают нас, и тщиться заградить путь и к отечеству оному не допустить, берещися козней диавольских, прелестей мира и похотей плотских, «яже воюют на душу» (1Пет. 2, 11). Откуда должно часто «возводить очи наши к Живущему на небеси» (Пс. 22, 1), и просить помощи от Него, да укрепит нас в подвиге нашем, и подаст нам «течение скончать, веру соблюсти» и прийти в оную «страну живых» (Пс. 114, 8) (3:407).

Жизнь земная неизбежно преисполнена СКОРБЕЙ

Христианину бо всегда в мире сем жить не ино что, как всегда в бедах и скорбех находиться. Истинный бо христианин без напастей быть не может (2:242).

Жизнь земная есть время скорби. Просить не долгой жизни, но блаженной кончины

Аще так опасное и бедное в мире сем житие наше, христианине: почто нам желать долгаго в мире сем жития? В мире сем жить не иное что есть, как всегда бедствовать: убо и желать долго в мире сем жить не иное что, как долго бедствовать. Сего ради Пророк святый о сем сетует и воздыхает, глаголя: «увы мне, яко пришельствие мое продолжися» (Пс. 119, 5). Лучший день блаженныя смерти, нежели рождения. Раждаемся на беды; но блаженная смерть полагает конец всем бедам. Желай убо, христианине, не долгаго жития, как сыны века сего делают; но желай блаженныя кончины (4:394).

Без молитвы невозможно жить по-христиански (4:40, см. МОЛИТВА, 554).

Житие в мире сем есть брань непрестанная (5:147, см. БРАНЬ, 117).

Житие, несходное с красноречием, свидетельствует об отсутствии духовной мудрости (2:18, см. МУДРОСТЬ, 571).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Скупость святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Совершенство преподобный Ефрем Сирин

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – НЕБО праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – СПАСИТЕЛЬ святитель Феофан Затворник

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Идол святитель Тихон Задонский

6. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – СЛАВА ИСТИННАЯ святитель Иоанн Златоуст

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Испытание схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Агапит, имя двух пап профессор Александр Павлович Лопухин

9. Отечник Проповедника – Писание Священное игумен Марк (Лозинский)

10. Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва – Буква Ц преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Комментарии для сайта Cackle