схиархимандрит Иоанн (Маслов)

ЖИЗНЬ ГРЕХОВНАЯ, ПОРОЧНАЯ

Человек, живущий по прихотям, подобен лодке, плывущей по течению без труда и весело

По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, яко растленный сам собою и удобно и легко живет, как судно вниз реки само собою плывет. «Зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8, 21)... Страсти и прихоти наши с нами родятся: и потому им последовать и волю их творить легко нам и угодно, как в судне по реке плыть (4:329).

Жизнь греховная есть загрязнение чистой одежды крещения

Многие христиане (О, бедности и окаянства человеческаго!), многие боготканную оную одежду потеряли, и облеклися паки в рубища греховныя. Таковые суть блудники, прелюбодеи и вси, нечисто живущие; таковые суть сребролюбцы, воры, хищники, грабители и вси, чуждая похищающие: таковые суть клеветники, ругатели и лживые и вси беззаконно живущие: вси таковые в рубищах греховных ходят, и не имеют одеяния брачнаго. Сам убо, человече, разсуди, како в так гнусной одежде в небесный чертог человеку войти? (4:378).

Бог печалится безчинством христиан

Видишь, что или сын пред отцом, или раб пред господином своим безчинствует и не отдает достойныя чести: непристойно тебе кажется таковых безчинников дело. Разумей, что тако христиане безчинствуют пред Богом, вся назирающим и на всякое дело и помышление наше смотрящим, когда тайно или явно грешат. Опечаляется отец безчинством сына своего, и господин раба своего, много паче Бог, Отец и Господь всех, опечаляется бесчинством христиан неисправных (2:49).

Жизнь беззаконная – признак неблагодарности

Наконец, всякое беззаконное житие и вере христианской притивное, знак есть неблагодарности. Ибо к Богу благодарность быть не может без любви Божией, которая познается от соблюдения заповедей Божиих, якоже глаголет Христос: «имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин. 14, 21) (2:318).

Жизнь порочная несовместима с любовию и верою

Безстрашное и беззаконное житие как с верою, так и с любовию Христовою поместитися не может, якоже Сам Христос глаголет: «не любяй Мя, словес Моих не соблюдает» (Ин. 14, 24). Такожде СЕРДЦЕ, пристрастившееся к миру, как веры, так и любве никакой ко Христу не имеет, какия бы ни делал человек внешния дела. Все бо, что ни противно есть Христу и от произволения бывает, веру и любовь Христову из сердца изгоняет. А оттуда следует, что Апостол написал: «иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4, 4) (3:148).

Беззаконно живущие Бога не знают, хотя и называются христианами

Отсюда последует, что христиане, беззаконно живущие, Бога не знают, хотя имя святое Его исповедают, и молятся Ему, и в Церковь ходят, и Таин Христовых приобщаются, и прочая. И сие-то есть, что Апостол написал: «И о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть» (1Ин. 2, 3 и 4). Таковые вси в смерти пребывают, яко от живота удаляющиеся; телом живут, но душами мертвы суть; пред миром живут, но пред Богом умерли. Невозможно бо оскверненному грехами с Богом святым общение иметь: а отлучившемуся от Него, яко живота, надобно мертвым быть, по реченному: «се удаляющии себе от Тебе погибнут» (4:234).

Такой жизнью человек бесчестит Бога

Якоже бо добрыми делами, в честь имени Божия творимыми, славится, тако злыми христиан делами безчестится имя Божие... Скажи пожалуй: не было ли бы тебе безчестия и великия досады, ежели бы раб твой, от Тебе почтенный, твой презревши приказ, слушал врага и противника твоего? Какое может быть большее неистовство? Так делает грешник, который, презревши заповеди Господа Бога своего, слушает противника Божия диавола: он бо первый противник и бунтовщик противу Создателя своего, и в тоежде богомерзкое дело человека хитро и коварно привлекл (Быт. 3) (5:337).

Жизнь порочная есть вражда на Бога

«Любы мира сего вражда Богу есть; иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4, 4). Христианине! разсуждай сия Божия слова и осмотрись, да не, вместо любителя Божия, между врагами Божиими будеши. Неотменно в том числе находится человек, который безстрашно заповеди Божии нарушает, и сердцем миру прилепляется, хотя и имя Божие исповедует... О, колико врагов Божиих и между теми, которые мнятся Его почитать, которые в храмы входят и молятся Ему, и животворящих Таин Христовых причащаются, и прочая... которые святым Крещением омылися, освятилися, оправдалися и обещалися Господу Богу верою и правдою работать, но уклоняются в след похотей своих. Таковые суть блудники и прелюбодеи, сквернители, хищники, тати, воры, насильники, ругатели, лживые, клятвопреступники и прочие беззаконники, и вси в пышности и гордости мира сего живущие (4:353).

Жизнь порочная противна ВЕРЕ христианской

Злонравие и беззаконное житие есть противно вере христианской, и потому в ком оно имеется, в том нет веры, хотя и исповедует Христа и христианином именуется. БЛУД и всякая нечистота, хищение, ВОРОВСТВО, клятвопреступление, НЕПРАВДА в судах и во всяком деле, ПИЯНСТВО, ЛЕСТЬ, ЛУКАВСТВО, ложь, ЗЛОБА и прочая сим подобная изгоняют ВЕРУ из СЕРДЦА. Исповедание православныя веры может быть в таковых, ибо многие и беззаконнаго жития право мудрствуют о вере, многие от них и проповедуют веру: но все таковые не имеют сердечной ВЕРЫ, которая человека обновляет, из злонравнаго в добронравнаго пременяет и истинным христианином делает. Иное бо есть знание и исповедание веры, иное же есть сердечная ВЕРА (3: 139–140).

Вера святая не токмо устами отвергается, когда человек Бога и Христа Сына Божия отрицается, и обращается к чувственному идолослужению, но и злыми делами, нехристианским и беззаконным житием. О сем слово Божие свидетельствует. «Бога исповедуют», – глаголет Апостол, – «ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всяко дело благое неискусни» (Тит. 1, 16)... «Якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). А когда вера мертва, то и нет ея. Мертвое бо уже не живет, хотя и показуется нечто быти. Ибо ВЕРА есть дар Божий духовный, и потому когда мертва есть, то уже исчезла, якоже светильник без елея исчезает (3:190).

Отсюда видно, что беззаконное и бесстрашное житие знак есть БЕЗБОЖИЯ, внутрь СЕРДЦА крыющагося. Таковый глаголет в сердце своем: «Несть Бог» (Пс. 13, 1), яко таковые «Бога исповедуют ведети, делы же отмещутся Его» (Тит. 1, 16) (5:68).

Безбожное и нечистое житие, есть житие, грехами противу совести исполненное и нераскаянное. Отрицание от Бога и Христа Сына Божия не токмо тот, который устами Его не исповедует, но и тот, который не слушает Его, учению Его не последует; или кратко, отвергается человек Бога и Христа Сына Божия не токмо устами, но и беззаконным житием. Разсуди всяк сие: Бог повелевает: «не убий»; гнев говорит: убий. Бог запрещает: «не прелюбодействуй»; плоть глаголет: дерзай. Бог глаголет: «не укради»; а маммона говорит: укради и проч. Грешник, оставивши Бога, гневу, плоти и маммоне повинуется, и так самым делом показует, что не Бога, но гнев, похоть и мамону за Господа своего имеет, которых слушает, хотя устами и исповедует Бога Господа своего быти (2:224).

Жизнь порочная есть признак неверия

Житие порочное и безплодное христиан доказательством есть неверия их, хотя и имеют на устах веру (3:161).

Все ли де христиане почитают пришествие и страдания Христовы? Ответ: Христиане, которые возлюбили Евангелие Христово и творят покаяние и плоды достойные покаяния, почитают: но христиане неисправные, например, блудники, прелюбодеи, пияницы, хищники, тати, мздоимцы, льстецы, лукавцы, ненавистники, злобные, клеветники, злоречивые и прочие, сим подобные, не почитают. Ради чего? Понеже. 1) Истинное почитание без веры быть не может: житие беззаконное вере противно, и знак есть неверия. 2) «Никтоже может двема господинома работати» (Мф. 6, 24), по словеси Христову. Они работают своим страстям и почитают их, яко, что хотят страсти их, тое они исполняют. Убо почитая свои страсти, Христовых страданий не почитают, и, своим прихотям работая, Христу работать не могут; почитать бо Христа и работать Христу едино есть. Аще бо кто почитает Христа, тот неотменно работает Ему. 3) Беззаконное житие противно и враждебно есть кресту и страданию Христову, ибо Христос пострадал и умер за грехи наша. Христиане беззаконнующие пренебрегают сию высокую Его благодать и человеколюбие, и нераскаянным своим житием показуют, как бы туне умер Христос (3:166–167).

Беззаконное и безстрашное житие, каковое есть татей, хищников, мздоимцев, лихоимцев, блудников, хульников, ругателей, злобных, ненавистников, пияниц и прочиих, доказательством есть безбожнаго их сердца, и слепотою и тьмою неведения Божия помраченнаго. И хотя таковые исповедуют Бога, но в сердцах своих глаголют: «несть Бог», якоже псалом 13-й показует таковых, и прочия в Писании места. О таковых исповедниках Апостол написал: «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни» (Тит. 1,16) (2:144) (также 3:23, см. НЕВЕРИЕ, 601).

Жизнь греховная – признак духовного мертвеца (3:235, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 365).

За беззаконное и развращенное житие человек отлучается от Бога (4:146, см. СЛОВО БОЖИЕ, 911).

Жизнь греховная приходит к ГЕЕННЕ огненной

В опасном состоянии находятся христиане тии, которые безстрашно, без покаяния живут, но своим прихотям работают, Христа исповедуют, но делами отмещутся Его. Почувствуют они, что-то есть грех, коль великая горесть его, когда от лица Божия на веки отвергнутся и в геенне огненной с диаволом и аггелами его горестную вечнаго мучения чашу будут пити, ибо «оброцы греха смерть» (Рим. 6, 23). Аще бо Христос Сын Божий за чужие грехи так страшно мучен был, что уже постраждут за свои грехи тии, которые волею согрешают? Аще в сурове древе, глаголет страждущий Христос, сия творят, в сухе что будет? (Лк. 23, 31) (3:55).



Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - М. : "Самшит-Издат", 2003. - 1199 с. ISBN 5-98106-004-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Зло святитель Димитрий Ростовский

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПОВИНОВЕНИЕ БОГУ праведный Иоанн Кронштадтский

3. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Увещевание преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

4. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – СОН святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – НАЧАЛЬСТВО святитель Феофан Затворник

6. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ВЕСЕЛЬЕ святитель Иоанн Златоуст

7. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Богохульство преподобный Ефрем Сирин

8. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Двоедушие святитель Тихон Задонский

9. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Уничижение схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Аглаий профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle